Расчет от 27.09.2019
Автор: Кевра Г.

Ошибки, допускаемые при установлении цен на отечественные строительные материалы в оптовой торговле


СОДЕРЖАНИЕ

 

Регулирование цен на строительные материалы, реализуемые в оптовой торговле

Пример составления расчета отпускной цены на отечественные стройматериалы

Анализ примера

 

Материал помещен в архив

 

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ЦЕН НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ

Регулирование цен на строительные материалы, реализуемые в оптовой торговле

Оптовая торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п.16 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. оптовая торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не предусмотрено законодательными актами (подп.1.14 п.1 ст.1 Закона № 128-З в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З). Комментарии см. здесь.

 

Цены на товары (в том числе строительные материалы, изделия, конструкции), в отношении которых осуществляется государственное регулирование, устанавливаемые оптовыми организациями, рассчитываются путем применения оптовых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) (абзац 5 п.3 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111). Размер оптовых надбавок определяется оптовыми организациями самостоятельно, но не выше установленных государственными органами предельных значений. При этом экономические расчеты по обоснованию уровня применяемых оптовых надбавок не составляются (часть вторая п.12 названной Инструкции).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 сентября 2023 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55, в ред. постановления МАРТ от 25.08.2023 № 52. Комметарии см. здесь.

 

Строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее - бюджетные средства), а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), включены в перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (приложение 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72)).

К сформированным производителями отпускным ценам на строительные материалы, изделия, конструкции, использованные при строительстве указанных выше объектов, установлена предельная оптовая надбавка в размере 10 % независимо от количества участвующих посредников (п.3 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.05.2017 № 13 (далее - постановление № 13)).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2024 г. следует руководствоваться постановлением Минстройархитектуры от 19.12.2023 № 125 «О порядке регулирования цен». Комментарий см. здесь.

 

справочно

Справочно

Нормы постановления № 13 распространяются на строительные материалы, изделия и конструкции, цены на которые регулируются в соответствии с Указом № 72 (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-02/3916).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 июня 2021 г. действует письмо Минстройархитектуры от 03.06.2021 № 04-3-02/6930 «О разьяснении постановления».

Пример составления расчета отпускной цены на отечественные стройматериалы

пример ситуация

Ситуация

Согласно товаросопроводительным документам (гр.3 товарного раздела ТТН-1 от 04.09.2019 № 42) оптовая организация «А» приобрела у организации-производителя (Республика Беларусь) 80 т шлакопортландцемента ШПЦ 400 фасованного, упакованного в потребительскую упаковку (мешки) развесом 50 кг по отпускной цене 98,00 руб. за 1 т и реализовала его оптовой организации «Б» (договор купли-продажи (поставки) от 05.09.2019 № 125).

Реализация шлакопортландцемента в адрес оптовой организации «Б» осуществляется оптовой организацией «А» с применением оптовой надбавки в размере, установленном на уровне 5 % (гр.11 товарного раздела ТТН-1 от 05.09.2019 № 43). Дальнейшая реализация шлакопортландцемента производится оптовой организацией «Б» строительной организации для использования в строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств (договор купли-продажи (поставки) от 06.09.2019 № 25).

При формировании цены на шлакопортландцемент, реализуемый оптовой организацией «А» через оптовую организацию «Б» в адрес строительной организации «С», были допущены ошибки, повлекшие наложение штрафа за превышение установленной законодательством предельной максимальной оптовой надбавки.

Ниже в расчете показана последовательность формирования цены на 1 т шлакопортландцемента при его реализации оптовой организации «Б» и затем строительной организации (с соблюдением законодательства (гр.4) и с нарушением установленных правил (гр.5)).

Расчет регулируемых цен
на
 1 т шлакопортландцемента

(наименование строительного материала)

№ п/п Показатель Ед. изм. Значение (расчет):
в соответствии с законодательством с нарушением законодательства
1
2
3
4
5
1
Количество шлакопортландцемента, приобретенного оптовой организацией «А» у организации-производителя (гр.3 товарного раздела ТТН-1 от 04.09.2019 № 42)
т
80






1.1
Отпускная цена за 1 т шлакопортландцемента, установленная организацией-производителем, без НДС (гр.4 товарного раздела ТТН-1 от 06.09.2019 № 42)
руб.
98,00
2
Количество шлакопортландцемента, реализуемого оптовой организацией «А» в адрес оптовой организации «Б» (гр.3 товарного раздела ТТН-1 от 05.09.2019 № 43)
т
80
2.1
Оптовая надбавка, применяемая организацией «А» при реализации шлакопортландцемента организации «Б» (гр.11 товарного раздела ТТН-1 от 05.09.2019 № 43)
%
5
руб.
4,90
(98,00 × 5 %)




2.2
Цена на шлакопортландцемент, применяемая организацией «А» в расчетах с организацией «Б», без НДС (гр.4 товарного раздела ТТН-1 от 05.09.2019 № 43)
руб.
102,90
(98,00 + 4,90)
3
Количество шлакопортландцемента, реализуемого оптовой организацией «Б» строительной организации (гр.3 ТТН-1 от 06.09.2019 № 44)
т
80
3.1
Оптовая надбавка (совокупная), применяемая оптовой организацией «Б» при реализации шлакопортландцемента строительной организации (гр.11 ТТН-1 от 06.09.2019 № 44)
%
10
руб.
9,80
(98,00 × 10 %)





10,29
(102,90 × 10 %)
3.1.1
Предельная оптовая надбавка, установленная п.3 постановления № 13
%
10
3.2
Цена на шлакопортландцемент, применяемая оптовой организацией «Б» в расчетах со строительной организацией, без НДС (гр.4 ТТН-1 от 06.09.2019 № 44)
руб.
107,80
(98,00 + 9,80)
113,19
(102,90 + 10,29)
3.3
Проверка соблюдения оптовой организацией «Б» предельной оптовой надбавки (10 %)
%
10
(100 × 9,80 / 98,00)
15,5
(100 × (113,19 -
- 98,00) / 98,00))
4
Стоимость шлакопортландцемента, реализуемого оптовой организацией «Б» строительной организации, без НДС (гр.5 товарного раздела ТТН-1 от 06.09.2019 № 44)
руб.
8 624,00
(107,80 × 80)
9 055,20
(113,19 × 80)
5
Разница между фактической выручкой, полученной оптовой организацией «Б» от реализации шлакопортландцемента строительной организации, и величиной выручки от реализации этого шлакопортландцемента по отпускной цене, рассчитанной в соответствии с законодательством (без НДС)
руб.
-
431,20
(9 055,20 -
- 8 624,00)
6
Штраф за превышение предельной оптовой надбавки (часть 2 ст.12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП))
руб.
-
862,40
(431,20 × 2)

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок) влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (часть 2 ст.13.2 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Комментарии см. здесь.

Анализ примера

1. При осуществлении оптовой торговли шлакопортландцементом, реализуемым строительной организации «С» с целью его дальнейшего использования в строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, цена на этот шлакопортландцемент должна устанавливаться оптовой организацией «Б» с применением оптовой надбавки к отпускной цене организации-производителя (а не к цене реализации, установленной оптовой организацией «А»). При этом оптовая надбавка в совокупности (то есть с учетом оптовой надбавки оптовой организацией «А») не должна превышать предельную оптовую надбавку, установленную п.3 постановления № 13 на уровне 10 %.

 

внимание

Обратите внимание!

Реализация шлакопортландцемента оптовыми организациями с целью его последующего использования в строительстве объектов, полностью финансируемых за счет собственных средств или за счет средств иностранных инвесторов, осуществляется с применением оптовой надбавки в размере, устанавливаемом самостоятельно по соглашению сторон с учетом конъюнктуры рынка, то есть без ограничений. В этом случае оптовым организациям - продавцам следует также руководствоваться абзацем 2 ст.12 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» и условиями заключенных договоров купли-продажи (поставки).

