Пособие от 28.06.2019
Автор: Новикова С.

Предприятие в процедуре банкротства: новации налогообложения НДС в 2019 году


 

Материал помещен в архив

 

ПРЕДПРИЯТИЕ В ПРОЦЕДУРЕ БАНКРОТСТВА: НОВАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС В 2019 ГОДУ

Новации по НДС

Налоговым кодексом Республики Беларусь в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2019 г. (далее - Кодекс), введена норма, согласно которой объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) не признаются обороты по реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Республики Беларусь экономически несостоятельным (банкротом), в процедуре ликвидационного производства, включая передачу имущества кредиторам (подп.2.30.2 п.2 ст.115 Кодекса).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. подп.2.30.2 п.2 ст.115 Кодекса Законом от 29.12.2020 № 72-З изложен в новой редакции: «2.30.2. имущества должника, признанного в соответствии с законодательством банкротом, отгруженного в процедуре ликвидационного производства, включая передачу имущества кредиторам;».

 

На основании положений подпункта 27.3 пункта 27 статьи 133 Кодекса вычет сумм НДС производится в полном объеме у плательщиков, находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности - для индивидуальных предпринимателей), процедуре ликвидационного производства - для плательщика, признанного в соответствии с законодательством Республики Беларусь экономически несостоятельным (банкротом).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. следует руководствоваться подп.27.3 п.27 ст.133 Кодекса в ред. Закона № 72-З. Комментарий см. здесь.

Правовое регулирование

Банкротство (примечание 1) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением экономического (примечание 2) суда о банкротстве:

• с ликвидацией должника - юридического лица;

• с прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя.

Процедуры экономической несостоятельности (банкротства)

При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника - юридического лица применяются следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства):

• защитный период;

• конкурсное производство;

• мировое соглашение.

Конкурсное производство включает следующие процедуры:

• завершение подготовки дела к судебному разбирательству;

• санацию - обеспечение стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, восстановление платежеспособности должника;

• ликвидационное производство - продажа имущества должника, удовлетворение требований кредиторов (расчет с кредиторами), последующая ликвидация должника.

1. Защитный период

При введении защитного периода экономическим судом назначается временный управляющий.

Защитный период вводится в целях:

• завершения досудебного оздоровления предприятия;

• проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства;

• обеспечения сохранности имущества должника;

• проверки достаточности расчета с кредиторами и с работниками.

Продолжительность защитного периода не может превышать трех месяцев, однако по ходатайству должника или органа, принявшего решение о проведении досудебного оздоровления, экономический суд вправе установить защитный период сроком до трех лет для завершения досудебного оздоровления.

Временный управляющий анализирует и производит оценку финансового состояния и платежеспособности предприятия, после чего представляет в суд отчет, исходя из которого принимается решение об открытии конкурсного производства (примечание 3).

2. Конкурсное производство

Временный управляющий становится антикризисным управляющим. Это может быть одно и то же лицо либо другое. Обычно временный и антикризисный управляющий - одно и то же лицо.

Экономический суд открывает конкурсное производство, если:

• неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;

• должник не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер;

• имеются иные обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности должника.

Последствия открытия конкурсного производства следующие:

• все права переходят к антикризисному управляющему;

• срок всех обязательств считается наступившим (примечание 4);

• приостанавливается начисление процентов, неустойки, пеней по всем видам задолженности должника, возникшим до открытия конкурсного производства;

• на имущество должника нельзя обратить взыскание.

Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства шестнадцать месяцев, при проведении санации - двадцать два месяца (ст.85 Закона о банкротстве).

В процедуре конкурсного производства антикризисный управляющий:

• созывает собрание (комитет) кредиторов;

• осуществляет меры по поиску средств для расчета по долгам;

• устанавливает размер требований кредиторов;

• ведет реестр требований кредиторов;

• производит оспаривание сделок;

• другое.

Антикризисный управляющий обязан составить на основании анализа хозяйственной (экономической) деятельности и анализа финансового состояния и платежеспособности должника план санации должника или план ликвидации должника. Вопрос о ликвидации или санации предприятия рассматривается на собрании кредиторов, которые должны простым большинством согласиться с антикризисным управляющим или нет. Как правило, собрание кредиторов считается с мнением антикризисного управляющего.

Экономический суд на основании решения собрания кредиторов принимает решение о санации или об открытии ликвидационного производства либо утверждает мировое соглашение (ст.124 Закона о банкротстве).

2.1. Санация

Эта процедура конкурсного производства применяется в целях восстановления платежеспособности и дальнейшей деятельности должника. Экономический суд вводит указанную процедуру на срок не более восемнадцати месяцев.

Однако экономическим судом данный срок может быть продлен:

• не более чем на двенадцать месяцев на основании ходатайства управляющего и (или) собрания кредиторов;

• не более чем на пять лет по ходатайству государственного органа, согласованному с Советом Министров Республики Беларусь (ст.125 Закона о банкротстве).

Для восстановления платежеспособности антикризисный управляющий принимает меры, направленные на:

• исполнение обязательств за должника;

• погашение дебиторской задолженности;

• продажу части имущества;

• предоставление должнику финансовой помощи;

• предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов;

• иные меры.

Антикризисный управляющий не реже одного раза в месяц представляет отчет о своей деятельности экономическому суду и собранию (комитету) кредиторов.

Экономический суд на основании отчета актикризисного управляющего о санации выносит определение:

• об утверждении отчета актикризисного управляющего по итогам санации;

• об отказе в утверждении отчета актикризисного управляющего по итогам санации;

• о продлении срока санации;

• об утверждении мирового соглашения.

2.2. Ликвидационное производство (ликвидация предприятия)

Экономический суд принимает решение о начале ликвидационного производства в случае невозможности и (или) нецелесообразности санации.

Срок ликвидационного производства не может превышать одного года, при этом экономический суд вправе продлить срок ликвидационного производства на шесть месяцев.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства.

Указанные требования кредиторами предъявляются антикризисному управляющему, который рассматривает их и принимает решение о включении предъявленных требований в реестр требований кредиторов.

Очередность удовлетворения требований кредиторов следующая:

• требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью;

• выплата выходных пособий и оплата труда лиц, работающих по гражданско-правовым договорам;

• уплата налогов, сборов;

• требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом;

• расчет с другими кредиторами.

После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в экономический суд отчет по итогам ликвидационного производства.

После рассмотрения экономическим судом отчета управляющего по итогам ликвидационного производства и признания его обоснованным, а также при отсутствии оснований для признания недействительными итогов ликвидационного производства экономический суд выносит определение о завершении ликвидационного производства (ст.149 и 151 Закона о банкротстве).

Антикризисный управляющий в течение пятнадцати дней после вступления определения о завершении ликвидационного производства в законную силу должен представить в суд:

• документы, подтверждающие закрытие текущего (расчетного) и иных счетов в банке;

• печати и штампы организации либо заявление ее учредителей (участников) об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Определение экономического суда о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С момента внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей полномочия антикризисного управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, должник - юридическое лицо - ликвидированным (ст.151 Закона о банкротстве).

3. Мировое соглашение

Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения экономическим судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, но не ранее проведения первого собрания кредиторов. Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов (ст.152 Закона о банкротстве).

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается антикризисным управляющим. Мировое соглашение подлежит утверждению экономическим судом.

Мировое соглашение может быть заключено на условиях:

• отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств должника;

• уступки требования должника;

• исполнения обязательств должника третьими лицами;

• перевода долга;

• обмена требований кредиторов на акции;

• удовлетворения требований кредиторов иными способами.

Управляющий в течение пяти дней со дня принятия решения о заключении мирового соглашения должен подать в экономический суд заявление об утверждении мирового соглашения.

Утверждение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Обоснование введения налоговых преференций по НДС

Признание должника банкротом означает установление невозможности исполнения им своих обязательств в обычном порядке и полного удовлетворения всех требований кредиторов, в том числе по обязательным платежам (ст.1 Закона о банкротстве).

В связи с этим для конкурсного производства предусмотрены особые цели продажи имеющегося у должника имущества (конкурсной массы), не связанные с целью извлечения прибыли и распределения ее между участниками (ст.46 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Исходя из положений Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г. (далее - НК-2018), в отношении операций по реализации имущества должника, признанного банкротом, в том числе реализованного по сниженной цене (в сравнении с балансовой), налоги исчислялись и уплачивались в установленном порядке и в установленные сроки.

В свою очередь, налоговые органы в процедурах банкротства являются привилегированными кредиторами.

В конкурсном производстве должниками предпринимательская деятельность не ведется. Мы имеем дело уже не с субъектом экономической деятельности, а с конкурсной массой, с имуществом должника и с распорядителем этого имущества - антикризисным управляющим, задача которого предпринять меры, направленные на формирование конкурсной массы путем выявления активов должника, оспаривания сделок, привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, осуществления продажи активов по максимально возможной цене.

При реализации имущества должника (основных средств, остатков готовой продукции и др.) производилось начисление налогов, в частности НДС, который исчислялся, но в бюджет зачастую не поступал ввиду недостатка средств. Покупатель же имущества получал предъявленную сумму НДС, которую мог принять к вычету в случае выставления должником электронного счета-фактуры.

В результате в бюджет не поступал исчисленный должником НДС, а покупатель имущества должника мог и не получить электронный счет-фактуру от должника.

Налогообложение НДС операций по реализации имущества должника в процедуре банкротства также снижало конкурсную массу, что в свою очередь уменьшало реальные возможности для расчетов с кредиторами по реестру (в том числе расчеты по заработной плате, возврат средств иностранных инвесторов).

Как правило, при проработке вопроса об установлении налоговых преференций для плательщика, признанного в соответствии с законодательством Республики Беларусь экономически несостоятельным (банкротом), изучался и международный опыт.

Так, в Российской Федерации с 1 января 2015 г. в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения НДС.

Однако в силу норм подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС, принятые ранее должником к вычету при приобретении имущества, использовавшегося в деятельности, в рамках которой осуществлялись облагаемые НДС операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежат восстановлению при реализации такого имущества, не облагаемого НДС. При этом данный налог на покупателей имущества должника не переносится и они (покупатели), не уплачивая НДС в составе цены, не могут заявить его в качестве вычета. Данное регулирование, конечно, снижает ликвидность имущества должника.

В Республике Казахстан с 1 июля 2019 г. вступают в силу изменения в статью 405 Налогового кодекса Республики Казахстан, согласно которым в случае если обязательство по приобретенным товарам, работам, услугам на дату вынесения решения органов юстиции об исключении из Национального реестра бизнес-идентификационных номеров поставщика - плательщика НДС, признанного банкротом, не удовлетворено полностью или частично, то производится корректировка суммы НДС, относимого в зачет, в сторону уменьшения. Корректируемая сумма определяется в размере суммы НДС, ранее признанного относимым в зачет, подлежащего уплате по таким товарам, работам, услугам. Данная корректировка производится в том налоговом периоде, в котором вынесено указанное решение органов юстиции.

Облагаемые (необлагаемые) операции. Начало действия налоговых преференций. Практические ситуации

Начало действия преференции - принятие экономическим судом решения об открытии ликвидационного производства

В соответствии со статьей 140 Закона о банкротстве ликвидационное производство открывается со дня принятия экономическим судом решения об открытии ликвидационного производства.

Согласно пункту 6 статьи 128 Кодекса при изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется в отношении отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, переданных с момента изменения порядка исчисления НДС.

Таким образом, положения подпункта 2.30.2 пункта 2 статьи 115 Кодекса применяются в отношении товаров, отгруженных в 2019 г., со дня принятия экономическим судом решения об открытии ликвидационного производства.

По таким оборотам исчислять НДС и выставлять электронные счета-фактуры не нужно, такие обороты не подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость (далее - налоговая декларация (расчет) по НДС) должника. При этом вычет сумм НДС производится в полном объеме.

Полный вычет сумм НДС в процедуре ликвидационного производства не является новшеством

Установленный подпунктом 27.3 пункта 27 статьи 133 Кодекса порядок осуществления вычета сумм НДС в полном объеме не является новшеством для плательщиков, признанных банкротами и находящихся в процедуре ликвидационного производства. Данным подпунктом пункта 27 статьи 133 Кодекса нормативно закреплен применявшийся и ранее порядок осуществления вычета сумм НДС в полном объеме (см. ситуацию 1).

Статьей 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что признание юридического лица экономически несостоятельным (банкротом) влечет его санацию, а при невозможности или отсутствии оснований продолжения деятельности - ликвидацию. Основания признания судом юридического лица экономически несостоятельным (банкротом), порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2023 г. следует руководствоваться ст.61 ГК в ред. Закона от 13.12.2022 № 227-З. Комментарий см. здесь.

 

Как установлено нормами абзаца четвертого части первой подпункта 3.2 пункта 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (далее - Положение о ликвидации), юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, рассматривающего экономические дела, в случае экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица.

Операции, по которым порядок налогообложения НДС не изменился

Отметим, что, как и ранее:

• не облагается НДС реализация предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре конкурсного производства (подп.2.30 п.2 ст.93 НК-2018, подп.2.30.1 п.2 ст.115 Кодекса);

• облагается НДС в общеустановленном порядке реализация имущества должника в процедуре санации.

Следует отметить, что из числа операций, облагаемых НДС, не исключены операции по выполнению работ, оказанию услуг, предоставлению имущества в пользование.

В процедуре ликвидационного производства должник вправе оказывать услуги, выполнять работы по ранее заключенным договорам, например:

• сдача имущества в аренду;

• оказание услуг сторонним организациям по водоснабжению, теплоснабжению, электроснабжению (например, на территории должника находятся передаточные и генерирующие объекты: трансформаторная подстанция, артезианская скважина, котельная и др.).

В отношении оборотов по оказанию услуг (выполнению работ), сдаче имущества в аренду положения подпункта 2.30.2 пункта 2 статьи 115 Кодекса не применяются, т. е. порядок налогообложения НДС не изменился.

Безвозмездная передача имущества должника, проводимая в рамках статьи 150 Закона о банкротстве

Согласно статье 31 Кодекса реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок.

Одновременно пунктом 2 статьи 31 Кодекса определено, что реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав не признается:

• передача имущества организации ее участнику (акционеру) в размере, не превышающем его вклада в уставный фонд этой организации, при ее ликвидации. При этом стоимость передаваемого имущества и размер вклада либо части вклада участника (акционера) подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату передачи имущества и на дату внесения вклада (подп.2.2 п.2 ст.31 Кодекса).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. в подп.2.2 п.2 ст.31 Кодекса внесены изменения Законом № 72-З, не повлиявшие на суть материала: слова «Национальным банком Республики Беларусь» заменены словами «Национальным банком»;

 

• безвозмездная передача имущества (работ, услуг) в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа (подп.2.7.2 п.2 ст.31 Кодекса);

• безвозмездная передача имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в том числе в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц, производимая на основании в том числе нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь (подп.2.7.3 п.2 ст.31 Кодекса) (примечание 5).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. подп.2.7.3 п.2 ст.31 Кодекса Законом № 72-З изложен в новой редакции: «2.7.3. имущества, переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц;». Комментарий см. здесь.

 

Возникает вопрос: является ли объектом налогообложения НДС безвозмездная передача имущества должника, проводимая в процедуре ликвидационного производства в рамках статьи 150 Закона о банкротстве, в следующих случаях:

• передача оставшегося после погашения требований кредиторов нереализованного имущества должника учредителям, акционерам, участникам;

• передача оставшегося после погашения требований кредиторов нереализованного имущества должника собственнику;

• передача в республиканскую или коммунальную собственность оставшегося нереализованного недвижимого имущества должника в случае неполного удовлетворения требований кредиторов, если собрание кредиторов не приняло решение о принятии имущества кредиторами?

В изложенных случаях оборот по реализации, т. е. отчуждение, возникает в отношении передачи имущества кредиторам, учредителям, акционерам, участникам в рамках статьи 150 Закона о банкротстве. Данный оборот по реализации не признается объектом налогообложения НДС согласно нормам подпункта 2.30.2 пункта 2 статьи 115 Кодекса.

Соответственно, в остальных случаях положения подпункта 2.30.2 пункта 2 статьи 115 Кодекса не применяются, так как оборот по реализации не возникает (т. е. нет отчуждения), в том числе к:

• оборотам по безвозмездной передаче оставшегося после погашения требований кредиторов нереализованного имущества должника собственнику;

• оборотам по безвозмездной передаче в республиканскую или коммунальную собственность (примечание 6) оставшегося нереализованного недвижимого имущества должника в случае неполного удовлетворения требований кредиторов, если собрание кредиторов не приняло решение о его принятии кредиторами.

Вместе с тем по указанным операциям, не подпадающим под действие подпункта 2.30.2 пункта 2 статьи 115 Кодекса, следует руководствоваться иными нормами Кодекса, согласно которым объект налогообложения НДС не возникает, а именно:

• подпунктами 2.2 и 2.7.3 пункта 2 статьи 31 Кодекса (операции, не признаваемые реализацией);

подпунктом 2.5 пункта 2 статьи 115 Кодекса (безвозмездная передача, не облагаемая НДС) (примечание 7).

Рассмотрим отдельные возникавшие на практике ситуации

пример ситуация

Ситуация 1

Суть вопроса. В производстве экономического суда в 2018 г. находилось дело по заявлению предприятия к налоговому органу о признании недействительными решений налогового органа.

У предприятия возникло налоговое обязательство при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации, но добровольно им исполнено не было. Налоговое обязательство было исполнено налоговым органом в принудительном порядке за счет имущества должника путем списания денежных средств со счетов предприятия-должника и за счет средств его дебиторов.

Позиция предприятия. Предприятие считало, что имеет право на вычет в полном объеме уплаченных сумм ввозного НДС на основании норм подпункта 23.3 пункта 23 статьи 107 НК-2018, поскольку в отношении предприятия вынесено решение о банкротстве с ликвидацией, а согласно пункту 3 Положения о ликвидации ликвидация по решению экономического суда в случае экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица - одна из разновидностей ликвидации.

Позиция налогового органа. Согласно положениям подпункта 2.2 пункта 2 статьи 107 НК-2018 налоговыми вычетами признаются суммы НДС, уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь. Обязательство по уплате ввозного НДС исполнено не плательщиком, а в принудительном порядке налоговым органом. В связи с этим предприятие не вправе осуществлять вычет сумм НДС в полном объеме. Кроме того, для ликвидации и банкротства предусмотрен различный процессуальный порядок их проведения, имеются различные последствия их открытия, в НК-2018 и в Законе о банкротстве отсутствуют положения об осуществлении вычета сумм НДС в полном объеме у плательщиков, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).

Экономический суд для проверки обоснованности доводов предприятия и заявленных налоговым органом возражений на доводы предприятия направил запрос в компетентный орган - Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь для получения разъяснений.

Позиция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь - доводы предприятия правомерны. В соответствии с нормами подпункта 2.2 пункта 2 статьи 107 НК-2018 суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, признаются налоговыми вычетами.

Суммой НДС, уплаченной при ввозе товаров с территории государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства - члены ЕАЭС) на территорию Республики Беларусь, признается сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет при ввозе товаров (п.3 ст.107 НК-2018).

Как следовало из положений пункта 15 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42, суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации (расчета) по НДС и уплаченные в бюджет при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, учитываются в разделе II части I налоговой декларации (расчета) по НДС.

Согласно пункту 5 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (прил. 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) в случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов с нарушением срока, установленного данным пунктом, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства - члена ЕАЭС, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства - члена ЕАЭС.

Пунктом 26 вышеназванного Протокола установлено, что суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары.

Таким образом, суммы НДС по товарам, ввезенным на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации, уплата которого произведена путем применения налоговым органом способа обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, являются налоговыми вычетами по НДС.

Исходя из положений абзаца четвертого части первой подпункта 3.2 пункта 3 Положения о ликвидации, статьи 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь, абзаца тридцать первого статьи 1 Закона о банкротстве с момента принятия экономическим судом в отношении должника решения о банкротстве с ликвидацией такой субъект находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности).

 

пример ситуация

Ситуация 2

Суть вопроса. Решением экономического суда в 2015 г. предприятие признано банкротом и в отношении его открыто ликвидационное производство. Срок ликвидации установлен до 28 февраля 2019 г.

В декабре 2018 г. проводился аукцион, предметом которого являлось имущество предприятия (должника) - здание компрессорной станции по начальной цене 35 500 бел. руб. с учетом НДС. Однако торги по указанному лоту объявлены несостоявшимися в связи с тем, что заявление об участии в торгах по данному лоту подано только одним участником аукциона.

В соответствии со статьей 128 Закона о банкротстве в случае, если торги, проводимые в форме аукциона, признаны несостоявшимися в силу того, что заявление на участие в них подано только одним участником торгов либо для участия в них явился только один участник, предмет аукциона продается этому участнику при его согласии по начальной цене, увеличенной на 5 %, при условии возмещения им затрат на организацию аукциона.

Представитель участника аукциона выразил согласие на приобретение лота на вышеуказанных условиях. Согласно протоколу аукциона:

• участник аукциона обязан был заключить с предприятием (продавцом) договор купли-продажи по лоту, оплатить затраты на организацию аукциона, а также стоимость здания компрессорной станции по цене с НДС в сроки, предусмотренные договором купли-продажи, но не позднее 30 дней со дня проведения торгов, если иной срок не установлен собранием кредиторов;

• должник-продавец обязан был заключить с участником аукциона (покупателем) договор купли-продажи по лоту, после полного расчета за здание компрессорной станции подписать с покупателем первичный учетный документ на передачу здания.

Позиция покупателя. Договор купли-продажи был заключен 17 декабря 2018 г. по цене с учетом НДС на сумму 37 275 бел. руб., первичный учетный документ был оформлен сторонами 24 января 2019 г. на эту же цену с НДС. Однако должником к установленному сроку не был выставлен в адрес покупателя электронный счет-фактура. Покупатель по данному факту обратился в налоговый орган с вопросом о привлечении продавца-должника к ответственности: стоимость здания по договору в 2018 г. была выставлена одна (с НДС), а по факту в 2019 г. складывается иная (без НДС).

Позиция налогового органа. В связи с оформлением первичного учетного документа от 24 января 2019 г. оборот по реализации здания у предприятия, находящегося в процедуре ликвидационного производства, в соответствии с подпунктом 2.30.2 пункта 2 статьи 115 Кодекса не признается объектом налогообложения НДС и отсутствуют обязательства по выставлению электронного счета-фактуры в адрес покупателя по данной сделке. Основания для привлечения продавца к административной ответственности отсутствуют.

Комментарий. В случае выставления электронного счета-фактуры в адрес покупателя у продавца сумма НДС, указанная в первичном учетном документе и в электронном счете-фактуре, является излишне предъявленной и согласно нормам подпункта 7.1 пункта 7 статьи 129 Кодекса подлежит исчислению и уплате в бюджет. Сумма оборота по реализации здания в таком случае подлежит отражению должником в налоговой декларации (расчете) по НДС, что продавцом и было сделано в итоге для разрешения сложившейся ситуации.

 

Примечание 1. Статья 1 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2023 г. действует Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». При этом по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона № 227-З, применяются нормы Закона о банкротстве, за исключением требований к управляющему и организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Иные переходные положения определены в ст.228 Закона № 227-З. Комментарии см. здесь.

 

Примечание 2. Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» с 1 января 2014 г. хозяйственные суды областей (города Минска) переименованы в экономические суды областей (города Минска).

Примечание 3. Временный управляющий обязан кроме прочего представить по окончании защитного периода в экономический суд отчет о своей деятельности и анализ финансового состояния и платежеспособности должника (ст.42 Закона о банкротстве).

По окончании защитного периода экономический суд рассматривает заявление (заявления) об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, отчет временного управляющего о своей деятельности и анализ финансового состояния и платежеспособности должника, а также отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде. Отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде рассматривается экономическим судом с вынесением соответствующего определения (ст.46 Закона о банкротстве).

Примечание 4. Срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также уплаты ранее отсроченных, рассроченных обязательных платежей должника, платежей должника, по которым предоставлен налоговый кредит, считается наступившим (ст.86 Закона о банкротстве).

Примечание 5. Подпунктом 2.7.3 пункта 2 статьи 31 Кодекса определено, что не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в том числе в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц, производимая на основании:

• нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь;

• решений Национального банка Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, других государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов государственного контроля, судов, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, администраций свободных экономических зон, принятых в пределах их полномочий, установленных законодательством;

• решений местных исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их полномочий, установленных законодательством.

Примечание 6. Нормативными правовыми актами, определяющими порядок распоряжения государственным имуществом, являются Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» (далее - Указ № 294) и принятые в соответствии с пунктом 16 Указа № 294 решения местных Советов депутатов, при соблюдении положений которых (например, подп.3.3 п.3 или подп.6.6 п.6 Указа № 294) будут выполняться условия, необходимые для применения норм подпункта 2.7.3 пункта 2 статьи 31 Кодекса. С 15 ноября 2019 г. Указ № 294 утрачивает силу в связи с изданием Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 марта 2023 г. следует руководствоваться Указом от 19.09.2022 № 330 «О распоряжении имуществом». Комментарий см. здесь.

 

Примечание 7. Не признается объектом налогообложения НДС безвозмездная передача:

• имущества (работ, услуг) белорусским организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества (работ, услуг) для осуществления хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;

• имущества, при приобретении (ввозе) которого суммы НДС уплачены за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов и отнесены на увеличение его стоимости или за счет указанных источников;

• государственного имущества;

• товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая оплату счетов за приобретенные и переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться подп.2.5 п.2 ст.115 НК с учетом изменений, внесенных Законом от 30.12.2022 № 230-З. Комментарии см. здесь.

 

28.06.2019

 

С.И.Новикова, начальник отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь