


Материал помещен в архив


АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НДС ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТ (УСЛУГ) ИНОСТРАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее - иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь), обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и, если иное не установлено ст.141 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК), индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (п.1 ст.114 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться НК в ред. Закона от 30.12.2022 № 230-З. Комментарии см. здесь. |
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе таких договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п.3 ст.114 НК).
Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК (часть вторая пп.1 и 3 ст.114 НК).
Рассмотрим алгоритм действий по применению указанного порядка на практике.
Шаг 1 | ||||
Устанавливаем, кто должен исполнять налоговое обязательство по НДС: иностранная организация или белорусский заказчик работ (услуг) | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Определяем место реализации работ (услуг) | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Определяем момент фактической реализации работ (услуг) на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Определяем налоговую базу НДС | ||||
| ||||
Шаг 5 | ||||
Определяем размер ставки НДС или возможность применения льготы | ||||
| ||||
Шаг 6 | ||||
Создаем ЭСЧФ | ||||
| ||||
Шаг 7 | ||||
Отражаем оборот в налоговой декларации по НДС | ||||
| ||||
Шаг 8 | ||||
Не включаем оборот в общую сумму оборота, принимаемую для распределения налоговых вычетов по удельному весу | ||||
| ||||
Шаг 9 | ||||
Принимаем к вычету сумму НДС в следующем отчетном периоде |
Шаг 1. Устанавливаем, кто должен исполнять налоговое обязательство по НДС: иностранная организация или белорусский заказчик работ (услуг)
Белорусская организация - заказчик может судить о наличии постановки иностранной организации на учет в налоговых органах Республики Беларусь по документам, содержащим учетный номер плательщика Республики Беларусь. Так, согласно подп.5.1 п.5 ст.132 НК при приобретении плательщиком на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговые вычеты производятся на основании электронных счетов-фактур, полученных от продавцов этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, при условии подписания плательщиком электронных счетов-фактур электронной цифровой подписью.
![]() |
Справочно Электронная цифровая подпись - последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности, а также для иных целей, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» О назначении и применении ЭЦП см. главу 4 Закона № 113-З.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. электронная цифровая подпись - последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности, а также для иных целей, предусмотренных Законом № 113-З и иными законодательными актами (абз.15 ст.1 Закона № 113-З с учетом изменений, внесенных Законом от 14.10.2022 № 213-З). |
Следовательно, если продавец - иностранная организация состоит на учете в налоговом органе Республики Беларусь и является плательщиком НДС, то он предъявит НДС в ЭСЧФ. До выставления ЭСЧФ продавец укажет УНП в договоре, акте выполненных работ (оказанных услуг). Проверить информацию о плательщике - иностранной организации можно на сайте www.portal.nalog.gov.by, раздел «Поиск сведений из Государственного реестра плательщиков, не составляющих налоговую тайну».
Вместе с тем в случае, если иностранная организация состоит на учете в налоговых органах Республики Беларусь не с присвоением типа плательщика «постоянное представительство», а с присвоением другого типа плательщика, например, «представительство», «недвижимость», то белорусские покупатели, приобретая работы (услуги) у такой иностранной организации на территории Республики Беларусь, будут исполнять налоговые обязательства по НДС согласно ст.114 НК.
Шаг 2. Определяем место реализации работ (услуг)
Если иностранная организация является резидентом государств - членов Евразийского экономического союза (Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики), то место реализации работ (услуг) определяется в соответствии с порядком, изложенным в п.29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее - Протокол).
Если иностранная организация - резидент иного государства, то место реализации работ (услуг) определяется в соответствии с нормами ст.117 НК.
Чтобы идентифицировать работы (услуги), выполняемые (оказываемые) иностранной организацией, с работами (услугами), поименованными в указанных актах законодательства, необходимо изучить формулировку предмета договора и (или) вида работ (услуг) согласно акту выполненных работ (оказанных услуг), а также ознакомиться с трактовкой терминов, применяемых для целей Протокола и НК. Далее следует найти порядок определения места реализации таких работ (услуг) в п.29 Протокола и в ст.117 НК.
![]() |
Обратите внимание! В случае если местом реализации работ (услуг) не признается территория Республики Беларусь, НДС заказчиком не исчисляется, если признается - нужно перейти к следующему этапу. |
Шаг 3. Определяем момент фактической реализации работ (услуг) на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь
Момент фактической реализации работ (услуг) определяется в различном порядке в зависимости от того, является резидент Республики Беларусь заказчиком работ (услуг) или посредником при их реализации.
Если резидент Республики Беларусь выступает заказчиком работ (услуг)
Моментом фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, признается, за исключением случая, установленного частью второй п.29 ст.121 НК, день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав. Данное положение применяется также в отношении сумм увеличения налоговой базы, определяемой согласно п.39 ст.120 НК (часть первая п.29 ст.121 НК).
![]() |
Пример 1 Белорусский заказчик оплатил маркетинговые услуги иностранной организации (резидент Украины), которая не состоит на учете в налоговом органе Республики Беларусь, 23 мая 2019 г. Фактически услуги оказаны в сентябре 2019 г. Моментом фактической реализации является 23 мая 2019 г. |
Если резидент Республики Беларусь является посредником при реализации работ (услуг)
Моментом фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров с состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь организациями и индивидуальными предпринимателями признается день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав покупателям (заказчикам) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним. Данное положение применяется также плательщиками, указанными в п.4 ст.114 НК (часть вторая п.29 ст.121 НК).
![]() |
Пример 2 Резидент Республики Беларусь (комиссионер) реализует за вознаграждение белорусским заказчикам услуги иностранной организации по размещению рекламы в каталоге. Момент фактической реализации для целей исчисления НДС по ст.114 НК - день передачи услуг комиссионером заказчику. |
Шаг 4. Определяем налоговую базу НДС
При реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, в том числе на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров с состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь организациями и индивидуальными предпринимателями, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (часть первая п.39 ст.120 НК).
Таким образом, налоговой базой, от которой исчисляется НДС, является стоимость работ (услуг), указанная в договоре.
Налог исчисляется по формуле (при ставке НДС в размере 20 %):
Налоговая база × 20 |
. |
100 |
Стоимость работ (услуг), установленная в договоре в иностранной валюте, пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк), установленному на момент фактической реализации.
![]() |
Пример 3 Иностранная организация - резидент Республики Украина, которая не состоит на учете в налоговом органе Республики Беларусь, выполнила наладку оборудования на территории Республики Беларусь. Стоимость работ согласно договору составляет 5 000 долл. США. Ремонт оплачивается в долларах США. Налоговая база НДС рассчитывается следующим образом: 5 000 долл. США × официальный курс доллара США, установленный Нацбанком на момент фактической реализации, то есть на момент оплаты стоимости ремонта. |
![]() |
Обратите внимание! Налоговая база НДС не уменьшается на сумму удержанного налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее - налог на доходы). |
Плательщиками налога на доходы признаются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь (ст.188 НК).
Следовательно, при выплате отдельных видов доходов таким иностранным организациям у белорусского покупателя (налогового агента) возникает обязанность исчислить налог на доходы. Сумма налога на доходы уплачивается за счет средств иностранной организации, то есть удерживается при выплате дохода, уменьшая сумму перечисленной оплаты.
В соответствии с частью третьей п.29 ст.121 НК удержание сумм налогов заказчиком, признаваемым налоговым агентом в Республике Беларусь, не является прекращением обязательств перед иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Таким образом, НДС исчисляется исходя из официального курса, установленного на момент фактической реализации, от всей стоимости работ (услуг), установленной договором, то есть без уменьшения на сумму удержанного налога на доходы.
![]() |
Пример 4 С иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь, белорусским заказчиком заключен договор на оказание маркетинговых услуг. В мае 2019 г. в бухгалтерском учете отражено получение услуг на сумму 4 000 евро. Начислен налог на доходы 600 евро по ставке в размере 15 %. Сумма налога на доходы перечислена в бюджет 11 июня 2019 г. Оплата нерезиденту за минусом налога на доходы в размере 3 400 евро перечислена 5 июля 2019 г. Удержание налога на доходы не признается платой нерезиденту. Налог на добавленную стоимость необходимо исчислить исходя из полной стоимости услуг в размере 4 000 евро и официального курса, установленного на дату оплаты нерезиденту (на 5 июля 2019 г.): 4 000 евро × 2,311 4 × 20 % = 1 849,12 бел. руб. |
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь с учетом положений главы 14 НК и увеличивается на суммы, указанные в п.4 ст.120 НК (часть вторая п.39 ст.120 НК).
Исходя из п.4 ст.120 НК, налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению):
• за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
• в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
• в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом;
• в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Следовательно, при перечислении указанных сумм иностранной организации сверх стоимости работ (услуг) необходимо исчислить НДС.
К этим суммам применяется такая же ставка НДС, что и к работам (услугам), к которым данные суммы относятся, то есть ставка в размере 20 %.
В соответствии с частью второй п.2 ст.128 НК в отдельных случаях, когда исчисленная сумма налога на добавленную стоимость должна определяться расчетным методом, эта сумма рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки, деленное на размер налоговой ставки, увеличенной на 100, по следующей формуле:
где НДСисч - исчисленная сумма налога;
НБ - налоговая база;
Ст - установленная ставка налога.
К отдельным случаям относится в том числе исчисление налога на добавленную стоимость с сумм увеличения налоговой базы.
Таким образом, НДС исчисляется по формуле (при ставке НДС в размере 20 %):
Налоговая база × 20 |
. |
120 |
![]() |
Пример 5 За несвоевременную оплату маркетинговых услуг иностранной организации причитается сумма пени в размере 100 евро. При выплате пени удержан налог на доходы по ставке 15 % в сумме 15 евро, то есть нерезиденту 5 июля 2019 г. перечислено 85 евро. Налог на добавленную стоимость исчисляется следующим образом: 100 евро × 2,311 4 (курс Нацбанка на дату оплаты) × 20 / 120 = 38,52 руб. |
Шаг 5. Определяем размер ставки НДС или возможность применения льготы
Поскольку местом реализации работ (услуг) иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь, является территория Республики Беларусь, то в отношении оборота по реализации этих работ (услуг) применяется порядок налогообложения, установленный для оборотов по реализации таких работ (услуг) на территории Республики Беларусь (то есть применяются ставки НДС, установленные ст.122 НК, либо освобождение от НДС).
Налоговый кодекс содержит три льготы по НДС, которые касаются оборотов по реализации именно иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Данные льготы перечислены в подп.1.10 п.1 ст.118 НК. Это обороты по реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь:
• организациям культуры, телерадиовещательным организациям:
- рекламных услуг;
- имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав;
• работ (услуг), связанных с участием белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах;
• республиканским органам государственного управления услуг, оплачиваемых ими за счет бюджетных средств.
Кроме того, согласно п.5 ст.114 НК на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, распространяются положения п.2 ст.115 и п.1 ст.118 НК.
Следовательно, к оборотам иностранных организаций применимы и иные льготы, установленные ст.118 НК. Кроме того, обороты иностранных организаций не являются объектом налогообложения НДС, если они поименованы в п.2 ст.115 НК.
Исходя из п.2 ст.118 НК, суммы увеличения налоговой базы, указанные в п.4 ст.120 НК, освобождаются от налога на добавленную стоимость, если они получены (причитаются к получению) по товарам (работам, услугам), имущественным правам, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения согласно п.1 ст.118 НК (за исключением оборотов, указанных в части первой подп.1.49 п.1 ст.118 НК).
Шаг 6. Создаем ЭСЧФ
Согласно подп.8.7 п.8 и подп.9.1 п.9 ст.131 НК электронный счет-фактура, если обязанность его создания возникает у плательщика, являющегося продавцом, создается и направляется на Портал (без необходимости его выставления покупателю) в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (если иное не установлено п.8 ст.131 НК), при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав покупателям (заказчикам) и исчислении налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.114 НК при осуществлении деятельности на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров, заключенных с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и реализующими товары (работы, услуги), имущественные права на территории Республики Беларусь на основе таких договоров.
Электронный счет-фактура создается по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и направляется плательщиком на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемый в соответствии с п.29 ст.121 НК.
Электронный счет-фактура, если обязанность его создания возникает у плательщика, являющегося покупателем, создается и направляется на Портал при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, и исчислении налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.114 НК.
Электронный счет-фактура создается по каждой операции по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав и направляется плательщиком на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором в соответствии с п.29 ст.121 НК наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговом органе Республики Беларусь.
![]() |
Пример 6 Оплата иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь, маркетинговых услуг перечислена белорусским заказчиком 25 мая 2019 г. Электронный счет-фактура создается и направляется на Портал не позднее 20 июня 2019 г. (в том числе, если отчетным периодом по НДС избран календарный квартал). |
Особенности создания такого ЭСЧФ изложены в п.40 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15 (далее - Инструкция № 15). Так, в ЭСЧФ в строке 3 «Дата совершения операции» указывается момент фактической реализации объектов; в строке 6 «Статус поставщика» - «Иностранная организация»; в строке 15 «Статус получателя (по договору/контракту)» - «Покупатель объектов у иностранной организации».
Кроме того, следует проверить, соответствует ли сделка с иностранной организацией контролируемым видам сделок, перечисленным в ст.88-95 НК. В случае такого соответствия необходимо проставить признак сделки в строках 15.1-15.3 ЭСЧФ.
![]() |
Пример 7 Рекламные услуги оказаны белорусскому заказчику организацией - резидентом Княжества Лихтенштейн. Поскольку на основании перечня оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 № 353, данное государство относится к оффшорной зоне, должен быть указан признак в строке 15.2 «Сделка с резидентом оффшорной зоны» ЭСЧФ. |
Необходимо отметить, что в строке 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» ЭСЧФ следует указать документы, подтверждающие поставку (приобретение) объектов (виды документов, их название, дату, коды типов, серии и номера документов). В случае если ЭСЧФ создается в день предварительной оплаты (например, маркетинговая услуга еще не оказана, а значит, отсутствует документ, подтверждающий поставку), в строке 30 ЭСЧФ можно указать номер и дату договора (контракта), на основании которого приобретаются услуги, а также реквизиты платежной инструкции.
В разделе 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» ЭСЧФ при приобретении работ (услуг) у иностранной организации:
• в графе 3.2 «ОКЭД» обязательно нужно указать код видов экономической деятельности согласно ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85, если в строке 15.1 «Взаимозависимое лицо» формы ЭСЧФ указан признак «Взаимозависимое лицо»
• в графе 7 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без учета НДС, руб.» указывается стоимость работ (услуг) без учета НДС, равная налоговой базе, подлежащей отражению в графе 2 строки 13 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость (далее - налоговая декларация по НДС), а в графе 10 «НДС сумма, руб.» ЭСЧФ - сумма НДС, подлежащая отражению в графе 4 строки 13 раздела I части I налоговой декларации по НДС;
• в графе 11 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом НДС, руб.» указывается стоимость работ (услуг) из графы 7, то есть показатели граф 7 и 11 будут равны.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться подп.26.2 п.26 Инструкции № 15 учетом изменений, внесенных постановлением МНС от 31.03.2021 № 8. Комментарий см. здесь. |
Следует иметь в виду, что согласно подп.3.10 п.3 ст.131 НК ЭСЧФ не создается при реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемых от НДС в соответствии с законодательством.
![]() |
Пример 8 Резидент Республики Беларусь оплатил иностранной организации - резиденту Швейцарии, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь, регистрационный взнос за участие в форуме в г. Цюрих. В соответствии с подп.1.10 п.1 ст.118 НК освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, работ (услуг), связанных с участием белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах. Таким образом, в данной ситуации ЭСЧФ не создается. |
При реализации объектов на территории Республики Беларусь иностранными организациями и исчислении суммы НДС в соответствии со ст.114 НК на суммы увеличения налоговой базы, определенные п.4 ст.120 НК, в ЭСЧФ указываются:
• в строке 6 «Статус поставщика» - «Продавец»;
• в строке 8 «УНП» - УНП плательщика, исчисляющего НДС в соответствии со ст.114 НК;
• в строке 15 «Статус получателя (по договору/контракту)» - «Покупатель».
На такие суммы целесообразно создать дополнительный ЭСЧФ без ссылки на ЭСЧФ.
Шаг 7. Отражаем оборот в налоговой декларации по НДС
В строке 13 раздела I части I налоговой декларации по НДС отражаются налоговая база и суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет при приобретении объектов на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, включая суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, указанными в пп.3 и 4 ст.114 НК (часть первая подп.15.9 п.15 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 (далее - Инструкция № 2)).
В разделе I не отражается налоговая база при приобретении таких объектов, освобождаемых от НДС в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
В строке 13 не отражаются суммы увеличения налоговой базы, указанные в п.4 ст.120 НК.
Данные суммы отражаются в строках 1-4 раздела I налоговой декларации по НДС (абзац 5 подп.15.1 п.15 Инструкции № 2).
Шаг 8. Не включаем оборот в общую сумму оборота, принимаемую для распределения налоговых вычетов по удельному весу
Согласно п.3 ст.134 НК суммы налога на добавленную стоимость, приходящиеся методом удельного веса на определенную сумму оборота по реализации, определяются нарастающим итогом с начала года по следующей формуле:
где НДСоб/опр - сумма налога на добавленную стоимость, приходящаяся методом удельного веса на определенную сумму оборота по реализации;
НДСвыч - общая сумма налоговых вычетов с учетом произведенных корректировок;
Обопр - определенная сумма оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
Обобщ - общая сумма оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Суммой оборота признаются сумма налоговой базы и налога на добавленную стоимость, исчисленного от этой налоговой базы, а также сумма увеличения (уменьшения) налоговой базы.
Исходя из п.4 ст.134 НК, для целей п.3 ст.134 НК при определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса, из суммы оборота исключаются налоговая база и сумма налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Таким образом, при распределении налоговых вычетов по удельному весу не учитывается стоимость работ, услуг (налоговая база), сумма НДС, исчисленная из стоимости работ, услуг, а также суммы, увеличивающие налоговую базу.
Шаг 9. Принимаем к вычету сумму НДС в следующем отчетном периоде
В соответствии с подп.5.2 п.5 ст.132 НК при приобретении плательщиком на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, налоговые вычеты производятся на основании следующих документов:
• налоговых деклараций по НДС;
• ЭСЧФ, направленных плательщиком на Портал.
Согласно п.9 ст.132 НК суммы НДС, исчисленные плательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, признаются уплаченными в бюджет 22-го числа месяца представления налоговой декларации по НДС за тот отчетный период, за который в соответствии со ст.114 НК исчислены суммы НДС по таким товарам (работам, услугам), имущественным правам, то есть такие суммы НДС не нужно уплачивать в бюджет отдельно.
В п.11 ст.133 НК указан отчетный период, в котором сумма НДС подлежит вычету: суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, подлежат вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления, в порядке, установленном для вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Исходя из п.3 ст.132 НК, суммой НДС, предъявленной при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, признается сумма НДС, выделенная продавцом покупателю в ЭСЧФ, а также исчисленная и уплаченная в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Следовательно, сумма НДС, исчисленная при приобретении работ (услуг) у иностранной организации, в следующем отчетном периоде, когда она станет налоговыми вычетами, отражается в строке 1.1 «суммы НДС, предъявленные при приобретении объектов на территории Республики Беларусь» раздела IV налоговой декларации по НДС, то есть там же, где и суммы НДС, предъявленные белорусскими продавцами.
В том отчетном периоде, в котором она исчислена и отражена в графе 4 строки 13 ЭСЧФ, она должна быть также отражена в строке 15 раздела IV налоговой декларации по НДС.
![]() |
Справочно В строке 15 раздела IV налоговой декларации по НДС отражаются суммы НДС, отраженные в учете плательщика, но не признаваемые налоговыми вычетами на конец отчетного периода, в том числе суммы НДС, исчисленные, но не уплаченные в бюджет при приобретении объектов у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, в электронных счетах-фактурах по которым указан признак «Дата наступления права на вычет» |
![]() |
Пример 9 Резидент Республики Беларусь (отчетным периодом по НДС является календарный месяц) уплатил 25 июня 2019 г. 4 000 евро за информационные услуги иностранной организации - резиденту Украины, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Полная стоимость услуг - 5 000 евро, оставшаяся сумма в размере 1 000 евро перечислена 23 июля 2019 г. Создано два ЭСЧФ с датами совершения операции: соответственно 25 июня 2019 г. и 23 июля 2019 г. В строке 13 раздела I части I налоговой декларации по НДС за январь - июнь 2019 г. отражается налоговая база в сумме 4 000 евро по официальному курсу Нацбанка, установленному на 25 июня 2019 г., и сумма НДС, исчисленная от этой налоговой базы. Налоговая база: 4 000 евро × 2,316 9 = 9 267,60 руб.; Исчислен НДС: 9 267,60 × 20 % = 1 853,52 руб. Исчисленная сумма НДС в размере 1 853,52 руб. отражается также в строке 15 раздела IV налоговой декларации по НДС за январь - июнь. В составе налоговых вычетов исчисленный НДС отражается в июле 2019 г. Кроме того, эта сумма указывается в строке 1.1 раздела IV налоговой декларации по НДС. В строке 13 раздела I части I налоговой декларации по НДС за январь - июль 2019 г. будет отражена налоговая база в сумме 500 евро по официальному курсу Нацбанка, установленному на 23 июля 2019 г., и сумма исчисленного от этой базы НДС. Исчисленная сумма НДС отражается в строке 15 раздела IV этой декларации, а в составе налоговых вычетов - в августе 2019 г. (кроме того, в строке 1.1 раздела IV налоговой декларации по НДС за август). |
Согласно части четвертой п.40 Инструкции № 15 после создания и направления ЭСЧФ на Портал плательщик - покупатель объектов на территории Республики Беларусь у иностранной организации должен с помощью сервиса Портала «Управлять вычетами» проставить дату наступления права на вычет - 22-е число месяца представления налоговой декларации по НДС за тот отчетный период, за который в соответствии со ст.114 НК исчислена сумма НДС по таким объектам.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 апреля 2021 г. следует руководствоваться ч.4 п.40 Инструкции № 15 в ред. постановления № 8: «Созданному и направленному плательщиком - покупателем объектов на территории Республики Беларусь у иностранной организации на Портал ЭСЧФ автоматически Порталом присваивается дата наступления права на вычет. При необходимости дата наступления права на вычет корректируется плательщиком - покупателем объектов на территории Республики Беларусь у иностранной организации в разделе Портала «Мои счета-фактуры», «Входящие. Подписанные» с использованием сервиса Портала «Управлять вычетами» путем проставления в отношении такого ЭСЧФ даты вычета, определяемой в соответствии со статьей 132 Налогового кодекса Республики Беларусь.». Комментарий см. здесь. |
Вместе с тем, если ЭСЧФ выставлен с нарушением срока, в связи с чем сумма НДС принимается к вычету позднее, необходимо проставить дату наступления права на вычет, относящуюся к отчетному периоду, в котором плательщик имеет право на вычет НДС.
![]() |
Обратите внимание! Вычет сумм НДС, исчисленных из сумм, увеличивающих налоговую базу по п.4 ст.120 НК, законодательством не предусмотрен, поскольку они не являются исчисленными из стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, а выплачиваются сверх этой стоимости. |
Резидентам Республики Беларусь, реализующим работы (услуги) иностранных организаций на территории Республики Беларусь по посредническим договорам, следует руководствоваться п.9 ст.130 НК. Так, при реализации комиссионером (поверенным) товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров покупателю выделяются суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные комиссионером (поверенным) в соответствии со ст.114 НК по товарам (работам, услугам), имущественным правам комитентов (доверителей), местом реализации которых признается территория Республики Беларусь, при условии выставления комиссионером (поверенным) электронных счетов-фактур покупателям на основании электронного счета-фактуры, направленного комиссионером (поверенным) согласно подп.8.7 п.8 или подп.9.1 п.9 ст.131 НК.
Кроме того, в соответствии с п.15 ст.131 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основании договоров комиссии (поручения) и иных аналогичных гражданско-правовых договоров исчисленные комиссионером (поверенным) и иным аналогичным лицом в соответствии со ст.114 НК суммы налога на добавленную стоимость предъявляются в электронном счете-фактуре, выставляемом покупателю, на основании электронного счета-фактуры, направляемого им на Портал в соответствии с подп.8.7 п.8 или подп.9.1 п.9 ст.131 НК.
Таким образом, исчисленная комиссионером сумма НДС, отраженная по строке 13 раздела I части I налоговой декларации по НДС, у комиссионера к вычету не принимается, а предъявляется покупателю в ЭСЧФ.
25.07.2019
Наталья Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр "Эрудит"»