Пособие от 22.08.2019
Автор: Шкирман С.

Регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на республиканском уровне


СОДЕРЖАНИЕ

 

Доминирующее положение на рынке и монополистическая деятельность

Регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций-монополистов

Формы документов, используемые организациями-монополистами, и справочная информация

 

Материал помещен в архив

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) ОРГАНИЗАЦИЙ-МОНОПОЛИСТОВ НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ УРОВНЕ

Вопросы регулирования цен (тарифов) хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, а также субъектами естественных монополий (далее - организации-монополисты) находятся в компетенции Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли»; далее - Указ № 188).

Ниже рассмотрены основные положения наиболее значимых нормативных правовых актов, устанавливающих определенные ограничения для организаций-монополистов при формировании ими цен (тарифов) на реализуемые на внутреннем рынке Республики Беларусь товары (работы, услуги).

Доминирующее положение на рынке и монополистическая деятельность

В отношении организаций-монополистов законодательством предусмотрены меры государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги). Эти меры направлены на пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечение доступности реализуемых товаров (работ, услуг) для потребителей.

 

справочно

Справочно

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, заключение соглашений или совершение согласованных действий, а также совершение иных действий (бездействие), направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и запрещенных Законом Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон № 94-З) и иными актами антимонопольного законодательства (абзац 9 ст.1 Закона № 94-З).

Государственная монополия - система общественных отношений, при которой исключительное право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, имеет государство в лице отдельных государственных органов или хозяйствующих субъектов, специально уполномоченных законодательными актами (часть третья п.4 ст.3 Закона № 94-З).

Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на этот товарный рынок и (или) уход с товарного рынка (п.1 ст.6 Закона № 94-З).

 

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет 35 % и более или менее 35 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) и оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок и (или) ухода с товарного рынка, периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, если выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 % или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 75 %;

2) в течение не менее 1 года или, если такой срок составляет менее 1 года, в течение срока существования товарного рынка размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает 15 %, за исключением субъекта естественной монополии (пп.2-4 ст.6 Закона № 94-З).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июля 2024 г. следует руководствоваться пп.2-4 ст.6 Закона № 94-З с изменениями, внесенными Законом от 03.04.2024 № 364-З.

Регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций-монополистов

* Закон № 94-З.

Установлен запрет:

- на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст.18);

- ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (ст.20);

- ограничивающие конкуренцию согласованные действия хозяйствующих субъектов (ст.21);

- ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов (ст.23);

- недобросовестную конкуренцию путем дискредитации (ст.25);

- недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение (ст.26);

- недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения (ст.27);

- недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и (или) использованием объектов интеллектуальной собственности (ст.28);

- недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения (ст.29);

- недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну (ст.30).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июля 2024 г. следует руководствоваться ст.30 Закона № 94-З с изменениями, внесенными Законом № 364-З;

 

- на иные формы недобросовестной конкуренции (ст.31)

В ст.22 перечислены действия (бездействие), соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны допустимыми.

* Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании».

Установлено, что в Республике Беларусь на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, относящиеся к сферам естественных монополий, применяются регулируемые цены (тарифы) (ст.7).

Также регулируемые цены (тарифы) применяются на отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых установлен Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72) или (по поручению Президента Республики Беларусь) Советом Министров Республики Беларусь.

* Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях» (далее - Закон № 162-З).

Определяет правовые основы регулирования общественных отношений, возникающих в сферах естественных монополий на рынках услуг Республики Беларусь, и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность оказываемых услуг для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

В частности, государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется в том числе регулированием цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сфере естественных монополий (абзац 2 части первой ст.8).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 мая 2020 г. следует руководствоваться абз.2 ч.1 ст.8 Закона № 162-З в ред. Закона от 11.11.2019 № 250-З. Изменения не повлияли на суть материала.

 

справочно

Справочно

Естественная монополия - состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг (абзац 2 ст.1 Закона № 162-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 мая 2020 г. следует руководствоваться абз.2 ч.1 ст.1 Закона № 162-З в ред. Закона № 250-З. Определение не изменилось.

 

* Указ № 188.

Функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах возложены на Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (п.1).

В систему Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь входят территориальные органы этого Министерства, управления (отделы) торговли и услуг областных и Минского городского исполнительных комитетов, открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа», а также учреждение «Редакция журнала "Гермес"» (п.2).

* Положение о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2016 № 702.

Отмечено, что Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь (п.1).

В п.5 Положения перечислены основные задачи Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, а в п.6 - функции, осуществляемые при решении этих задач.

* Указ № 72.

Определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).

Согласно названному перечню цены (тарифы) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни) (в случае невключения этих товаров (работ, услуг) в иные разделы перечня), регулирует Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

* Инструкция о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20 (далее - Инструкция № 20).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 февраля 2025 г. следует руководствоваться Инструкцией № 20 с изменениями, внесенными постановлением МАРТ от 30.09.2024 № 60.

 

Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством, осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые (выполняемые, оказываемые) на территории Республики Беларусь:

- юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни) (далее - организации-монополисты, Реестр монополистов), - на основании Указа № 72;

- юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги, относящиеся к сфере естественных монополий, включенными в Государственный реестр субъектов естественных монополий (далее - Реестр естественных монополий), - на основании Закона № 162-З.

Конкретный способ регулирования цен (тарифов) устанавливается Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в Республике Беларусь (п.2).

Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций-монополистов путем установления фиксированных или предельных цен (тарифов) или индексации цен (тарифов), а также государственное регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий путем установления фиксированных или предельных цен (тарифов) осуществляются Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь посредством принятия решения на основании следующих материалов по обоснованию уровня цен (тарифов):

- пояснительной записки с обоснованием необходимости установления (изменения) цен (тарифов);

- отчетной и плановой калькуляции с расшифровкой статей затрат;

- информации об уровне действующих цен (тарифов) на аналогичные товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на товарном рынке Республики Беларусь (республиканский и местный уровни);

- показателей финансово-экономической деятельности организации-монополиста за предыдущий год и прошедший период отчетного года, в том числе данные о фактической рентабельности (к полной себестоимости) данного вида товаров (работ, услуг).

Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций-монополистов, путем декларирования цен (тарифов) осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь посредством принятия решения на основании указанных выше материалов по обоснованию уровня цен (тарифов) и проекта декларации, представляемой в двух экземплярах по форме, приведенной в приложении 1 (части первая, вторая п.9).

Представленные материалы заверяются подписью руководителя организации-монополиста (часть шестая п.9).

Эти же документы учитываются Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь для обоснования цен на новые товары (работы, услуги) организаций-монополистов (часть третья п.9).

Названные выше материалы направляются в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в течение 10 рабочих дней со дня уведомления организаций-монополистов о включении их в Реестр монополистов и (или) Реестр естественных монополий и (или) об установлении (изменении) способа регулирования цен (тарифов) (часть седьмая п.9).

При необходимости Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в течение 10 рабочих дней со дня поступления указанных материалов могут быть запрошены дополнительные материалы по обоснованию уровня цен (тарифов), представленных организацией-монополистом или субъектом естественных монополий (часть четвертая п.9).

Утверждение фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), регистрация декларируемых цен (тарифов), индексация цен (тарифов) осуществляются Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в течение 15 рабочих дней со дня получения всех необходимых материалов и экономической обоснованности такого уровня цен (тарифов).

Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по результатам рассмотрения представленных материалов могут быть утверждены цены (тарифы) на товары (работы, услуги) на уровне ниже предусмотренного в этих материалах.

В случае принятия Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь решения о регистрации цен (тарифов) на уровне ниже указанного в декларации в течение 3 рабочих дней представляется декларация с новым уровнем цен (тарифов) (п.10).

Датой введения цены (тарифа) является дата регистрации декларации Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, если иное не предусмотрено в соответствующем решении (часть вторая п.11).

Организации-монополисты имеют право предоставлять скидки с установленных (утвержденных, зарегистрированных) цен (тарифов), если иное не указано в решении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, не допуская при этом установления монопольно низких цен (тарифов) в результате применения скидок. Порядок предоставления скидок определяется организациями-монополистами самостоятельно и должен содержать размеры скидок и условия, в зависимости от которых они предоставляются (п.12).

Предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые (выполняемые, оказываемые) на территории Республики Беларусь, приведены в приложении 2.

Предельные нормативы рентабельности не распространяются на:

- услуги, оказываемые субъектами естественных монополий;

- товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются в соответствии с законодательством иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности;

- товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые в соответствии с Указом № 72 регулируются иными государственными органами (организациями);

- товары (работы, услуги) при заключении организациями-монополистами соглашения в соответствии с Законом № 94-З;

- новые товары - в течение года со дня постановки их на серийное производство (п.13).

Организации-монополисты, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется путем установления предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф), имеют право дифференцировать предельные нормативы рентабельности в разрезе отдельных наименований товарной позиции, по которой они включены в Реестр монополистов, с соблюдением установленного предельного норматива рентабельности в целом по данной товарной позиции.

По товарам (работам, услугам) организаций-монополистов, производство (выполнение, оказание) которых осуществляется в определенном порядке в течение года и связано со сменой времен года (сезонные товары), уровень рентабельности определяется в целом за отчетный период (п.14).

 

справочно

Справочно

Под сезонным товаром понимается товар (работа, услуга), который (которая) либо отсутствует на рынке в течение определенного сезона (периода в течение года), либо его количество и цена (тариф) характеризуются периодическими колебаниями, связанными с сезоном (временем года) (примечание к п.14 Инструкции № 20).

 

Организации-монополисты, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется путем порядка их установления и применения или предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф), а также субъекты естественных монополий, государственное регулирование цен (тарифов) на услуги которых осуществляется путем порядка их установления и применения, составляют экономические расчеты по обоснованию установленных (применяемых) цен (тарифов) в течение 10 дней со дня их включения в Реестр монополистов и (или) Реестр естественных монополий (часть третья п.15).

Экономические расчеты и иные документы, обосновывающие уровень цен (тарифов), хранятся на бумажных носителях и (или) в электронной форме, в том числе на материальных носителях (п.16).

 

внимание

Обратите внимание!

Организации-монополисты, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется путем порядка установления и применения цен (тарифов), если иной порядок не установлен Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, устанавливают:

отпускные цены (тарифы) в порядке, определенном пп.4-6, 8, 12, частью третьей п.15 и п.16 Инструкции № 20;

розничные цены в порядке, определенном пп.7, 12, частью третьей п.15 и п.16 Инструкции № 20 (п.17).

 

* Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на лекарственные средства, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.03.2012 № 13.

Цены на лекарственные средства, производимые организациями, включенными в Реестр монополистов, устанавливаются в соответствии с Инструкцией № 20 (п.14).

 

справочно

Справочно

Инструкция № 20 пришла на смену утратившей силу с 29 июня 2018 г. Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 № 121.

Формы документов, используемые организациями-монополистами, и справочная информация

* Декларация цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) субъектом, включенным в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни) (приложение 1 к Инструкции № 20).

* Предельные нормативы рентабельности для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цены (тарифы) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые (выполняемые, оказываемые) на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни) (приложение 2 к Инструкции № 20).

* Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

* Государственный реестр субъектов естественных монополий.

 

22.08.2019

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»