


Материал помещен в архив


Порядок обращения с отходами.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818
9 декабря 2019 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "Об обращении с отходами"»
В целях реализации норм Закона № 186-З принято постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т, которым утвержден и введен в действие с 9 декабря 2019 г. общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь»
Кроме того, для приведения постановлений Совета Министров Республики Беларусь, регулирующих вопросы обращения с отходами, в соответствие с Законом № 186-З, а также необходимости корректировки нормативных предписаний с учетом правоприменительной практики и обеспечения согласованности норм законодательства об обращении с отходами с новым классификатором отходов принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами»
Постановлением № 818 утверждены:
1) Положение о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами (далее - Положение о регистрации сделок);
2) Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства (далее - Положение о согласовании инструкций);
3) Положение о порядке согласования схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (далее - Положение о согласовании схем);
4) Положение об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства (далее - Положение о разрешениях);
5) Положение о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов (далее - Положение о регистрации объектов);
6) Положение о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства (далее - Положение о нормативах).
Постановлением № 818 осуществлена корректировка следующих постановлений Совета Министров Республики Беларусь:
1) от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник; |
2) от 14.07.2017 № 529 «Об административных процедурах, подлежащих осуществлению в электронной форме»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2024 г. действует перечень административных процедур, заявления заинтересованных лиц по которым подаются в электронной форме через единый портал электронных услуг, согласно приложению к постановлению Совмина от 26.04.2024 № 322; |
3) от 02.12.2014 № 1123 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 июля 2014 г. № 381»
Постановлением № 818 признаны утратившими силу:
1) постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2008 № 61 «Об утверждении Положения о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами» и акты (их структурные элементы), которыми в данное постановление вносились изменения;
2) постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами»
Порядок регистрации сделок о передаче (отчуждении) опасных отходов
В Положении о регистрации сделок в целом сохраняется действующий ранее порядок регистрации таких сделок.
Текст Положения о регистрации сделок изложен с учетом норм измененного Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»
С учетом практики применения Положение о регистрации сделок дополнено исключением, при котором не требуется регистрация сделок об отчуждении опасных отходов в случае отчуждения опасных отходов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим в установленном порядке эксплуатацию объектов по использованию таких отходов, включенных в реестр объектов по использованию отходов (п.5 Положения о регистрации сделок).
Для осуществления контроля за перемещением в республике опасных отходов при осуществлении сделок, совершаемых с опасными отходами, установлены требования, которые должны быть указаны заявителем в договоре, предметом которого является совершение такой сделки, для регистрации такой сделки по месту осуществления регистрации (п.10 Положения о регистрации сделок).
В целях исключения случаев подделки отметки на договоре, предметом которого является совершение сделки, необходимо проставлять на нем наименование органа регистрации, должность лица, регистрирующего сделку, его подпись и ее расшифровку, с заверением печатью органа регистрации (п.8 Положения о регистрации сделок).
Для исключения возможности различного толкования «момента» регистрации сделки в п.3 Положения о регистрации сделок уточнено, что регистрация сделки о передаче опасных отходов на определенный срок, сделки об отчуждении опасных отходов осуществляется до совершения фактической передачи, отчуждения опасных отходов.
В п.5 Положения о регистрации сделок, устанавливающем случаи, когда не требуется регистрации сделок об отчуждении опасных отходов, заключения (разрешительные документы) перечислены в соответствии со ст.8 Закона № 271-З.
![]() |
Обратите внимание! Положение о регистрации сделок не устанавливает, как это предусматривалось ранее, требование для заявителя о направлении контрагенту копии зарегистрированного договора, поскольку данное предписание не является предметом правового регулирования данного Положения. |
Согласование инструкций по обращению с отходами производства
Положение о согласовании инструкций также не претерпело принципиальных изменений в сравнении с ранее действовавшим порядком согласования инструкций по обращению с отходами. Оно дополнено нормами, согласующимися со ст.25-27, 30-32 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»
В п.3 Положения о согласовании инструкций уточнен срок, в течение которого представляется для согласования инструкция по обращению с отходами производства, - 60 календарных дней (ранее срок составлял 60 дней).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 апреля 2021 г. следует руководствоваться п.3 Положения о согласовании инструкций в редакции постановления Совмина от 25.01.2021 № 36. Комментарий см. здесь. |
В п.4 Положения о согласовании инструкций содержится ссылка на п.6.26 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением № 156 (далее - единый перечень), в соответствии с которым юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами производства, представляют документы для согласования инструкции (ранее такого уточняющего пункта не было).
Пункт 8 Положения о согласовании инструкций устанавливает случаи, когда принимается решение об отказе заявителю в согласовании инструкции.
Согласование схем обращения с отходами
Положение о согласовании схем изложено с учетом положений измененного Закона № 271-З в части исключения требования по разработке и утверждению органами управления потребительских кооперативов и садоводческих товариществ схем обращения с отходами, образующимися в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах.
Также в п.3 Положения о согласовании схем уточнен срок, в течение которого должна быть представлена схема для согласования, - 60 календарных дней (ранее - 60 дней).
Пункт 4 Положения о согласовании схем содержит ссылку на п.6.28 единого перечня, в соответствии с которым заявители представляют документы для согласования схем.
В Положении о согласовании схем также перечислены случаи, когда принимается решение об отказе заявителю в согласовании схемы, и порядок принятия такого решения.
Разрешение на хранение и захоронение отходов производства
Положение о разрешениях подготовлено в том числе с учетом нормативных предписаний п.3 ст.28 Закона № 433-З и отменяет действовавший ранее порядок приостановления разрешения на хранение и захоронение отходов производства и последующего его возобновления.
Положение о разрешениях определяет основания для аннулирования разрешений (п.22), срок действия разрешения, после истечения которого оно прекращает свое действие (п.13), а также порядок и основания выдачи (пп.5, 7 и 8), внесения в них изменений и (или) дополнений (п.15).
Исключение процедуры приостановления действия разрешения не влечет для субъектов хозяйствования правовых последствий.
Также Положение о разрешениях предусматривает предписания в части:
• исключения необходимости получения разрешений на захоронение отходов производства, образующихся при уничтожении определенных товаров, имущества, орудий рыболовства и продукции рыболовства;
• упрощения порядка получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства в случае, если хранение, захоронение осуществляются на территории двух и более районов одной области;
• исключения возможности ухода собственников отходов от обязанности получать разрешения на хранение и захоронение отходов производства путем передачи коммунальных отходов третьим лицам, для которых в настоящее время не требуется получение такого разрешения при захоронении отходов производства, отнесенных в соответствии с законодательством об обращении с отходами к коммунальным отходам производства и вывоз которых осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам.
Кроме этого, в п.6 Положения о разрешениях уточнен перечень документов, на основании которых может производиться расчет годового количества образования отходов производства, в частности речь идет о разработанной проектной документации.
В целях правовой регламентации сроков и исключения различного понимания ситуации, когда наступает необходимость обращаться за новым разрешением, в п.13 Положения о разрешениях определено, что новое разрешение выдается не ранее чем за 3 месяца до истечения срока действия действующего разрешения. Данный срок обусловлен тем, что хранение и захоронение отходов производства признаны объектами налогообложения экологическим налогом, а налоговым периодом экологического налога признан календарный квартал (то есть фактически 3 месяца).
Объекты по использованию, хранению, захоронению и обезвреживанию отходов
В Положении о регистрации объектов объединены два ранее действовавших Положения, утвержденных постановлением № 1104.
Это обусловлено тем, что включение введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и объектов по хранению, захоронению и обезвреживанию отходов в соответствующий реестр, а также ведение таких реестров осуществляет подчиненная Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь организация - республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Бел НИЦ "Экология"», и по сути процедура включения в эти реестры одинаковая (включение осуществляется на основании заявления, подаваемого заявителем).
Установление в одном нормативном правовом акте порядка включения вышеуказанных объектов в соответствующие реестры направлено на упрощение применения и соблюдения законодательства об обращении с отходами для субъектов хозяйствования.