 

2. В результате проверки соблюдения законодательства при установлении цены на шлакопортландцемент, реализуемый оптовой организацией «Б» строительной организации для его использования в строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, выявлено превышение предельной оптовой надбавки, установленной п.3 постановления № 13 (гр.5 расчета), на 0,49 руб. (10,29 - 9,80), или на 5,5 процентного пункта.

При этом определение цены на шлакопортландцемент (без НДС), применяемой оптовой организацией «Б» в расчетах со строительной организацией, в данной ситуации осуществляется с применением оптовой надбавки не к отпускной цене производителя (в соответствии с п.3 постановления № 13), а к цене, установленной оптовой организацией «А».

В итоге разница между фактической выручкой, полученной оптовой организацией «Б» от реализации шлакопортландцемента строительной организации, и величиной выручки от реализации этого шлакопортландцемента по цене, рассчитанной в соответствии с законодательством, составила 431,20 руб. без НДС.

За превышение установленного законодательством предельного уровня оптовой надбавки предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на оптовую организацию «Б» в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации шлакопортландцемента, и величиной выручки, рассчитанной в соответствии с законодательством (часть 2 ст.12.4 КоАП). В данной ситуации штраф равен 862,40 руб.

3. С целью соблюдения норм законодательства при осуществлении оптовой торговли шлакопортландцементом, цены на который регулируются государством, в случае реализации оптовой организацией «А» указанного шлакопортландцемента в адрес оптовой организации «Б», которая в последующем реализует его строительной организации для использования в строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, оптовой организации «А» следует в обязательном порядке отражать, например, в гр.11 «Примечание» ТТН-1 (или в гр.9 «Примечание» ТН-2) информацию об уровне отпускной цены, сформированной организацией-производителем, и размере применяемой оптовой надбавки (при поставке строительных материалов через несколько посреднических звеньев - размер совокупной оптовой надбавки). Место указания дополнительной информации определяется оптовыми организациями самостоятельно, при этом такая информация не должна препятствовать прочтению иных записей (часть шестая п.2 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2021 г. следует руководствоваться ч.6 п.2 Инструкции № 58 в ред. постановления Минфина от 03.05.2021 № 35: «В накладную ТТН-1, накладную ТН-2 и в приложения к ним при необходимости вносятся дополнительные сведения. Место внесения этих сведений, за исключением случаев, установленных пунктом 5 настоящей Инструкции, определяется организациями самостоятельно.».

 

Указание дополнительной информации необходимо в первую очередь для обеспечения контроля за соблюдением установленных законодательством ограничений по уровню оптовых надбавок, применяемых при осуществлении оптовой торговли строительными материалами, в отношении которых государственными органами применяется государственное регулирование цен согласно постановлению № 13.

При этом реализация шлакопортландцемента (других строительных материалов) оптовым и строительным организациям-покупателям в обязательном порядке осуществляется организациями-продавцами на основании договоров купли-продажи (поставки) с указанием в них цели использования поставляемых строительных материалов покупателями.

В свою очередь, реализация шлакопортландцемента одной строительной организацией другим строительным организациям с целью его дальнейшего использования в строительстве объектов, полностью финансируемых за счет собственных средств или за счет средств иностранных инвесторов, может осуществляться с применением оптовой надбавки (с учетом совокупной оптовой надбавки, примененной оптовыми организациями) в размере, устанавливаемом самостоятельно, по соглашению сторон с учетом конъюнктуры рынка, то есть без ограничений.

 

27.09.2019

 

Галина Кевра, экономист

 

По этой теме также см.:

Ошибки, допускаемые при формировании отпускных цен на импортные строительные материалы.