


Материал помещен в архив
ВОПРОС: При подписании электронных ТТН в автоматизированной рабочей системе 1С:Предприятие организация применяет личный ключ, полученный руководителем организации. При этом доступ к подписанию документа сотрудниками осуществляется через авторизацию под своим уникальным логином и паролем, которые обеспечивают протоколирование (логирование) всех действий пользователя.
Является ли данная электронная ТТН электронным документом в соответствии с законодательством?
ОТВЕТ: Да, является.
Электронные товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов (далее - электронные накладные) считаются созданными, если они подписаны электронной цифровой подписью участников (грузоотправитель, грузополучатель) электронного обмена данными (Electronic Data Interchange (EDI) в части товарно-транспортных и товарных накладных (далее - электронный документооборот), переданы и получены через оператора (операторов) электронного документооборота (подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2014 № 202 «О создании товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, а также предоставлении информации о них и внесении дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 и от 17 февраля 2012 г. № 156»).
Подтверждение целостности и подлинности электронных накладных осуществляется путем применения сертифицированных средств ЭЦП с использованием сертификатов открытых ключей лиц, подписавших данные электронные накладные (подп.1.4 п.1 вышеуказанного постановления).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 января 2020 г. вместо п.1 постановления № 202 действуют нормы пп.1-3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 № 940 «О функционировании механизма электронных накладных». |
Электронный документ - документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ (абзац 16 части первой ст.1 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», далее - Закон № 113-З).
Таким образом, в контексте Закона № 113-З электронными будут признаваться только те документы, целостность и подлинность которых были подтверждены путем применения сертифицированных средств ЭЦП.
На сегодняшний день функции оператора корневого и иных удостоверяющих центров Государственной системы управления открытыми ключами (ГосСУОК) выполняет РУП «Национальный центр электронных услуг»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 июня 2022 г. следует руководствоваться подп.5.1 п.5 Указа № 515 в ред. Указа от 31.05.2022 № 188. |
Таким образом, сертифицированные средства ЭЦП выдает НЦЭУ.
Для участия в электронном документообороте в части электронных накладных участникам необходимо получить сертификат открытого ключа ЭЦП организации, индивидуального предпринимателя, выдаваемый руководителю организации либо иному лицу, уполномоченному в соответствии с законодательством или доверенностью действовать от имени этого юридического лица, индивидуального предпринимателя (подп.8.1 п.8 Инструкции о порядке создания, передачи и получения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, внесения в них изменений и (или) дополнений, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси от 17.04.2014 № 22/4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2024 г. действуют структура и формат электронных накладных и иных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли с другими государствами, утв. постановлением НАН Беларуси, Минфина, МНС и Минсвязи от 18.12.2023 № 9/75/35/26. |
Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью, владельцем личного ключа которой является физическое лицо, может быть дополнительно подписан электронной цифровой подписью, владельцем личного ключа которой является организация. В этом случае предоставление атрибутного сертификата, содержащего информацию о полномочиях физического лица на подписание электронного документа от имени этой организации, не требуется (часть седьмая ст.22 Закона № 113-З).
![]() |
Справочно На сегодняшний день НЦЭУ не осуществляет выдачу личных ключей организациям. В ближайшее время технически будет реализована такая возможность. Актуальную информацию можно получить на официальном сайте НЦЭУ. |
Электронная цифровая подпись, владельцем личного ключа которой является физическое лицо, является аналогом собственноручной подписи (часть пятая ст.22 Закона № 113-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться ч.5 ст.22 Закона № 113-З с учетом изменений, внесенных Законом от 14.10.2022 № 213-З. |
Электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу (часть первая ст.22 Закона № 113-З).
Таким образом, подписанные в программе 1С:Предприятие электронные ТТН соответствуют определению понятия «электронный документ», закрепленного в абзаце 16 части первой ст.1 Закона № 113-З, так как владельцем личного ключа ЭЦП является физическое лицо (руководитель организации).
В сертификате открытого ключа ЭЦП, получаемого руководителем организации, как правило, указываются и реквизиты организации, и персональные данные руководителя.
Поскольку в рассматриваемом примере ЭЦП руководителя используют и другие работники, в локальном правовом акте организации целесообразно отразить порядок применения такой ЭЦП, место хранения, а также круг работников, которые могут ее применять (по аналогии с печатями (штампами) и Положением о порядке учета, использования, хранения и уничтожения печатей и штампов).
29.11.2019
Дмитрий Варнашов, младший научный сотрудник отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела