


Материал помещен в архив


ОТЧЕТНОСТЬ: В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМА ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ
Электронной цифровой подписью признается последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности, а также для иных целей, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. электронная цифровая подпись - последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности, а также для иных целей, предусмотренных Законом № 113-З и иными законодательными актами (абз.15 ст.1 Закона № 113-З с учетом изменений, внесенных Законом от 14.10.2022 № 213-З). Комментарии см. здесь. |
Электронная цифровая подпись, владельцем личного ключа которой является физическое лицо, является аналогом собственноручной подписи.
Электронная цифровая подпись, владельцем личного ключа которой является организация, может применяться:
• в качестве аналога оттиска печати организации;
• совместно с электронной цифровой подписью, владельцем личного ключа которой является физическое лицо, если информация о полномочиях этого физического лица, предоставленных ему от имени этой организации, не содержится в атрибутном сертификате;
• для создания и (или) подписания электронных документов посредством автоматизированных информационных систем без участия физического лица;
• в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (части пятая и шестая ст.23 Закона № 113-З).
Электронный документ - документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ (абзац 16 ст.1 Закона № 113-З).
Таким образом, законодательно установлено, что подлинность электронного документа подтверждается только личной ЭЦП.
Электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу (часть первая ст.22 Закона № 113-З).
В законодательстве закреплены определенные условия подачи налоговой, бухгалтерской, статистической и другой отчетности только в виде электронного документа, заверенного ЭЦП.
Получатель, способ представления | Форма отчетности | Условия представления в электронном виде |
Налоговый орган по месту постановки на учет: - с использованием специализированного программного обеспечения, разработанного Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС); - через Личный кабинет плательщика, размещенный в сети Интернет, являющийся информационным ресурсом МНС; - посредством направления на портал МНС xml-файла, подготовленного автоматизированным способом в учетной бухгалтерской программе либо иной информационной системе плательщика (п.3 Инструкции о порядке представления в налоговые органы электронных документов, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.02.2012 № 7) |
Налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет | Плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 15 и более человек, а также плательщики налога на добавленную стоимость (часть первая п.4 ст.40 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. следует руководствоваться п.4 ст.40 НК в ред. Закона от 31.12.2021 № 141-З. Комментарии см. здесь |
Годовая индивидуальная бухгалтерская и (или) финансовая отчетность | Плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 15 и более человек, а также плательщики налога на добавленную стоимость (часть третья подп.1.4.2 п.1 ст.22 НК). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться подп.1.4.2 п.1 ст.22 НК в ред. Закона от 30.12.2022 № 230-З | |
Годовая и промежуточная индивидуальная бухгалтерская и (или) финансовая отчетность (за исключением месячной отчетности) крупных плательщиков | В любом случае (п.6 ст.82 НК). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. в п.6 ст.82 НК внесены изменения Законом № 72-З, не повлиявшие на суть материала | |
Декларации об объемах производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, табачного сырья и изделий | В любом случае (п.42 постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.08.2010 № 70 «О декларировании алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, установлении форм нарядов на отпуск этилового спирта»). От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2022 г. из названия постановления № 70 слова «на отпуск этилового спирта» исключены постановлением МНС от 17.09.2021 № 32 | |
Балансы производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и их оборота на внутреннем рынке | ||
Балансы производства и оборота табачного сырья и табачных изделий | ||
Портал электронных счетов-фактур, являющийся информационным ресурсом МНС | Электронный счет-фактура | В любом случае (п.1 ст.131 НК). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. в п.1 ст.131 НК внесены изменения Законом № 72-З |
Орган Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по месту постановки на учет: - с использованием сети Интернет путем обращения на web-портал Фонда; - непосредственно в орган Фонда по месту постановки на учет (п.16 Инструкции о порядке обмена электронными документами, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.04.2010 № 8). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2021 г. действует Инструкция о порядке обмена электронными документами, утвержденная постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.02.2021 № 2 |
Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, форма 4-фонд. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться форму ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» согласно приложению 2 к постановлению Минтруда и соцзащиты от 28.11.2022 № 76 |
Плательщики, у которых среднесписочная численность работников за предыдущий год составила 10 человек и более (абзац 2 части второй п.1 указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», установленных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2018 № 83) |
Документы персонифицированного учета (ПУ-1, ПУ-2, ПУ-3, ПУ-6). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2021 г. следует применять форму ПУ-1 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 31.08.2021 № 498.С 21 января 2022 г. следует применять формы ПУ-2, ПУ-3 и ПУ-6 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 04.12.2021 № 694 |
Плательщики страховых взносов со среднесписочной численностью работников свыше 10 человек (часть третья п.7 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2022 г. следует руководствоваться п.7 Правил № 837 в ред. постановления Совмина от 25.03.2022 № 166 | |
Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»: с использованием специализированного программного обеспечения, размещенного на официальном сайте в сети Интернет (часть первая п.39 Положения о порядке составления и представления отчета о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2017 № 538, далее - Положение № 538) |
Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | Страхователи со средней численностью застрахованных за отчетный период 15 и более человек (абзац 2 части первой п.36 Положения № 538) |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. п.39 исключен, п.36 Положения № 538 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 № 575. Отчет, в том числе уточненный, представляется страхователем в виде электронного документа или электронном виде с использованием специализированного программного обеспечения, которое размещается на официальном сайте Белгосстраха в глобальной компьютерной сети Интернет. Отчет по ликвидации или отчет по реорганизации может быть представлен на бумажном носителе путем вручения представителю Белгосстраха, уполномоченному на прием отчетов | ||
Органы государственной статистики и государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики: - с использованием специализированного программного обеспечения (п.6 Инструкции о порядке представления первичных статистических данных, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.08.2015 № 100, далее - Инструкция № 100); - в режиме онлайн посредством многофункционального веб-портала Национального статистического комитета Республики Беларусь. От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 апреля 2023 г. следует руководствоваться пп.6 и 8 Инструкции № 100 в ред. постановления Белстата от 24.03.2023 № 11 |
Первичные статистические данные по формам государственной статистической отчетности в виде электронного документа (если иное не установлено в форме государственной статистической отчетности и (или) указаниях по ее заполнению) | Юридические лица со средней численностью работников за календарный год 16 человек и более, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс (часть первая п.8 Инструкции № 100) |
Государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов»: с использованием специализированного программного обеспечения, размещенного на официальном сайте в сети Интернет (абзац 11 п.12 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313», далее - постановление № 708). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться постановлением Совмина от 30.06.2020 № 388 «Об обращении с отходами товаров и упаковки». Комментарии см. здесь |
Информация о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки | Юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии средств электронной цифровой подписи (абзац 10 п.12 постановления № 708) |
В настоящее время РУП «Национальный центр электронных услуг»
В состав НЦЭУ входит республиканский удостоверяющий центр Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (РУЦ ГосСУОК), который и осуществляет все необходимые процедуры, связанные с ЭЦП.
![]() |
Справочно Подробнее о функционировании РУЦ ГосСУОК и получении ключа электронной цифровой подписи см. здесь. |
25.07.2019
Наталья Клясова, экономист