


Материал помещен в архив
УПЛАТА ПОДОХОДНОГО НАЛОГА ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ НАЛОГОВОГО АГЕНТА
Плательщиками подоходного налога с физических лиц (далее - подоходный налог) являются физические лица.
Под физическими лицами в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Налоговый кодекс) понимаются: граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, лица без гражданства (подданства).
Белорусские организации, являющие источником выплаты доходов физическим лицам, признаются налоговыми агентами, которые обязаны исчислить, удержать у физического лица и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога в порядке, установленном главой 18 Налогового кодекса.
Уплата подоходного налога за счет средств налоговых агентов законодательством не допускается. Исключением из данного правила являются случаи, перечисленные в пункте 7 статьи 216 Налогового кодекса.
В настоящей статье рассмотрим более подробно два случая из вышеуказанного пункта 7 Налогового кодекса, при наступлении которых уплата подоходного налога в бюджет производится за счет средств белорусской организации - налогового агента, а также способы возврата ею из бюджета сумм подоходного налога, уплаченных за счет собственных средств.
Взыскание подоходного налога налоговым органом
Уплата подоходного налога за счет средств налогового агента производится при установлении налоговым органом факта невыполнения или выполнения не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию у физического лица и (или) перечислению в бюджет исчисленной суммы подоходного налога.
![]() |
Пример 1 При проведении в июне 2019 г. налоговым органом выездной проверки белорусской организации по вопросу правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога за период с 1 января 2014 г. по 31 мая 2019 г. установлены факты неисполнения организацией обязанности налогового агента по удержанию подоходного налога при выплате доходов трем своим работникам. Так, подоходный налог не был удержан: • у Иванова И.И. в сумме 50,00 руб. с доходов, выплаченных ему 1 февраля, 1 марта и 1 апреля 2014 г.; • у Петрова П.П. в сумме 20,00 руб. с дохода, выплаченного 20 июня 2015 г.; • у Сидорова С.С. в сумме 30,00 руб. с дохода, выплаченного 1 ноября 2018 г. Всего по результатам проверки не удержанная налоговым агентом сумма подоходного налога составила 100,00 руб. |
На основании решения, вынесенного по акту проверки, вышеуказанная сумма подоходного налога была взыскана налоговым органом в августе 2019 г. за счет средств организации - налогового агента.
Взысканный с налогового агента подоходный налог подлежит удержанию из доходов физических лиц в установленном порядке.
При этом какой порядок удержания налога будет применяться налоговым агентом, зависит от того, какой период времени прошел со дня выплаты физическим лицам доходов, с которых не был удержан (не полностью удержан) подоходный налог, и продолжает ли организация - налоговый агент выплачивать доходы указанным лицам.
Так, в соответствии с положениями пункта 5 статьи 216 Налогового кодекса налоговый агент обязан удержать неудержанный (неполностью удержанный) подоходный налог из любых денежных средств, фактически выплачиваемых физическому лицу либо по его поручению третьим лицам.
Удержание подоходного налога производится налоговым агентом, если со дня выплаты доходов, с которых не был удержан (не полностью удержан) подоходный налог, не истекло пять лет.
При невозможности удержания подоходного налога по причине отсутствия выплат физическому лицу в денежной форме (в том числе вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора) налоговый агент обязан в тридцатидневный срок со дня обнаружения факта неудержания (неполного удержания) подоходного налога направить физическому лицу и в налоговый орган по месту постановки на учет физического лица сообщение о невозможности удержания подоходного налога.
![]() |
Справочно В соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 69 Налогового кодекса постановка на учет физического лица осуществляется в налоговом органе по месту его жительства. Местом жительства физического лица признается место (населенный пункт, дом, квартира или иное жилое помещение), где это физическое лицо зарегистрировано по месту жительства, при отсутствии такого места - место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает, а в случае, если данные об этом установить невозможно, - место нахождения имущества этого лица (ст.18 Налогового кодекса). |
В сообщении о невозможности удержания подоходного налога налоговому агенту необходимо указать:
• фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, у которого не был удержан подоходный налог;
• серию и номер документа, удостоверяющего его личность;
• место жительства этого физического лица;
• вид и размер выплаченного ему дохода, из которого не был удержан подоходный налог;
• сумму предоставленных ему льгот и вычетов;
• сумму неудержанного (не полностью удержанного) подоходного налога.
