Расчет от 19.03.2019
Автор: Шкирман С.

Особенности формирования цен на безалкогольные прохладительные напитки, в том числе реализуемые в розлив


 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЕ НАПИТКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕАЛИЗУЕМЫЕ В РОЗЛИВ

пример ситуация

Ситуация

Организация розничной торговли, расположенная в г. Минске, планирует наладить реализацию безалкогольных прохладительных напитков (в том числе в розлив) возле и (или) внутри своего торгового объекта.

Какие особенности должна учитывать такая организация при формировании цены на реализуемые напитки, в частности, при каких условиях она вправе применять наценку общественного питания?

 

Ответ зависит от применяемой организацией формы торговли и типа торгового объекта, через который планируется реализация прохладительных напитков.

Такая реализация возможна либо через торговый объект, осуществляющий розничную торговлю, либо через объект общественного питания.

Реализация через торговый объект

Торговый объект - капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, оснащенные торговым оборудованием, предназначенным для продажи товаров, а также передвижные средства развозной и разносной торговли (п.40 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», далее - Закон № 128-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. торговый объект - капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или их части либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, оснащенные торговым и иным оборудованием для продажи товаров, а также передвижной торговый объект и передвижные средства разносной торговли (подп.1.35 п.1 ст.1 Закона № 128-З в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З). Комментарии см. здесь.

 

Розничная торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (п.22 ст.1 Закона № 128-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. розничная торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами (подп.1.21 п.1 ст.1 Закона № 128-З в редакции Закона № 81-З). Комментарии см. здесь.

 

При реализации прохладительных напитков через торговый объект, осуществляющий розничную торговлю, розничная цена формируется путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов). При этом в случае приобретения напитков на территории Республики Беларусь у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих оптовую торговлю, торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) применяется также к отпускной цене производителя (импортера) (части первая и третья п.11 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 сентября 2023 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55, в ред. постановления МАРТ от 25.08.2023 № 52. Комметарии см. здесь.

 

Таким образом, при реализации прохладительных напитков через розничный торговый объект применяется лишь торговая надбавка, а наценка общественного питания не применяется.

 

внимание

Обратите внимание!

Безалкогольные прохладительные напитки не входят ни в один из утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 перечней товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами. Это означает, что торговая надбавка на такие напитки устанавливается организацией розничной торговли самостоятельно в размере с учетом конъюнктуры рынка.

РАСЧЕТ
розничной цены на
 квас «Медовый»
от 12.03.2019

Показатель Сумма, руб.
1. Отпускная цена производителя (импортера) без налога на добавленную стоимость (в таре емкостью 0,5 л)
0,44
2. Торговая надбавка, руб. (стр.1 × 25 %)
0,11
3. Цена без налога на добавленную стоимость, руб. (стр.1 + стр.2)
0,55
4. Налог на добавленную стоимость, руб. (стр.3 × 20 %)
0,11
5. Розничная цена, руб. (стр.3 + стр.4)
0,66

Реализация через объект общественного питания

Применение наценки возможно в случае реализации безалкогольных прохладительных напитков через объект общественного питания.

Объект общественного питания - капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, и летнее (сезонное) кафе, оснащенные специальным оборудованием, предназначенным для осуществления общественного питания (п.15 ст.1 Закона № 128-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. объект общественного питания - капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или их части либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, передвижной объект общественного питания (подп.1.13 п.1 ст.1 Закона № 128-З в редакции Закона № 81-З). Комментарии см. здесь.

 

Торговый объект общественного питания - пункт производства, переработки, продажи продукции собственного производства, покупных товаров с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению (подп.3.2.1 п.3.2 СТБ 1209-2005 «Общественное питание. Термины и определения»; утвержден и введен в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 19.07.2005 № 33).

Общественное питание - предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и организацию потребления продукции общественного питания и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общественного питания (п.14 ст.1 Закона № 128-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. общественное питание - предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и (или) организацию потребления продукции общественного питания и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общественного питания (подп.1.12 п.1 ст.1 Закона № 128-З в редакции Закона № 81-З). Комментарии см. здесь.

 

Инструкция о порядке классификации объектов общественного питания по типам и классам утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.10.2016 № 32 (далее - Инструкция № 32).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 апреля 2019 г. Инструкция № 32 утратила силу постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 16.04.2019 № 36.

С 26 февраля 2018 г. согласно абзацу 4 подп.4.1 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения вправе создавать объекты общественного питания без подразделения их на типы и классы, а также разрабатывать для них ассортиментные перечни продукции общественного питания без учета требований перечня продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в такие перечни, утвержденного Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

 

Реализация прохладительных напитков в розлив через объект общественного питания может осуществляться через такие типы торговых объектов, как, например, кафетерий, мини-кафе, летнее (сезонное) кафе.

