


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Технические условия на органические удобрения, полученные из отходов производства, которые были разработаны в 2015 году, не проходили государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).
Требуется ли ее проведение в соответствии со ст.5 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2024 г. следует руководствоваться ст.5 Закона № 399-З в ред. Закона от 17.07.2023 № 296-З. |
ОТВЕТ: Нет, не требуется до окончания срока действия технических условий, за исключением случаев внесения в них изменений и (или) дополнений.
Государственная экологическая экспертиза проектов технических нормативных правовых актов, к которым согласно подп.1.29 п.1 ст.1 Закона от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. согласно подп.1.29 п.1 ст.1 Закона № 262-З с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 278-З, технические условия - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или к выполняемой работе, оказываемой услуге, включая правила приемки продукции, работ, услуг и методики (методы) контроля. Комментарий см. здесь. |
Государственная экологическая экспертиза проводится для проектов технических условий, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в них, без каких-либо исключений (подп.1.11 п.1 ст.5 Закона № 399-З). Кроме того, Закон № 399-З в отличие от ранее действовавшего Закона № 54-З предусматривает ГЭЭ проектов (изменений и (или) дополнений, вносимых в них) только такого вида ТНПА, как технические условия. Проекты иных видов ТНПА (соответственно, и вносимых в них изменений или дополнений), например, стандарты организаций, ГЭЭ не подлежат.
При этом Закон № 399-З не устанавливает требования о прохождении ГЭЭ по объектам, ГЭЭ которых не требовалась до вступления в силу Закона № 399-З, то есть не имеет обратной силы.
Таким образом, указанные в вопросе технические условия до окончания срока их действия не подлежат ГЭЭ, за исключением случаев внесения в них изменений и (или) дополнений, после вступления в силу Закона № 399-З.
![]() |
Справочно Необходимо учесть, что не подлежат ГЭЭ проекты технических условий, вносимых в них изменений или дополнений, когда требования безопасности и охраны окружающей среды установлены в соответствующем разделе ГОСТ (подп.4.4 п.4 Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2024 г. подп.4.4 п.4 Декрета № 7 утратил силу Кодексом Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З. |
На основании п.1 ст.26 Закона № 262-З технические условия разрабатываются и утверждаются юрлицами Республики Беларусь или ИП на продукцию, предназначенную для реализации иным юрлицам или физлицам.
Разработка ТУ может не осуществляться, если выпускаемая продукция не подлежит реализации или если технические требования к реализуемой продукции, включая правила приемки и методы контроля, устанавливаются в иных документах (часть третья п.5 Правил разработки, утверждения, государственной регистрации, изменения и отмены технических условий, утвержденных постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.07.2017 № 57).
Таким образом, на продукцию, которая не подлежит реализации, может быть разработан стандарт организации.
Вывод: ГЭЭ вышеуказанных технических условий допустимо проводить перед окончанием срока их действия (если до окончания срока их действия в них не будут внесены изменения и (или) дополнения).
19.06.2019
Вячеслав Шишков, эколог-проектировщик