


Материал помещен в архив
Импортеров социально значимых товаров приравняли к производителям.
Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 07.05.2020 № 36
Комментируемое постановление (далее - постановление № 36) вступило в силу с 13 мая 2020 г.
Постановлением № 36 в новой редакции изложены:
• подп.1.2 и 1.3 п.1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15.04.2020 № 30 (далее - постановление № 30);
• приложения 1 и 2 к постановлению № 30.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 октября 2020 г. следует руководствоваться постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.10.2020 № 65 «О регулировании цен на социально значимые товары». Комментарий см. здесь. |
Как в связи с этим изменилось регулирование цен на социально значимые товары, введенное постановлением № 30?
Прежде всего, в отношении социально значимых товаров, реализуемых на территории Республики Беларусь и включенных в перечень (приложение 1 к постановлению № 30) (далее - социально значимые товары), изменился принцип формирования отпускной цены импортера.
До 13.05.2020 (часть первая п.5 Инструкции № 111*) |
С 13.05.2020 (подп.1.2 п.1 постановления № 30) |
Контрактная цена (стоимость) товара | Контрактная цена (стоимость) товара |
Расходы по импорту | Расходы по импорту |
Расходы на реализацию | |
Надбавка импортера до 10 % | Рентабельность до 10 % |
* Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 сентября 2023 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55, в ред. постановления МАРТ от 25.08.2023 № 52. Комметарии см. здесь. |
Если ранее надбавка импортера на социально значимые товары (не превышающая 10 %) должна была покрыть его расходы на реализацию, налоги с оборота и обеспечить прибыль, то после вступления в силу постановления № 36 расходы на реализацию товара импортером включаются в себестоимость импортного товара, а для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены импортера, применяется норматив рентабельности в пределах 10 %.
Таким образом, формирование отпускной цены на социально значимые товары импортером аналогично формированию отпускной цены производителем товаров.
В приложениях 1 и 2 к постановлению № 30 состав социально значимых товаров, на которые распространяется регулирование цен, раскрыт более подробно. Это облегчает практическое применение приведенных в данных приложениях перечней.
Уточнено, что предельный размер оптовых надбавок на социально значимые товары не может быть выше предельного размера торговых надбавок (с учетом оптовых надбавок) независимо от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации указанных товаров (подп.1.3 п.1 постановления № 30).
Также установлено, что применительно к социально значимым товарам предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) применяются не только к отпускным ценам производителей (импортеров), но и к ценам, установленным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и (или) заготовку этих товаров у сельскохозяйственных производителей и населения. Причем при установлении цен на товары стабилизационных фондов к цене приобретения этих товаров могут суммироваться расходы по заготовке, хранению и транспортировке.
13.05.2020
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»