В п.3 Положения о регистрации объектов указывается организация, осуществляющая административную процедуру, а также уточнен п.6.29 единого перечня, в соответствии с которым заявители, обладающие правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или иным законным основанием на такие объекты и осуществляющие их эксплуатацию, представляют документы для включения в реестры.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 апреля 2021 г. следует руководствоваться п.3 Положения о регистрации объектов с изменениями, внесенными постановлением № 36. |
Нормы, касающиеся права собственности на объекты, которые подлежат регистрации и учету в соответствующих реестрах, уточнены в Положении о регистрации объектов с учетом изменения определений понятий «объекты по использованию отходов» и «объекты обезвреживания отходов» в целях согласованности норм законодательства об обращении с отходами с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь. |
Для представления возможности актуализации реестра объектов по использованию отходов и реестра объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в п.15 Положения о регистрации объектов внесены случаи, при наступлении которых РУП «Бел НИЦ "Экология"» принимается решение об исключении объектов по использованию отходов и объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов из реестров.
Также включена норма, касающаяся возможности выдачи дубликатов свидетельств о регистрации (учете) объектов в соответствующем реестре в случае их утери заявителем (п.12 Положения о регистрации объектов).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 апреля 2021 г. следует руководствоваться пп.12 и 15 Положения о регистрации объектов в редакции постановления № 36. Комментарий см. здесь. |
В целях исключения случаев эксплуатации объектов без их регистрации и учета в соответствующих реестрах в Положении о регистрации объектов оговорен срок, в течение которого собственники введенных в эксплуатацию объектов представляют заявления о включении в соответствующий реестр, - 60 календарных дней со дня ввода в эксплуатацию таких объектов.
С учетом нормативных предписаний Положения о регистрации объектов скорректирован п.6.29 единого перечня, при этом срок данной административной процедуры и перечень документов не увеличен.
Нормативы образования отходов производства
Положение о нормативах не изменяет действующий порядок, но в целях обеспечения субъектами хозяйствования тенденции к снижению объемов образования отходов производства в Республике Беларусь предусматривает необходимость разработки таких нормативов с целью уменьшения объемов (предотвращения) образования отходов производства.
Новая редакция Положения о нормативах не предусматривает проставление грифа утверждения, поскольку этот гриф уже введен в соответствующую форму такого документа. Существовавшая в ранее действующей редакции Положения о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденного постановлением № 1104, норма о проставлении такого грифа в настоящее время является по своей сути избыточной.
Формы документов
В целях исключения излишних отсылочных норм и упрощения восприятия субъектами хозяйствования норм законодательства об обращении с отходами в постановление № 818 включены формы документов (приложения к вышеуказанным положениям, утвержденным постановлением № 818).
Данные формы документов актуализированы с учетом практики их применения и согласованности содержания форм документов с нормами законодательства.
Административные процедуры
Изменения единого перечня коснулись в основном редакционных правок в части приведения их в соответствие с Законом № 186-З.
Исключением является дополнение графы «Перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административной процедуры» п.6.24 единого перечня документом, подтверждающим уплату государственной пошлины.
Представление платежного поручения в орган выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства позволит предотвратить случаи неуплаты государственной пошлины при осуществлении административной процедуры по выдаче таких разрешений, выдаче их дубликатов.
В целях согласованности норм постановления с нормами Закона № 433-З все вышеуказанные положения, утвержденные постановлением № 818, дополнены соответствующими нормами в части порядка принятия решения об отказе в осуществлении административной процедуры и обжалования такого решения. Также в отдельных положениях уточнен срок осуществления административной процедуры (вместо 1 месяца - 30 календарных дней).
Корректировка постановления № 529 и постановления № 1123 носит редакционных характер в части приведения используемой в них терминологии в соответствие с Законом № 186-З.
Дата вступления в силу постановления № 818 обусловлена сроком вступления в силу Закона № 186-З - 9 декабря 2019 г.
Принятие постановления № 818 исключило излишние отсылочные нормы, обеспечив при этом системное правовое регулирование вопросов в области обращения с отходами.
10.01.2020
Николай Лимож, юрист