


Материал помещен в архив
ПРАВА ПЛАТЕЛЬЩИКА НАЛОГОВ
Плательщики налогов
Плательщики налогов - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, пошлины (п.1 ст.14 НК).
Под организациями понимаются (п.2 ст.14 НК):
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2024 г. следует руководствоваться п.2 ст.14 НК в ред. Закона от 27.12.2023 № 327-З. |
• юридические лица Республики Беларусь;
• иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;
• простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования).
Под физическими лицами понимаются (п.5 ст.14 НК):
• граждане Республики Беларусь;
• граждане либо подданные иностранного государства;
• лица без гражданства (подданства).
Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов (п.4 ст.21 НК).
Права плательщиков налогов
Плательщик имеет право:
• получать разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства (подп.1.1 п.1 ст.21 НК).
Порядок рассмотрения обращений, в том числе по применению актов налогового законодательства, предусматривает, что первоначально обращения подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных или входящих в состав (систему) государственных органов, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», далее - Указ № 498).
В систему Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС) входят инспекции МНС, которые осуществляют полномочия названного Министерства в административно-территориальных единицах Республики Беларусь, в частности в пределах своей компетенции обязаны давать письменные разъяснения по вопросам налогового законодательства (подп.1.8 п.1 ст.108 НК, п.3, подп.5.6 п.5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. из подп.1.8 п.1 ст.108 НК слово «Республики Беларусь» исключено Законом Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З. С 30 мая 2024 г. следует руководствоваться п.3, подп.5.6 п.5 Положения № 1592 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 23.05.2024 № 366. |
В ситуации, когда плательщик не согласен с разъяснением, полученным от налогового органа местного уровня, он вправе обжаловать такое разъяснение в вышестоящий орган, к которому одновременно отнесены ИМНС по областям и г. Минску и МНС (часть третья п.2 Указа № 498, пп.17, 171 перечня государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержденного Указом № 498).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 января 2020 г. перечень № 498 изложен в новой редакции Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 485. Следует руководствоваться пп.20 и 21 новой редакции перечня № 498; |
• представлять свои интересы самостоятельно или через своего представителя (подп.1.2 п.1 ст.21 НК).
Например, налоговая декларация (расчет) может быть представлена плательщиком (иным обязанным лицом) лично или через представителя.
Представитель плательщика может быть законным или уполномоченным (п.1 ст.24 НК).
Законные представители:
плательщика-организации - лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании актов законодательства или учредительных документов этой организации (часть первая п.4 ст.24 НК);
плательщика - физического лица - лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с законодательством (часть вторая п.4 ст.24 НК).
Уполномоченным представителем плательщика признается (п.5 ст.24 НК):
физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы на основании доверенности.
![]() |
Пример Уполномоченный представитель (на основании доверенности) подписывает налоговые декларации плательщика. В рассматриваемой ситуации на титульном листе декларации он должен написать свою фамилию, имя и отчество, а также указать документ, который подтверждает его полномочия (доверенность), и приложить его копию; |
налоговый консультант, уполномоченный плательщиком представлять его интересы на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию;
• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных НК и иными актами налогового законодательства. Для подтверждения права на использование налоговых льгот плательщик может вести раздельный учет объектов налогообложения, по которым имеются основания для применения налоговых льгот (подп.1.3 п.1 ст.21 НК).
Льготы по налогам, сборам (пошлинам) - предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере (п.1 ст.35 НК).
Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются в виде (п.2 ст.35 НК):
- освобождения от налога, сбора (пошлины) (подп.2.1);
- дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) иного уменьшения налоговой базы либо суммы налога, сбора (пошлины) (подп.2.2);
- налоговых ставок, пониженных по сравнению с общеустановленными (подп.2.3);
- возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины) (подп.2.4);
- в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь (подп.2.5);
• обращаться за изменением установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней (подп.1.4 п.1 ст.21 НК).
Решением Президента Республики Беларусь или областного, Минского городского, районного, городского (городов областного подчинения) Советов депутатов либо по их поручению соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами плательщикам индивидуально может быть изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней (п.1 ст.48 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. из п.1 ст.48 НК слова «соответствующими» исключены Законом № 72-З. |
![]() |
Обратите внимание! Изменение установленного законодательством срока уплаты налогов, пеней осуществляется в форме (п.2 ст.48 НК): • отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов, пеней; • рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов, пеней; • отсрочки по уплате суммы задолженности по налогам, пеням с последующей рассрочкой ее погашения; • налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой сумм налогов в период действия этого кредита.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться п.2 ст.48 НК с учетом изменений, внесенных Законом от 30.12.2022 № 230-З; |
• обращаться за осуществлением административных процедур как в налоговый орган по месту постановки на учет, так и независимо от места постановки на учет и места жительства (подп.1.5 п.1 ст.21, подп.2.2 п.2 ст.26 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2024 г. следует руководствоваться ст.26 НК с изменениями, внесенными Законом № 327-З; |
• присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать акт (справку) проверки (подп.1.6 п.1 ст.21 НК, абзацы 7, 11 п.7 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510, далее - Положение о проверках);
• представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту (справке) проверки (подп.1.7 п.1 ст.21 НК).
Организация вправе подать возражения по акту проверки не позднее 15 рабочих дней со дня его подписания, даже если в акте не сделана соответствующая отметка о наличии возражений (подп.1.7 п.1 ст.21, часть первая п.4 ст.81 НК, часть первая п.71 Положения о проверках);
• требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков (подп.1.8 п.1 ст.21 НК);
• требовать соблюдения налоговой тайны (подп.1.9 п.1 ст.21 НК, абзац 13 п.6 Положения о проверках).
![]() |
Справочно Налоговая тайна - любые сведения о плательщиках, имеющиеся в налоговых органах, составляют налоговую тайну, за исключением сведений, представляемых плательщику в отношении самого себя, а также сведений (п.1 ст.29 НК): • о фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) плательщика - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, наименовании и месте нахождения плательщика-организации (подп.1.1); • разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия (подп.1.2); • являющихся общедоступными, в том числе годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность организаций, опубликованная в соответствии с законодательством для всеобщего сведения (подп.1.3).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться подп.1.3 п.1 ст.29 НК в ред. Закона № 230-З;
• об учетном номере плательщика и дате его присвоения (подп.1.4); • о дате уплаты лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, соответственно сбора за осуществление ремесленной деятельности и сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (подп.1.5); • о наименовании налогового органа по месту постановки на учет плательщика (подп.1.6); • о нахождении плательщика в процессе ликвидации (прекращения деятельности), дате решения регистрирующего органа об исключении плательщика из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (подп.1.7); • об уставном фонде (капитале) организации (подп.1.8); • о нарушениях налогового и иного законодательства и мерах ответственности за эти нарушения (подп.1.9); • предоставляемых налоговым, правоохранительным или иным органам других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (подп.1.10).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. следует руководствоваться подп.1.10 п.1 ст.29 НК с учетом изменений, внесенных Законом от 31.12.2021 № 141-З;
• предоставляемых государственным органам, иным организациям, а также межведомственной и другой комиссии, к компетенции которых относится осуществление административных процедур, в целях осуществления ими административных процедур (подп.1.11); • предоставляемых участникам электронного взаимодействия в рамках программно-технического комплекса учета налоговых счетов-фактур (автоматизированная информационная система «Учет счетов-фактур») (подп.1.12); • о регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны, Парка высоких технологий, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» |
![]() |
Обратите внимание! Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных Советом Министров Республики Беларусь (п.2 ст.29 НК). Утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, либо разглашение таких сведений в нарушение порядка, предусмотренного законодательством, влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами (п.4 ст.29 НК). Случаи, когда допускается раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, перечислены в п.5 Положения о порядке хранения сведений, составляющих налоговую тайну, доступа к ним и их разглашения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.09.2004 № 1149. |
![]() |
Пример Должностные лица налоговых органов не вправе разглашать информацию о финансово-хозяйственной и иной деятельности проверяемого субъекта, в том числе ставшую им известной в ходе проведения проверки, так как данные сведения составляют налоговую тайну. Это может быть информация о составе и размерах имущества, денежных средствах, данные бухгалтерского и налогового учета, сведения о банковских операциях и др.; |
• обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц (подп.1.10 п.1 ст.21 НК).
Каждое лицо имеет право обжаловать решения налоговых органов, в том числе требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что такие решения или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы (ст.102 НК, часть первая п.78 Положения о проверках).
Решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в течение 30 календарных дней со дня его вынесения либо совершения таких действий (бездействия) (п.1 ст.103 НК, часть первая п.79 Положения о проверках):
• в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, которому должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены;
• в суд.
Подача жалобы на решение налогового органа не приостанавливает исполнения обжалуемого решения по акту проверки.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. ч.2 п.1 ст.103 НК Законом № 141-З дополнена предложением: «Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом.». |
![]() |
Обратите внимание! С 2019 году жалоба на решение ИМНС районного уровня может быть подана напрямую в МНС, минуя ИМНС по области, г. Минску (по территориальности); |
• на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц (подп.1.11 п.1 ст.21 НК, абзац 14 п.7 Положения о проверках).
Например, при признании решения налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц незаконными (неправомерными) плательщик имеет право на возмещение ущерба, убытков, причиненных такими решением или действиями (бездействием);
• не выполнять решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие положениям НК и иного законодательства (подп.1.12 п.1 ст.21 НК);
• в целях проверки благонадежности деловой репутации использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах (системах), предоставляемую посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы (подп.1.13 п.1 ст.21 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. подп.1.13 п.1 ст.21 НК дополнен словом «информационной» Законом № 72-З; |
• знакомиться с находящимися в налоговом органе налоговыми декларациями (расчетами), другими документами и (или) информацией, которые относятся к исчислению и (или) уплате им налогов, сборов (пошлин), если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (подп.1.14 п.1 ст.21 НК).
![]() |
Обратите внимание! С 1 января 2019 г. предусмотрено, что административные процедуры в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, и адвокатами, осуществляются по экстерриториальному принципу, а именно физическое лицо имеет право представлять в налоговые органы независимо от места постановки на учет, места жительства: • налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц; • налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщика, не признаваемого налоговым резидентом Республики Беларусь;
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июля 2019 г. форма налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщика, не признаваемого налоговым резидентом Республики Беларусь, изложена в новой редакции постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.04.2019 № 22. С 17 мая 2023 г. следует руководствоваться формой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц с учетом изменений, внесенных постановлением МНС от 31.03.2023 № 13;
• уведомление об осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; • документы, подтверждающие право на налоговые льготы; • документы, необходимые для определения суммы единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подлежащей зачету или возврату (подп.2.1 п.2 ст.26 НК). |
Кроме того, плательщик имеет право получать от налоговых органов независимо от места постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц (п.1 ст.26 НК).
24.05.2019
Татьяна Городецкая, экономист