


Материал помещен в архив
ОГРАНИЧЕНИЯ, НЕ ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПРИМЕНЯТЬ УСН: КАТЕГОРИИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВИДЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящей статье будут рассмотрены ограничения, установленные пунктом 2 статьи 324 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК), не позволяющие применять налог при упрощенной системе налогообложения. Все ограничения относятся в равной степени как к организациям, желающим перейти на применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), в том числе применять УСН со дня государственной регистрации, так и к организациям, применяющим данный режим налогообложения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2024 г. следует руководствоваться НК с изменениями, внесенными Законом от 27.12.2023 № 327-З. |
Особенно актуальна рассматриваемая в статье тема для организаций, претендующих на применение УСН с начала нового календарного года, поскольку с 1 октября 2019 г. (и до 31 декабря 2019 г. включительно) начался период представления в налоговый орган по месту постановки на учет уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее - уведомление о переходе на УСН) с 1 января 2020 г.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 февраля 2023 г. следует руководствоваться формой уведомления о переходе на УСН в ред. постановления МНС от 23.01.2023 № 2. |
![]() |
Справочно Форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения установлена согласно приложению 36 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» |
Таким организациям следует помнить, что наряду с обязательным соблюдением критериев валовой выручки (которая нарастающим итогом за первые девять месяцев 2019 г. не должна превышать 1 465 565 бел. руб.) и численности работников организации (которая в среднем за девять месяцев 2019 г. не должна превышать 100 человек), на них не должны распространяться положения пунктов 2 и 3 статьи 324 НК.
В силу прямого запрета, установленного подпунктом 2.1.1 пункта 2 статьи 324 НК, не вправе применять УСН организации, производящие подакцизные товары.
К товарам, признаваемым подакцизными, на основании статьи 150 НК относятся:
• спирт;
• алкогольная продукция;
• слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 % (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 % до 7 %. При этом слабоалкогольными натуральными напитками признаются слабоалкогольные напитки, содержащие этиловый спирт только эндогенного происхождения, изготовленные без использования консервантов (за исключением сорбиновой кислоты и ее солей), подсластителей, искусственных и идентичных натуральным ароматизаторов, синтетических и искусственных красителей; иными слабоалкогольными напитками - слабоалкогольные напитки, за исключением слабоалкогольных натуральных напитков;
• пиво, пивной коктейль. При этом пивным коктейлем признается продукт, изготовленный путем купажирования пива или специального пива и других компонентов без добавления этилового ректификованного спирта из пищевого сырья, с содержанием пива в готовом пивном коктейле не менее 50 %;
• сидры;
• пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта;
• непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
• табачные изделия;
• автомобильный бензин;
• дизельное топливо;
• дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот;
• судовое топливо;
• газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный при их использовании в качестве автомобильного топлива;
• масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания.
![]() |
Пример Общество с ограниченной ответственностью «М» Вправе ли ООО «М» перейти на применение УСН с 1 января 2020 г.? Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2 статьи 324 НК не вправе применять УСН организации, производящие подакцизные товары. Поскольку согласно подпункту 1.5 пункта 1 статьи 150 НК сидр относится к подакцизным товарам, то осуществляемая деятельность, связанная с производством сидра, не позволяет ООО «М» перейти с 1 января 2020 г. на применение УСН. |
![]() |
Пример Частное унитарное предприятие «У» Вправе ли ЧУП «У» со дня государственной регистрации применять УСН? Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2 статьи 324 НК не вправе применять УСН организации, производящие подакцизные товары. Исходя из подпункта 2.9 пункта 2 статьи 150 НК товары бытовой химии не признаются подакцизными товарами. Следовательно, их производство, при соблюдении порядка и иных условий, установленных главой 32 НК, не лишает предприятие права со дня государственной регистрации применять УСН. |
![]() |
Справочно Пунктом 2 статьи 150 НК определен перечень товаров, которые не признаются подакцизными товарами, а именно: • спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, компонентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта, разрешенными к применению в Республике Беларусь; • спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством; • спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства; • спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством; • спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства; • побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве на территории Республики Беларусь этилового спирта, алкогольной продукции; • коньячный и плодовый спирт, виноматериалы, зерновой дистиллят; • дезинфицирующие средства; • товары бытовой химии; • газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный при их ввозе на территорию Республики Беларусь; • табак, используемый в качестве сырья для производства табачных изделий. |
Уполномоченными органами по вопросам отнесения отдельных товаров к подакцизным и (или) к товарам, не признаваемым подакцизными, являются Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности, которые в пределах своей компетенции рассматривают обращения заявителей и выдают им соответствующие заключения.
В соответствии с подпунктами 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5 и 2.1.6 пункта 2 статьи 324 НК ограничения для применения УСН установлены для организаций:
• реализующих:
- (в том числе по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным гражданско-правовым договорам) ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг;
• сдающих в аренду (передающих в финансовую аренду (лизинг)), предоставляющих в иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления;
• являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
Положениями пункта 3 статьи 324 НК определено, что вышеперечисленные организации признаются таковыми в течение срока действия соответствующего договора, а также по истечении этого срока до дня (включительно), в котором имел место последний факт получения выручки (дохода) по указанному договору. День, в котором имел место последний факт получения выручки (дохода) по указанному договору, определяется в соответствии с абзацами вторым-шестым части третьей пункта 15 статьи 328 НК, в частности:
• дата зачисления денежных средств на счета организации в банках (иностранных банках) либо по ее поручению на счета третьих лиц;
• дата поступления денежных средств в кассу организации;
• дата зачисления электронных денег в электронный кошелек организации либо по ее поручению в электронный кошелек третьих лиц;
• дата получения организацией товаров (работ, услуг), имущественных прав - при оплате в натуральной форме;
• дата прекращения обязательства перед организацией по оплате, в том числе в результате зачета, уступки организацией права требования другому лицу.
Запрет на применение УСН организациями, реализующими (в том числе по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным гражданско-правовым договорам) ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, установлен подпунктом 2.1.2 пункта 2 статьи 324 НК.
Под реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав понимаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (п.1 ст.31 НК).
При рассмотрении вопроса об отнесении изделий к ювелирным и другим бытовым изделиям из драгоценных металлов и драгоценных камней необходимо руководствоваться положениями Закона Республики Беларусь от 21 июня 2002 г. № 110-З «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
Так, статьей 1 Закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях определено, что ювелирными и другими бытовыми изделиями признаются изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и (или) для декоративных целей, проведения ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме государственных наград и монет, прошедших эмиссию, в том числе изъятых из обращения.
При этом:
• к драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий);
• к драгоценным камням относятся: природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты и природный жемчуг (за исключением пресноводного) в естественном и обработанном виде, включая отходы, образующиеся при производстве и потреблении.
![]() |
Справочно Законом о драгоценных металлах и драгоценных камнях устанавливаются правовые основы регулирования отношений в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Республике Беларусь, в том числе определяются особенности государственного регулирования деятельности юридических лиц, устанавливаются правила совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями. |
![]() |
Пример Частное торговое унитарное предприятие «Л» Срок действия договора (по 12 декабря 2019 г.) обусловлен желанием ЧТУП «Л» прекратить осуществлять такой вид деятельности, как реализация ювелирных изделий, и перейти с 1 января 2020 г. на применение УСН. Иные условия, определенные главой 32 НК, у предприятия соблюдаются. Вправе ли ЧТУП «Л» перейти на применение УСН с 1 января 2020 г.? Если руководствоваться положениями подпункта 2.1.2 пункта 2, пункта 3 статьи 324 НК, возможны следующие варианты ответа: • в случае, если ЧТУП «Л» реализует ООО «И» ювелирные изделия, получит оплату за них в полном объеме до истечения 2019 г., то ЧТУП «Л», при соблюдении порядка, установленного пунктом 2 статьи 327 НК, вправе будет применять УСН с 1 января 2020 г.; • в случае, если ЧТПУ «Л» реализует ООО «И» ювелирные изделия в 2019 г., а оплату за них полностью либо частично получит в 2020 г., то ЧТПУ «Л» не вправе претендовать на применение УСН с 1 января 2020 г. |
Запрет на применение УСН организациями, реализующими имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, установлен подпунктом 2.1.3 пункта 2 статьи 324 НК.
Под имущественными правами понимаются вытекающие из договорных и недоговорных отношений права, в том числе возникающие по поводу определения судьбы имущества, связанные с его владением, пользованием и распоряжением, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности (подп.2.9 п.2 ст.13 НК).
Средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг согласно подпункту 2 статьи 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) отнесены к числу объектов интеллектуальной собственности и включают: фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; географические указания.
Правовой режим средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг определяется согласно статьям 1013-1028 ГК, Законом Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания»
В соответствии со статьями 1013-1016 ГК фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в ЕГР.
Юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование, в частности, на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью.
Основанием прекращения действия права на фирменное наименование являются ликвидация юридического лица или изменение его фирменного наименования.
Юридическое лицо, обладающее правом на фирменное наименование, может в установленном законодательством порядке на основании лицензионного договора разрешить другому лицу использовать свое наименование.
Согласно положениям Закона о товарных знаках и знаках обслуживания товарным знаком и знаком обслуживания (далее - товарный знак) признается обозначение, способствующее отличию товаров, работ и (или) услуг одного лица от однородных товаров работ и (или) услуг других лиц.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные обозначения, включая имена собственные, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Иные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, работ и (или) услуг, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака.
Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак, может распоряжаться этим исключительным правом, а также вправе запрещать использование товарного знака другими лицами.
Исключительное право на товарный знак может быть уступлено владельцем товарного знака по договору организации или физическому лицу в отношении всех или части товаров, работ и (или) услуг, для которых зарегистрирован товарный знак.
Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, работ и (или) услуг, для которых зарегистрирован товарный знак.
![]() |
Ситуация Между организацией «М», применяющей УСН, и организацией «А», применяющей общий порядок налогообложения, 3 января 2019 г. заключен лицензионный договор. По условиям договора организация «М» Согласно положениям указанного договора за использование товарного знака лицензиат выплачивает лицензиару лицензионное вознаграждение в порядке, размере и на условиях, согласованных сторонами. Исходя из положений подпункта 2.1.3 пункта 2 статьи 324 НК организации, реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в частности, право на использование товарного знака, не вправе применять УСН. В соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 статьи 327 НК организация, реализующая имущественное право на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (товарный знак), не вправе применять УСН с месяца, в котором она может быть признана организацией, в частности, указанной в подпункте 2.1.3 пункта 2 статьи 324 НК. При этом указанная организация признается организацией, реализующей имущественное право на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (товарный знак), в течение срока действия соответствующего договора, а также по истечении этого срока до дня (включительно), в котором имел место последний факт получения выручки (дохода) по указанному договору. День, в котором имел место последний факт получения выручки (дохода), и дата поступления оплаты определяются такой организацией в соответствии с абзацами вторым-шестым части третьей пункта 15 статьи 328 НК. Следовательно, учитывая изложенное, организация «М» должна прекратить применять УСН с 1 января 2019 г. |
Согласно Закону о географических указаниях под географическим указанием понимается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением.
Географическое указание содержит | |||||||||
|
| ||||||||
наименование места происхождения товара | указание происхождения товара | ||||||||
- обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами | - обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара. Указание происхождения товара может быть представлено в виде наименования географического объекта или изображения |
Географическое указание используется посредством применения его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, а также иным образом в связи с введением товара в гражданский оборот.
Следует обратить внимание, что заключение лицензионных договоров, предусматривающих предоставление права пользования географическим указанием, не допускается.
Запрет на применение УСН организациями, сдающими в аренду (передающими в финансовую аренду (лизинг)), предоставляющими в иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления, установлен частью первой подпункта 2.1.5 пункта 2 статьи 324 НК.
Для целей главы 32 НК капитальные строения (здания, сооружения) определяются организациями в соответствии подпунктом 5.2 пункта 5 статьи 227 НК (абз.10 п.5 ст.326 НК). Так, капитальным строением (зданием, сооружением) признается объект, классифицируемый в соответствии с законодательством для целей определения нормативных сроков службы основных средств как здание, сооружение или передаточное устройство.
Основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав определяет гражданское законодательство.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 210 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу подпункта 1) пункта 1 статьи 217 ГК право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Унитарное предприятие или государственное объединение, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством. Собственник имущества контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего унитарному предприятию имущества.
Казенное предприятие, учреждение или государственное объединение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, учреждением или государственным объединением на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Порядок, условия и особенности заключения, прекращения, в частности, договоров аренды (финансовой аренды (лизинга)), договоров безвозмездного пользования, определяются гражданским законодательством, отношения, вытекающие из договора найма жилого помещения, регулируются жилищным законодательством.
![]() |
Пример Частное унитарное предприятие (далее - ЧУП), учредителем (собственником имущества) которого является некоммерческая организация, применяет УСН. В июле 2019 г. учредитель передал ЧУП помещение по договору безвозмездного пользования. ЧУП заключил договор с обществом с ограниченной ответственностью «С» на передачу последнему по договору аренды помещения, полученного в пользование от учредителя. Срок действия договора аренды - с 1 июля по 31 декабря 2019 г. включительно. Вправе ли ЧУП продолжить применять УСН после передачи помещения в аренду? В изложенной ситуации помещение находится у ЧУП на праве пользования, а не хозяйственного ведения. Следовательно, исходя из положений подпункта 6.1 пункта 6 статьи 327 НК с 1 июля 2019 г. ЧУП: • признается предоставляющим в аренду часть капитального строения (здания), не находящуюся у него на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления; • утратило право на применение УСН. |
В то же время следует отметить, что ограничения, установленные частью первой подпункта 2.1.5 пункта 2 статьи 324 НК, не распространяются на организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве научно-технологических парков, инкубаторов малого предпринимательства.
К тому же в случаях, когда сдача в аренду (передача в финансовую аренду (лизинг)), предоставление в иное возмездное или безвозмездное пользование имущества, являющегося общей собственностью, осуществляются лицом, управляющим этим имуществом, либо садоводческим товариществом (гаражным кооперативом, дачным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок), то такие лицо, товарищество (кооператив) вправе применять УСН.
Запрет на применение УСН организациями, являющимися участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), установлен подпунктом 2.1.6 пункта 2 статьи 324 НК.
Договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) признается договор, в силу которого двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей законодательству цели. Вкладом товарищей может быть все, что они вносят в общее дело, включая деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.
Порядок заключения договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) установлен в главе 54 ГК.
Договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) может быть заключен как с целью получения прибыли, так и с целью осуществления благотворительной, научной или иной некоммерческой деятельности. Вместе с тем в случае, если договор простого товарищества заключается для ведения предпринимательской деятельности, то согласно пункту 2 статьи 911 ГК сторонами такого договора могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Договор простого товарищества может прекращаться по истечении его срока, по соглашению сторон, по требованию одной из сторон при существенном нарушении договора другой стороной, а по договору простого товарищества, заключенного с указанием срока или с указанием цели в качестве отменительного условия, сторона вправе требовать расторжения договора в отношениях между собой и остальными товарищами по уважительной причине с возмещением остальным товарищам реального ущерба, причиненного расторжением договора.
К тому же основаниями для прекращения договора простого товарищества являются: признание кого-либо из товарищей безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным; смерть товарища (объявление его умершим); объявление кого-либо из товарищей экономически несостоятельным (банкротом), ликвидация либо реорганизация участвующего в договоре простого товарищества юридического лица; отказ кого-либо из товарищей от дальнейшего участия в бессрочном договоре простого товарищества; расторжение договора простого товарищества, заключенного с указанием срока, по требованию одного из товарищей в отношениях между ним и остальными товарищами; выдел доли товарища по требованию его кредитора.
В то же время в случае, если в договоре простого товарищества или в последующем соглашении товарищами предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными товарищами либо замещение умершего товарища (реорганизованного юридического лица) его наследниками (правопреемниками), то по указанным выше основаниям договор простого товарищества может не прекращаться.
![]() |
Пример Организация «Б» и организация «В», применяющие общий порядок налогообложения, 14 января 2019 г. заключили договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) для осуществления производственной деятельности. Срок действия договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) - с 14 января 2019 г. по 1 сентября 2019 г. включительно. Последний доход по указанному договору поступил 2 сентября 2019 г. Вправе ли организация «Б» претендовать на применение УСН с 1 января 2020 г. при соблюдении порядка и иных условий, определенных главой 32 НК для применения УСН? Согласно подпункту 2.1.6 пункта 2 статьи 324 НК организации, являющиеся участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), не вправе применять УСН. Исходя из пункта 3 статьи 324 НК организация признается участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в течение срока действия соответствующего договора, а также по истечении этого срока до дня (включительно), в котором имел место последний факт получения выручки (дохода) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности). Следовательно, организация «Б» вправе с 1 января 2020 г. претендовать на применение УСН. |
К категории субъектов хозяйствования, которые не вправе применять УСН, отнесены резиденты:
• свободных экономических зон (далее - СЭЗ); особых экономических зон (далее - ОЭЗ);
• специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал»
• Парка высоких технологий (далее - ПВТ);
• Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»
Резидентом СЭЗ в соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах»
![]() |
Справочно СЭЗ - часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой СЭЗ устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности. При этом под специальным правовым режимом СЭЗ понимается совокупность правовых норм, предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности. |
В качестве резидента СЭЗ регистрируются юридические лица Республики Беларусь с местом нахождения в границах данной СЭЗ, заключившие с администрацией СЭЗ договор об условиях деятельности в СЭЗ.
Регистрация юридического лица в качестве резидента СЭЗ осуществляется путем внесения сведений о нем в реестр резидентов СЭЗ в день заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ на срок действия такого договора. В течение трех рабочих дней со дня регистрации администрация СЭЗ выдает свидетельство о регистрации юридического лица в качестве резидента СЭЗ.
![]() |
Справочно Основания утраты юридическим лицом статуса резидента СЭЗ определены статьей 22 Закона о СЭЗ, к которым относятся: ликвидация СЭЗ; исключение из границ СЭЗ территории с местом нахождения этого юридического лица; ликвидация юридического лица; реорганизация юридического лица в форме слияния, разделения, присоединения его к другому юридическому лицу; изменение места нахождения юридического лица в случае, если новое место нахождения располагается вне территории соответствующей СЭЗ; прекращение договора об условиях деятельности в СЭЗ. К тому же основанием для утраты юридическим лицом статуса резидента СЭЗ является, в частности, принятое администрацией СЭЗ решение об утрате статуса: по заявлению резидента СЭЗ; в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением резидентом СЭЗ условий договора об условиях деятельности в СЭЗ. Юридическое лицо считается утратившим статус резидента СЭЗ после исключения сведений о нем из реестра резидентов соответствующей СЭЗ. При этом дата, с которой юридическое лицо считается утратившим статус резидента СЭЗ, определяется в соответствии с частью пятой статьи 22 Закона о СЭЗ. В Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ: СЭЗ «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Гродноинвест», СЭЗ «Могилев». Соответственно их резиденты, по установленному НК правилу, не могут применять УСН, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Кроме того, с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 21 марта 2019 г. № 106 «О создании особой экономической зоны «Бремино-Орша» в республике появилась ОЭС «Бремино-Орша». Согласно НК ее резиденты также не имеют право применять УСН, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. |
Порядок регистрации юридических лиц в качестве резидентов парка «Августовский канал», а также порядок лишения либо утраты статуса резидента парка «Августовский канал» определяются Положением о специальном туристско-рекреационном парке «Августовский канал» и порядке регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», общих условиях деятельности резидентов парка, а также порядке перехода, лишения либо утраты статуса резидента парка, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2011 г. № 1115.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2024 г. Положение № 1115 изложено в новой редакции постановлением Совмина от 19.04.2024 № 292. |
Порядок регистрации юридических лиц в качестве резидентов ПВТ, условия деятельности резидентов ПВТ, а также порядок лишения и утраты статуса резидента ПВТ определены Положением о Парке высоких технологий, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12.
Резидентом индустриального парка «Великий камень» является юридическое лицо Республики Беларусь с местом нахождения на территории индустриального парка «Великий камень», зарегистрированное в установленном порядке администрацией индустриального парка «Великий камень» в качестве его резидента и реализующее (планирующее реализовать) на территории данного индустриального парка инвестиционный проект.
Порядок регистрации юридических лиц в качестве резидентов индустриального парка «Великий камень», условия осуществления резидентами индустриального парка «Великий камень» своей деятельности регламентированы Положением о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 сентября 2023 г. следует руководствоваться Положением № 166 в ред. Указа от 01.06.2023 № 161. |
ВАЖНО ОТМЕТИТЬ! Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2018 г. № 506 «О развитии Оршанского района Витебской области»
• реализующие: ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней; имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товары, работы или услуги (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое);
• сдающие в аренду (передающие в финансовую аренду (лизинг)), предоставляющие в иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления;
• являющиеся: резидентами СЭЗ, ОЭЗ, парка «Августовский канал», ПВТ, индустриального парка «Великий камень»; участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
При этом под субъектами Оршанского района понимаются те организации, которые одновременно соответствуют следующим условиям:
• зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) в Оршанском районе;
• осуществляющие на территории Оршанского района деятельность по производству товаров (работ, услуг) собственного производства, в отношении которых в течение календарного года (его части) действовал сертификат продукции (работ и услуг) собственного производства.
![]() |
Справочно В целях признания юридических лиц субъектами Оршанского района к товарам (работам, услугам) не относятся товары (работы, услуги), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью либо частично с использованием имущества и (или) труда их работников вне территории Оршанского района, а также предоставление имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное и безвозмездное пользование. |
В случае, если в календарном году (за исключением 2018 г.) субъектами Оршанского района применялась УСН и не осуществлялась на территории этого района деятельность, предусмотренная Указом № 506 для признания их субъектами Оршанского района в таком году, то право применять УСН в следующих календарных годах определяется с учетом ограничений, установленных НК, т.е. в таком случае ограничения, установленные подпунктами 2.1.2-2.1.6 пункта 2 статьи 324 НК, будут работать и не позволят организациям применять УСН.
С 1 января 2019 г. согласно подпункту 2.1.7 пункта 2 статьи 324 НК к организациям, которые не вправе применять УСН, отнесены организации, осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).
Обращение цифровых знаков (токенов) на законодательном уровне урегулировано Декретом Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики»
Исходя из пункта 12 Перечня используемых терминов и их определений, являющегося приложением 1 к Декрету о развитии цифровой экономики (далее - приложение 1), цифровым знаком (токеном) признается запись в реестре блоков транзакций (блокчейне) (примечание 1), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой (примечание 2).
Согласно Декрету о развитии цифровой экономики юридические лица могут совершать операции с цифровыми знаками (токенами) (далее - токены) только через резидентов ПВТ. Так, данным Декретом определено, что юридические лица вправе:
• через резидента ПВТ, осуществляющего соответствующий вид деятельности, создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом;
• хранить токены в виртуальных кошельках;
• через операторов криптоплатформ (примечание 3), операторов обмена криптовалют (примечание 4), иных резидентов ПВТ, осуществляющих соответствующий вид деятельности, приобретать, отчуждать токены, совершать с ними иные сделки (операции).
Таким образом, несмотря на имеющееся у юридических лиц право осуществлять через резидентов ПВТ операции по приобретению, добыче, получению, отчуждению, передаче, размещению, использованию токенов, применение УСН возможно только теми организациями, которые из указанных операций осуществляют исключительно отчуждение и (или) приобретение токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и (или) обмен одних видов токенов на другие виды токенов.
В силу прямого запрета, установленного подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 324 НК, не вправе применять УСН организации, осуществляющие такие виды деятельности, как:
• лотерейную деятельность (организаторы лотереи);
• деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
• деятельность в сфере игорного бизнеса;
• риэлтерскую деятельность;
• страховую деятельность (страховые организации (страховщики)), посредническую деятельность по страхованию (страховые брокеры, страховые агенты);
• банковскую деятельность (банки).
Запрет на применение УСН организациям, осуществляющим лотерейную деятельность (организаторам лотереи), установлен подпунктом 2.2.1 пункта 2 статьи 324 НК.
Правовое регулирование и порядок осуществления лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь определен Положением о порядке осуществления лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 мая 2007 г. № 209 «О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь»
Согласно абзацу 6 пункту 2 Положения о порядке осуществления лотерейной деятельности под лотерейной деятельностью понимается деятельность по учреждению, организации и проведению лотерей.
В силу пункта 2 Указа о лотерейной деятельности исключительное право на деятельность по учреждению, организации и проведению лотерей в Республике Беларусь принадлежит государству и в установленном порядке осуществляется республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, государственными юридическими лицами.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 марта 2024 г. п.2 Указа о лотерейной деятельности изложен в новой редакции Указом от 18.12.2023 № 388. |
Организатором лотереи исходя из абзаца 10 пункта 2 Положения о порядке осуществления лотерейной деятельности является государственное юридическое лицо, осуществляющее организацию и проведение лотереи, действующее в соответствии с решением учредителя лотереи.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 361 НК организации, являющиеся организаторами лотерей, признаются плательщиками налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности, а доходы, полученные от организации и проведения лотерей, согласно пункту 1 статьи 362 НК являются объектом налогообложения налогом на доходы от осуществления лотерейной деятельности.
Запрет на применение УСН организациям, осуществляющим деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, установлен подпунктом 2.2.2 пункта 2 статьи 324 НК.
Правовые основы осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр на законодательном уровне урегулированы Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2008 г. № 201 «Об электронных интерактивных играх»
Порядок осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр определен Положением о порядке осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом об электронных интерактивных играх (далее - Положение, утвержденное Указом об электронных интерактивных играх).
Согласно пункту 2 Положения, утвержденного Указом об электронных интерактивных играх:
• под организацией электронной интерактивной игры понимается комплекс мероприятий, связанных с получением права на проведение электронной интерактивной игры.
ВАЖНО! Электронные интерактивные игры, проводимые на территории Республики Беларусь, подлежат регистрации в государственном реестре электронных интерактивных игр, который ведется Министерством финансов Республики Беларусь, а право организатора электронной интерактивной игры на ее проведение подтверждается свидетельством о регистрации электронной интерактивной игры, выдаваемым Министерством финансов Республики Беларусь;
• проведением электронной интерактивной игры является осуществление мероприятий, включающих прием ставок, заключение договоров с операторами электронной интерактивной игры, розыгрыш выигрышного фонда, обеспечение выплаты выигрышей.
При этом в качестве организатора электронной интерактивной игры может выступать государственное юридическое лицо, республиканское государственно-общественное объединение или иное юридическое лицо, решения которого может определять государственное юридическое лицо либо республиканское государственно-общественное объединение, владея не менее чем двумя третями акций (долей в уставных фондах), либо другое юридическое лицо в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, осуществляющее организацию и проведение электронной интерактивной игры.
Следует отметить, что согласно статье 365 НК организации, являющиеся организаторами электронных интерактивных игр, признаются плательщиками налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр, а доходы, полученные от проведения электронных интерактивных игр, согласно пункту 1 статьи 367 НК являются объектом налогообложения налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр.
Запрет на применение УСН организациям, осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса, установлен подпунктом 2.2.3 пункта 2 статьи 324 НК.
Порядок осуществления такой деятельности регулируется Положением об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 10 января 2005 г. № 9 (далее - Положение, утвержденное Указом № 9), Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 599 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 211 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 599».
Так, согласно приложению к Положению, утвержденному Указом № 9, под деятельностью в сфере игорного бизнеса понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между несколькими участниками азартной игры, в том числе посредством использования глобальной компьютерной сети Интернет. При этом юридическое лицо Республики Беларусь, осуществляющее деятельность в сфере игорного бизнеса, признается организатором азартной игры.
![]() |
Справочно Согласно пункту 4 Положения, утвержденного Указом № 9, разрешены организация и (или) проведение следующих видов азартных игр: букмекерская игра; букмекерская онлайн-игра; игра бинго; игра в карты; игра в кости; игра на игровых автоматах; игра тотализатора; онлайн-игра в карты; онлайн-игра тотализатора; слот-игра; цилиндрическая игра (рулетка). |
Следует отметить, что согласно положениям статей 354 и 356 главы 35 НК юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, признаются плательщиками налога на игорный бизнес, а объектами налогообложения налогом на игорный бизнес являются: игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор; положительная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок).
Запрет на применение УСН организациям, осуществляющим риэлтерскую деятельность, установлен подпунктом 2.2.4 пункта 2 статьи 324 НК.
Риэлтерская деятельность в Республике Беларусь регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь».
Согласно подпункту 1.3 пункта 1 вышеназванного Указа риэлтерской деятельностью является посредническая деятельность коммерческой организации по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство (в том числе долевое), купли-продажи, мены, аренды, иных сделок с объектами недвижимости, правами на них (за исключением организации и проведения аукционов и конкурсов), в том числе:
• консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимости;
• представление информации о спросе и предложении на объекты недвижимости;
• подбор вариантов сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости;
• организация и проведение согласования условий предстоящей сделки;
• помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с осуществлением сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости, регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
![]() |
Справочно Тарифы (ставки) на риэлтерские услуги, в том числе на риэлтерские услуги по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости, а также Положение о порядке оплаты риэлтерских услуг утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2008 г. № 386.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 ноября 2023 г. следует руководствоваться предельными максимальными тарифами на риэлтерские услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей), а также Положением о порядке установления и применения тарифов на риэлтерские услуги, утв. постановлением Совмина от 01.11.2023 № 754. Комментарии см. здесь. |
Установленный подпунктом 2.2.5 пункта 2 статьи 324 НК запрет на применение УСН организациями, осуществляющими страховую деятельность, распространяется на страховые организации (страховщиков), а запрет на применение УСН организациями, осуществляющими посредническую деятельность по страхованию, распространяется на страховых брокеров и страховых агентов.
Положения, определяющие государственное регулирование страховой деятельности в Республике Беларусь, закреплены в Указе Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности», а также в Положении о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденном названным Указом (далее - Положение о страховой деятельности).
Так, согласно пункту 2 Положения о страховой деятельности к страховой деятельности относится деятельность по страхованию, в том числе по сострахованию и перестрахованию.
Страхование - это отношения по защите имущественных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, в том числе иностранных и международных, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, иностранных государств при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет страховых резервов, формируемых страховщиками в установленном порядке.
К категории страховых организаций (страховщиков) отнесены коммерческие организации, созданные для осуществления страховой деятельности и имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности.
В соответствии с пунктом 32 Положения о страховой деятельности под посреднической деятельностью по страхованию понимается деятельность, осуществляемая страховыми агентами и страховыми брокерами.
Страховыми агентами - организациями признаются организации, не являющиеся страховыми организациями, осуществляющие от имени страховой организации посредническую деятельность по страхованию на основании гражданско-правового договора.
![]() |
Справочно Страховыми агентами - организациями могут выступать: • банки; • республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта»; • субъекты туристической деятельности; • организации, осуществляющие ввоз, вывоз и (или) торговлю автомобилями; • организации, осуществляющие прием заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом от имени дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств (визовые центры); • государственное объединение «Белорусская железная дорога» и юридические лица, входящие в его состав; • открытое акционерное общество «Авиакомпания «Белавиа»; • иные организации, включенные в реестр страховых агентов Министерства финансов Республики Беларусь. |
Страховыми брокерами являются коммерческие организации, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручения страховой организации или страхователя либо одновременно каждого из них.
Запрет на применение УСН организациями, осуществляющими банковскую деятельность, установлен подпунктом 2.2.6 пункта 2 статьи 324 НК и распространяется на банки и небанковские кредитно-финансовые организации.
В соответствии со статьей 12 Банковского кодекса Республики Беларусь банковская деятельность - совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.
Банком признается юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
• привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты);
• размещение привлеченных денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты) от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
• открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.
Небанковской кредитно-финансовой организацией является юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные статьей 14 Банковского кодекса Республики Беларусь.
![]() |
Справочно Перечень банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, и их допустимые сочетания устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь (далее - Национальный банк). |
К категории субъектов хозяйствования, которые не вправе применять УСН, подпунктом 2.3 пункта 2 статьи 324 НК отнесены организации, являющиеся:
• профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
• участниками холдинга;
• микрофинансовыми организациями;
• инвестиционными фондами, специализированными депозитариями инвестиционного фонда, управляющими организациями инвестиционного фонда;
• плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции либо единого налога на вмененный доход.
Запрет на применение УСН организациями, являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, установлен подпунктом 2.3.1 пункта 2 статьи 324 НК.
Правоотношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг, в том числе порядок эмиссии (выдачи), обращения и погашения ценных бумаг, осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее - ГК), Законом Республики Беларусь от 5 января 2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумаг», иными нормативными правовыми актами.
Так, согласно статье 1 вышеуказанного Закона под профессиональным участником рынка ценных бумаг понимается юридическое лицо, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2023 г. в абз.31 ч.1 ст.1 Закона № 231-З Законом от 18.07.2022 № 197-З слова «специальное разрешение (лицензию)» заменены словом «лицензию». |
Профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам - предпринимательская деятельность по совершению сделок с ценными бумагами (в том числе с производными ценными бумагами), эмитированными (выданными) третьими лицами, по осуществлению посреднических операций с ценными бумагами (в том числе с производными ценными бумагами) в интересах клиента в целях получения дохода (за исключением сделок, совершенных в целях получения дохода в виде процента и (или) дисконта либо дивиденда, в том числе профессиональными участниками рынка ценных бумаг), по осуществлению работ и услуг, связанных с такими сделками и (или) с реализацией прав, удостоверенных ценными бумагами, а также по осуществлению депозитарной, клиринговой деятельности и деятельности по организации торговли ценными бумагами.
Запрет на применение УСН организациям, являющимся участниками холдинга, установлен подпунктом 2.3.2 пункта 2 статьи 324 НК.
Правовой статус холдинга, порядок включения юридических лиц в состав участников холдинга, исключения из состава участников холдинга установлены Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 апреля 2022 г. следует руководствоваться Указом от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов». Комментарий см. здесь. |
Так, согласно Указу № 660 холдингом признается объединение юридических лиц (участников холдинга), в котором:
• одно из юридических лиц - коммерческая организация является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами - участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании:
- владения 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;
- управления деятельностью дочерних компаний холдинга - унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга либо по отношению к которым управляющая компания холдинга приобрела статус учредителя по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами, а также учреждений, созданных управляющей компанией холдинга;
- договора доверительного управления 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;
- иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией холдинга приобретаются права по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга;
• физическое лицо - собственник имущества унитарных предприятий, простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ в размере 25 % и более, осуществляет управление (участвует в управлении) этими коммерческими организациями без образования управляющей компании холдинга. В этом случае все участники холдинга считаются его дочерними компаниями.
![]() |
Справочно Исходя из положений Указа № 660 холдинг может быть создан для осуществления любой деятельности, за исключением холдингов, в частности, имеющих целью или результатом: • монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг); • недопущение, ограничение или устранение конкуренции; • ущемление законных интересов потребителей. |
![]() |
Пример Частное торговое унитарное предприятие «Б» С 4 ноября 2019 г. ЧТУП «Б» включено в состав участников холдинга «Группа компаний Б». В силу подпункта 6.1 пункта 6 статьи 327 НК применение плательщиками УСН прекращается, и указанные плательщики осуществляют исчисление и уплату налогов, сборов в общем порядке начиная с месяца, в котором они могут быть признаны организациями, указанными в пункте 2 статьи 324 НК (с учетом п.3 ст.324 НК). Следовательно, ЧТУП «Б» с 1 ноября 2019 г. утратило право на применение УСН и обязано применять общий порядок налогообложения. Следует учитывать, что юридическое лицо считается включенным в состав участников созданного холдинга в качестве его дочерней компании с даты оформления Министерством экономики Республики Беларусь нового перечня участников холдинга, которая указывается в этом перечне. |
![]() |
Справочно Формы заявления о регистрации холдинга (о внесении изменений в перечень участников холдинга), свидетельства о регистрации холдинга, а также представления информации, характеризующей организацию управления в управляющей компании холдинга с участием государства и данном холдинге в целом, установлены согласно приложениям 1-3 соответственно к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 11 февраля 2010 г. № 31.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2022 г. действует форма свидетельства о регистрации холдинга, утв. постановлением Минэкономики от 08.04.2022 № 6. |
Запрет на применение УСН организациями, являющимися микрофинансовыми организациями, установлен подпунктом 2.3.3 пункта 2 статьи 324 НК.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2020 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2019 № 394 «О предоставлении и привлечении займов». Комментарии см. здесь. |
В соответствии с пунктом 3 Указа № 325 к микрофинансовым организациям отнесены:
• коммерческие микрофинансовые организации - юридические лица, являющиеся ломбардами и зарегистрированные в Республике Беларусь в форме хозяйственного общества либо унитарного предприятия;
• некоммерческие микрофинансовые организации - юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь в организационно-правовой форме фонда или потребительского кооператива.
Следует учитывать, что согласно пункту 4 Указа № 325 юридическое лицо признается микрофинансовой организацией и вправе осуществлять деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов со дня включения его Национальным банком в реестр микрофинансовых организаций.
![]() |
Пример Унитарное предприятие «Р» Вправе ли УП «Р» при соблюдении порядка и иных условий, установленных главой 32 НК, применять УСН? В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 Указа № 325 деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, вправе осуществлять только коммерческие микрофинансовые организации - юридические лица, являющиеся ломбардами и зарегистрированные в Республике Беларусь в форме хозяйственного общества либо унитарного предприятия. С учетом положений части второй пункта 2, части первой пункта 4 Указа № 325, подпункта 2.3.3 пункта 2 статьи 324 и подпункта 6.1 пункта 6 статьи 327 НК УП «Р», несмотря на своевременное представление в налоговый орган уведомления о переходе на УСН, не вправе с 1 ноября 2019 г. (т.е. в данном случае - со дня его государственной регистрации) применять УСН. |
С 1 января 2019 г. согласно подпункту 2.3.4 пункта 2 статьи 324 НК к организациям, которые не вправе применять УСН, отнесены организации, являющиеся инвестиционными фондами, специализированными депозитариями инвестиционного фонда, управляющими организациями инвестиционного фонда.
Понятия указанных категорий субъектов раскрыты в Законе Республики Беларусь от 17 июля 2017 г. № 52-З «Об инвестиционных фондах».
Так, согласно статье 1 данного Закона:
• инвестиционным фондом признается открытое акционерное общество, осуществляющее аккумулирование и инвестирование денежных средств, внесенных акционерами этого общества в качестве оплаты эмитируемых им акций, а также иного имущества, полученного в результате такого инвестирования (акционерный инвестиционный фонд), либо принадлежащая на праве общей долевой собственности владельцам инвестиционных паев и находящаяся в доверительном управлении управляющей организации паевого инвестиционного фонда совокупность денежных средств, полученных в качестве оплаты инвестиционных паев, а также иного имущества, приобретенного в результате инвестирования денежных средств (паевой инвестиционный фонд);
• специализированным депозитарием признается хозяйственное общество или унитарное предприятие, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь и прошедшие государственную аккредитацию на осуществление деятельности специализированного депозитария, т.е. оказание в соответствии с законодательством Республики Беларусь услуг по учету имущества акционерного инвестиционного фонда, предназначенного для инвестирования, имущества паевого инвестиционного фонда, его хранению, если иное не вытекает из характера имущества и требований законодательства Республики Беларусь, а также осуществление контроля за распоряжением имуществом акционерного инвестиционного фонда, предназначенным для инвестирования, имуществом паевого инвестиционного фонда;
• управляющая организация - доверительный управляющий имуществом инвестиционного фонда - хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Республики Беларусь и прошедшее государственную аккредитацию на осуществление деятельности управляющей организации.
![]() |
Справочно Порядок прохождения, порядок и основания приостановления, возобновления и прекращения государственной аккредитации на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционного фонда, управляющей организации инвестиционного фонда установлен Положением о порядке государственной аккредитации на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционного фонда, управляющей организации инвестиционного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2018 г. № 229 «О порядке государственной аккредитации и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156». |
Запрет на применение УСН организациями, являющимися плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции либо единого налога на вмененный доход, установлен согласно подпункту 2.3.5 пункта 2 статьи 324 НК.
В соответствии с пунктом 1 статьи 345 НК плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции признаются юридические лица Республики Беларусь, перешедшие в порядке, установленном статьей 348 НК, на применение единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции либо начавшие его применение в порядке и на условиях, установленных пунктами 2-4 статьи 348 НК:
• организации, осуществляющие производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна;
• организации в части деятельности их филиалов, исполняющих налоговые обязательства организации, если эти филиалы осуществляют производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна.
Следует отметить, что при соблюдении порядка и условий, установленных главой 32 НК, организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, вправе применять УСН, если они не являются плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со статьей 378 НК плательщиками единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) признаются юридические лица Республики Беларусь (далее - организации), обязанные начать применение ЕНВД в соответствии с пунктом 2 статьи 378 НК и не прекратившие его применение в соответствии с пунктом 3 статьи 378 НК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. Законом № 72-З исключена глава 40 (ст.378-381) НК. Организации, являвшиеся в 2020 году плательщиками единого налога на вмененный доход, в 2021 году применяют общий порядок налогообложения либо упрощенную систему налогообложения в случае, если такие организации в порядке и на условиях, определенных главой 32 НК, при соблюдении критериев валовой выручки и численности работников и отсутствии иных ограничений перешли на применение упрощенной системы налогообложения. |
![]() |
Справочно В соответствии с пунктом 2 статьи 378 НК начать применение ЕНВД обязаны организации: • осуществляющие деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов (далее - услуги по обслуживанию и ремонту), в том числе ранее прекратившие применение ЕНВД в соответствии с пунктом 3 статьи 378 НК (кроме организаций, указанных в подп.2.2 п.2 ст.378 НК), - с 1-го числа месяца, в котором организацией осуществляется деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту и за который списочная численность работников организации составляет не более 15 человек (подп.2.1 п.2 ст.378 НК); • ранее прекратившие применение ЕНВД в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 378 НК и возобновившие (начавшие) осуществление деятельности по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту до истечения двенадцати последовательных календарных месяцев, непосредственно следующих за налоговым периодом, в котором прекращена деятельность организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту, - с 1-го числа месяца, непосредственно следующего за налоговым периодом, в котором ранее прекращена деятельность организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту (подп. 2.2 п. 2 ст. 378 НК). В соответствии с пунктом 3 статьи 378 НК применение организациями ЕНВД прекращается: • с 1-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором прекращена деятельность организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту на период не менее двенадцати последовательных календарных месяцев, следующих непосредственно за налоговым периодом, в котором прекращена деятельность организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту. Применение ЕНВД прекращается при условии отражения факта прекращения деятельности организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту в налоговой декларации (расчете) по единому налогу на вмененный доход за налоговый период, в котором прекращена эта деятельность; • с 1 января года, непосредственно следующего за годом, за который списочная численность работников организации в среднем составляет более 15 человек.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 февраля 2021 г. форма налоговой декларации (расчета) по единому налогу на вмененный доход исключена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.01.2021 № 2. |
Следует отметить, что если организация, осуществляющая услуги по обслуживанию и ремонту, не является плательщиком ЕНВД исходя из положения главы 40 НК (в частности, при списочной численности работников 16 или более человек за все периоды деятельности), то она при соблюдении порядка и условий, установленных главой 32 НК, вправе применять УСН.
В силу подпункта 2.4 пункта 2 статьи 324 НК не вправе рассчитывать на применение УСН унитарные предприятия, собственником имущества которых являются юридическое лицо, Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица. Данный запрет на применение УСН не распространяется на унитарные предприятия, собственником имущества которых являются некоммерческие организации Республики Беларусь.
Унитарным предприятием согласно пункту 1 статьи 113 ГК признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Пунктом 2 статьи 113 ГК установлено, что в форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.
Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Имущество дочернего унитарного предприятия находится в собственности собственника имущества предприятия-учредителя и принадлежит дочернему предприятию на праве хозяйственного ведения.
![]() |
Пример Одним из министерств Республики Беларусь создано республиканское унитарное предприятие «С» Вправе ли РУП «С» при соблюдении порядка и иных условий, установленных главой 32 НК, с 1 января 2020 г. перейти на применение УСН? Согласно подпункту 2.4 пункта 2 статьи 324 НК не вправе применять УСН унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий некоммерческих организаций Республики Беларусь), собственником имущества которых являются юридическое лицо, Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица. В силу положения части четвертой пункта 2 статьи 113 ГК имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, РУП «С» не вправе с 1 января 2020 г. перейти на УСН и применять этот режим налогообложения, поскольку собственником имущества РУП «С» является Республика Беларусь. |
![]() |
Пример Унитарным предприятием «Ф» Вправе ли дочернее УП «М» при соблюдении порядка и иных условий, установленных главой 32 НК, перейти на применение УСН? Пунктом 3 статьи 114 ГК определено, что унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может с согласия собственника имущества создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Согласно части седьмой пункта 2 статьи 113 ГК имущество дочернего унитарного предприятия находится в собственности собственника имущества предприятия-учредителя и принадлежит дочернему предприятию на праве хозяйственного ведения. Руководствуясь положениями подпункта 2.4 пункта 2 статьи 324 НК, возможны следующие варианты ответа: • в случае, если собственником имущества УП «Ф» является физическое лицо или некоммерческая организация Республики Беларусь, дочернее УП «М» при соблюдении порядка и иных условий, установленных главой 32 НК, вправе перейти на применение УСН с 1 января 2020 г.; • в случае, если собственником имущества УП «Ф» является коммерческая организация, либо Республика Беларусь, либо административно-территориальная единица Республики Беларусь, дочернее УП «М» не вправе перейти с 1 января 2020 г. на УСН и применять этот режим налогообложения. |
В соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 статьи 324 НК не вправе применять УСН коммерческие организации, более 25 % акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит:
• одной или в совокупности нескольким другим организациям (за исключением некоммерческих организаций Республики Беларусь);
• Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам).
Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации, ликвидации коммерческих организаций определены положениями ГК и Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах».
Согласно статье 63 ГК хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (акции) учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
![]() |
Пример Учредителями общества с ограниченной ответственностью «Н» • некоммерческая организация - доля в уставном фонде составляет 15 %; • физическое лицо - доля в уставном фонде составляет 25 %; • коммерческая организация - доля в уставном фонде составляет 60 %. Вправе ли ООО «Н» при соблюдении порядка и иных условий, установленных главой 32 НК, применять УСН в 2019 г. со дня его государственной регистрации? Согласно абзацу второму подпункта 2.5 пункта 2 статьи 324 НК не вправе применять УСН коммерческие организации, более 25 % акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит одной или в совокупности нескольким другим организациям (за исключением некоммерческих организаций Республики Беларусь). Для определения возможности ООО «Н» применять УСН в 2019 г. при расчете процентной доли в уставном фонде данной организации будет учитываться только доля, принадлежащая коммерческой организации, которая составляет 60 %. Таким образом, ООО «Н» не вправе со дня государственной регистрации начать применение УСН. |
![]() |
Пример Учредителями общества с ограниченной ответственностью «А» • некоммерческая организация - доля в уставном фонде составляет 77 %; • коммерческая организация - доля в уставном фонде составляет 23 %. Вправе ли ООО «А» при соблюдении порядка и иных условий, установленных главой 32 НК, перейти на применение УСН с 1 января 2020 г.? Руководствуясь абзацем вторым подпункта 2.5 пункта 2 статьи 324 НК, в изложенной ситуации для определения возможности ООО «А» применять УСН в 2020 г. при расчете процентной доли в уставном фонде данной организации будет учитываться только доля, принадлежащая коммерческой организации, которая составляет 23 %. Таким образом, при соблюдении порядка и условий, установленных пунктом 2 статьи 327 НК, ООО «А» вправе с 1 января 2020 г. начать применение УСН (если иное не установлено подп. 2.1-2.3 п. 2, п. 3 ст. 324 НК). |
В заключение отметим, что организации, которые осуществляли и в 2019 г. прекратили (с учетом п. 3 ст. 324 НК) осуществлять деятельность, при которой УСН не применяется, при соблюдении порядка и иных условий, установленных главой 32 НК, вправе применять УСН в 2020 г.
В то же время организации, которые применяли УСН в 2019 г. и прекратили ее применение с месяца, иного чем январь, не вправе в 2020 г. применять УСН.
![]() |
Пример Общество с ограниченной ответственностью «М» В апреле 2019 г. ООО «М» стало осуществлять посредническую деятельность по страхованию (страховым агентом), в связи с чем с 1 апреля 2019 г. утратило право применять УСН. В то же время ООО «М» планирует прекратить в 2019 г. осуществлять посредническую деятельность по страхованию и с 1 января 2020 г. перейти на применение УСН. Вправе ли ООО «М» при соблюдении порядка и иных условий, установленных главой 32 НК, в изложенной ситуации перейти на применение УСН с 1 января 2020 г.? В силу пункта 4 статьи 324 НК, если применение УСН организацией прекращается в календарном году с месяца, иного чем январь, она не вправе в следующем календарном году применять УСН. Следовательно, в изложенной ситуации ООО «М» не вправе применять УСН в 2020 г. |
Примечание1. Реестр блоков транзакций (блокчейн) - выстроенная на основе заданных алгоритмов в распределенной децентрализованной информационной системе, использующей криптографические методы защиты информации, последовательность блоков с информацией о совершенных в такой системе операциях (п. 8 прил. 1 к Декрету о развитии цифровой экономики).
Примечание 2. Криптовалюта - биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена (п. 4 прил. 1 к Декрету о развитии цифровой экономики).
Примечание 3. Оператор криптоплатформы - резидент ПВТ, предоставляющий с использованием информационной системы физическим и (или) юридическим лицам, в том числе нерезидентам Республики Беларусь, возможность совершения между собой и (или) с оператором криптоплатформы следующих сделок (операций):
• отчуждение, приобретение токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги;
• обмен токенов одного вида на токены другого вида;
• иных сделок (операций) в соответствии с требованиями Декрета о развитии цифровой экономики (п. 1 прил. 1 к Декрету о развитии цифровой экономики).
Примечание 4. Оператор обмена криптовалют - резидент ПВТ, осуществляющий с использованием информационных систем и (или) программно-технических комплексов, работающих в режиме самообслуживания (криптоматов), от собственного имени и в своем интересе обмен токенов одного вида на токены другого вида, их покупку и продажу за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги. Сделки (операции) по покупке и продаже токенов с резидентами Республики Беларусь совершаются в белорусских рублях (п. 6 прил. 1 к Декрету о развитии цифровой экономики).
22.11.2019
С.П.Якутчик, главный государственный налоговый инспектор отдела специальных режимов налогообложения главного управления методологии налогообложения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь