


Материал помещен в архив
Введены временные ограничения на рост цен - не более 0,5 % в месяц. За нарушение возможна уголовная ответственность.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2020 № 184
В чем состоят введенные ограничения?
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2020 № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 апреля 2020 г. постановление № 184 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.04.2020 № 239 утратило силу. |
Юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок или оказывающим услуги, также предписано не допускать повышения цен (тарифов) выше 0,5 % ежемесячно (часть первая п.2 постановления № 184).
Повышение цен (тарифов) выше указанного предела допускается только по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь (далее - Комиссия) (часть вторая п.1 и часть вторая п.2 постановления № 184).
Государственным органам (организациям), осуществляющим регулирование цен (тарифов), предписано не повышать цены (тарифы) без соответствующего согласования с Комиссией (часть первая п.4 постановления № 184).
Относительно какого уровня цен (тарифов) исчисляется установленное ограничение?
Грубым нарушением правил торговли, влекущим за собой последствия (в том числе установленные постановлением № 184), считаются:
1) несоблюдение ассортиментного перечня товаров;
2) превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 1 апреля 2020 г. (без учета снижения цен на время проведения мероприятий, направленных на продвижение товаров и привлечение покупателей) (часть вторая п.3 постановления № 184).
![]() |
Обратите внимание! Приведенная формулировка указывает на полную заморозку цен на уровне, действовавшем на 1 апреля 2020 г. По всей видимости, под грубым нарушением правил торговли имеется в виду превышение установленного частью первой п.1 и частью первой п.2 постановления № 184 ограничения по росту цен (не более 0,5 % ежемесячно). В связи с этим в ближайшее время следует ожидать разъяснений по данному вопросу. А пока субъектам хозяйствования рекомендуется не спешить с увеличением цен и (чтобы избежать возможных недоразумений и ускорить появление разъяснений) направить соответствующие запросы разработчику - в Совет Министров Республики Беларусь, а также контролирующим органам - в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и Комитет государственного контроля Республики Беларусь. |
Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение установленных ограничений?
Невыполнение п.1 постановления № 184 (рост отпускных цен (тарифов) выше 0,5 % ежемесячно и необеспечение поставки производимой продукции в розничную торговую сеть под потребность внутреннего рынка) является основанием для отстранения руководителей указанных в нем министерств, концернов, органов и организаций от занимаемых должностей (часть третья п.1 постановления № 184).
Решения руководителей государственных органов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов), о повышении цен (тарифов) без указанного решения* является основанием для отстранения их от занимаемых должностей по дискредитирующим основаниям (часть вторая п.4 постановления № 184).
_________________
* По всей видимости, разработчики вместо слов «без указанного решения» имели в виду слова «без указанного согласования»
Нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о ценообразовании и торговле влечет уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами (п.8 постановления № 184).
Так, уклонение индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица от исполнения предписания антимонопольного органа, либо ненадлежащее или несвоевременное его исполнение, либо непредставление этому органу информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольным органом своих функций, либо представление заведомо ложной информации влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин (ст.11.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.13.31 нового Кодекса. Комментарий см. здесь. |
Период действия временных ограничений
Постановление № 184 вступает в силу с 3 апреля 2020 г. и действует по 29 июня 2020 г. включительно.
03.04.2020
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»