В течение пяти рабочих дней со дня получения от налогового агента сообщения о невозможности удержания подоходного налога налоговый орган вручает физическому лицу извещение на уплату подоходного налога с физических лиц.
![]() |
Справочно Форма извещения на уплату подоходного налога с физических лиц установлена в соответствии с приложением 8 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2020 г. следует руководствоваться формой извещения на уплату подоходного налога с физических лиц в соответствии с приложением 8 к постановлению № 100 в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 мая 2020 г. № 10. |
Уплата подоходного налога производится физическим лицом в тридцатидневный срок со дня вручения ему налоговым органом вышеуказанного извещения.
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня уплаты физическим лицом подоходного налога направляет сообщение о дате уплаты и сумме уплаченного им налога налоговому агенту, направившему сообщение и уплатившему такой налог.
Сообщение налогового органа является основанием для возврата в установленном порядке налоговому агенту подоходного налога при уплате им не удержанного с доходов физического лица подоходного налога за счет собственных средств.
Предположим, из физических лиц, перечисленных в примере 1, у которых при выплате доходов налоговым агентом не был удержан подоходный налог, продолжают работать в данной организации только Иванов И.И. и Петров П.П., а Сидоров С.С. из организации уволился в январе 2019 г.
Учитывая вышеприведенные нормы пункта 5 статьи 216 Налогового кодекса, организация - налоговый агент производит удержание неудержанного подоходного налога и уплаченного по результатам проверки за счет собственных средств в следующем порядке.
У Петрова П.П. неудержанная сумма подоходного налога в размере 20,00 руб. самостоятельно удерживается организацией - налоговым агентом из любых денежных средств, выплачиваемых ему либо по его поручению третьим лицам, так как Петров П.П. продолжает работать в организации и со дня выплаты (20 июня 2015 г.) ему дохода, с которого не был удержан подоходный налог, пять лет не истекло.
Поскольку Сидоров С.С. в организации уже не работает, доходов от нее не получает и с даты выплаты (1 ноября 2018 г.) ему дохода, с которого организацией не был удержан подоходный налог в сумме 30,00 руб., пять лет не истекло, то при таких обстоятельствах налоговый агент, руководствуясь частью второй пункта 5 статьи 216 Налогового кодекса, обязан направить Сидорову С.С. и в налоговый орган по месту его постановки на учет (по месту жительства Сидорова С.С.) сообщение о невозможности у него удержания подоходного налога, указав в этом сообщении сведения, предусмотренные частью третьей пункта 5 статьи 216 Налогового кодекса.
В последующем на основании сообщения налогового органа о дате уплаты и сумме уплаченного Сидоровым С.С. подоходного налога организация - налоговый агент вправе произвести возврат подоходного налога, ранее уплаченного (взысканного) за счет собственных средств, в соответствии с пунктом 3 статьи 223 Налогового кодекса.
Что же касается Иванова И.И., то несмотря на то, что он продолжает работать в организации и ему выплачиваются доходы, удержать у него в текущем календарном году подоходный налог в сумме 50,00 руб., ранее не удержанный при выплате ему доходов 1 февраля, 1 марта и 1 апреля 2014 г., организация - налоговый агент не может, так как с момента выплаты ему этих доходов, с которых не был удержан подоходный налог, пять лет уже истекло.
Выдача физическим лицам займов, кредитов
Уплата подоходного налога за счет средств налогового агента производится при выдаче физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей (нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально), займов, кредитов.
При этом уплата налога производится налоговым агентом не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита.
![]() |
Пример 2 Белорусской организацией 1 июля 2019 г. был выдан заем своему работнику на 1 год в размере 1 200,00 руб. Возврат займа будет осуществляться работником ежемесячно равными частями по 100,00 руб. начиная с августа 2019 г. Учитывая положения абзаца третьего пункта 7 статьи 216 Налогового кодекса, при выдаче работнику займа в сумме 1 200,00 руб. организация обязана исчислить с суммы займа подоходный налог и уплатить его в бюджет за счет собственных средств. Сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом не позднее 2 июля 2019 г., составляет 156,00 руб. (1 200,00 руб. × 13 %). По мере возврата физическим лицом (полностью или частично) выданных ему налоговым агентом займов, кредитов, с которых подоходный налог был уплачен за счет средств налогового агента, у такого налогового агента на основании абзаца второго пункта 2 статьи 223 Налогового кодекса возникает право на зачет или возврат подоходного налога, уплаченного им за счет собственных средств. При частичном возврате физическим лицом займа, кредита подоходный налог подлежит возврату налоговому агенту в размере, пропорциональном сумме возвращенного ему займа, кредита. Возврат налоговому агенту подоходного налога, уплаченного или взысканного за счет его собственных средств в соответствии с пунктом 3 статьи 216 Налогового кодекса, может быть произведен двумя способами: • 1-й способ - возврат налога осуществляется налоговым агентом самостоятельно за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению в бюджет; • 2-й способ - возврат налога осуществляется налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента в порядке, установленном пунктом 5 статьи 66 Налогового кодекса, при представлении налоговым агентом документов, подтверждающих его право на возврат налога. |
Рассмотрим вышеперечисленные способы возврата подоходного налога исходя из условий примера 2.
1-й способ
По мере погашения работником займа организация - налоговый агент вправе самостоятельно произвести себе возврат подоходного налога, уплаченного ею ранее в бюджет за счет собственных средств при выдаче этого займа, в следующем порядке.
Предположим, что исчисленная сумма подоходного налога с доходов, начисленных работникам организации за август 2019 г., составит 500 руб.
Погашенная работником в августе 2019 г. часть займа от всей суммы его задолженности по займу составляет:
8,33 % = 100,00 руб. / 1 200,00 руб. × 100 %,
где 100,00 руб. - сумма займа, погашенная работником в августе 2019 г.;
1 200,00 руб. - сумма полученного работником займа в июле 2019 г.
Соответственно сумма подоходного налога, подлежащая возврату организации в августе 2019 г. в размере, пропорциональном погашенной в этом же месяце работником задолженности по договору займа, составит:
12,99 руб. = 156,00 руб. × 8,33 %,
где 156,00 руб. - сумма подоходного налога, уплаченная в бюджет организацией 2 июля 2019 г. при выдаче займа работнику;
8,33 % - удельный вес погашенной работником в августе 2019 г. суммы задолженности по займу в общей сумме полученного им займа.
Возврат подоходного налога осуществляется организацией самостоятельно путем уменьшения перечисляемой ею в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с доходов, начисленных работникам за август 2019 г.
В результате этого сумма подоходного налога, которую организации следует перечислить в бюджет с доходов работников за август 2019 г., составит:
487,01 руб. = 500,00 руб. - 12,99 руб.,
где 500,00 руб. - сумма подоходного налога за август 2019 г. с доходов, начисленных работникам в организации за август 2019 г.;
12,99 руб. - сумма подоходного налога, подлежащая возврату организации за август 2019 г.
2-й способ
Возврат организации - налоговому агенту подоходного налога, уплаченного в бюджет за счет собственных средств, производится налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента.
Для этого в рассматриваемом примере 2 организации необходимо представить в налоговый орган:
1) заявление о возврате сумм налогов, сборов (пошлин), пеней по форме согласно приложению 19 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26 апреля 2013 № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов»;
2) документы, подтверждающие право организации на возврат налога.
Так, в рассматриваемой ситуации такими документами будут являться:
• копия договора займа, заключенного между организацией и работником;
• копия платежной инструкции о перечислении организацией за счет собственных средств подоходного налога, исчисленного с займа, выданного работнику;
• документы, подтверждающие фактическое погашение (возврат) работником займа, выданного ему организацией.
Согласно частям третьей и четвертой пункта 5 статьи 66 Налогового кодекса решение о возврате налога либо об отказе в проведении такого возврата принимается налоговым органом не позднее пятнадцати рабочих дней со дня подачи организацией в письменной форме заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней, а при подаче такого заявления в электронной форме - со дня передачи в личный кабинет плательщика - организации подтверждения о его приеме.
Налоговый орган сообщает организации о проведенном возврате налога либо об отказе в его проведении не позднее трех рабочих дней со дня принятия по результатам рассмотрения ее заявления соответствующего решения.
Следует отметить, что не во всех случаях при выдаче физическим лицам займов, кредитов белорусские организации - налоговые агенты обязаны исчислять и уплачивать в бюджет подоходный налог.
Так, на основании абзацев седьмого-десятого пункта 2 статьи 216 Налогового кодекса подоходный налог не исчисляется и не уплачивается белорусскими организациями - налоговыми агентами с сумм:
• займов и кредитов, выданных лицам, имеющим право на получение налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 210 и подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса предусмотрен социальный налоговый вычет, который предоставляется в сумме, уплаченной за обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременное погашение (возврат) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных на получение такого образования.
Право на вычет имеют физические лица, оплатившие: свое обучение, обучение лиц, состоящих с физическим лицом в отношениях близкого родства, обучение своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста, в отношении которых физическое лицо является опекуном или попечителем.
Социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса, предоставляется физическому лицу на основании документов, перечисленных в пункте 3 статьи 210 Налогового кодекса.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса предусмотрен имущественный налоговый вычет, который предоставляется в сумме фактически произведенных расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, а также на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременное погашение (возврат) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных на такое строительство либо приобретение жилья на территории Республики Беларусь.
Право на вычет имеют физические лица и члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшие на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.
Имущественный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса, предоставляется физическому лицу на основании документов, перечисленных в пункте 2 статьи 211 Налогового кодекса.
![]() |
Пример 3 В июле и августе 2019 г. организация выдала своему работнику 2 займа сроком на 5 лет по 10 000 руб. каждый. Первый заем был выдан работнику на покупку квартиры, а второй заем - на оплату работником обучения своего сына в учреждении образования Республики Беларусь, в котором он получает первое высшее образование. При выдаче работнику вышеперечисленных займов организацией исчисление и уплата подоходного налога не производятся при условии представления работником документов, подтверждающих его право на применение социального налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса, и имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса; |
• микрозаймов, предоставляемых микрофинансовыми организациями физическим лицам в порядке, предусмотренном законодательством.
Порядок предоставления физическим лицам микрозаймов регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2020 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2019 № 394 «О предоставлении и привлечении займов». Комментарии см. здесь. |
Деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов вправе осуществлять только микрофинансовые организации - юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, соответствующие требованиям, предъявляемым Указом № 325 и нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, и включенные Национальным банком Республики Беларусь в реестр микрофинансовых организаций (ч.2 п.2 Указа № 325).
![]() |
Пример 4 Общество с ограниченной ответственностью является микрофинансовой организацией, выдало 19 августа 2019 г. микрозаем физическому лицу - налоговому резиденту Республики Беларусь. При выдаче обществом микрозайма физическому лицу исчисление и уплата подоходного налога не производятся на основании абзаца восьмого пункта 2 статьи 216 Налогового кодекса; |
• коммерческих займов.
![]() |
Справочно Согласно статье 770 Гражданского кодекса Республики Беларусь под коммерческим займом понимаются случаи аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, если иное не предусмотрено законодательством. |
![]() |
Пример 5 Организация в августе 2019 г. реализовала своему работнику по договору с рассрочкой оплаты на 12 месяцев холодильник, находящийся на балансе организации, стоимостью 1 200,00 руб. (ежемесячный платеж - 100,00 руб.). Учитывая положения статьи 770 Гражданского кодекса Республики Беларусь, реализацию организацией холодильника в рассрочку своему работнику следует рассматривать как коммерческий заем, при выдаче которого организация на основании абзаца девятого пункта 2 статьи 216 Налогового кодекса не обязана исчислять и уплачивать подоходный налог; |
• кредитов, выдаваемых банками Республики Беларусь.
![]() |
Пример 6 Физическое лицо в августе 2019 г. получило в банке Республики Беларусь кредит на потребительские нужды. При выдаче кредита физическому лицу банком исчисление и уплата подоходного налога не производятся на основании абзаца десятого пункта 2 статьи 216 Налогового кодекса. |
06.09.2019
Л.М.Силивестрова, консультант управления налогообложения доходов и имущества физических лиц главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь