Пособие от 06.02.2020
Автор: Лимож Н.

Закупка из одного источника (в вопросах и ответах)


 

Материал помещен в архив

 

Закупка из одного источника
(в вопросах и ответах)

Процедура закупки из одного источника - единственная неконкурентная процедура, когда договор предлагается заключить только одному участнику. Данный вид процедуры применим только в случаях, предусмотренных приложением к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон). При этом применение данного вида процедуры является правом заказчика. То есть, несмотря на то что есть основания для применения процедуры закупки из одного источника, можно отказаться от ее проведения и провести конкурентную процедуру закупки. Например, электронный аукцион можно провести всегда, даже если товар включен в перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника (приложение к Закону).

Заказчик сам определяет, проводить процедуру закупки из одного источника или обратиться к конкурентной процедуре, чтобы, например, снизить цену.

Таким образом, процедура закупки из одного источника применяется в случаях, установленных законодательством, и не носит конкурентного характера. При этом заказчику необходимо выполнить требования п.3 ст.49 Закона об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Такие сведения подлежат отражению в справке о проведении процедуры государственной закупки из одного источника и доказывают достаточность произведенного изучения рынка предложений.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. следует руководствоваться пп.3 и 4 ст.49 Закона в ред. Закона от 31.01.2024 № 354-З.

 

Необходимо соблюдение требований ст.24 Закона о заключении договора с выбранным победителем процедуры закупки. Договор между заказчиком и участником процедуры закупки из одного источника заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения.

Не допускается изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета государственной закупки, цены и срока его исполнения, за исключением случаев:

• изменения объема (количества) предмета государственной закупки в соответствии с п.2 ст.21 Закона (в пределах 10 %). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) - с учетом этого изменения;

• увеличения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки;

• уменьшения цены договора без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в том числе их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей характеристик;

• изменения цены договора в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов) (подп.1.8 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"») (далее - постановление № 395).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться подп.1.8 п.1 постановления № 395 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 28.12.2022 № 933. Скорректированы случаи изменения условий договора государственной закупки. Комментарий см. здесь.

 

Исполнение обязательств по договору характеризуется наличием поставленного товара (выполненной работы, услуги), соответствием его предмету закупки по количеству (комплектности, параметрам), соблюдением срока поставки.

Ниже приведены основные вопросы, возникающие в ходе проведения процедуры закупки из одного источника.

 

Вопрос 1: Нужно ли вносить предмет процедуры закупки из одного источника в годовой план госзакупок?

Ответ: Основание для проведения процедуры закупки из одного источника, как и для любой другой процедуры госзакупки, - годовой план госзакупок, размещенный в государственной информационно-аналитической системе (далее - ГИАС) (часть вторая п.2 ст.19 Закона). Таким образом, процедуру закупки из одного источника можно проводить только после того, как товар (работа, услуга), который является предметом данной процедуры закупки, включен в годовой план.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. п.2 ст.19 Закона изложен в новой редакции Законом № 354-З. Комментарий см. здесь.

 

Исключение - п.5 приложения к Закону. Данная норма касается закупок при возникновении потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур госзакупок, требующих затрат времени, нецелесообразно, то есть в случаях, когда нет времени для проведения всех необходимых процедур.

При этом п.5 приложения к Закону не подразумевает, что позицию вообще не нужно включать в годовой план: речь идет лишь о том, что можно начинать проводить процедуру госзакупки, делать запросы, заключать договор, даже если закупаемого товара (работы, услуги) нет в годовом плане. Однако добавить данную позицию в годовой план необходимо. Например, заказчик проводит исследование рынка и параллельно вносит изменения в годовой план либо заказчик заключил договор с участником и у него есть 5 дней для составления справки. На этапе составления справки также можно в порядке исключения включить позицию в годовой план. В любом случае закупаемый товар (работа, услуга) должен быть включен в годовой план закупок. Исключение в данном случае подразумевает предоставление отсрочки, но не исключает обязанности внесения позиции в годовой план.

 

Вопрос 2: Каких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) необходимо проверять на соответствие требованиям к участникам?

Ответ: Участником процедуры закупки из одного источника признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, получившее от заказчика предложение о заключении договора. Остальные поставщики (подрядчики, исполнители), которым направлялись запросы в рамках изучения конъюнктуры рынка, в понимании Закона не являются участниками данного вида процедуры. Следовательно, всех их проверять на соответствие требованиям к участникам, установленным согласно п.2 ст.16 Закона, необходимости нет.

Соответствовать требованиям к участникам должен поставщик (подрядчик, исполнитель), которого заказчик выбрал по результатам изучения конъюнктуры рынка для заключения договора. При этом для подтверждения требований, установленных п.2 ст.16 Закона, участник должен предоставить соответствующее заявление. В данном случае целесообразно заказчику самому составить такое заявление и направить его участнику на подписание одновременно с договором. Если участник подпишет заявление, он подтвердит, что соответствует требованиям к участникам, и заказчик сможет включить информацию о соответствии в справку.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. абз.1 п.2 ст.16 Закона после слов «к участникам» дополнен словами «за исключением случаев осуществления государственных закупок в соответствии с пунктами 1, 4, 11, 12 приложения к настоящему Закону» Законом № 354-З.

 

Вопрос 3: Всем ли требованиям, указанным в п.2 ст.16 Закона, должен соответствовать участник?

Ответ: В п.2 ст.16 Закона установлены общие требования к участникам госзакупки, которые могут не относиться к какому-либо конкретному предмету закупки. Например, требование о том, что лицо должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (абзац 12 п.2 ст.16 Закона), необходимо подтвердить только в том случае, если закупаются объекты интеллектуальной собственности. Так, если предметом закупки является картофель, то подтверждение соответствия вышеуказанному требованию запрашивать не нужно.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. абз.12 п.2 ст.16 Закона перед словом «права» дополнен словом «исключительные» Законом № 354-З.

 

Кроме того, подтверждение дополнительных требований необходимо только в случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь. Например, такие требования установлены в отношении услуг столовых и буфетов учреждений образования (код 56.29.20.200 ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности») (приложение 1 к постановлению № 395). В случае закупки таких услуг участник должен представить реестр договоров, соответствующих предмету госзакупки, заключенных и исполненных участником за последние 3 года, в том числе содержащий сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 октября 2022 г. следует руководствоваться приложением 11 к постановлению № 395 в ред. постановления № 692. Комментарий см. здесь.

 

Нет необходимости запрашивать у участников подтверждение того, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не включены в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Этот реестр в настоящее время не ведется.

В отношении требований, установленных законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом госзакупки, необходимо проверить, нужна ли соответствующая лицензия либо иной документ, предусмотренные законодательством для осуществления данного вида деятельности. Если такие документы нужны, заказчик обязан запросить их, если нет - необходимости в этом нет.

Все остальные требования к участникам - в числе императивных. Заказчик запрашивает их подтверждение в обязательном порядке. При этом заказчик самостоятельно проверяет только задолженность участника по налогам и сборам. За соответствие иным требованиям несет ответственность участник. Это необходимо учитывать также при проведении конкурентных процедур.

 

Вопрос 4: Какие способы исследования конъюнктуры рынка применять при проведении процедуры закупки из одного источника?

Ответ: С 1 июля 2019 г. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь закрепило правила исследования конъюнктуры рынка для заказчика процедуры закупки из одного источника. Если заказчик не выполнит данные правила, будет считаться, что он ненадлежащим образом провел исследование конъюнктуры рынка.

Правила исследования конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника установлены постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (далее - постановление № 30).

Постановление № 30 предусматривает следующие способы изучения конъюнктуры рынка:

1. Направление запросов о предоставлении сведений не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в сети Интернет. В случае приобретения товаров обязательным является направление таких запросов в адрес отечественных производителей.

Если заказчик не нашел в открытом доступе в сети Интернет информацию о пяти поставщиках, это необходимо отразить в справке либо докладной записке. При этом при поиске информации о потенциальных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) следует учитывать, что данное требование не ограничивает выбор потенциальных участников территориально. Заказчик исследует как отечественных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так и зарубежных, например из государств - членов ЕАЭС. Что касается требования о направлении запросов производителям товаров, в данном случае речь идет лишь об отечественных производителях.

2. Направление запросов о предоставлении сведений участникам открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в случае признания такой процедуры несостоявшейся и проведения процедуры закупки из одного источника.

Некоторое время с применением данной нормы возникали технические нюансы. Так, если на участие в конкурентной процедуре подано только одно предложение, оператор электронной торговой площадки (далее - ЭТП) автоматически признает такую процедуру несостоявшейся и формирует протокол. При этом предложение участника не открывается и заказчик не видит, кто был единственным участником несостоявшейся процедуры. Таким образом, заказчики формально не могли использовать вышеуказанный способ при изучении конъюнктуры рынка.

В таких случаях заказчику целесообразно сделать оговорку, например, в справке либо докладной записке о том, что с учетом отсутствия информации на ЭТП об участнике несостоявшейся процедуры у него отсутствовала возможность направить запрос. В настоящее время уже разработан функционал ЭТП, который позволяет заказчику узнать, кто был единственным участником несостоявшейся конкурентной процедуры закупки.

3. Изучение информации о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информации, размещенной потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в сети Интернет, ЭТП.

4. Размещение запросов о предоставлении сведений на одной из ЭТП в случае приобретения в соответствии с п.9 приложения к Закону товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 БВ включительно.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности государственной закупки составляет не более 500 БВ (п.9 приложения к Закону в ред. Закона № 354-З).

 

Этот способ исследования рынка действует с 18 июля 2019 г. При его применении следует помнить, что способы исследования конъюнктуры рынка, поименованные в постановлении № 30, применяются в совокупности. То есть если заказчик разместил запрос на ЭТП, это не исключает его обязанности направить запросы не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в сети Интернет, в том числе в случае приобретения товаров направить запросы в адрес отечественных производителей. Таким образом, при исследовании конъюнктуры рынка заказчик размещает запрос на ЭТП и дальше ищет пять потенциальных поставщиков в сети Интернет.

 

Вопрос 5: Когда запросы можно не направлять?

Ответ: При изучении конъюнктуры рынка заказчик процедуры закупки из одного источника может не направлять запросы поставщикам (подрядчикам, исполнителям), если информация о ценах на предлагаемые ими товары (работы, услуги) есть на их официальных сайтах в сети Интернет, ЭТП (часть вторая подп.1.1 п.1 постановления № 30).

Если информация о ценах на товары (работы, услуги) потенциального участника есть на его официальном сайте или ЭТП, заказчик фиксирует ее без направления запроса. Если цена указана в иных источниках, заказчику необходимо направить запрос.

 

Вопрос 6: Какие требования предъявляются к содержанию и способу направления запросов?

Ответ: Требования к содержанию запроса и форме его направления закреплены в подп.1.2 п.1 постановления № 30. В частности, помимо вида процедуры закупки, предмета закупки, его описания, источника финансирования, ориентировочной стоимости, данных о заказчике в обязательном порядке нужно указать порядок и сроки предоставления ответа на запрос. Сроки предоставления ответа на запрос заказчик определяет самостоятельно. Например, на практике может сложиться ситуация, когда у заказчика возникла чрезвычайная ситуация и провести процедуру закупки из одного источника необходимо сегодня до конца дня. При этом законодательство не делает исключения в части проведения изучения конъюнктуры рынка и направления запросов. Заказчик даже в таком случае обязан провести изучение рынка, но в запросе он может указать нужный срок для ответа потенциального участника. Например, заказчик может указать требование о направлении ответа на запрос в течение двух часов либо до 14:00 текущего дня. Указание срока ответа зависит от потребности заказчика.

Таким образом, заказчик не может не провести изучение конъюнктуры рынка, но он может установить сроки, которые необходимы для проведения процедуры закупки из одного источника.

Следует также указать порядок предоставления ответов на запрос. Важно, чтобы как запросы, так и ответы предоставлялись в форме, которая позволит обеспечить их сохранность.

Законодательством установлено, что запрос и ответ на запрос заказчика направляются одним из следующих способов (подп.1.3 п.1 постановления № 30):

• почтовое отправление;

• факс;

• электронная почта;

• курьер;

• иной способ, который обеспечит хранение документов и (или) сведений.

Например, если заказчику удобно, он может сам под расписку вручить запрос потенциальному участнику.

При этом заказчик включает в дело по процедуре закупки из одного источника, помимо прочего, результаты изучения конъюнктуры рынка (часть вторая п.1 ст.28 Закона). Таким образом, запросы заказчика и ответы на них должны храниться в деле. Если ответ на запрос не поступил, целесообразно указать в справке, что запрос направлен, но ответ не получен.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. ч.2 п.1 ст.28 Закона после слова «договор» дополнена словами «или его копия» Законом № 354-З.

 

Дело по процедуре госзакупки может вестись в электронном и (или) бумажном виде. Следовательно, если заказчик отправлял запросы и получал ответы по электронной почте, он может их не распечатывать и хранить в электронном виде. В этом случае целесообразно, чтобы в организации был локальный правовой акт, определяющий порядок ведения дела по процедуре госзакупки в электронном виде. В частности, в нем логично указать, на каком компьютере, в какой папке и какие документы по процедуре хранятся. Это также позволит снять вопросы при проверке.

 

Вопрос 7: Обязан ли поставщик (подрядчик, исполнитель) отвечать на запрос заказчика процедуры закупки из одного источника?

Ответ: Постановление № 30 не обязывает лиц, которым заказчик направил запрос, отвечать на такой запрос, поэтому заказчик может не получить ни одного ответа. Чтобы бесконечно не ожидать ответа, в запросе, как указано выше, устанавливается срок ответа на него. После истечения указанного срока заказчик может принять решение о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании информации, которая поступила в срок, установленный для ответа на запрос.

 

Вопрос 8: Можно ли заключить договор с потенциальным участником, предложившим не самую выгодную цену?

Ответ: При проведении процедуры закупки из одного источника важно учитывать, что наименьшая цена может не быть единственным критерием выбора потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик не обязан выбирать самое дешевое предложение. При этом чем больше разница в цене при выборе не самого дешевого предложения, тем серьезнее должно быть обоснование выбора участника с большей ценой. Например, заказчик может указать, что выбран поставщик товара с более подходящими функциональными характеристиками. Такое обоснование можно либо указать в справке о проведении процедуры закупки из одного источника, либо отразить в служебной (докладной) записке, которая будет храниться в деле по процедуре госзакупки.

 

Вопрос 9: Может ли участник процедуры закупки из одного источника отказаться от заключения договора?

Ответ: После того как заказчик выбрал участника процедуры закупки из одного источника, он направляет ему предложение заключить договор. Законодательство о госзакупках не содержит требований к такому предложению. Заказчик составляет его в свободной форме. При этом в процедуре закупки из одного источника выбранный поставщик (подрядчик, исполнитель) не обязан заключать договор с заказчиком. Поэтому, если участник не захочет заключать договор либо если заказчик и участник не согласуют условия договора, участник не считается уклонившимся от заключения договора и заказчик не сможет внести его в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок.

 

Вопрос 10: В какой форме заключается договор госзакупки по результатам проведения процедуры закупки из одного источника?

Ответ: Заключение договора по результатам процедуры закупки из одного источника осуществляется на бумажных носителях в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, на условиях, согласованных сторонами (часть четвертая п.1, часть первая п.5 ст.24 Закона). Только в данном виде процедуры заказчик и участник могут общаться, проводить переговоры, согласовывать условия договора, составлять протокол разногласий при необходимости.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. ч.1 п.5 ст.24 Закона изложена в новой редакции Законом № 354-З.

 

Вопрос 11: Что необходимо учесть при составлении справки о проведении процедуры закупки из одного источника?

Ответ: Когда договор по итогам процедуры закупки из одного источника заключен, у заказчика возникает обязанность составить справку о проведении процедуры закупки из одного источника в течение 5 дней после заключения договора (часть вторая п.3 ст.49 Закона). В этой связи на практике возникает проблемная ситуация в случае, когда заказчик сначала сам подписал договор, а потом отправил его на подписание поставщику. Поставщик в свою очередь подписал договор и отправил его заказчику по почте. Договор пришел через 10 дней. Таким образом, срок для составления справки может быть пропущен. Чтобы избежать таких ситуаций при невозможности обеспечить единовременное подписание договора, заказчику целесообразно сначала направлять договор на подписание поставщику и уже после получения от поставщика подписанных экземпляров подписывать договор самому. В этом случае заказчик будет знать точную дату подписания договора, чтобы составить справку в установленные законодательством сроки.

 

Вопрос 12: Какую информацию необходимо включить в справку о проведении процедуры закупки из одного источника?

Ответ: В справку необходимо включать информацию, которая предусмотрена:

частью второй п.3 ст.49 Закона;

подп.1.4 п.1 постановления № 30:

- сведения о соответствии поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор госзакупки, требованиям к участникам, установленным заказчиком в соответствии с п.2 ст.16 Закона;

- указание на источник финансирования госзакупки;

- ориентировочная стоимость предмета госзакупки.

При этом все справки размещаются в ГИАС. Соответственно, если проверяющие органы видят в сведениях об изучении конъюнктуры рынка только одного или двух субъектов, у них сразу возникает вопрос: почему заказчик не обратился к другим поставщикам (подрядчикам, исполнителям)? Данный вопрос не возникнет, если в таблице заказчика будет сделана отметка о том, каким организациям были направлены запросы и от каких организаций ответы не получены.

Таким образом, заказчику целесообразно отразить в справке всю информацию о направлении запросов и получении ответов на них.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 марта 2020 г. подп.1.4 п.1 постановления № 30 на основании постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24.02.2020 № 16 дополнен абзацами следующего содержания:

«наименование страны происхождения товара (работы, услуги);

дату заключения договора государственной закупки и его номер (при наличии);

цену (тариф) за единицу товара (работы, услуги), являющегося предметом договора государственной закупки, в том числе цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству и тариф за единицу работы или услуги, если при описании предмета государственной закупки заказчик руководствовался правилами абзаца третьего пункта 4 статьи 21 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;

цену договора государственной закупки в белорусских рублях (в отношении договоров государственных закупок, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок в иностранной валюте, - в белорусских рублях по курсу Национального банка на дату заключения договора государственной закупки)». Комментарий см. здесь.

 

Вопрос 13: Где и когда необходимо разместить справку о проведении процедуры закупки из одного источника?

Ответ: Заказчик (организатор) размещает справку о проведении процедуры закупки из одного источника на ЭТП не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее утверждения (часть третья п.3 ст.49 Закона).

Примерная форма справки предполагает ее утверждение руководителем заказчика (организатора). Подписание справки иными должностными лицами не требуется, но и не запрещено. При необходимости заказчик (организатор) может предусмотреть порядок ее визирования в локальных документах организации.

 

06.02.2020

 

Николай Лимож, юрист