Пособие от 01.11.2019
Автор: Глинская Я.

Новации в сфере лицензирования с 1 октября 2019 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

Цели и принципы лицензирования

Основные изменения в лицензионной деятельности

Единый реестр специальных разрешений

Контроль в сфере лицензирования

Перспективы совершенствования законодательства о лицензировании

 

Материал помещен в архив

 

НОВАЦИИ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ С 1 ОКТЯБРЯ 2019 ГОДА

С 1 октября 2019 г. вступают в силу нормы Указа Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования» (далее - Указ № 326), предусматривающие изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Указ № 450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь.

 

Указ № 450 в настоящее время является единым консолидированным актом законодательного характера, устанавливающим лицензируемые виды деятельности и порядок лицензирования.

В свою очередь, Указ № 326 устраняет избыточное регулирование в отдельных сферах предпринимательской деятельности, оптимизирует и упрощает механизм лицензирования.

Цели и принципы лицензирования

Указом № 326 определены цели лицензирования и впервые введены общие принципы лицензирования.

Цели лицензирования - обеспечение защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды при условии, что данные цели не могут быть достигнуты иным образом, кроме лицензирования (п.2 Указа № 450).

Принципы лицензирования:

• определение перечня лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих исключительно исходя из необходимости достижения заявленных целей;

• определение исчерпывающего перечня предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам требований и условий с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности;

• самостоятельность лицензирующих органов в принятии решений по вопросам лицензирования;

• недопустимость приостановления и прекращения действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки;

• недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины, а также расходов, связанных с проведением экспертизы;

• максимальное использование информационных технологий;

• открытость и доступность информации о порядке лицензирования (п.3 Указа № 450).

Исходя из целей и принципов лицензирования, предполагается минимизация вмешательства государства посредством механизма лицензирования в предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования.

Основные изменения в лицензионной деятельности

Указом № 326 предприняты первые шаги по сокращению лицензируемых видов деятельности и упрощению лицензионных требований к соискателям лицензий и лицензиатам.

1. Адвокатская деятельность (глава 10 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом № 450 (далее - Положение), лицензирующий орган - Министерство юстиции Республики Беларусь (далее - Минюст)):

- введено ограничение на получение лицензии для физических лиц, в отношении которых Минюстом принято решение о прекращении действия лицензии за совершение действий, дискредитирующих звание адвоката и адвокатуру, - на срок в течение 3 лет со дня принятия соответствующих решений;

- дополнен перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензии (лицензиатам), наличием стажа работы по специальности не менее 3 лет.

2. Ветеринарная деятельность (глава 11 Положения, лицензирующий орган - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь) - исключено лицензирование составляющей работы, услуги - диагностика, профилактика заболеваний и лечение сельскохозяйственных животных, животных-компаньонов, животных, используемых в культурных мероприятиях, зоопарках, цирках, зверинцах, служебных и лабораторных животных.

3. Деятельность в области автомобильного транспорта (глава 12 Положения, лицензирующий орган - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь):

- исключено лицензирование услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом в нерегулярном сообщении, перевозок пассажиров автомобилями-такси.

 

справочно

Справочно

Лицензирование внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, перевозок пассажиров автомобилями- такси отменено с 26 февраля 2018 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7);

 

- скорректирован и сокращен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий.

С учетом изменений к таким нарушениям относятся:

повторное (в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильной перевозки пассажиров водителем механического транспортного средства, не прошедшим предрейсовое медицинское обследование, и иные медицинские осмотры, включая обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование);

неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителя механического транспортного средства, уровень подготовки которого не соответствует требованиям, установленным законодательством;

выпуск на линию транспортного средства с неисправностью, при наличии которой запрещается его эксплуатация;

выполнение автомобильной перевозки с использованием транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к участию в дорожном движении либо переоборудованного с нарушением требований законодательства;

выполнение автомобильной перевозки без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договора обязательного страхования;

выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;

- из перечня грубых нарушений исключено использование транспортного средства, оформленного как автомобиль-такси, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, а также выполнение автомобильных перевозок без заказа-наряда на фрахтование, путевого листа.

Следует отметить, что использование путевых листов в транспортной деятельности отменено Декретом № 7 с 26 февраля 2018 г.

