


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Как решается вопрос об ответственности должностных лиц нанимателя за незаконное увольнение, перевод, перемещение, изменение существенных условий труда?
ОТВЕТ: При незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы работнику одновременно с его требованием о восстановлении на прежней работе взыскивается заработная плата за время вынужденного прогула или разница в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы (ст.244 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в ст.244 ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь. |
Выплатой работнику денежных сумм нанимателю причиняется материальный ущерб. Для возмещения причиненного материального ущерба и с целью предотвращения фактов незаконного увольнения, перевода, перемещения, изменения существенных условий труда, отстранения суд возлагает на виновное должностное лицо обязанность возместить этот ущерб.
Статья 245 ТК предусматривает такую обязанность, если увольнение, перевод, перемещение, изменение существенных условий труда или отстранение от работы произведены с нарушением закона. Ответственность должностного лица может наступать, например, при нарушении порядка увольнения, изменении существенных условий труда без обоснования производственными, организационными или экономическими причинами и т. д.
Должностные лица, по вине которых произведены выплаты работникам за незаконное увольнение, перевод, а также в возмещение морального вреда, несут в порядке регресса полную материальную ответственность, если иное не предусмотрено коллективными договорами, соглашениями.
Материальная ответственность должностных лиц, в компетенцию которых входит издание приказов по вышеназванным вопросам, наступает в силу ст.245 ТК, а других должностных лиц, не наделенных такими полномочиями, - в силу ст.402 ТК. Прекращение этими должностными лицами трудовых отношений с нанимателем не освобождает их от материальной ответственности за причиненный ущерб (п.12 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 сентября 2021 г. следует руководствоваться п.12 постановления № 2 в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 30.09.2021 № 5. |
Ущерб, причиненный выплатой работнику денежных средств вследствие неисполнения судебного постановления, может быть взыскан с должностного лица, виновного в неисполнении решения суда о восстановлении на работе по иску юридического лица или его вышестоящего в порядке подчиненности юридического лица или по заявлению прокурора.
Материальная ответственность за ущерб, причиненный нанимателю в связи с оплатой за время вынужденного прогула, выполнения нижеоплачиваемой работы, задержкой исполнения решения суда о восстановлении работника на прежней работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда (ст.245 ТК), а также возмещением морального вреда, возлагается на виновное должностное лицо после исполнения решения суда об удовлетворении требований работника по отдельному иску, если ущерб не возмещен в добровольном порядке. Такое должностное лицо несет полную материальную ответственность. Однако в соответствии со ст.409 ТК при возложении материальной ответственности суд вправе учесть степень вины должностного лица, его материальное положение, конкретные обстоятельства и уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению (п.50 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 декабря 2023 г. следует руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда от 21.12.2023 № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении гражданских дел о прекращении трудовых договоров». |
Материальный ущерб, причиненный предприятию, в этих случаях подлежит возмещению за счет виновного должностного лица, а не средств предприятия.
30.07.2019
Ксения Кеник, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Беларусь