Корреспонденция счетов от 25.05.2020
Автор: Гатальская Ю.

Правильно учитываем расходы торговой организации


СОДЕРЖАНИЕ

 

Издержки обращения

Распределение и списание транспортных расходов, связанных с приобретением товаров

Порядок распределения транспортных расходов, связанных с доставкой товаров в оптовой торговле, если учетной политикой организации установлено распределение пропорционально покупной стоимости товаров без учета НДС

Управленческие расходы

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Правильно учитываем расходы торговой организации

Расходы торговой организации (как издержки обращения, так и управленческие расходы) учитываются в бухучете на одном счете 44 «Расходы на реализацию» (часть третья п.35 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).

Тем не менее данные расходы в учете необходимо разграничивать, так как порядок их списания различен (абзац 3 п.10, абзац 3 п.12 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102)). Для этих целей к счету 44 целесообразно открыть разные субсчета, аналитические счета. Также возможны и иные признаки детализации учетных данных (по месту возникновения, по статьям затрат и др.).

Подтверждение вышеизложенного можно найти и в пп.7, 8 Инструкции № 102. Так, расходы по текущей деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей деятельности, полученным организацией в отчетном периоде, и включают в себя затраты, формирующие: себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг; управленческие расходы; расходы на реализацию; прочие расходы по текущей деятельности.

Издержки обращения

Рассмотрим группировку издержек обращения по статьям расходов, наиболее часто встречающихся на практике (см. схему 1).

Схема 1

Издержки обращения по статьям расходов

Издержки обращения
     
    Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли (железнодорожным, водным, воздушным и автотранспортом, прочие)
   
     
    Расходы по обеспечению условий труда персонала (стоимость санитарной и спецодежды, обуви, санпринадлежностей, в том числе стоимость материалов, израсходованных на их стирку, дезинфекцию и починку (мыло, моющие средства, иголки, нитки, пуговицы, ткани и т. п.))
   
     
    Расходы на ремонт инструментов и хозяйственного инвентаря
   
     
    Проценты по полученным кредитам, займам
   
     
    Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров
   
     
    Транспортные расходы по доставке товаров покупателям
   
     
    Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров (стоимость оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и т. п.; в том числе: оплата услуг сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров; расходы на дезинфекцию)
   
     
    Расходы на оплату труда торгового персонала
   
     
    Расходы по аренде ОС и НМА
   
     
    Амортизация ОС и НМА (как по собственным, так и по арендованным)
   
     
    Расходы на торговую рекламу
   
     
    Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм (бой и прочие нормируемые)
   
     
    Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения
   
     
    Затраты и отчисления на ремонт ОС
   
     
    Расходы на тару и на ее ремонт
   
     
    Затраты и отчисления на ремонт ОС
   
     
    Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря торгового назначения (отопление, освещение, водоснабжение, канализацию, коммунальные и эксплуатационные расходы и пр.)
   
     
    Прочие торговые расходы
   

 

Собранные на счете 44 издержки обращения списываются в конце месяца (за исключением транспортных затрат, связанных с приобретением товаров и относящихся к товарам, оставшимся на конец месяца нереализованными, если данные транспортные затраты не включаются в стоимость приобретения товаров).

Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров покупателям, перемещением товаров внутри организации, не формирующие фактическую себестоимость товаров, отражаются в составе издержек обращения и списываются без распределения.

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена стоимость транспортных услуг по доставке товаров покупателю
Списаны издержки обращения
44-01

 

справочно

Справочно

Сумма издержек обращения, списанных в дебет счета 90-6, показывается в Отчете о прибылях и убытках, утвержденном постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104 (далее - Отчет о прибылях и убытках), по строке 050 «Расходы на реализацию».

Распределение и списание транспортных расходов, связанных с приобретением товаров

Отражение в учете транспортных расходов, связанных приобретением товаров, зависит от положений, заложенных в учетной политике торговой организации. Так, эти расходы могут:

• участвовать в формировании себестоимости приобретенных товаров и списываться на увеличение счета 41 «Товары»;

• учитываться на счете 44, но в этом случае списанию подлежит только сумма транспортных расходов, приходящаяся на товары, реализованные в отчетном месяце. Методика распределения не закреплена на законодательном уровне, поэтому может самостоятельно разрабатываться организацией, что нужно закрепить в учетной политике. Можно воспользоваться порядком распределения, изложенным в Методических указаниях по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 20.09.2002 № 86. Этот документ носит рекомендательный характер, где сказано, что транспортные расходы распределяются по окончании каждого месяца пропорционально двум объектам: товарам, реализованным (издержки, относящиеся к отчетному периоду), и товарам, оставшимся нереализованными (издержки, относящиеся к следующему отчетному периоду).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться Методическими рекомендациями по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания, утв. приказом МАРТ от 10.06.2021 № 130.

 

Транспортные расходы, приходящиеся на остаток нереализованных на конец месяца товаров, переносятся на следующий месяц и учитываются при распределении этих затрат в последующих месяцах до полного списания.

 

внимание

Обратите внимание!

Так как оптовые организации учитывают товары по стоимости их приобретения - распределение производится пропорционально стоимости товаров по покупным ценам.

Организациям розничной торговли предоставлено право выбора методики распределения таких расходов, поскольку им разрешено учитывать товары как по стоимости их приобретения, так и по розничным ценам.

Порядок распределения транспортных расходов, связанных с доставкой товаров в оптовой торговле, если учетной политикой организации установлено распределение пропорционально покупной стоимости товаров без учета НДС

пример ситуация

Пример 1

По данным бухгалтерского учета оптовой организации по состоянию на 01.04.2020 сумма транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, учитываемых на счете 44, составляла 890 руб. На протяжении апреля 2020 г. организации были оказаны аналогичные услуги на сумму 1 400 руб. Себестоимость товаров, реализованных в апреле 2020 г., по данным счета 41 составила 890 055 руб. Сальдо на 30.04.2020 по счету 41 - 9 346 550 руб.

 

Распределение транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в апреле 2020 г. будет производиться следующим образом:

 

Сумма транспортных расходов, связанных с приобретением товаров Покупная стоимость товаров (без учета НДС) Средний процент (%) транспортных расходов
(гр.3 / гр.6 ×
× 100)
Сумма транспортных расходов на остаток товаров
(гр.5 ×
× гр.7 / 100)
на остаток товаров на начало месяца (сальдо начальное по счету 44) за месяц итого расходов
(гр.1 +
+ гр.2)
реализованных в отчетном месяце
(кредит счета 41)
остаток товаров на конец месяца
(конечное сальдо по счету 41)
итого
(гр.4 +
+ гр.5)
1
2
3
4
5
6
7
8
890
1 400
2 290
890 055
9 346 550
10 236 605
0,022 370 698 1
2 090,89

 

На основании произведенного расчета в бухучете оптовой организации составляется запись:

 

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списаны транспортные расходы по приобретению товаров за апрель 2020 г. в состав расходов на реализацию, учитываемых при налогообложении прибыли
(2 290 - 2 090,89)
44-01
44-02
199,11

 

В рознице методика распределения транспортных расходов аналогична вышеприведенной, только при распределении могут участвовать товары в розничных ценах. Конечное сальдо по счету 41 по данным бухучета не корректируется.

При распределении транспортных расходов, связанных с приобретением товаров в рознице, если учетной политикой установлено, что базой распределения является розничная цена с учетом НДС, а учет товаров ведется по покупной стоимости без НДС (характерно для организаций розничной торговли, ведущих учет товаров на складе по покупной стоимости без НДС, а в магазинах - по розничным ценам с НДС), то в данном случае конечное сальдо по счету 41 корректируется.

Управленческие расходы

Управленческие расходы торговой организации по статьям затрат представлены на схеме 2.

Схема 2

Управленческие расходы по статьям затрат

Управленческие расходы
     
    Плата за аренду офисных зданий, строений и помещений, сооружений
   
     
    Сторонние услуги за пожарную и сторожевую охрану; на содержание сигнализационных устройств офисных помещений аппарата управления
   
     
    Расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности управленческого и общехозяйственного персонала
   
     
    Амортизация ОС и НМА управленческого и общехозяйственного назначения (помещение офиса)
   
     
    Прочие расходы управленческого и общехозяйственного назначения
   
     
    Расходы на содержание офисных сооружений, помещений и инвентаря (отопление, освещение, водоснабжение, канализацию, коммунальные и эксплуатационные расходы и пр.)
   
     
    Расходы на оплату труда управленческого и общехозяйственного персонала и отчисления с нее (директора, его замов, работников кадровой и бухслужбы и т. п.)
   
     
    Расходы на ремонт ОС управленческого и общехозяйственного назначения
   
     
    Услуги сторонних организаций по управлению организацией в целом или отдельными ее подразделениями
   
     
    Административно-хозяйственные затраты (услуги банков; услуги связи; затраты на приобретение материалов (канцтовары))
   
     
    Арендная плата, компенсация за использование имущества в служебных целях управленческим и общехозяйственным персоналом (автотранспорт, оргтехника и т. д.)
   
     
    Услуги сторонних организаций по обслуживанию справочно-аналитических систем, баз данных, услуги по подключению/продлению к работе системы электронного декларирования
   
     
    Услуги в сфере обучения персонала (курсы, семинары, тренинги, расходы по повышению квалификации / переподготовке кадров, носящие производственный характер)
   
     
    Юридические, аудиторские услуги; затраты на публикацию бухгалтерской отчетности; консультационные и информационные услуги (в том числе стоимость периодических изданий (подписка на газеты, журналы, производственного назначения))
   
     
    Услуги специализированных организаций по подбору персонала (размещение объявлений о вакансиях в средствах массовой информации, печатных изданиях, на интернет-площадке и т. п.)
   
     
    Командировочные расходы аппарата управления, связанные с предпринимательской деятельностью торговой организации
   

 

Расходы, связанные с управлением, учитываемые торговой организацией на счете 44, списываются в конце месяца в полной сумме записью:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Списаны управленческие расходы торговой организации в состав расходов на реализацию, учитываемых при налогообложении прибыли
90-5
44

 

справочно

Справочно

Сумма издержек обращения, списанных в дебет счета 90-5, показывается в Отчете о прибылях и убытках по строке 040 «Управленческие расходы».

 

В бухучете управленческие расходы не подлежат нормированию, поэтому они признаются в полной сумме затратами торговой организации.

В налоговом учете к нормируемым затратам относят: командировочные расходы в пределах норм, установленных законодательством; затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных законодательством; расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения, и другие расходы, поименованные в ст.171 Налогового кодекса Республики Беларусь. Также не следует забывать и о прочих затратах, названных в п.2 ст.171 данного Кодекса, к таковым относят: представительские расходы; расходы по благоустройству населенных пунктов и прилегающих территорий; проценты по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам и иные расходы.

 

пример ситуация

Пример 2

Согласно договору на оказание услуг организация - резидент Республики Беларусь (исполнитель) предоставляет на электронный адрес торговой организации (заказчика) информацию по исследованиям о возможности продвижения товаров, принадлежащих на праве собственности заказчику на рынок Российской Федерации. Услуги оплачиваются заказчиком в предварительном порядке.

 

В бухучете составляются следующие записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Перечислена предоплата заказчиком за услуги
60
Отражена стоимость информационных услуг
44
60
Отражен предъявленный НДС от оказанных услуг
60
Принят к вычету НДС
18
Списаны управленческие расходы
90
44

 

25.05.2020

 

Юлия Гатальская, экономист