


Материал помещен в архив
ОБЯЗАННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА
В материале разъяснено, какие обязанности по охране труда возложены на индивидуального предпринимателя, у которого есть наемные работники.
Для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. п.2 Указа № 285 исключен Указом от 21.08.2024 № 328. |
Следовательно, заключив трудовой договор с физическим лицом, индивидуальный предприниматель становится нанимателем, а гражданско-правовой договор - работодателем.
Обязанности ИП при заключении трудового договора
Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе:
1) безопасность при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контроль за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты. Если территория, здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими нанимателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда исполняются ими совместно на основании письменного соглашения;
2) условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям по охране труда;
3) организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского обслуживания работников;
4) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;
5) выдачу работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
6) контроль за соблюдением законодательства об охране труда работниками;
7) контроль за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов;
8) разработку, внедрение и поддержку функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
9) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения;
10) принятие локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;
11) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
12) обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в порядке, установленном республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда;
13) организацию проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья;
14) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;
15) расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, разработку и реализацию мер по их профилактике и предупреждению;
16) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в соответствии с законодательством;
17) пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда;
18) выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
19) допуск должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства об охране труда, к проверке и представление необходимых для проверки документов, а также допуск проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;
20) назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях;
21) иные обязанности, предусмотренные законодательством (ст.226 Трудового кодекса Республики Беларусь).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.226 вышеназванного Кодекса исключена Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Нормы закреплены в главе 5 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда». |
Обязанности ИП при заключении гражданско-правового договора
Абзацем 16 ст.1 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»
Индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, существенные условия, в том числе:
• предоставлять при необходимости места для выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие правилам охраны труда и требованиям техники безопасности;
• осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ;
• не допускать (отстранять) к выполнению работ, оказанию услуг, созданию объектов интеллектуальной собственности в соответствующий день граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам в местах, предоставленных заказчиком, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;
• обеспечивать беспрепятственный допуск представителей государственных органов и иных организаций, в компетенцию которых входит осуществление проверок и контроль за соблюдением законодательства, в том числе проверок условий выполнения работ, оказания услуг, создания объектов интеллектуальной собственности, а также представлять информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий;
• расследовать либо принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, определенном законодательством (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам»).
Вывод
Руководствуясь кроме всего вышеперечисленного главой 5 «Организация охраны труда», ст.17 Закона, можно уверенно утверждать, что индивидуальный предприниматель, привлекший физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, обязан исполнять обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда, и в том числе разработать и внедрить систему управления охраной труда, обеспечивающую идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их эффективности, разработать и реализовать планы мероприятий по охране труда.
При внедрении СУОТ разрабатываются установленные законодательством процедуры и документы по охране труда, учитывающие специфику видов деятельности и отдельных работ, выполняемых гражданами, которым индивидуальный предприниматель предоставил работу по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
05.11.2019
Сергей Жартун, директор Центра поддержки предпринимательства общества с дополнительной ответственностью «ПрофиТруд»