


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь


ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО НОРМАТИВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОРГАНИЗАЦИЯМИ-МОНОПОЛИСТАМИ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ, ОТНОСЯЩЕГОСЯ К СЕЗОННОМУ ТОВАРУ
Размер предельного норматива рентабельности
В отношении детского питания, производимого и реализуемого на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни) (далее - реестр монополистов), действует предельный норматив рентабельности в размере 15 % (от себестоимости). Это ограничение предусмотрено приложением 2 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20 (далее - Инструкция № 20).
Для субъектов хозяйствования, не включенных в реестр монополистов, норматив рентабельности законодательством не ограничен.
Порядок дифференцирования предельного норматива рентабельности
По товарам (работам, услугам) субъектов, занимающих доминирующее положение, производство (выполнение, оказание) которых осуществляется в определенном порядке в течение года и связано со сменой времен года (далее - сезонные товары), уровень рентабельности определяется в целом за отчетный период (часть вторая п.14 Инструкции № 20).
![]() |
Справочно Под сезонным товаром понимается товар (работа, услуга), который (которая) либо отсутствует на рынке в течение определенного сезона (периода в течение года), либо его количество и цена (тариф) характеризуются периодическими колебаниями, связанными с сезоном (временем года) (примечание к части второй п.14 Инструкции № 20). |
Иными словами, в определенные промежутки времени в течение отчетного периода фактическая рентабельность может либо превышать установленный законодательством предельный норматив (как правило, в сезон), либо быть ниже предельного норматива рентабельности (обычно вне сезона). В целом же за отчетный период отношение общей суммы прибыли к общей сумме полной себестоимости продукции не должно превышать установленное законодательством ограничение по рентабельности.
![]() |
Пример У организации, включенной в реестр монополистов по товарной позиции «соки для детского питания», изменения объемов производства и реализации данной продукции носят сезонный характер. Так, в первом полугодии объем производства соков невысокий, а спрос на них повышенный. Во втором полугодии объем производства соков сильно вырастает, а спрос на них, наоборот, снижается. Соответственно, в январе - июне рентабельность реализуемой продукции высокая, а в июле - декабре она заметно ниже. |
В частности, в течение года объем производства сока яблочного для детского питания и рентабельность на эту продукцию сложились в организации следующим образом.
Дифференцирование предельного норматива рентабельности по сезонной продукции
сок яблочный для детского питания
(наименование продукции)
Месяц | Объем выпуска, единиц продукции | Полная себестоимость, руб. | Рентабельность, % | Прибыль, руб. | Отпускная цена без НДС, руб. | |||
единицы продукции | всего выпуска (гр.2 × × гр.3) |
на единицу продукции (гр.3 × × гр.5 / / 100) |
на весь выпуск (гр.2 × × гр.6) |
единицы продукции (гр.3 + + гр.6) |
всего выпуска (гр.2 × × гр.8) | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Июль |
8 000 |
0,34 |
2 720,00 |
14,00 |
0,05 |
400,00 |
0,39 |
3 120,00 |
Август |
15 000 |
0,31 |
4 650,00 |
12,00 |
0,04 |
600,00 |
0,35 |
5 250,00 |
Сентябрь |
22 000 |
0,26 |
5 720,00 |
12,00 |
0,03 |
660,00 |
0,29 |
6 380,00 |
Октябрь |
27 000 |
0,27 |
7 290,00 |
12,00 |
0,03 |
810,00 |
0,30 |
8 100,00 |
Ноябрь |
25 000 |
0,30 |
7 500,00 |
14,00 |
0,04 |
1 000,00 |
0,34 |
8 500,00 |
Декабрь |
12 000 |
0,33 |
3 960,00 |
17,00 |
0,06 |
720,00 |
0,39 |
4 680,00 |
Январь |
8 000 |
0,37 |
2 960,00 |
21,00 |
0,08 |
640,00 |
0,45 |
3 600,00 |
Февраль |
3 300 |
0,39 |
1 287,00 |
23,00 |
0,09 |
297,00 |
0,48 |
1 584,00 |
Март |
2 500 |
0,41 |
1 025,00 |
25,00 |
0,10 |
250,00 |
0,51 |
1 275,00 |
Апрель |
2 000 |
0,42 |
840,00 |
23,00 |
0,10 |
200,00 |
0,52 |
1 040,00 |
Май |
2 200 |
0,41 |
902,00 |
21,00 |
0,09 |
198,00 |
0,50 |
1 100,00 |
Июнь |
3 000 |
0,38 |
1 140,00 |
17,00 |
0,06 |
180,00 |
0,44 |
1 320,00 |
ВСЕГО |
130 000 |
Х |
39 994,00 |
14,89 (100 × гр.7 / гр.4) |
Х |
5 955,00 (гр.9 - гр.4) |
Х |
45 949,00 |
Таким образом, несмотря на то, что вне сезона (с декабря по июнь) организацией применяется рентабельность на выпускаемую продукцию в размере заметно выше установленного законодательством предельного норматива (15 %), в целом за отчетный период (год) фактический уровень рентабельности на реализуемый сок составляет 14,89 %, то есть не превышает данное ограничение.
20.08.2019
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
По этой теме также см.:
Дифференцирование предельного норматива рентабельности при производстве и реализации на территории Республики Беларусь организациями-монополистами детского питания.