Корреспонденция счетов от 13.08.2019
Автор: Андреева А.

Учет расходов на приобретение методической и справочной литературы, экземпляров нормативных документов


СОДЕРЖАНИЕ

 

Приобретенные экземпляры нормативных документов нематериальными активами не являются

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Налог на прибыль

Налоговые вычеты по НДС

 

Материал помещен в архив

 

УЧЕТ РАСХОДОВ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ И СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЭКЗЕМПЛЯРОВ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

пример ситуация

Ситуация

Организации приобретают в собственность нормативные документы:

• сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания;

• технические кодексы установившейся практики (ТКП);

• государственные и отраслевые стандарты (ГОСТы и ОСТы);

• санитарные нормы и правила;

• сборники ресурсно-сметных норм;

• другие аналогичные документы.

Приобретаемые нормативные документы необходимы для использования в деятельности организации и являются документами длительного срока пользования.

Как учитывать расходы на приобретение таких документов в бухгалтерском и налоговом учете при условии, что библиотечного фонда в организации нет?

Приобретенные экземпляры нормативных документов нематериальными активами не являются

Экземпляры произведений, содержащихся на любых носителях, в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, приобретаемые и используемые в деятельности организации, к нематериальным активам не относятся (абзац 9 п.8 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25).

Бухгалтерский учет

Порядок учета и списания методической, справочной литературы, которыми и являются приобретаемые организацией экземпляры нормативных документов, законодательством не определен. Поэтому организация должна разработать его самостоятельно с применением профессионального суждения бухгалтера и закрепить в учетной политике организации исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п.1, абзац 7 п.4, п.5 ст.9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее - Закон № 57-З).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться пп.1, 5 ст.9 и ниженазванной ст.7 Закона № 57-З в ред. Закона от 11.10.2022 № 210-З.

 

справочно

Справочно

Профессиональное суждение - точка зрения и действие главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п.2 ст.7 Закона № 57-З, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности (абзац 16 ст.1 Закона № 57-З).

Учетная политика - совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (абзац 22 ст.1 Закона № 57-З).

 

Расходы организации на приобретение методической, справочной литературы, экземпляров нормативных документов и тому подобных изданий, необходимых в предпринимательской деятельности организации, при отсутствии у нее библиотеки учитываются как расходы на информационные услуги и, как правило, сразу списываются в состав затрат.

Поскольку названные издания используются в организации в течение длительного срока с целью большего контроля за их сохранностью можно учитывать их и на отдельном субсчете к счету 10 «Материалы».

В этом случае списание их стоимости на затраты следует производить в порядке, установленном п.107 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2022 № 64. Комментарий см. здесь.

 

Однако конкретного способа списания методической, справочной литературы п.107 Инструкции № 133 не устанавливает.

Поэтому организация вправе в учетной политике установить порядок ее списания (абзац 5 п.107 Инструкции № 133).

Например, может быть установлено, что при передаче методической, справочной литературы, нормативных документов для использования списывается 50 % стоимости. Оставшиеся 50 % включаются в состав расходов при списании данной литературы, нормативных документов за ненадобностью или износом.

Можно осуществлять списание на затраты в полном размере стоимости при передаче методической, справочной литературы, нормативных документов для использования либо при ее списании (выбытии).

Может быть установлен и иной способ.

Затраты организации подразделяются на прямые и косвенные (п.2 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; далее - Инструкция № 102).

 

справочно

Справочно

Косвенные затраты - затраты, связанные с производством нескольких видов продукции, выполнением нескольких видов работ, оказанием нескольких видов услуг, которые включаются в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг по определенной базе распределения (абзац 4 п.2 Инструкции № 102).

Прямые затраты - затраты, связанные с производством определенного вида продукции, выполнением определенного вида работ, оказанием определенного вида услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг (абзац 5 п.2 Инструкции № 102).

 

К управленческим расходам относятся:

• в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, - условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные затраты» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»), за исключением случаев, установленных законодательством;

• в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, - расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 (субсчет 90-5);

• в организации - профессиональном участнике рынка ценных бумаг - расходы на осуществление текущей деятельности (п.10 Инструкции № 102).

В организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, условно-постоянные косвенные общепроизводственные затраты включаются в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг или относятся к управленческим расходам в порядке, установленном учетной политикой организации.

Если указанные затраты включаются в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, они списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и других счетов.

Если указанные затраты относятся к управленческим расходам, они списываются в дебет счета 90 (субсчет 90-5) (п.11 Инструкции № 102).

Затраты, связанные с управлением организацией, к которым относятся в том числе затраты на содержание управленческого персонала, затраты на информационные, аудиторские и другие услуги, отражаются на счете 26 (часть первая п.28 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).

Таким образом, организация, осуществляющая промышленную и иную производственную деятельность, расходы на информационные услуги отражает на счете 26, а затем в соответствии с учетной политикой списывает на счета учета затрат либо в дебет субсчета 90-5 как управленческие расходы.

В бухгалтерском учете приобретение и списание экземпляров методической, справочной литературы, нормативных документов отражаются:

 

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
(условно)
Первичный документ
Перечислена предоплата за экземпляры методической, справочной литературы, нормативных документов
360,00
Платежное поручение, выписка банка по расчетному счету, счет-фактура продавца
Выданы из кассы денежные средства для приобретения методической, справочной литературы, нормативных документов работнику организации
360,00
Расходный кассовый ордер
Приняты к учету приобретенные экземпляры методической, справочной литературы, нормативных документов (без НДС)
(360,00 - 60,00)
60, 71
300,00
Товарная или товарно-транспортная накладная, приходный ордер
Отражена сумма НДС, предъявленная продавцом
60, 71
60,00
Товарная или  товарно-транспортная накладная
Принята к вычету предъявленная сумма НДС
18
60,00
ЭСЧФ, книга покупок (если предусмотрено ее ведение), бухгалтерская справка-расчет
Отражена передача экземпляров методической, справочной литературы, нормативных документов для использования
10-9-2
10-9-1
300,00
Накладная на внутреннее перемещение, карточка складского учета, бухгалтерская справка-расчет
Списана стоимость экземпляров методической, справочной литературы, нормативных документов в порядке, установленном учетной политикой организации (примечание), осуществляющей:  
10-9-2
150,00
Карточка складского учета, бухгалтерская справка-расчет
- промышленную и иную производственную деятельность;      
- торговую, торгово-производственную деятельность      
Списаны информационные расходы в состав управленческих расходов организацией, осуществляющей:  
150,00
Бухгалтерская справка-расчет
- промышленную и иную производственную деятельность;  
26
   
- торговую, торгово-производственную деятельность  
44
   
Списаны информационные расходы на себестоимость реализованной продукции, работ, услуг
26
150,00
Бухгалтерская справка-расчет

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. в п.39 (счет 50) Инструкции № 50 внесены изменения постановлением № 64.

 

Примечание. Примем, что при передаче для использования списывается 50 % стоимости. Оставшиеся 50 % включаются в состав расходов при списании методической, справочной литературы, нормативных документов за ненадобностью или износом.

Налоговый учет

Налог на прибыль

Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

• затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

• нормируемые затраты (п.1 ст.169 НК).

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.170 НК).

Таким образом, стоимость методической, справочной литературы, экземпляров нормативных документов, используемых в предпринимательской деятельности организации, включается в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Налоговые вычеты по НДС

Налоговыми вычетами признаются, в частности, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп.1.1 п.1 ст.132 НК).

Суммой налога на добавленную стоимость, предъявленной при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, признается сумма налога на добавленную стоимость, выделенная продавцом покупателю в электронных счетах-фактурах (абзац 2 п.3 ст.132 НК).

Вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от даты проведения расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок в случае, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком.

Ведение книги покупок устанавливается учетной политикой организации. Организация вправе в течение налогового периода предусмотреть в учетной политике ведение книги покупок. В этом случае ведение книги покупок осуществляется до окончания соответствующего налогового периода (п.4 ст.132 НК).

Таким образом, НДС подлежит отражению в учете и вычету по мере приобретения методической, справочной литературы и экземпляров нормативных документов.

При приобретении плательщиком на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговые вычеты производятся на основании электронных счетов-фактур, полученных от продавцов этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, при условии подписания плательщиком электронных счетов-фактур электронной цифровой подписью (подп.5.1 п.5 ст.132 НК).

 

13.08.2019

 

Анна Андреева, экономист

 

По этой теме также см.:

1. Расходы на приобретение печатной продукции: бухгалтерский и налоговый учет.

2. Списание печатных изданий: бухгалтерский и налоговый учет.