


Материал помещен в архив
УСТАНОВЛЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МОЮЩИХ, ЧИСТЯЩИХ, ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ПОЛИКЛИНИКАХ)
![]() |
Ситуация Учреждение здравоохранения (поликлиника) приобретает моющие и дезинфицирующие средства, чистящие порошки (для мытья полов, стеклянных и зеркальных поверхностей, уборки кабинетов, коридоров, санузлов здания и т. д.). Есть ли установленные законодательством нормы расхода этих средств (возможно, отраслевые - для учреждений здравоохранения - или общие)? Если утвержденных норм нет, то как правильно установить данные нормы в организации, на основании чего, чем при этом руководствоваться? |
Общие требования по содержанию и эксплуатации производственных зданий и помещений, в том числе по санитарно-бытовому обеспечению, установлены Санитарными нормами и правилами «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.07.2016 № 85. Нормы расхода чистящих, моющих и дезинфицирующих средств, средств гигиены для содержания и эксплуатации зданий организаций здравоохранения (поликлиник, больниц) в законодательстве отсутствуют.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2023 г. действуют СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работающих, содержанию и эксплуатации производственных объектов», утв. постановлением Минздрава от 19.07.2023 № 114. |
![]() |
Справочно Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.05.2004 № 143 утверждены нормы расхода моющих, отбеливающих и аппретирующих средств для обработки мягкого инвентаря, средств индивидуальной защиты и санитарно-гигиенической одежды в прачечных организаций здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Инструкция по применению дезинфицирующе-моющего средства «Септанес» разработана и согласована к применению Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 11 июля 2002 г. |
Вместе с тем для обеспечения надлежащих условий работы нанимателям вменено в обязанность оснащать с учетом характера производства (осуществляемой деятельности) санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.) необходимыми устройствами и средствами (часть первая ст.231 Трудового кодекса Республики Беларусь, часть первая ст.30 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.231 вышеназванного Кодекса исключена Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Корректировка в части исключения дублирования норм и норм прямого действия, закрепленных в Законе № 356-З. С 28 июня 2020 г. в часть первую ст.30 Закона № 356-З внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З. Изменения не повлияли на суть материала. |
В таких условиях для обоснования количества списываемых на затраты моющих и дезинфицирующих средств и исключения случаев бесконтрольного их расхода рекомендуем разработать и утвердить собственные нормы, применяемые внутри организации.
При разработке норм расхода чистящих, моющих и дезинфицирующих средств, средств гигиены следует учитывать количество работников организации и посетителей поликлиники, площадь обрабатываемых поверхностей, количество санитарно-бытовых помещений в здании (туалетов, душевых, ванных, процедурных, хозяйственных и иных помещений, умывальников в кабинетах).
![]() |
Справочно При разработке локальных норм расхода можно заимствовать некоторые подходы (правила, соотношения), предусмотренные: • приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25.10.2006 № 156 «О нормах положенности моющих и дезинфицирующих средств»; • приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.10.2007 № 96 «Об утверждении норм расхода основных материалов для обработки белья в прачечных, моющих, дезинфицирующих средств и средств личной гигиены в санаториях и организациях социального обслуживания, подчиненных Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь»; • приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 01.02.2011 № 16 «Об утверждении норм расхода моющих средств для гостиничного хозяйства». |
По мере использования утвержденных норм расхода их периодически следует корректировать и дополнять с учетом сложившейся практики использования моющих и дезинфицирующих средств, изменения количества работников и посетителей, соответствующих помещений, видов закупаемых организацией средств обработки и гигиены.
03.04.2019
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»