


Материал помещен в архив
КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ГРУЗОПОДЪЕМНЫМ КРАНАМ.
Комментарий к главе 2 «Общие требования к проектированию грузоподъемных кранов, технических устройств» Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66
1 июня 2019 г. вступило в силу постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66, которым утверждены Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов (далее - Правила № 66).
В таблице приведено сравнение норм главы 2 «Общие требования к проектированию грузоподъемных кранов, технических устройств» Правил № 66 с нормами ранее действовавших Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 (далее - Правила № 37) (изменения и дополнения выделены жирным шрифтом).
Нормы Правил № 37 (до 1 июня) | Нормы Правил № 66 (с 1 июня) |
17. Проектирование (конструирование) грузоподъемных кранов, а также технических устройств в их составе, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, приспособлений для грузоподъемных операций должно осуществляться с учетом требований ТР ТС, настоящих Правил, государственных стандартов Республики Беларусь, межгосударственных стандартов и иных ТНПА | 21. При проектировании грузоподъемных кранов (в том числе их узлов, механизмов, галерей, площадок, лестниц), технических устройств, включенных в перечень объектов экспертизы промышленной безопасности, должны учитываться требования, указанные в разделе II настоящих Правил |
18. Проектно-конструкторская документация на изготовление грузоподъемного крана, отдельно изготавливаемой сборочной единицы грузоподъемного крана, приспособления для грузоподъемных операций должна включать: техническое задание; технические условия (при постановке на серийное производство); комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов, определенный ТНПА и настоящими Правилами; программы и методики испытаний; обоснование безопасности |
22. Проектная (конструкторская) документация на изготовление грузоподъемного крана, отдельно изготавливаемой сборочной единицы, технического устройства должна включать: техническое задание; технические условия (при наличии); руководство (инструкция) по эксплуатации; комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов; программы и методики испытаний; обоснование безопасности, в случаях, предусмотренных ТР ТС и ТР ЕАЭС |
19. Грузоподъемность, габариты и другие параметры грузоподъемных кранов и приспособлений для грузоподъемных операций должны устанавливаться техническим заданием на проектирование | 23. Грузоподъемность, габариты и другие параметры грузоподъемных кранов и технических устройств должны устанавливаться техническим заданием на проектирование |
20. Проектирование должно проводиться с учетом группы классификации (режима) работы крана и его механизмов согласно таблицам 1 и 2 приложения 10 | Норма отсутствует |
21. Климатическое исполнение проектируемых кранов должно соответствовать ТНПА. Краны, предназначенные для эксплуатации в районах с расчетной температурой окружающей среды ниже минус 40°С, должны быть спроектированы в северном исполнении | 25. Климатическое исполнение проектируемых грузоподъемных кранов и технических устройств должно соответствовать климатическим районам, в которых планируется применение грузоподъемного крана, технического устройства. Выбор материалов при проектировании расчетных металлоконструкций должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояния грузоподъемного крана, степеней нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды |
22. Проектирование (конструирование) грузоподъемных кранов и приспособлений для грузоподъемных операций, предназначенных для работы во взрывоопасных средах, узлов и механизмов таких грузоподъемных кранов, включая приборы и устройства безопасности, должно осуществляться с учетом требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» |
24. Проектирование грузоподъемных кранов, технических устройств, предназначенных для работы во взрывоопасных средах, узлов и механизмов таких грузоподъемных кранов должно осуществляться с учетом требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» |
23. Материалы для изготовления, реконструкции и ремонта кранов и их элементов при проектировании должны применяться в соответствии с государственными, межгосударственными стандартами и ТНПА | Норма отсутствует |
24. Выбор материалов при проектировании металлоконструкций должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояния крана, степеней нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды | Норма включена в часть вторую п.25 (см. выше) |
25. Прочность, жесткость, устойчивость и уравновешенность расчетных элементов металлоконструкции, а также соответствующие показатели безопасности механизмов грузоподъемного крана с учетом установленных режимов работы должны быть подтверждены расчетом и результатами испытаний | 26. Прочность, жесткость, устойчивость и уравновешенность расчетных металлоконструкций, а также соответствующие показатели безопасности механизмов грузоподъемного крана с учетом установленных режимов работы должны быть подтверждены расчетом и результатами испытаний |
26. При проектировании кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены конструктивные решения против скопления влаги в замкнутых полостях, металлоконструкции, и металлические детали кранов должны быть защищены от коррозии | 27. При проектировании грузоподъемных кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены конструктивные решения против скопления влаги в замкнутых полостях. Металлоконструкции и металлические детали грузоподъемных кранов должны быть защищены от коррозии |
27. При проектировании свободно стоящих кранов стрелового типа они должны быть проверены расчетом на устойчивость против опрокидывания при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже). У кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком положении стрелы. Расчет устойчивости должен производиться в соответствии с требованиями ТНПА |
28. При проектировании свободно стоящих грузоподъемных кранов стрелового типа они должны быть проверены расчетом на устойчивость против опрокидывания при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже). У грузоподъемных кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком положении стрелы |
28. Возможность применения проектно-конструкторской документации на изготовление кранов, разработанной за пределами Республики Беларусь, решается Госпромнадзором после проведения экспертизы головной организацией в соответствии с законодательством | Норма отсутствует |
73. К применению в качестве грузовых, стреловых, вантовых, тяговых, несущих, монтажных допускаются стальные канаты, соответствующие ТР ТС 010/2011, государственным и межгосударственным стандартам, имеющие свидетельство, форма которого утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 81 «Об утверждении формы свидетельства Таможенного союза об испытании грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент и правил его оформления». При отсутствии указанного документа применение канатов не допускается. Владелец грузоподъемного крана вправе потребовать от поставщика канатов и (или) самостоятельно обратиться в соответствующую испытательную лабораторию (центр) для проведения испытаний приобретаемых канатов с целью подтверждения сведений, указанных в свидетельстве Таможенного союза об испытании. В случае замены каната на подъемном сооружении на канат другой конструкции необходимо получить заключение о возможности такой замены от организации-изготовителя или организации, имеющей специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области промышленной безопасности в части проектирования (конструирования) грузоподъемных кранов. Владелец несет ответственность за комплектование грузоподъемного крана канатами соответствующих качества, типа и конструкции |
29. К применению в качестве грузовых, стреловых, вантовых, тяговых, несущих, монтажных допускаются стальные канаты, имеющие свидетельство по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 81 «Об утверждении формы свидетельства Евразийского экономического союза об испытании грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент и правил его оформления» |
Нормы, отсутствующие в Правилах № 66, содержатся в других ТНПА | |
83. На грузоподъемных кранах могут применяться грузовые пластинчатые и сварные цепи. Применяемые цепи должны соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, государственным и межгосударственным стандартам | 30. На грузоподъемных кранах могут применяться грузовые пластинчатые и сварные цепи. |
84. Цепи должны иметь свидетельство, оформленное в соответствии с требованиями ТР ТС 010/2011. При отсутствии указанного свидетельства применение цепей не допускается. | Цепи должны иметь свидетельство об испытании, при его отсутствии применение цепей не допускается |
Пластинчатые цепи могут работать на звездочках при числе зубьев не менее 8 со скоростью не более 0,25 м/с. Коэффициент запаса прочности на разрыв пластинчатых цепей должен быть для групп классификационного режима М 1 и М 2 не менее 3, для всех остальных - не менее 5. Как исключение, скорость цепи может быть увеличена до 1,5 м/с при соответствующем увеличении запаса прочности до 8. Коэффициент запаса прочности сварных грузовых цепей по отношению к разрушающей нагрузке должен приниматься согласно приложению 14 к настоящим Правилам. Допускается сращивание цепей путем электросварки новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев. После сращивания цепь должна быть испытана нагрузкой, в 1,25 раза превышающей ее расчетное тяговое усилие, в течение 10 минут |
Аналогичные требования изложены в пп.138-140 Правил № 66 |
139. Краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т и группы классификации (режима) не менее А6, башенные краны грузоподъемностью более 5 т, портальные, железнодорожные и стреловые самоходные краны должны быть оборудованы регистраторами параметров их работы и соответствовать требованиям приложения 9 к настоящим Правилам | 31. Краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т и группы классификации (режима) не менее А6, башенные краны грузоподъемностью более 5 т, краны портальные, железнодорожные и краны стреловые самоходные должны быть оборудованы регистраторами параметров |
174. Конструкция и расположение галерей, площадок и лестниц на кране и в местах установки кранов определяются проектами на изготовление или на установку крана и должны соответствовать настоящим Правилам и другим нормативным документам | 32. Конструкция и расположение галерей, площадок и лестниц на грузоподъемном кране и в местах установки грузоподъемных кранов определяются проектами на изготовление или на установку грузоподъемного крана |
Требования к свидетельствам к приспособлениям для грузоподъемных операций приведены в пп.73, 84 и 211 Правил № 37 | 33. Грузовые цепи, стальные канаты, текстильные канаты и ленты, применяемые для изготовления приспособлений для грузоподъемных операций, должны иметь свидетельство об испытании. При отсутствии указанного свидетельства применение грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент не допускается |
Форма паспорта на съемное грузозахватное приспособление в соответствии с пп.9 и 226 приведена в приложении 8 Правил № 37 | 34. Съемные грузозахватные приспособления должны быть снабжены паспортом по форме согласно приложению 6 |
Норма отсутствовала | 35. Грузовые стропы на текстильной основе должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящих Правил, а также конструкторской документации. Основные технические требования к конструкции и материалам стропов из текстильных лент указаны в приложении 7. Каждый строп из текстильных лент должен иметь маркировочную бирку по форме согласно приложению 8 |
325. Предельные величины отклонений кранового пути от проектного положения не должны превышать величин, указанных в приложениях 19, 20 | 36. Предельные величины отклонений кранового пути грузоподъемного крана должны соответствовать требованиям согласно приложению 9 |
319. Устройство кранового пути (кроме пути железнодорожных кранов), фундамента для установки стационарных башенных кранов должно производиться по проекту, разработанному организацией - изготовителем крана или проектной организацией, имеющей аттестат соответствия на право осуществления данного вида деятельности, выданный Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь в соответствии с Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252. | 37. Устройство кранового пути (кроме пути кранов железнодорожных), фундамента для установки стационарных башенных кранов, привязки башенного крана к строящемуся зданию с помощью стальных связей должно производиться по проекту, разработанному изготовителем грузоподъемного крана или проектной организацией, имеющей аттестат соответствия на право осуществления соответствующего вида деятельности, выданный Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь в соответствии с Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252. От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 августа 2021 г. в ч.1 п.37 Правил № 66 постановлением МЧС от 24.05.2021 № 40 слова «Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь» заменены словами «Министерством архитектуры и строительства». |
Проект на устройство кранового пути разрабатывается с учетом требований настоящих Правил и нормативных документов на крановые пути. | |
При установке крана на эксплуатирующийся крановый путь последний должен быть проверен расчетом на допустимость такой нагрузки. | При установке грузоподъемного крана на эксплуатирующийся крановый путь последний должен быть проверен организацией, указанной в части первой настоящего пункта, расчетом на допустимость такой нагрузки. |
Путь железнодорожных кранов должен устраиваться и содержаться по нормам, действующим в системе железнодорожного транспорта Республики Беларусь | |
328. Готовность кранового пути к эксплуатации должна быть подтверждена актом сдачи земляного полотна под устройство верхнего строения кранового пути и актом сдачи-приемки кранового пути согласно приложению 21, к которому должны быть приложены результаты планово-высотной съемки | Готовность кранового пути к эксплуатации должна быть подтверждена актом сдачи земляного полотна под устройство верхнего строения кранового пути и актом сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию согласно приложению 10, к которому должны быть приложены результаты планово-высотной съемки |
320. Крановые пути башенных строительных кранов выполняются в соответствии с инструкцией организации-изготовителя, техническим кодексом установившейся практики «Основания и фундаменты зданий и сооружений. Рельсовые пути башенных кранов. Нормы проектирования и правила устройства» ТКП 45-5.01-276-2013 (02250), утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 января 2013 г. № 38 | 38. Крановые пути башенных кранов выполняются в соответствии с указаниями (при их наличии) изготовителя башенных кранов |
Нормы отсутствовали | 39. Тупиковые упоры крановых путей башенных кранов, кранов козловых, портальных и мостового типа должны соответствовать крановым нагрузкам и иметь паспорт. Паспорт на тупиковые упоры разрабатывается их изготовителем. При отсутствии (утрате) паспорта на тупиковые упоры, паспорт разрабатывается изготовителем тупиковых упоров или владельцем грузоподъемного крана |
40. Паспорт на тупиковые упоры должен содержать наименование изготовителя (в случае разработки паспорта владельцем грузоподъемного крана - данные владельца грузоподъемного крана), заводской номер (в случае разработки паспорта владельцем - инвентарный (е) номер (а)), технические характеристики, тип и размерную группу грузоподъемных кранов, для которых предназначен упор, комплект поставки, общие требования по эксплуатации, требования безопасности, свидетельство о приемке (в случае разработки паспорта владельцем - номер и дата утверждения акта обследования тупиковых упоров грузоподъемных кранов, наименование организации, проводившей обследование тупиковых упоров), гарантийные обязательства (в случае раз работки паспорта владельцем - не указываются) | |
В главу 2 Правил № 66 включены положения главы 2 «Общие требования», главы 7 «Канаты», главы 8 «Цепи», главы 12 «Приборы и устройства безопасности», главы 17 «Галереи, площадки, лестницы», главы 27 «Крановый путь» Правил № 37. Некоторые нормы введены Правилами № 66 впервые |
09.08.2019
Александр Юркевич, специалист по охране труда