


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Процедура закупки (электронный аукцион) дважды признана несостоявшейся. Организация закупила товар по процедуре закупки из одного источника.
Какой документ должен определять начало процедуры закупки из одного источника? Может ли таким документом быть протокол заседания конкурсной комиссии о повторном признании закупки несостоявшейся и рекомендации провести закупку из одного источника, утвержденный руководителем организации?
ОТВЕТ: Моментом начала процедуры закупки из одного источника должен быть распорядительный акт или иное распорядительное действие руководителя заказчика или иного уполномоченного лица.
Правила проведения закупки из одного источника установлены ст.49 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 февраля 2024 г. ст.49 Закона изложена в новой редакции Законом от 31.01.2024 № 354-З. Комментарий см. здесь. |
Применяются также иные правила Закона, в том числе абзац 15 ст.1, в соответствии с которым процедура государственной закупки - это регламентированная Законом последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по государственным закупкам (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры государственной закупки до заключения договора либо отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Законом.
Тем самым при проведении любой процедуры государственных закупок началом ее осуществления принято считать решение о ее проведении. Как отмечается в письме Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 13.08.2019 № 14-01-06/2322 К «О направлении разъяснений по государственным закупкам», в случае проведения процедуры закупки из одного источника основанием для ее проведения является решение, принятое в порядке, установленном в локальном правовом акте заказчика (организатора). В частности, такое решение может быть выражено в виде приказа, распоряжения либо посредством учинения надписи уполномоченным должностным лицом на докладной записке, ином аналогичном документе. Соответственно, вышеуказанные документы могут служить подтверждением принятия решения о проведении процедуры государственной закупки после 1 июля 2019 г.
В случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести:
• повторную процедуру государственной закупки. При этом не подлежат изменению предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, требования к участникам, определенные при проведении процедуры государственной закупки, которая признана несостоявшейся, в том числе в отношении отдельных частей (лотов);
• процедуру закупки из одного источника по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (состав, систему) которого находится (входит) заказчик либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, а при отсутствии такого государственного органа (организации) - по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам или на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся. При этом не подлежат изменению предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, требования к участникам, сроки и условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, определенные при проведении процедуры государственной закупки, которая признана несостоявшейся, в том числе в отношении отдельных частей (лотов) (п.2 ст.27 Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 февраля 2024 г. абз.1 п.2 ст.27 Закона после слова «закупки» дополнен словами «в том числе в отношении отдельных частей (лотов)» Законом № 354-З. |
Обязанности утверждения протокола руководителем заказчика Законом не установлено.
Протокол - результат работы коллегиального органа, и, полагаем, его утверждение излишне, поскольку в Законе отсутствуют последствия неутверждения протокола.
По мнению автора, моментом начала процедуры закупки из одного источника должен быть распорядительный акт или иное распорядительное действие руководителя заказчика или иного уполномоченного лица.
06.12.2019
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор