Пособие от 19.04.2019
Автор: Пешкова Г.

Характеристика, учет объема документооборота в учреждении образования


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие документооборота

Характеристика документооборота

Учет объема документооборота

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ХАРАКТЕРИСТИКА, УЧЕТ ОБЪЕМА ДОКУМЕНТООБОРОТА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие документооборота

Документооборот - движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки или направления в дело (подп.138.1 п.138 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, далее - Инструкция по делопроизводству).

Прохождение и обработка основных категорий документов в учреждении должны осуществляться строго в соответствии со схемой прохождения документов, разрабатываемой секретарем приемной руководителя и утверждаемой руководителем учреждения.

Вся документация делится на три документопотока:

1) входящие (поступающие в учреждение) документы;

2) исходящие (отправляемые из учреждения) документы;

3) внутренние (созданные в учреждении и не выходящие за ее пределы) документы.

Внешний информационный поток обеспечивает перемещение входящих и исходящих документов, а внутренний информационный поток - перемещение документов внутри учреждения.

Поток входящих документов разделяется на документопотоки, направляемые руководителем в структурные подразделения и отдельным исполнителям. В подразделениях формируются потоки, которые на выходе из учреждения образуют исходящий поток документов.

Движение документов в учреждении определяется содержанием информации, которую они несут. Информация, а следовательно, документы распределяются в учреждении в соответствии с функциями подразделений и исполнителей.

Основные операции работы с документами

Составные части делопроизводства Операции делопроизводства Группы (потоки) документов
внутренние исходящие входящие
Документирование Составление проекта документа, его изготовление      
Согласование проекта документа со специалистами      
Проверка правильности оформления документа      
Подписание, утверждение документа руководителем      
Регистрация  
Далее - отправка адресату
 
Документооборот Рассмотрение документов руководителем (резолюция)      
Контроль исполнения      
Исполнение документов      
Формирование дел  
Отпуски*
 
Текущее хранение и использование      
Передача на архивное хранение      
Уничтожение документов      

 

* Отпуск - это копия исходящего документа, заверенная исполнителем. После отправки документа отпуск (копия) подшивается в дело.

 

Условные обозначения операций:

 
- обязательные для данной группы документов;
 
- возможные для данной группы документов;
 
- неиспользуемые.

Характеристика документооборота

Документооборот выполняет функции системы коммуникации в учреждении. Важным является знание параметров документооборота (качественных и количественных).

К качественным параметрам документооборота относят характеристику документооборота в зависимости от:

• используемой системы информационного обеспечения:

- автоматизированного типа;

- традиционного;

- смешанного;

• разделения документооборота на документопотоки:

- входящие;

- исходящие;

- внутренние;

• основных характеристик документооборота как пространственно организованного процесса:

- маршруты движения документов;

- этапы и инстанции их прохождения;

- стадии документооборота.

К качественным также относятся и те параметры, которые характеризуют особенности наполнения системы информацией:

• состав и содержание документов, включаемых в документооборот;

• направленность движения документов;

• периодичность документопотока.

К количественным параметрам документооборота относят показатели его:

• объема;

• времени протекания.

Помимо объема документооборота устанавливают удельный вес каждой группы документов или документопотоков, определяют плотность документопотока - объем документов, проходящих через подразделение за единицу времени. Выделяют и такие параметры, как физический объем конкретного документа, размер его текста.

К временным характеристикам документооборота относят продолжительность документооборота, то есть скорость прохождения отдельных документов в процессе документооборота. Эта характеристика определяется еще и как время, затрачиваемое на маршрут прохождения документа. Под временными характеристиками понимается, например, время полного цикла обращения документа в учреждении или время прохождения на выбранных отрезках пути, стадиях управленческого процесса.

Учет объема документооборота

Важнейшим фактором при изучении документооборота является подсчет его объема.

 

справочно

Справочно

Объем документооборота - количество документов, полученных (входящие) и созданных (внутренние, исходящие) организацией за определенный период времени (подп.144.1 п.144 Инструкции по делопроизводству).

 

Учету подлежат все документы учреждения. Анализ объема документооборота позволяет корректировать содержание работы делопроизводственных служб или секретаря, рассчитывать необходимую численность делопроизводственного персонала и рационально выбирать средства организационной техники.

Подсчет количества документов производится по регистрационным формам в местах их регистрации.

При подсчете документооборота рекомендуется отдельно учитывать количество основных документов и количество копий документов. Общие количества выражаются дробью, где числитель обозначает количество основных документов, а знаменатель - количество экземпляров (копий) документов, например 10814/15375.

Приложения к документу учитываются вместе с ним как один документ.

Отдельно учитываются полученные и созданные организацией документы, обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (подп.144.2 п.144 Инструкции по делопроизводству).

 

внимание

Обратите внимание!

В учреждении может проводиться полный и выборочный учет объема документооборота (по всему учреждению, по структурным подразделениям, по группам документов и т. д.) (подп.144.3 п.144 Инструкции по делопроизводству).

 

Скорость прохождения документов в значительной степени зависит от постановки всей управленческой деятельности учреждения в целом.

Условно для деления учреждений по объему документооборота можно использовать классификацию организаций по категориям:

• 1-я категория - объем документооборота свыше 100 000 тыс. документов в год;

• 2-я категория - от 25 000 до 100 000 тыс. документов в год;

• 3-я категория - от 10 000 до 25 000 тыс. документов в год;

• 4-я категория - до 10 000 тыс. документов в год.

Относить учреждения к перечисленным категориям следует с учетом установления структур служб документации, автоматизации работы с документами, а также при решении отдельных вопросов документирования.

Подсчет ведется обычно по регистрационным формам входящих, внутренних (обычно по видам) и исходящих документов. При необходимости документооборот можно подсчитывать каждый месяц, что позволяет выделить месяцы наиболее интенсивной работы. Можно подсчитывать его поквартально, а в небольших организациях подсчитывать объем документов за год.

 

19.04.2019

 

Галина Пешкова, преподаватель высшей категории, председатель методической комиссии отделения «Документационное обеспечение управления» учреждения образования «Минский государственный колледж электроники»