4. Деятельность в области связи (глава 15 Положения, лицензирующий орган - Министерство связи и информатизации Республики Беларусь):

- уточняется используемая терминология в области электросвязи:

под услугами передачи данных понимаются услуги по приему, передаче, обработке и хранению данных, включая услугу телефонии по IP-протоколу и услугу IP-телевидения;

под услугой телефонии по IP-протоколу понимается услуга передачи данных по передаче голосовых сообщений в двухстороннем режиме в реальном масштабе времени по сетям с пакетной коммутацией на базе IP-протокола;

под услугой IP-телевидения понимается услуга передачи данных по приему, передаче, обработке и хранению телевизионного (аудиовизуального) контента по сетям с пакетной коммутацией на базе IP-протокола.

В связи с уточнением терминологии исключено раздельное лицензирование видов деятельности по оказанию услуг телефонии по IP-протоколу, услуг IP-телевидения, трансляции телевизионных программ, эфирной трансляции звуковых программ. Данные виды деятельности включены в составляющую лицензируемый вид деятельности услугу передачи данных.

5. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности (глава 18 Положения, лицензирующий орган - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - МЧС)) - исключено лицензирование:

торговли средствами противопожарной защиты;

экспертной деятельности по разработке паспортов пожарной безопасности, выполнению расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности;

деятельности по техническому обслуживанию организацией систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании.

6. Деятельность по технической и (или) криптографической защите информации (глава 21 Положения, лицензирующий орган - Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь (далее - ОАЦ)):

- отменяется лицензирование следующих составляющих работ и услуг:

деятельности по реализации, монтажу, наладке, сервисному обслуживанию технических средств обработки информации в защищенном исполнении, программных средств обработки информации в защищенном исполнении, технических, программных, программно-аппаратных средств защиты информации и контроля ее защищенности, средств криптографической защиты информации;

деятельности по проведению испытаний, технических средств обработки информации, программных средств обработки информации, технических, программных, программно-аппаратных средств защиты информации и контроля ее защищенности, средств криптографической защиты информации по требованиям безопасности информации;

- оптимизирован и уточнен перечень составляющих данный вид деятельности работ (услуг) в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 20.12.2018 № 486 «О допуске к государственным секретам» и внесением изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16.04.2013 № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации»;

- вводится лицензирование работ по проектированию, созданию и аудиту систем информационной безопасности критически важных объектов информатизации;

- уточняется субъектный состав лицензиатов. Предусмотрено, что лицензируемая деятельность осуществляется только юридическим лицам Республики Беларусь. При этом только государственным юридическим лицам Республики Беларусь и хозяйственным обществам, 100 % акций (долей в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, предоставляется право на осуществление составляющей ее работы и (или) услуги - аттестация объектов информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов, если владельцем соответствующего объекта информатизации является государственный орган или государственная организация, а также хозяйственное общество, 50 % и более акций (долей в уставном фонде) которого находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц;

- установлены дополнительные лицензионные требования к соискателям лицензий и лицензиатам. К общим лицензионным требованиям и условиям отнесены:

наличие в штате не менее 3 работников, а при наличии обособленных подразделений - не менее 3 работников в штате каждого такого подразделения (для деятельности по удостоверению формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе и деятельности по оказанию услуг по распространению открытых ключей проверки электронной цифровой подписи - наличие в штате каждого обособленного подразделения не менее одного работника), имеющих высшее образование в области защиты информации либо высшее или профессионально-техническое образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической и криптографической защиты информации;

наличие на праве собственности или ином законном основании средств измерений и контроля, технических, программно-аппаратных и программных средств в соответствии с перечнем, определяемым ОАЦ, а также помещений, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность.

Также предусмотрены специальные лицензионные требования и условия:

для деятельности по проведению специальных исследований технических средств, выявлению специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, проектированию, созданию систем защиты информации на объектах информатизации, аттестации объектов информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов:

наличие разрешения на осуществление деятельности с использованием государственных секретов;

наличие у руководителя и других работников соискателя лицензии, которые непосредственно будут осуществлять лицензируемую деятельность, соответствующего допуска к государственным секретам;

наличие объектов (объекта) информатизации, предназначенных для обработки информации, содержащей государственные секреты;

прохождение периодической метрологической поверки (калибровки) средств измерений, необходимых для выполнения работ (оказания услуг);

для деятельности по проектированию, созданию, аттестации систем защиты информации информационных систем, предназначенных для обработки информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, не отнесенной к государственным секретам:

наличие в штате не менее 3 работников, имеющих высшее образование в области защиты информации либо высшее или профессионально-техническое образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической и криптографической защиты информации, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;

наличие информационной системы, предназначенной для обработки служебной информации ограниченного распространения;

для деятельности по проектированию, созданию и аудиту систем информационной безопасности критически важных объектов информатизации:

наличие в штате не менее 3 работников, имеющих высшее образование в области защиты информации либо высшее или профессионально-техническое образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической и криптографической защиты информации, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;

наличие информационной системы, предназначенной для обработки служебной информации ограниченного распространения;

наличие сертификата соответствия системы менеджмента информационной безопасности, выданного в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

С учетом требований и условий к соискателям лицензий актуализирован перечень требований и условий к лицензиатам. Помимо указанных выше, к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиатам, отнесены:

наличие назначенного в установленном порядке лица, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности;

повышение квалификации в сфере технической и криптографической защиты информации работников, которые непосредственно будут осуществлять лицензируемую деятельность, не реже одного раза в 3 года;

представление ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, в ОАЦ отчета о выполненных за предыдущий год работах (оказанных услугах), составляющих лицензируемую деятельность, по форме, определяемой ОАЦ;

- актуализирован и дополнен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. К ним отнесены:

нарушение требований нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, в сфере технической и криптографической защиты информации, которое способствовало или привело к неправомерному доступу, уничтожению, модификации (изменению), копированию, распространению и (или) представлению информации, блокированию правомерного доступа к информации или чрезвычайной ситуации техногенного характера;

неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) несоблюдение особого лицензионного требования (условия) (выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в государственных органах и государственных организациях по согласованию с ОАЦ);

неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) нарушение порядка:

проведения специальных исследований технических средств;

проектирования, создания систем защиты информации на объектах информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов;

аттестации объектов информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов;

проектирования, создания, аттестации систем защиты информации информационных систем, предназначенных для обработки информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, не отнесенной к государственным секретам;

проектирования, создания, аудита систем информационной безопасности критически важных объектов информатизации.

7. Деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду (глава 22 Положения, лицензирующий орган - Министерство природы и охраны окружающей среды Республики Беларусь), - уточняется грубое нарушение требований законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий деятельности по использованию отходов 1-3-го классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов. В отношении оборудования и инструментов, необходимых для выполнения работ по использованию отходов 1-3-го классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов, уточняется, что они должны быть предусмотрены проектной или иной документацией, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Данное уточнение направлено на приведение в соответствие со ст.5 и 7 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», которыми установлено, что предпроектная (проектная) документация для объектов, на которых осуществляются хранение, использование, обезвреживание и захоронение отходов, подлежит государственной экологической экспертизе с проведением оценки воздействия на окружающую среду.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2024 г. ст.5 и 7 Закона № 399-З изложены в новой редакции Законом от 17.07.2023 № 296-З. Комментарий см. здесь.

 

8. Деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями (глава 23 Положения, лицензирующий орган - Министерство финансов Республики Беларусь (далее - Минфин)), - отменяется лицензирование деятельности по хранению драгоценных металлов и драгоценных камней и деятельности по приему в залог драгоценных металлов и драгоценных камней, а также деятельности по изготовлению и ремонту (реставрации) продукции (изделий), ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по индивидуальным заказам физических лиц.

9. Деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства (глава 27 Положения, лицензирующий орган - Министерство внутренних дел Республики Беларусь (далее - МВД)) - из лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату, исключено согласование с МВД информационных (рекламных) объявлений о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь граждан.

10. Деятельность, связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (глава 28 Положения, лицензирующий орган - Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь), - уточнено, что не требуется получения лицензии для производства продукции общественного питания с объемной долей этилового спирта более 7 %, изготовленной путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами.

11. Медицинская деятельность (глава 32 Положения, лицензирующий орган - Министерство здравоохранения Республики Беларусь (далее - Минздрав)):

- отменяется лицензирование:

патологоанатомической диагностики;

первичной медицинской помощи;

медицинской деятельности учреждениями образования и социального обслуживания;

деятельности по оказанию СПА-услуг;

- уточняется, что лицензированию подлежит только лечебный массаж;

- упрощены лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензии и лицензиатам в отношении наличия медицинского образования и медицинской практики:

допускается, что у руководителя соискателя лицензии может не быть высшего медицинского образования, 1-й или высшей квалификационной категории, документа о повышении квалификации или переподготовке по организации здравоохранения либо соответствующей заявленному виду деятельности специальности при условии соответствия таким требованиям его заместителя;

требование о наличии первой или высшей категории сохраняется только для медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование (не менее чем у одного работника на каждый заявленный вид деятельности во всех местах ее осуществления);

исключено требование о наличии квалификационной категории для медсестер по массажу (техников-массажистов) и зубных техников;

для медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование, стаж работы по специальности, соответствующей заявленному соискателем лицензии виду деятельности, сокращен с 5 до 3 лет. При этом исключается требование о непрерывности такого стажа работы непосредственно перед получением лицензии;

исключается требование о наличии медицинского стажа работы для медицинских работников, имеющих среднее специальное медицинское образование;

- уточнено, что особым лицензионным требованием (условием) является осуществление лицензируемой деятельности в местах, указанных в лицензии, за исключением случаев оказания услуг по месту жительства или месту пребывания пациента (если оказание таких услуг предусмотрено законодательством).

12. Деятельность по оказанию юридических услуг (глава 34 Положения, лицензирующий орган - Минюст) - уточнено ограничение на получение лицензии на оказание риэлтерских услуг. Не имеет права на получение такой лицензии юридическое лицо, если его руководитель ранее являлся руководителем риэлтерской организации, в деятельности которой в течение 3 последних лет (ранее - 5 лет) установлены факты сокрытия от налогообложения доходов либо иные нарушения, совершенные в период нахождения данного лица в должности руководителя, повлекшие прекращение действия или аннулирование лицензии на оказание риэлтерских услуг.

13. Оптовая и розничная торговля нефтепродуктами (глава 35 Положения, лицензирующий орган - концерн «Белнефтехим») - исключено лицензирование оптовой торговли мазутом и нефтебитумом.

14. Оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (глава 36 Положения, лицензирующие органы - облисполкомы и Минский горисполком):

- исключено лицензирование хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий, изъятых, арестованных или обращенных в доход государства;

- изменены требования в отношении складских помещений для соискателя лицензии и лицензиата на право осуществления оптовой торговли алкогольными напитками, непищевым этиловым спиртом. Допускается наличие складских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1 000 м2 не только на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, но и ином законном основании (например, аренда).

15. Охранная деятельность (глава 37 Положения, лицензирующий орган - МВД):

- исключено лицензирование охраны юридическим лицом своих работников и принадлежащих ему объектов (имущества);

- из перечня грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий исключено нарушение работниками лицензиата, его обособленного подразделения установленных законодательством порядка и условий проведения личного досмотра, а также условий и пределов применения и использования этими работниками оружия, применения ими специальных средств и физической силы.

16. Розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями (глава 40 Положения, лицензирующие органы - Мингорисполком, районные и горисполкомы) - предусмотрено, что лицензия на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, выданная владельцу магазина беспошлинной торговли, предоставляет право осуществления разносной торговли на бортах воздушных судов алкогольными напитками и табачными изделиями.

17. Страховая деятельность (глава 41 Положения, лицензирующий орган - Минфин):

- оптимизирован перечень составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг - добровольное страхование разделено на два вида: страхование, относящееся к страхованию жизни, и страхование, не относящееся к страхованию жизни. Предполагается, что таким образом будет упрощена и оптимизирована процедура лицензирования соответствующего вида добровольного страхования;

- из перечня лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату) для обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов и добровольного страхования космических рисков, исключено требование по наличию собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 5 000 000 евро;

- предусмотрена обязанность лицензиата (страховщика) при прекращении действия лицензии обеспечить возврат страховщикам необоснованно полученных страховых взносов страхователям.

Полностью исключено лицензирование:

• деятельности по оказанию психологической помощи (глава 19 Положения, лицензирующий орган - Минздрав);

• деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения (глава 26 Положения, лицензирующий орган - МЧС).

 

справочно

Справочно

Выполнение работ по контролю радиоактивного загрязнения регулируется Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 № 385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.2015 № 372 «Об утверждении Положения о системе контроля радиоактивного загрязнения».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 февраля 2020 г. следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2020 № 102 «О контроле радиоактивного загрязнения». Комментарий см. здесь.

 

В качестве компенсирующих мер по обеспечению качества и безопасности соответствующих работ в рамках выполнения данной деятельности предусмотрены аттестаты аккредитации на соответствие требованиям системы аккредитации поверочных и испытательных лабораторий Республики Беларусь или удостоверения оценки качества выполнения измерений.

Единый реестр специальных разрешений

Указом № 326 закреплено создание Единого реестра специальных разрешений (лицензий). Тем самым реализуется задекларированный принцип лицензирования - максимальное использование информационных технологий. При этом предусмотрен свободный круглосуточный доступ к нему посредством сети Интернет. Реализованное таким образом электронное лицензирование позволит гражданам и субъектам хозяйствования получить полную и актуальную информацию о действующих лицензиях.

Создание такого реестра планируется завершить до 1 июля 2020 г. До этой даты Правительство должно определить порядок формирования и функционирования реестра.

Для лицензий, выдаваемых с 1 июля 2020 г., днем получения лицензии будет считаться день внесения соответствующих сведений в этот реестр (п.4 Указа № 450, подп.2.1 п.2 Указа № 326).

Контроль в сфере лицензирования

Контроль в сфере лицензирования смещен от наказания к профилактике правонарушений. Определены основания для приостановления и для прекращения действия лицензии (пп.75 и 76 Положения).

Основаниями для приостановления действия лицензии являются:

• наличие неустраненного (на момент выявления или в ходе проведения проверки) грубого нарушения законодательства о лицензировании либо повторного нарушения законодательства о лицензировании;

• неустранение нарушения в установленные в требовании (предписании) сроки либо письменное неуведомление о его устранении.

 

справочно

Справочно

Грубое нарушение законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий - нарушение, предусмотренное Положением в качестве такового для конкретного вида деятельности и повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, субъектов хозяйствования либо создавшее угрозу причинения такого вреда, а равно нарушение особых лицензионных требований.

Повторное нарушение - нарушение, совершенное в течение 12 месяцев подряд после представления лицензиатом уведомления об устранении аналогичного нарушения.

 

Действие лицензии считается приостановленным со дня, указанного в решении лицензирующего органа, до дня принятия решения о возобновлении ее действия или до дня, указанного в решении о прекращении действия лицензии. При этом лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на срок не более чем на 6 месяцев.

Основаниями для прекращения действия лицензии являются:

• неустранение нарушения, повлекшего приостановление действия лицензии, в установленные в требовании (предписании) сроки либо письменное неуведомление о его устранении;

• осуществление лицензируемого вида деятельности в период приостановления действия лицензии.

В любом случае выявление в ходе проверки неустраненного нарушения законодательства о лицензировании влечет вынесение требования (предписания) о его устранении, устанавливающего срок устранения нарушения, который не может превышать 6 месяцев.

В свою очередь, лицензиат не позднее дня, установленного соответствующим требованием (предписанием) об устранении выявленных нарушений, или до истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии, обязан письменно уведомить лицензирующий орган об устранении нарушений с приложением документов, подтверждающих устранение этих нарушений.

Перспективы совершенствования законодательства о лицензировании

Исходя из поручений Указа № 326, к 1 октября 2020 г. должен быть разработан законопроект о лицензировании, в который будут включены нормы Указа № 450 с учетом реализации предусмотренных принципов лицензирования. При этом ожидается, что будет исключен ряд чрезмерных и экономически необоснованных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, будут пересмотрены грубые нарушения законодательства о лицензировании.

Таким образом, у бизнеса есть возможность подключиться к этой работе и внести свои предложения по упрощению лицензирования, в том числе с учетом цели лицензирования, по исключению лицензионного контроля отдельных видов деятельности.

 

01.11.2019

 

Яна Глинская, экономист