


Материал помещен в архив
ИСЧИСЛЕНИЕ НДС И СОЗДАНИЕ ЭСЧФ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Правовые и организационные основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь определены Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 13 июня 2006 г. № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970.
В соответствии со статьей 1 вышеназванного Закона транспортно-экспедиционная деятельность - вид предпринимательской деятельности экспедитора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, а транспортно-экспедиционные услуги - это услуги, связанные с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта.
Согласно пункту 1 статьи 755 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и маршрутом, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Рассмотрим особенности исчисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) организациями, осуществляющими транспортно-экспедиционную деятельность.
По общему правилу реализация услуг на территории Республики Беларусь признается объектом налогообложения НДС, что закреплено в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).
При этом в целях определения места реализации услуг, в том числе экспедиторских, оказываемых белорусским исполнителем субъектам хозяйствования, не являющимся членами государств - участников Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), следует руководствоваться нормами статьи 117 НК. В частности, исходя из положений подпункта 1.6 пункта 1 статьи 117 НК местом реализации услуг транспортной экспедиции белорусского экспедитора признается Республика Беларусь.
Место реализации услуг во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования государств - членов ЕАЭС определяется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Так, на основании положений подпункта 5 пункта 29 вышеуказанного Протокола местом реализации услуг транспортной экспедиции белорусского экспедитора признается Республика Беларусь.
Таким образом, независимо от того, что фактически перемещение грузов и пассажиров во многих случаях осуществляется за пределы или за пределами территории Республики Беларусь, в целях налогообложения местом оказания транспортно-экспедиционных услуг является территория Республики Беларусь, поскольку местом осуществления деятельности юридического лица является территория Республики Беларусь.
Согласно пункту 30 статьи 120 НК налоговая база по услугам транспортной экспедиции определяется как сумма, полученная (подлежащая к получению) в виде вознаграждения экспедитора по договору транспортной экспедиции. Вознаграждение определяется как сумма, полученная (подлежащая к получению) от клиента за оказанные ему услуги за вычетом возмещаемых клиентом средств, перечисленных (подлежащих перечислению) перевозчикам и иным организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции. Положения пункта 30 статьи 120 НК распространяются также на случаи, когда в соответствии с договором транспортной экспедиции обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. в ч.1 п.30 ст.120 НК слова «услугам транспортной экспедиции» заменены словами «транспортно-экспедиционным услугам» Законом от 29.12.2020 № 72-З. Комментарий см. здесь. |
В интересах клиента экспедитор может нести расходы, связанные с оплатой услуг третьих лиц по перевозке груза, его таможенному оформлению, хранению, страхованию и т. п. Такие расходы не покрываются вознаграждением, и клиент возмещает их отдельно.
На основании норм подпункта 2.12.5 пункта 2 статьи 115 НК объектами налогообложения НДС не признаются обороты по возмещению экспедитору клиентом по договору транспортной экспедиции сумм расходов по приобретению используемых при оказании услуг по данному договору товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в договоре транспортной экспедиции и не покрываемых вознаграждением экспедитора.
При этом необходимо обратить внимание на то, что возмещаемыми расходами являются только те товары (работы, услуги), имущественные права, которые указаны в договоре транспортной экспедиции и не покрываются вознаграждением экспедитора.
При реализации услуг транспортной экспедиции налогообложение производится по ставке НДС в размере 20 % согласно пункту 3 статьи 122 НК, а в отношении экспортируемых транспортных услуг экспедитор вправе применить ставку НДС в размере 0 % на основании подпункта 1.5 пункта 1 статьи 122 НК.
К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере 0 %, относятся услуги транспортной экспедиции, услуги по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта), грузобагажа железнодорожным транспортом за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории (ч.1 п.2 ст.126 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. следует руководствоваться ч.1 п.2 ст.126 НК с учетом изменений, внесенных Законом от 31.12.2021 № 141-З. Комментарии см. здесь. |
Вместе с тем к экспортируемым транспортным услугам не относятся:
• агентские (посреднические) услуги по оформлению и (или) реализации билетов на проезд пассажиров, на основании которых оказываются экспортируемые транспортные услуги;
• услуги, не предусмотренные договором транспортной экспедиции и не подлежащие (подлежащие) возмещению экспедитору клиентом, а также услуги, предусмотренные договором транспортной экспедиции и не подлежащие возмещению экспедитору клиентом. Положения абзаца третьего части второй пункта 2 статьи 126 НК распространяются также на случаи, когда в соответствии с договором транспортной экспедиции обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. Законом № 72-З п.2 ст.126 НК после ч.2 дополнен частью: «К экспортируемым транспортно-экспедиционным услугам не относятся оказываемые по отдельно заключенному договору, не предусматривающему организацию и (или) обеспечение международной перевозки груза: • вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» в категории 52.29.20.100; • консультационные услуги по вопросам организации международных перевозок грузов, информационные услуги, связанные с международной перевозкой грузов; • услуги по хранению грузов.». Комментарий см. здесь. |
Экспортируемые транспортные услуги облагаются НДС по ставке в размере 0 % при оформлении их международными транспортными или товарно-транспортными документами либо иными международными документами. Данное положение распространяется также на оформленные бланками международного и межгосударственного сообщения услуги, оказываемые по перевозке грузов железнодорожным транспортом, следующим назначением на станции (порты) иностранных государств (ч.2 и ч.3 п.2 ст.126 НК).
С 2019 г. упрощен порядок подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % при реализации экспортируемых транспортных услуг, в том числе услуг транспортной экспедиции, а именно отменена необходимость направления вместе с налоговой декларацией (расчетом) по НДС соответствующего приложения (реестра международных транспортных или товарно-транспортных документов, экспедитором - реестра заявок (заданий или иных документов) с указанием номеров международных транспортных или товарно-транспортных документов, подтверждающих оказание экспортируемых транспортных услуг).
Основанием для применения ставки НДС в размере 0 % при реализации экспортируемых транспортных услуг является представление плательщиком в налоговый орган информации путем направления в установленном статьей 131 НК порядке электронного счета-фактуры (далее - ЭСЧФ) с указанием в нем следующих сведений:
• даты и номера договора, предусматривающего оказание экспортируемых транспортных услуг (для экспедиторов - даты и номера договора транспортной экспедиции);
• даты и номера международного транспортного (товарно-транспортного документа) или иного международного документа (для экспедитора - даты номера заявки (задания или иного документа));
• маршрута перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа (для экспедиторов - маршрута экспедирования грузов) (ч.6 п.2 ст.126 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. следует руководствоваться ч.6 п.2 ст.126 НК с учетом изменений, внесенных Законом № 72-З: • в абз.3 слова «экспедитора - даты» заменены словами «экспедиторов - также даты и»; • часть дополнена абзацем следующего содержания: «кода вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности.». |
![]() |
Пример Экспедитор в январе 2019 г. на основании заявки клиента оказал услуги транспортной экспедиции с привлечением перевозчика по перевозке груза на территории Республики Беларусь. Согласно условиям договора транспортной экспедиции услуги стороннего перевозчика являются возмещаемыми расходами. Стоимость оказанной по договору транспортной экспедиции услуги составила 1 500 руб., в том числе НДС в размере 250 руб. Непосредственно перевозчику причитается 1 200 руб., в том числе НДС 200 руб. Налоговой базой без НДС для экспедитора является 250 руб. Сумма НДС от налоговой базы по ставке в размере 20 % составит 50 руб. |
![]() |
Пример Экспедитор в январе 2019 г. на основании заявки клиента оказал услуги транспортной экспедиции с привлечением перевозчика по перевозке груза с территории Республики Беларусь в Республику Польша. Согласно условиям договора транспортной экспедиции услуги стороннего перевозчика являются возмещаемыми расходами. Стоимость оказанной по договору транспортной экспедиции услуги составила 1 700 руб. Непосредственно перевозчику причитается 1 400 руб. Налоговой базой без НДС для экспедитора является 300 руб. В данном случае по НДС применяется ставка в размере 0 %. |
Согласно пункту 11 статьи 130 НК выделение экспедитором клиенту по договору транспортной экспедиции сумм НДС по расходам, возмещаемым клиентом в соответствии с подпунктом 2.12.5 пункта 2 статьи 115 НК, производится при указании в ЭСЧФ и первичных учетных документах экспедитору этих сумм НДС продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, относящихся к таким расходам.
Рассмотрим, как белорусский экспедитор должен создавать и выставлять (направлять на Портал электронных счетов-фактур (далее - Портал)) ЭСЧФ при оказании транспортно-экспедиционных услуг в различных ситуациях.
Основными нормативными документами в части применения и заполнения ЭСЧФ являются статья 131 НК и Инструкция о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 (далее - Инструкция № 15).
Так, пунктом 1 статьи 131 НК определено, что ЭСЧФ является обязательным электронным документом для всех плательщиков, если иное не установлено статьей 131 НК, служащим основанием для принятия плательщиком к вычету сумм НДС в порядке, установленном главой 14 НК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. ч.1 п.1 ст.131 НК Законом № 72-З изложена в новой редакции: «Электронный счет-фактура является обязательным электронным документом для: всех плательщиков, если иное не установлено настоящей статьей, служащим основанием для принятия плательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном настоящей главой; плательщиков, обязанных согласно пункту 1 статьи 97 настоящего Кодекса информировать налоговый орган о совершенных ими сделках.». Комментарий см. здесь. |
Электронный документооборот ЭСЧФ между продавцами и покупателями осуществляется с использованием Портала, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (www.vat.gov.by).
В соответствии с пунктом 19 статьи 131 НК при реализации услуг транспортной экспедиции выставление ЭСЧФ клиенту осуществляется экспедитором исходя из размера вознаграждения, определяемого в соответствии с пунктом 30 статьи 120 НК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. в ч.1 п.19 ст.131 НК слова «услуг транспортной экспедиции» заменены словами «транспортно-экспедиционных услуг» Законом № 72-З. Комментарий см. здесь. |
При этом выставление клиенту ЭСЧФ в отношении расходов по привлечению перевозчиков и иных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции, но не включенные в размер вознаграждения экспедитора, осуществляется экспедитором в соответствии с положениями пункта 17 статьи 131 НК отдельно от ЭСЧФ, выставляемого экспедитором клиенту в отношении своего вознаграждения.
![]() |
Пример Белорусская организация - экспедитор оказывает транспортно-экспедиционные услуги. Перевозчик не является плательщиком НДС. Поскольку в рассматриваемой ситуации перевозчик не является плательщиком НДС, в стоимость услуги по перевозке НДС он не включает и в первичных учетных документах экспедитору не указывает. Следовательно, белорусская организация - экспедитор в акте выполненных работ и в ЭСЧФ выставляет заказчику для вычета сумму НДС только в отношении суммы вознаграждения, а стоимость приобретенной транспортной услуги указывает без НДС. |
Пунктом 17 статьи 131 НК установлено, что при приобретении покупателями товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые при возмещении их стоимости не признаются объектом налогообложения НДС в соответствии с положениями подпункта 2.12 пункта 2 статьи 115 НК, выставление ЭСЧФ лицам, возмещающим стоимость таких приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляется покупателем на основании данных ЭСЧФ, выставленного покупателю продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, являющимся плательщиком НДС в Республике Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. в ч.1 п.17 ст.131 НК слова «подпункта 2.12» заменены словами «подпунктов 2.12 и (или) 2.20.2» Законом № 72-З. Комментарий см. здесь. |
В этом случае сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, отраженная в ЭСЧФ, выставленном согласно пунктам 7, 8, 10 и 11 статьи 130 НК покупателем лицам, возмещающим стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, указывается из ЭСЧФ продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В случае, когда по договору транспортной экспедиции клиент уплачивает экспедитору вознаграждение и сверх его размера возмещает расходы по привлечению перевозчиков (иных лиц), экспедитор выставляет клиенту ЭСЧФ отдельно по вознаграждению и отдельно по возмещаемой стоимости услуг перевозчиков (иных лиц).
Вместе с тем, если услуги реализуются иностранным организациям, плательщик создает ЭСЧФ по вознаграждению и направляет его на Портал, не выставляя клиенту. При передаче экспедитором возмещаемых услуг клиенту - неплательщику НДС в Республике Беларусь ЭСЧФ в адрес клиента может не выставляться.
Таким образом, в такой ситуации экспедитор должен создать ЭСЧФ на сумму своего вознаграждения и направить его только на Портал. На стоимость перевозки экспедитор вправе не выставлять ЭСЧФ клиенту - неплательщику НДС в Беларуси даже в том случае, если услуги по перевозке перевозчик облагает по ставке НДС в размере 20 %.
Отметим, что предъявленная перевозчиком сумма НДС по ставке в размере 20 % у экспедитора не подлежит вычету, поэтому в ЭСЧФ, выставленном перевозчиком, экспедитор в графе 12 «Дополнительные данные» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» указывает признак дополнительных данных «Не подлежит вычету». Сумму НДС, предъявленную перевозчиком, экспедитор вправе отнести на увеличение стоимости услуг по перевозке.
![]() |
Пример На основании договора транспортной экспедиции клиент уплачивает экспедитору вознаграждение и сверх его суммы возмещает расходы по привлечению перевозчика. Экспедитор создает два ЭСЧФ - отдельно по вознаграждению и отдельно по возмещению стоимости услуги перевозчика. В рассматриваемой ситуации в создаваемом ЭСЧФ по вознаграждению в качестве статуса поставщика (строка 6 «Статус поставщика» раздела 2 «Реквизиты поставщика») выбирается «Продавец», статуса получателя (строка 15 «Статус получателя (по договору/контракту)» раздела 3 «Реквизиты получателя») - «Покупатель» Выставляемый ЭСЧФ в адрес клиента на возмещение стоимости услуг перевозчика экспедитор оформляет на основании ЭСЧФ, который ему выставил данный перевозчик. В таком ЭСЧФ в качестве статуса поставщика (строка 6 «Статус поставщика» раздела 2 «Реквизиты поставщика») указывается «Посредник», получателя (строка 15 «Статус получателя (по договору/контракту») - «Потребитель»
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 апреля 2021 г. следует руководствоваться п.53 Инструкции № 15 с учетом изменений, внесенных постановлением от 31.03.2021 № 8. Комментарий см. здесь.
В строке 12 «Номер ЭСЧФ продавца» раздела 2 «Реквизиты поставщика» ЭСЧФ, выставляемого экспедитором в адрес клиента, указывается ссылка на ЭСЧФ перевозчика. |
Исходя из положений пункта 5 статьи 131 НК ЭСЧФ выставляется не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии со статьей 121 НК, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится:
• день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если иной срок не установлен статьей 131 НК;
• момент фактической реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), имущественных прав - для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих положения пункта 1 статьи 140 НК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. из абз.3 ч.1 п.5 ст.131 НК слова «организаций и» исключены Законом № 141-З. Комментарии см. здесь. |
В случае, если по истечении срока, установленного частью первой пункта 5 статьи 131 НК:
• не наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, то ЭСЧФ выставляется не позднее трех рабочих дней с даты наступления момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
• отсутствуют подтверждающие наступление момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав сведения или оформленные в установленном порядке первичные учетные документы, то ЭСЧФ выставляется не позднее трех рабочих дней соответственно с даты получения сведений или оформления в установленном порядке первичных учетных документов, подтверждающих наступление момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Согласно нормам подпункта 8.2 пункта 8 статьи 131 НК ЭСЧФ, если обязанность его создания возникает у плательщика, являющегося продавцом, создается и направляется на Портал (без необходимости его выставления покупателю) в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (если иное не установлено п.8 ст.131 НК), при реализации экспортируемых транспортных услуг, обороты по реализации которых облагаются НДС по ставке в размере 0 % в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 122 НК.
![]() |
Пример Экспедитор оказал в январе 2019 г. по заказу белорусской организации транспортно-экспедиционные услуги по перевозке товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. Эти услуги облагаются НДС с применением ставки в размере 0 %. ЭСЧФ следует создать и направить на Портал. Выставлять ЭСЧФ белорусскому заказчику не следует. |
В соответствии с пунктом 1 статьи 140 НК организации - плательщики налога при упрощенной системе налогообложения, применяющие этот особый режим налогообложения с уплатой НДС и ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 333 НК, и индивидуальные предприниматели момент фактической реализации отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав определяют, если иное не установлено статьей 140 НК, как приходящийся на отчетный период:
• день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, но не позднее шестидесяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
• в случае реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее шестидесяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
• день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, в отношении которых оплата поступила до этого дня (осуществлена предварительная оплата, получен авансовый платеж, задаток).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. в ст.140 НК внесены изменения Законом № 141-З, в частности, абз.1 п.1 изложен в новой редакции: «1. Индивидуальные предприниматели момент фактической реализации отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав определяют, если иное не установлено настоящей статьей, как приходящийся на отчетный период:». Комментарии см. здесь. С 1 января 2021 г. в п.1 ст.333 НК внесены изменения Законом № 72-З, не повлиявшие на суть материала. Комментарий см. здесь. |
При этом пунктом 5 статьи 131 НК для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих положения пункта 1 статьи 140 НК, установлено, что ЭСЧФ выставляется не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии со статьей 121 НК, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится момент фактической реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), имущественных прав.
![]() |
Пример Экспедитор, применяющий упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС и ведущий учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, оказал клиенту транспортно-экспедиционные услуги в январе 2019 г. Акт об оказанных услугах составлен экспедитором 15 января 2019 г., оплачен клиентом 27 февраля 2019 г. Так как акт составлен экспедитором (15 января 2019 г.), оплачен клиентом (27 февраля 2019 г.) не в месяце оказания транспортно-экспедиционных услуг (январь 2019 г.), моментом фактической реализации в рассматриваемой ситуации является дата оплаты услуги - 27 февраля 2019 г. ЭСЧФ следует создать не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится момент фактической реализации объектов, т. е. не позднее 10 марта 2019 г. В строке 3 «Дата совершения операции» раздела 1 «Общий раздел» этого ЭСЧФ необходимо указать дату оплаты оказанных услуг - 27 февраля 2019 г. |
Нормами подпункта 4.2 пункта 4 статьи 120 НК установлено, что суммы неустоек, полученные или причитающиеся к получению от покупателей или заказчиков за нарушение ими условий договоров, увеличивают налоговую базу НДС. При этом по данным суммам применяется та же ставка НДС, по которой облагаются товары (работы, услуги), реализуемые по этим договорам.
Момент фактической реализации в отношении данных сумм увеличения налоговой базы определяется как один из следующих дней: либо день их получения, либо день отражения этих сумм в бухгалтерском учете. При этом выбранный плательщиком (за исключением банков) порядок определения момента фактической реализации отражается в учетной политике организации и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит (подп.28.2 п.28 ст.121 НК).
Согласно положениям подпункта 8.10 пункта 8 статьи 131 НК ЭСЧФ, если обязанность его создания возникает у плательщика, являющегося продавцом, создается и направляется на Портал (без необходимости его выставления покупателю) в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (если иное не установлено настоящим пунктом), при увеличении налоговой базы на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), в соответствии с пунктом 4 статьи 120 НК.
![]() |
Пример Экспедитор заключает договоры на оказание транспортно-экспедиционных услуг, в которых предусмотрены штрафные санкции за сверхнормативный простой транспорта. В данном случае полученные от клиента штрафные санкции увеличивают налоговую базу НДС в отношении вознаграждения экспедитора. Экспедитор на их сумму должен создать и направить на Портал, не выставляя клиенту, дополнительный ЭСЧФ. При этом неважно, является клиент резидентом Республики Беларусь или нет, признается он плательщиком НДС или не признается. Отметим, что, если вознаграждение экспедитора облагается НДС по ставке в размере 20 %, она же действует и в отношении суммы штрафных санкций. Когда к вознаграждению экспедитора применяется ставка НДС в размере 0 %, к штрафным санкциям он вправе применить ставку в размере 0 %. |
10.05.2019
М.Л.Вероха, главный государственный налоговый инспектор отдела информационно-разъяснительной работы инспекции МНС по Ленинскому району г. Бреста