


Материал помещен в архив
ПРАВИЛА И ПРИМЕРЫ ОКРУГЛЕНИЯ ЦЕН В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Общие правила округления розничных цен
Субъекты предпринимательской деятельности не могут устанавливать цену (тариф) за единицу товара (услугу) ниже минимального номинала монеты, находящейся в обращении на территории Республики Беларусь, - 1 коп.
При округлении розничных цен следует руководствоваться разъяснениями, изложенными в письме Министерства торговли Республики Беларусь от 25.03.2016 № 03-16/257к «Об округлении цен (тарифов)»
![]() |
Обратите внимание! В настоящее время Министерство торговли Республики Беларусь переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. |
В частности, в п.1 письма № 03-16/257к отмечено, что отпускные и розничные цены, тарифы округляются за принятую единицу измерения (штуку, единицу, десяток, метр, килограмм, литр и т. п.), на которую устанавливается цена (тариф).
Розничные цены, тарифы предписано округлять до копейки согласно арифметическим правилам (часть первая п.2 письма № 03-16/257к):
• если дробная часть копейки менее 0,5 коп., то она отбрасывается и сумма снижается до целой копейки;
• если дробная часть равна 0,5 коп. и больше, то сумма повышается до целой копейки.
При реализации товаров со скидкой с розничной цены округляется сумма скидки и стоимость каждой единицы товара до ближайшего действующего в республике номинала денежной единицы (п.7 письма № 03-16/257к).
Порядок округления отпускных цен определяется субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно (п.8 письма № 03-16/257к). Этот порядок необходимо закрепить в учетной политике в части ценообразования. При этом следует соблюдать еще одно общее правило округления цен (тарифов): округление выполняется один раз, то есть недопустимо в процессе расчета цены (тарифа) производить это действие дважды (или большее количество раз).
Применение торговых надбавок, включение в цену налога на добавленную стоимость и округление цен
Розничные цены на товары, реализуемые с добавлением торговых надбавок, округляются после начисления этих надбавок и налога на добавленную стоимость.
![]() |
Пример 1 Организация розничной торговли, расположенная в г. Минске, реализует продукцию животноводства (молоко, яйца, мясо и т. п.), закупаемую у производителя. Следует отметить, что в настоящее время цены на эти товары не регулируются. Вместе с тем такое регулирование может быть введено Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь на срок не более 90 дней в течение 1 года, так как указанные товары входят в соответствующий перечень социально значимых товаров, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2021 г. перечень № 35 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2021 № 22. |
Порядок округления организацией сформированных розничных цен приведен в таблице 1.
Округление организацией розничной торговли цен на товары, на которые в законодательстве отсутствует ограничение по уровню применяемой торговой надбавки и (или) предельной цены
(руб.)
Наименование товара (единица измерения) | Цена производителя | Размер торговой надбавки, % | Розничная цена без НДС (гр.2 × (100 + + гр.3) / 100) |
Ставка НДС* | Розничная цена с НДС (гр.4 × (100 + + гр.5) / 100) |
Округление | Розничная цена с учетом округления (гр.6 + гр.7) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Молоко коровье жирностью 1,5 % (1 л) |
0,88 |
15 |
1,012 |
10 |
1,113 2 |
-0,003 2 |
1,11 |
2. Молоко коровье жирностью 3,2 % (1 л) |
0,98 |
15 |
1,127 |
10 |
1,239 7 |
+0,000 3 |
1,24 |
3. Яйцо куриное С-2 (десяток) |
1,10 |
20 |
1,320 |
10 |
1,452 0 |
-0,002 0 |
1,45 |
4. Яйцо куриное С-1 (десяток) |
1,28 |
20 |
1,536 |
10 |
1,689 6 |
+0,000 4 |
1,69 |
5. Филе цыпленка-бройлера (1 кг) |
4,75 |
30 |
6,175 |
10 |
6,792 5 |
-0,002 5 |
6,79 |
* При реализации продукции животноводства, производимой на территории Республики Беларусь, применяется ставка НДС в размере 10 % (абзац 5 подп.2.1 п.2 ст.122 Налогового кодекса Республики Беларусь).
При формировании розничных цен на товары, продукцию общественного питания, на которые установлены предельные торговые надбавки (наценки) (в процентах), округление производится после начисления этих надбавок (наценок) и налога на добавленную стоимость (часть вторая п.2 письма № 03-16/257к).
![]() |
Обратите внимание! При округлении цен субъекты предпринимательской деятельности в обязательном порядке должны соблюдать предельные размеры торговых надбавок (наценок) по товарам, продукции общественного питания, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование (часть третья п.2 письма № 03-16/257к). Например, в случае применения субъектом предпринимательской деятельности предельного размера торговой надбавки (наценки) округление розничной цены нельзя производить в сторону ее увеличения, так как это вызовет превышение предельно допустимой торговой надбавки. В такой ситуации округление всегда должно производиться в сторону уменьшения. |
![]() |
Пример 2 Аптека реализует лекарственные средства, закупаемые у фармацевтических предприятий Республики Беларусь. Торговые надбавки на реализуемые лекарства применяются в предельно допустимом размере, установленном подп.1.4 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» Чтобы по итогам округления конечных розничных цен не был превышен предельно допустимый размер торговых надбавок, округление в приведенной ситуации следует выполнять не по арифметическим правилам, а только в сторону уменьшения цены.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 октября 2021 г. следует руководствоваться подп.1.4 п.1 Указа № 366 с учетом изменений, внесенных Указом от 05.10.2021 № 383. Комментарий см. здесь. |
Таблица 2
Округление цен организацией розничной торговли, реализующей лекарственные средства, в случае применения предельных торговых надбавок, установленных законодательством
(руб.)
Наименование лекарственного средства, дозировка | Цена производителя за единицу товара | Размер предельной торговой надбавки, % | Розничная цена без НДС (гр.2 × (100 + + гр.4) / 100) |
Ставка НДС | Розничная цена с НДС (гр.5 × (100 + + гр.6) / 100) |
Округление | Розничная цена с учетом округления (гр.7 + гр.8) | |
руб. | БВ* | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Таблетки «Амиодарон», 200 мг, № 30 |
1,97 |
0,077 |
30 |
2,561 |
20 |
3,073 2 |
-0,003 2 |
3,07 |
2. Лактулоза, сироп 667 мг/мл, 500 мл № 1, флакон |
15,00 |
0,588 |
25 |
18,75 |
20 |
22,50 |
0,00 |
22,50 |
3. Моксифлоксацин, раствор для инфузий 250 мл, бутылка |
31,15 |
1,22 |
14 |
35,511 |
20 |
42,613 2 |
-0,003 2 |
42,61 |
4. Гидроксиэтилкрахмал 130, раствор для инфузий 100 мг/мл 400 мл № 24, бутылка |
198,24 |
7,77 |
5 |
208,152 |
20 |
249,782 4 |
-0,002 4 |
249,78 |
5. Иматиниб, капсулы 100 мг № 126 (21 × 6, контурная ячейковая упаковка) |
620,40 |
24,33 |
1 |
626,604 |
20 |
751,924 8 |
-0,004 8 |
751,92 |
* В расчете использована базовая величина в размере 25,50 руб., установленная с 1 января 2019 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2018 № 956. Размер базовой величины см. здесь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Актуальный размер базовой величины см. здесь. |
Округление цены на комплект, когда имеются цены на входящие в его состав изделия
При определении розничных цен на комплект товаров, формируемый субъектами торговли из реализуемых товаров, округляется цена каждой единицы товара, входящей в его состав, отдельно. После суммирования розничных цен, с учетом округления цены каждой единицы товара, цена комплекта не округляется (часть первая п.4 письма № 03-16/257к).
![]() |
Пример 3 Организация розничной торговли (магазин косметики) комплектует подарочный набор, состоящий из шампуня, мыла и крема для рук. Организация-производитель поставила данный товар по следующим ценам: шампунь - 5,64 руб. (в том числе НДС - 0,94 руб.), мыло - 0,96 руб. (в том числе НДС - 0,16 руб.), крем для рук - 3,72 руб. (в том числе НДС - 0,62 руб.). Магазин применяет к данному товару торговую надбавку в размере 30 % (товары не относятся к социально значимым). При таких исходных данных цена подарочного набора формируется следующим образом. Сначала округляется розничная цена каждого изделия, входящего в набор. На шампунь - 7,332 руб. ((5,64 - 0,94) × 130 % × 120 %), с учетом округления - 7,33 руб. (в том числе НДС - 1,22 руб.). На мыло - 1,248 руб. ((0,96 - 0,16) × 130 % × 120 %), с учетом округления - 1,25 руб. (в том числе НДС - 0,21 руб.). На крем для рук - 4,836 руб. ((3,72 - 0,62) × 130 % × 120 %), с учетом округления - 4,84 руб. (в том числе НДС - 0,81 руб.). Цена подарочного набора определяется простым суммированием округленных цен на входящие в его состав изделия и в данном случае равна 13,42 руб. (7,33 + 1,25 + 4,84), в том числе НДС - 2,24 руб. (1,22 + 0,21 + 0,81). |
Округление цены на комплект, когда отсутствуют цены на входящие в его состав изделия
При определении цены на комплект товаров в целом (при отсутствии цен на отдельные единицы товара, входящие в комплект) округляется цена всего комплекта (часть вторая п.4 письма № 03-16/257к).
![]() |
Пример 4 Организация розничной торговли (мебельный магазин) получила от организации-производителя гарнитур (шкаф, трюмо и стул) по цене 833,04 руб. (в том числе НДС - 138,84 руб.). Цены на отдельные предмеры гарнитура отсутствуют. Мебельный магазин применил торговую надбавку в размере 30 %. С учетом НДС розничная цена на гарнитур составила 1 082,952 руб. ((833,04 - 138,84) × 130 % × 120 %), после округления до 1 коп. (по арифметическим правилам, изложенным в п.2 письма № 03-16/257к) - 1 082,95 руб. (в том числе НДС - 180,49 руб.). |
12.03.2019
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»