 

Тип торгового объекта Определение Норма
Кафетерий Объект общественного питания, оборудованный буфетной или барной стойкой и предназначенный для быстрого обслуживания покупателей с потреблением на месте ограниченного ассортимента продукции общественного питания несложного изготовления из полуфабрикатов высокой степени готовности, горячих и прохладительных напитков, булочных и кондитерских изделий, покупных товаров Абзац 9 п.2 Инструкции № 32;
подп.3.2.20 п.3.2 СТБ 1209-2005
Мини-кафе Кафе, осуществляющее изготовление ограниченного ассортимента продукции общественного питания и покупных товаров, расположенное в приспособленных помещениях или оборудованное на базе киосков, павильонов, имеющих зал для быстрого обслуживания покупателей, передвижных средств с оборудованными местами для потребления пищи Абзац 19 п.2 Инструкции № 32;
подп.3.2.26 п.3.2 СТБ 1209-2005
Летнее (сезонное) кафе Кафе, в том числе на базе передвижных средств, с установленной мебелью для быстрого обслуживания покупателей, предназначенное для продажи с потреблением на месте ограниченного ассортимента продукции несложного изготовления и покупных товаров, функционирующее в течение определенного сезона года Абзац 14 п.2 Инструкции № 32;
подп.3.2.30 п.3.2 СТБ 1209-2005

 

В объектах общественного питания учреждений образования покупные продовольственные товары, не подвергающиеся кулинарной обработке, реализуются без применения наценок. Исключение - товары, продаваемые в розлив и порционно (п.12 Инструкции о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, утвержденной Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 13.08.2018 № 66, далее - Инструкция № 66).

При этом к розничной цене на соки, нектары, морсы, молоко, кисломолочные напитки, реализуемые в розлив, а также при их использовании для приготовления напитков без термической обработки применяется предельная максимальная наценка, не превышающая 20 % (часть первая п.14 Инструкции № 66).

Так как на квас предельная максимальная наценка Инструкцией № 66 не установлена, то при его реализации в розлив в объектах общественного питания учреждений образования наценка применяется с учетом конъюнктуры рынка.

При использовании питьевой бутилированной воды для приготовления напитков торговые надбавки и наценки не применяются (часть вторая п.14 Инструкции № 66).

 

внимание

Обратите внимание!

На соки, нектары, морсы, молоко, кисломолочные напитки, реализуемые в розлив не в учреждениях образования, размер наценок не ограничен и устанавливается с учетом конъюнктуры рынка.

Расчет розничных цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования субъектами общественного питания, осуществляется в калькуляционных карточках, которые составляются отдельно на каждое блюдо (кулинарное изделие, полуфабрикат) (часть первая п.13 Инструкции № 66). Данная норма относится также к напиткам, реализуемым в розлив.

КАЛЬКУЛЯЦИОННАЯ КАРТОЧКА № 18
от 12.03.2019

Наименование блюда (изделия) квас «Медовый»

Номер рецептуры по Сборнику (номер техкарты) _________

Расчет на количество единиц 100 порций

 

Наименование сырья, показатель Норма вложения, (бут./л) Розничная цена
(с НДС) за 1 бут., руб.
Сумма, руб.
Квас «Медовый» в бутылке емкостью 2 л
10 бут. / 20 л
2,00
20,00
Стоимость набора сырья в розничных ценах, руб.
20,00
Размер наценки общественного питания, %
30
Сумма наценки общественного питания, руб. (20,00 × 30 %)
6,00
Стоимость набора сырья в розничных ценах с учетом наценки, руб. (20,00 + 6,00)
26,00
Розничная цена 1 стакана емкостью 0,2 л с учетом наценки, руб. (26,00 / 100 порций)
0,26
Выход блюда в готовом виде, л
0,2

 

Калькуляционные карточки и иные документы, обосновывающие уровень применяемых цен, хранятся на бумажных носителях и (или) в электронной форме, в том числе на материальных носителях (часть вторая п.13 Инструкции № 66).

При реализации продукции общественного питания (в том числе прохладительных напитков) в одноразовой посуде сформированная розничная цена может увеличиваться на стоимость указанной посуды по цене ее приобретения (п.15 Инструкции № 66).

Так, если цена приобретения стакана одноразового емкостью 0,2 л (с учетом НДС) составляет 0,04 руб., то розничная цена 1 порции кваса «Медовый» выходом 0,2 л в одноразовом стакане составит 0,30 руб. (0,26 + 0,04).

Рассчитанная цена (0,30 руб.) может быть указана на ценнике или в меню объекта общественного питания с расшифровкой стоимости 1 порции кваса без посуды (0,26 руб.) и цены одноразового стакана емкостью 0,2 л (0,04 руб.).

 

19.03.2019

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»