


Материал помещен в архив


Ограничения в сфере ценообразования для организаций, производящих детское питание
Возможные способы государственного регулирования цен в отношении детского питания
Товары для детей - немногие из товаров, по которым в настоящее время сохранено государственное регулирование цен. При этом такое регулирование предусмотрено на ограниченный срок и лишь в отношении детского питания. Цены на непродовольственные детские товары формируются с учетом конъюнктуры рынка.
Так, в утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года, включено детское питание: сухие смеси, каши, консервы (п.17). То есть Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь при необходимости вправе временно (на период не более 90 дней в течение 1 года) установить на указанные позиции детского питания предельные максимальные отпускные цены и (или) предельные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2021 г. перечень № 35 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2021 № 22. Следует руководствоваться п.23 перечня № 35. |
Что касается предельного норматива рентабельности, то такое ограничение в размере 15 % в настоящее время действует в отношении детского питания, производимого и (или) реализуемого на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни) (далее - реестр монополистов) (приложение 2 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20; далее - Инструкция № 20).
Для субъектов хозяйствования, не включенных в реестр монополистов, норматив рентабельности законодательством не ограничен.
![]() |
Справочно Предельные нормативы рентабельности не распространяются на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий (абзацы 1 и 2 части второй п.13 Инструкции № 20). |
Случаи, когда на детское питание, производимое организациями-монополистами, предельный норматив рентабельности не распространяется
Помимо услуг субъектов естественных монополий предельный норматив рентабельности в размере 15 %, приведенный в приложении 2 к Инструкции № 20 в отношении детского питания, не распространяется (часть вторая п.13 Инструкции № 20):
• на товары, цены на которые регулируются в соответствии с законодательством иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности (например, если на товары законодательством установлены предельные максимальные отпускные цены и (или) предельные торговые надбавки);
• товары, цены на которые в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» регулируются иными государственными органами (организациями);
• товары при заключении организацией-монополистом соглашения (примечание 1) с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В частности, в таком соглашении определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этой организации, а также пределы изменения цен на товары (абзац 47 ст.14 названного Закона и подп.6.10 п.6 Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2016 № 702);
• новые товары в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство.
Дифференцирование рентабельности
Организации-монополисты, цены на товары которых регулируются государством путем установления предельных нормативов рентабельности, имеют право дифференцировать эти нормативы рентабельности в разрезе отдельных наименований товарной позиции, по которой они включены в реестр монополистов, с соблюдением установленного предельного норматива рентабельности в целом по данной товарной позиции.
По товарам организаций-монополистов, производство которых осуществляется в определенном порядке в течение года и связано со сменой времен года (примечание 2), уровень рентабельности определяется в целом за отчетный период (п.14 Инструкции № 20).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 сентября 2023 г. следует руководствоваться п.14 Инструкции № 20 с учетом изменений, внесенных постановлением МАРТ от 25.08.2023 № 52. Комментарий см. здесь. |
Примечание 1. Инструкция о порядке заключения соглашений с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.06.2018 № 52.
Примечание 2. Под сезонным товаром понимается товар, который либо отсутствует на рынке в течение определенного сезона (периода в течение года), либо его количество и цена характеризуются периодическими колебаниями, связанными с сезоном (временем года) (подстрочное примечание к п.14 Инструкции № 20).
02.03.2020
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»