Вопрос-ответ от 26.07.2019
Источник: Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Потребителем приобретен товар через социальные сети, не соответствующий заявленным качествам. Имеет ли право потребитель вернуть товар продавцу? Законна ли такая торговля?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Потребителем приобретен товар через социальные сети, не соответствующий заявленным качествам. Имеет ли право потребитель вернуть товар продавцу? Законна ли такая торговля?

 

ОТВЕТ: Потребитель имеет право вернуть товар продавцу. Деятельность по реализации товаров в социальных сетях запрещена на основании следующего.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» с 1 июля 2010 года деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием сети Интернет осуществляется резидентами Республики Беларусь (продавцами, исполнителями) с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет (by, бел), размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон о торговле) интернет-магазин - информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта.

Согласно пункту 3 статьи 19 Закона о торговле субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь, и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. требования к осуществлению торговли с использованием сети Интернет установлены в ст.16 Закона о торговле в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З. Комментарии см. здесь.

 

справочно

Справочно

Проверить регистрацию интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь можно по следующей ссылке: https://portal.gov.by/PortalGovBy/faces/wcnav_defaultSelection?_afrLoop=107665246177706&_afrWindowMode=0&_afrWindowId=null#%40%3F_afrWindowId%3Dnull%26_afrLoop%3D107665246177706%26_afrWindowMode%3D0%26_adf.ctrl-state%3D1brzkno1hn_13.

 

Социальные сети, как правило, созданы без использования информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, а их владельцы и (или) управляющие компании не являются резидентами Республики Беларусь.

В соответствии с приведенными нормами законодательства реализация товара через социальные сети запрещена юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Кроме того, целью реализации товаров физическими лицами в социальных сетях является систематическое получение прибыли от реализации товара. Указанная деятельность является предпринимательской деятельностью и без государственной регистрации ее осуществление запрещено.

Вместе с тем приобретенный товар можно вернуть продавцу товара по следующим основаниям.

Согласно статье 28 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» (далее - Закон), регулирующей вопросы возврата и обмена товаров надлежащего качества, потребитель вправе возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар в течение четырнадцати дней, если соблюдены следующие условия:

• товар не был в употреблении;

• сохранены потребительские свойства товара;

• товар не входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 года № 778.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 февраля 2022 г. действует новый перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, согласно приложению 4 к постановлению № 778 (в ред. постановления Совмина от 02.02.2022 № 62).

 

При соблюдении всех перечисленных условий продавец обязан принять такой товар у потребителя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует таким образцам, описаниям, а также требованиям законодательства.

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте реализации товара необходимую и достоверную информацию о товаре, потребитель вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, - в разумный срок потребовать от продавца расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения других убытков. При расторжении договора и (или) возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы потребитель обязан возвратить товар продавцу (пункт 1 статьи 16 Закона).

Таким образом, потребитель имеет право обратиться к продавцу с требованием о расторжении договора розничной купли-продажи товара. Обоснованные требования потребителя о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно. Максимальный срок не может превышать семи дней, а при необходимости проведения экспертизы - четырнадцати дней (пункт 1 статьи 25 Закона).

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной законодательством или договором. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем (пункт 3 статьи 15 Закона).

Однако следует отметить, что в соответствии со статьей 2 Закона действие Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров.

В случае если продавцом товара в социальных сетях выступает физическое лицо, то действие Закона на данные правоотношения не распространяется. Споры, вытекающие из отношений между физическими лицами, разрешаются в судебном порядке.

 

Примечание. По материалам сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь https://mart.gov.by/sites/mart/home/faq/quest-answ/prodazha_soc_seti.html.

 

26.07.2019