Пособие от 10.09.2019
Автор: Криштапович Н.

Борьба с коррупцией: какие локальные правовые акты должны быть в организации


 

Материал помещен в архив

 

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: КАКИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ

пример ситуация

Ситуация

В организацию пришла проверка по вопросам соблюдения работы по противодействию коррупции, соблюдения работниками (в частности, государственными должностными и приравненными к ним лицами, руководителями) антикоррупционных ограничений, взаимодействия с органами прокуратуры.

Какие документы должны быть в организации для представления проверке?

 

Полный перечень документов будет отличаться в зависимости, в частности, от формы собственности организации, ее ведомственной подчиненности. С учетом Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», плана мероприятий по противодействию коррупции в государственных органах (иных организациях) (решение коллегии Министерства промышленности Республики Беларусь от 26.03.2018 № 11) и практического опыта можно рекомендовать следующий минимум:

1. Приказ руководителя организации об утверждении состава комиссии по противодействию коррупции.

2. Перечень основных коррупционных правонарушений и преступлений.

3. Перечень лиц с наиболее высоким коррупционным риском.

4. Положение о комиссии по противодействию коррупции.

5. Положение об урегулировании конфликта интересов (для государственных организаций либо организаций, в которых работают лица, приравненные к государственным должностным лицам).

6. Положение о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученных государственным должностным лицом (лицом, приравненным к государственному должностному лицу) с нарушением установленного законодательством порядка в связи с исполнением таким лицом своих трудовых (должностных) обязанностей (для государственных организаций либо организаций, в которых работают лица, приравненные к государственным должностным лицам).

7. Протоколы заседания комиссии по противодействию коррупции.

8. Отчеты председателя комиссии по противодействию коррупции о выполнении утвержденного в организации плана мероприятий по противодействию коррупции и плана работы комиссии по противодействию коррупции.

9. План мероприятий организации по противодействию коррупции.

10. План работы комиссии по противодействию коррупции.

11. Перечень государственных должностных лиц (если они есть).

12. Перечень лиц, приравненных к государственным должностным лицам (если они есть).

13. Памятка о соблюдении ограничений должностными лицами (для государственных организаций либо организаций, в которых работают лица, приравненные к государственным должностным лицам).

14. Журнал регистрации протоколов заседания комиссии по противодействию коррупции.

15. Журнал регистрации заявлений должностных лиц о получении имущества, в том числе подарков.

16. Акт приема-передачи подарков, полученных государственным должностным лицом (лицом, приравненным к государственному должностному лицу) с нарушением установленного законодательством порядка в связи с исполнением таким лицом своих трудовых (должностных) обязанностей.

17. Список резерва кадров (для государственных организаций).

18. Приказ о проведении аттестации руководителей и специалистов (для организаций, в которых она проводится).

19. Протоколы проведения аттестации (для организаций, в которых она проводится).

20. Рекомендуемый перечень вопросов по противодействию коррупции, задаваемых членами аттестационных комиссий (при необходимости).

21. Сертификаты о прохождении тестирования по вопросам противодействия коррупции в отраслевом министерстве, институте повышения квалификации, иных органах (при наличии).

22. Документы о принятии мер к лицам, ранее нарушавшим антикоррупционное законодательство в организации (при наличии таких прецедентов).

23. Журнал регистрации сообщений о нарушении работником организации антикоррупционного законодательства.

24. Соглашение с органами прокуратуры о взаимодействии по вопросам противодействия коррупции (при наличии).

25. Положение о договорно-правовой работе.

26. Положение о порядке согласования договоров.

27. Положение о порядке списания дебиторской и кредиторской задолженности.

28. Положение о порядке проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.

29. Положение о порядке проведения государственных закупок товаров (работ, услуг) (для государственных организаций).

30. Положение о порядке проведения закупок из одного источника (в случае, если такие проводятся в организации).

31. Положение о порядке взаимодействия между структурными подразделениями организации.

32. Положение о порядке проведения процедуры переговоров.

33. Положение о порядке проведения процедур закупок в строительстве (с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве») (при необходимости).

34. Положение о порядке аудио- и видеозаписи процедур закупок (в случае, если это требуется ведомственными правилами организации).

35. Акты комиссионных проверок соблюдения арендаторами условий договоров аренды и своевременного перечисления арендной платы (при наличии арендных отношений в организации).

36. Письменные заключения с предложениями о мерах по взысканию просроченной дебиторской задолженности.

37. Акты внезапной проверки соблюдения работниками трудовой дисциплины.

38. Акты проверки подлинности командировочных документов.

39. Должностные инструкции работников с антикоррупционными оговорками.

40. Журнал материалов о предварительных проверках контрагентов организации на предмет возможности заключения с ними договорных отношений.

Материалы по противодействию коррупции должны размещаться также на сайте и (или) стенде организации.

 

10.09.2019

 

Никита Криштапович, магистр юридических наук