Вопрос-ответ от 18.05.2020
Автор: Шкирман С.

Возможна ли дооценка остатков социально значимого товара в рознице, если получен товар по более высокой цене поставщика и при применении той же самой торговой надбавки розничная цена получается выше?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС

Возможна ли дооценка остатков социально значимого товара в рознице, если получен товар по более высокой цене поставщика и при применении той же самой торговой надбавки розничная цена получается выше?

 

ОТВЕТ

Дооценка остатков товаров в розничной торговле до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров с отнесением суммы разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности возможна на основании постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 17.07.1995 № 375 «О дооценке товаров народного потребления в розничной торговле».

В торговом зале объекта розничной торговли реализация одинаковых товаров по разным ценам не допускается, так как в данном случае речь идет о публичном договоре (п.2 ст.462 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Цена товаров, а также иные условия публичного договора (каковым является договор розничной купли-продажи) устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п.2 ст.396 вышеназванного Кодекса, часть первая п.18 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 апреля 2021 г. согласно п.18 Правил № 703 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 774, цена товаров, продукции общественного питания, а также иные условия договора розничной купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев предоставления отдельным категориям покупателей скидок при проведении мероприятий, направленных на стимулирование продажи товаров, продукции общественного питания путем проведения рекламных игр, предоставления скидок, более выгодных условий продажи и (или) доставки, призов, подарков, вознаграждения или иных преимуществ по сравнению с обычными условиями продажи таких товаров, продукции общественного питания. Комментарии см. здесь.

 

Вместе с тем применять торговую надбавку следует не к цене поставщика, а к цене производителя или импортера данного социально значимого товара (подп.1.3 п.1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15.04.2020 № 30 «О регулировании цен на социально значимые товары»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 октября 2020 г. следует руководствоваться частью первой  подп.1.3 п.1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.10.2020 № 65 «О регулировании цен на социально значимые товары». Норма осталась прежней. Комментарий см. здесь.

 

18.05.2020

 

Сергей Шкирман, экономист, ведущий редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»