


Материал помещен в архив
Исчисление и уплата подоходного налога с физических лиц в 2020 году
На страницах нашего журнала продолжаем освещать тему, касающуюся порядка исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц (далее - подоходный налог). Учитывая, что у налоговых агентов, а также у физических лиц продолжают возникать вопросы, связанные с исчислением подоходного налога, определением объекта налогообложения, налоговой базы, а также с применением налоговых вычетов по данному налогу, в настоящей статье исходя из конкретных ситуаций продолжим давать ответы на вышеуказанные вопросы.
Объект налогообложения, налоговая база, ставки подоходного налога
![]() |
Ситуация 1 Супружеская пара, не имеющая детей по медицинским показаниям, планирует воспользоваться услугами суррогатной матери. Для вынашивания и рождения ребенка между генетической матерью и суррогатной будет заключен договор суррогатного материнства, по условиям которого суррогатная мать имеет право на вознаграждение за оказание услуги по вынашиванию и рождению ребенка (детей), а также на возмещение (оплату) расходов на медицинское обслуживание, питание, проживание в период вынашивания, родов и в послеродовой период и иных расходов, предусмотренных договором суррогатного материнства. Возникает ли у суррогатной матери объект налогообложения подоходным налогом при выплате ей вышеуказанного вознаграждения и возмещении (оплате) ей расходов, предусмотренных договором суррогатного материнства? |
Согласно пункту 1 статьи 196 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Налоговый кодекс) для физических лиц объектом налогообложения подоходным налогом признаются доходы, полученные ими от источников в Республике Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 января 2025 г. следует руководствоваться НК с изменениями, внесенными Законом от 13.12.2024 № 47-З. |
Доходом признается определяемая в соответствии с налоговым законодательством экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (подп.2.6 п.2 ст.13 Налогового кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 199 Налогового кодекса при определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
К доходам, полученным физическим лицом в натуральной форме, в том числе относится оплата за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в том числе жилищно-коммунальных услуг, питания в интересах физического лица (подп.2.1 п.2 ст.200 Налогового кодекса).
В соответствии с положениями статей 20-23 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 341-З «О вспомогательных репродуктивных технологиях» суррогатное материнство применяется на основе договора суррогатного материнства.
Услугой суррогатной матери может воспользоваться только женщина, для которой вынашивание и рождение ребенка по медицинским показаниям физиологически невозможны либо связаны с риском для ее жизни и (или) жизни ее ребенка.
Договор суррогатного материнства заключается между суррогатной матерью и генетической матерью или женщиной, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Лица, состоящие в браке, заключают договор суррогатного материнства с письменного согласия своих супругов.
Суррогатная мать имеет право на:
• обеспечение условий, необходимых для проживания;
• обеспечение условий, необходимых для вынашивания ребенка (детей);
• на вознаграждение за оказание услуги по вынашиванию и рождению ребенка (детей) генетическим родителям;
• возмещение расходов на медицинское обслуживание, питание, проживание в период вынашивания, родов и в послеродовой период, если иное не предусмотрено договором суррогатного материнства;
• иные права, предусмотренные договором суррогатного материнства.
Таким образом, суррогатная мать оказывает услуги по вынашиванию и рождению ребенка (детей) для генетических родителей на основании договора суррогатного материнства. Соответственно расходы генетических родителей на оплату (возмещение) медицинского обслуживания суррогатной матери, ее питания, проживания в период вынашивания, родов и в послеродовой период, одежды и специальных средств для беременных, иных расходов, предусмотренных договором суррогатного материнства, обусловлены прежде всего интересами генетических родителей, направлены на достижение их целей по договору суррогатного материнства и на обеспечение условий, необходимых суррогатной матери для вынашивания и рождения ребенка (детей).
В связи с этим возмещение (оплата) генетическими родителями суррогатной матери фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, предусмотренных договором суррогатного материнства, не создает экономической выгоды у суррогатной матери, и соответственно дохода, подлежащего налогообложению подоходным налогом, у нее не возникает.
Что же касается вознаграждения, получаемого суррогатной матерью от генетических родителей за оказание услуги по вынашиванию и рождению ребенка (детей), такое вознаграждение признается доходом, подлежащим налогообложению подоходным налогом на основании налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (далее - налоговая декларация), представляемой в налоговый орган в порядке, установленном статьями 219 и 222 Налогового кодекса.
В соответствии с положениями статей 219 и 222 Налогового кодекса вышеуказанную налоговую декларацию суррогатная мать обязана представить в налоговый орган не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), в котором ею было получено вознаграждение по договору суррогатного материнства, и уплатить подоходный налог, исчисленный налоговым органом на основании такой декларации, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным налоговым периодом (календарным годом).
![]() |
Справочно Налоговая декларация представляется по форме согласно приложению 1 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц». |
![]() |
Ситуация 2 Организация «А» в целях подготовки к поездке своих сотрудников в служебную командировку за границу для участия в международной выставке заключила договор с организацией «В». Согласно договору организация «В» - исполнитель обязуется оказать организации «А» - заказчику пакет туристических услуг по организации деловой поездки для сотрудников заказчика в рамках участия в данной выставке, а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги. Услуги исполнителя в том числе включают в себя бронирование и оформление номеров гостиницы для проживания сотрудников заказчика. Согласно полученному заказчиком - организацией «А» от исполнителя - организации «В» счету-протоколу к заключенному договору стоимость проживания сотрудника в одноместном номере в гостинице за границей превышает размеры расходов по найму жилого помещения, предусмотренные Положением о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 (далее - Положение № 176). Является ли оплата организацией «А» фактических расходов по проживанию в гостинице своих сотрудников, направленных в командировку за границу, по договору, заключенному с организацией «В», объектом налогообложения подоходным налогом для этих сотрудников? |
В соответствии с абзацем пятым подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411 «О налогообложении» при возмещении (оплате) работнику расходов на служебные командировки как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределы освобождаются от подоходного налога расходы по найму жилого помещения в размерах, установленных законодательством. В случаях, когда законодательством предусмотрено возмещение (оплата) расходов по найму жилого помещения на основании подтверждающих документов, суммы такого возмещения (оплаты) освобождаются от подоходного налога в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2021 г. подп.1.1 п.1 Указа № 411 на основании Указа от 22.07.2021 № 285 исключен. Комментарий см. здесь. |
Порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь и за границу определены Положением № 176.
Согласно части первой пункта 17 Положения № 176 при оплате или фактическом предоставлении направляющей стороной жилого помещения возмещение расходов по найму жилого помещения не производится.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой ситуации у сотрудников организации «А», направленных в служебную командировку за границу для участия в международной выставке, дохода, подлежащего налогообложению подоходным налогом, не возникает в силу того, что направляющая сторона - наниматель - организация «А» посредством заключения договора с организацией «В» самостоятельно оплачивает расходы по найму жилого помещения. Возмещение (оплата) таких расходов сотрудникам нанимателем не производится.
![]() |
Ситуация 3 Физическое лицо является участником белорусской организации. Планирует без каких-либо доплат в денежной форме обменять свою долю в уставном фонде белорусской организации на долю в уставном фонде юридического лица иностранного государства. В результате такого обмена физическое лицо - резидент Республики Беларусь в обмен на долю в уставном фонде белорусской организации получит долю в уставном фонде иностранной организации. Является ли объектом налогообложения подоходным налогом полученная физическим лицом доля в уставном фонде иностранной организации? |
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 196 Налогового кодекса для физических лиц - налоговых резидентов Республики Беларусь объектом налогообложения подоходным налогом являются доходы, полученные ими как от источников в Республике Беларусь, так и от источников за пределами Республики Беларусь.
При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п.1 ст.199 Налогового кодекса).
Согласно статье 538 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - Гражданский кодекс) к договору мены применяются правила о купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации имеет место факт получения физическим лицом от иностранной организации дохода от отчуждения своей доли в уставном фонде белорусской организации. При этом в качестве средства платежа за приобретаемую у физического лица долю выступают не денежные средства, а доля в уставном фонде этой иностранной организации. Следовательно, у физического лица возникает объект налогообложения подоходным налогом - доход в натуральной форме в виде доли в уставном фонде иностранной организации, получаемой в результате мены.
Порядок определения налоговой базы подоходного налога при получении физическим лицом доходов от организаций в натуральной форме регулируется статьей 200 Налогового кодекса.
Учитывая положения пункта 1 статьи 200 Налогового кодекса, при получении физическим лицом - налоговым резидентом Республики Беларусь дохода от иностранной организации в натуральной форме в виде доли в уставном фонде этой организации налоговая база подоходного налога определяется организацией самостоятельно как стоимость этой доли не менее размера части стоимости чистых активов организации, пропорциональной размеру доли физического лица в уставном фонде организации.
Следовательно, при получении физическим лицом от иностранной организации доли в уставном фонде и отсутствии возможности определения ее стоимости в порядке, установленном абзацем четвертым части второй пункта 1 статьи 200 Налогового кодекса (ввиду разных подходов в определении и расчете «чистых активов» организации, имеющихся в белорусском и иностранном законодательствах), налоговая база подоходного налога определяется иностранной организацией самостоятельно как стоимость этой доли.
Налогообложение доходов, полученных физическим лицом - налоговым резидентом Республики Беларусь от иностранной организации в натуральной форме в виде доли в уставном фонде этой иностранной организации, осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 219 Налогового кодекса на основании налоговой декларации, которую физическое лицо обязано представить в налоговый орган по установленной форме в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом, в котором им будет получен доход.
При этом размер дохода, подлежащего налогообложению, определяется налоговым органом с учетом норм подпункта 2.38 пункта 2 статьи 196 Налогового кодекса, в соответствии с которыми при отчуждении участником доли в уставном фонде организации не признаются объектом налогообложения подоходным налогом доходы, полученные им в размере, не превышающем сумму его вклада в уставный фонд этой организации или сумму фактически произведенных расходов на приобретение доли в уставном фонде организации, исчисленных с учетом пересчета, предусмотренного частями второй - четвертой подпункта 2.38 пункта 2 статьи 196 Налогового кодекса.
В целях реализации норм подпункта 2.38 пункта 2 статьи 196 Налогового кодекса физическому лицу одновременно с налоговой декларацией необходимо будет представить документы, подтверждающие размер вклада, внесенного им в уставный фонд белорусской организации, или сумму фактически произведенных расходов на приобретение доли в уставном фонде этой организации.
![]() |
Ситуация 4 Представительство иностранной авиакомпании, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь (далее - представительство), в соответствии с решением головной компании 3 февраля 2020 г. осуществило выплату физическому лицу - резиденту Республики Беларусь в размере 600 евро. Данная выплата - это компенсация авиакомпанией пассажиру за задержку рейса, выплачиваемая перевозчиком пассажиру в странах Европейского союза согласно Регламенту Европейского парламента и Совета Европейского союза от 11 февраля 2004 г. № 261/2004 об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса и об отмене Регламента (ЕЭС) № 295/91 (далее - Регламент), и не является возмещением вреда. Подлежит ли налогообложению подоходным налогом данная выплата? Если подлежит, то каким образом следует поступить представительству, учитывая, что при выплате денежных средств физическому лицу подоходный налог налоговым агентом не был удержан? |
В силу статьи 749 Гражданского кодекса данная выплата, производимая авиапассажиру авиакомпанией в случае задержки рейса, является неустойкой.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 196 Налогового кодекса для физических лиц - налоговых резидентов Республики Беларусь объектом налогообложения подоходным налогом являются доходы, полученные ими как от источников в Республике Беларусь, так и от источников за пределами Республики Беларусь.
Доходом признается определяемая в соответствии с налоговым законодательством экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (подп.2.6 п.2 ст.13 Налогового кодекса).
Налогообложению подлежат все доходы, полученные физическим лицом, как в денежной, так и в натуральной формах, за исключением доходов, не являющихся объектом налогообложения подоходным налогом либо освобождаемых от подоходного налога в соответствии с пунктом 2 статьи 196 и статьей 208 Налогового кодекса.
При этом доход в виде неустойки, выплачиваемый перевозчиком пассажиру за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения, в вышеуказанных статьях Налогового кодекса не поименован.
Таким образом, сумма денежных средств, выплаченная физическому лицу представительством 3 февраля 2020 г. за задержку рейса в соответствии с Регламентом, является доходом, подлежащим налогообложению подоходным налогом в Республике Беларусь.
Для определения размера дохода, облагаемого подоходным налогом, доходы физического лица, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения доходов (ч.1 п.11 ст.199 Налогового кодекса).
Дата фактического получения физическим лицом дохода в денежной форме определяется как день выплаты дохода, в том числе зачисления дохода на счета физического лица в банках (подп.1.1 п.1 ст.213 Налогового кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Налогового кодекса иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительства иностранных организаций, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, от которых физическое лицо получило доходы, признаются налоговыми агентами, которые обязаны исчислить, удержать у физического лица и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога.
Согласно пункту 5 статьи 216 Налогового кодекса при обнаружении факта неудержания (неполного удержания) подоходного налога налоговый агент обязан удержать такой налог из любых денежных средств при их фактической выплате физическому лицу либо по его поручению третьим лицам.
При невозможности удержания подоходного налога по причине отсутствия выплат физическому лицу в денежной форме налоговый агент обязан в тридцатидневный срок со дня обнаружения факта неудержания (неполного удержания) подоходного налога направить физическому лицу и в налоговый орган по месту постановки на учет физического лица сообщение о невозможности удержания подоходного налога.
В сообщении помимо сведений о физическом лице - получателе дохода налоговый агент указывает вид и размер выплаченного дохода, из которого не удержан подоходный налог, сумму неудержанного (не полностью удержанного) подоходного налога.
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения вышеуказанного сообщения вручает физическому лицу извещение на уплату подоходного налога по установленной форме. Уплата подоходного налога производится физическим лицом в тридцатидневный срок со дня вручения ему налоговым органом извещения.
Таким образом, руководствуясь вышеперечисленными нормами Налогового кодекса, представительство обязано направить в адрес физического лица и в налоговый орган по месту жительства физического лица письменное сообщение о невозможности удержания подоходного налога. В данном сообщении указать размер выплаченного физическому лицу 3 февраля 2020 г. дохода в сумме 1 414,14 бел. руб. (600 евро × 2,3569 (официальный курс белорусского рубля к евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь на 3 февраля 2020 г. - на день перечисления дохода)) и сумму неудержанного с этого дохода подоходного налога в размере 183,84 бел. руб. (1 414,14 бел. руб. × 13 % (размер ставки подоходного налога, установленный пунктом 1 статьи 214 Налогового кодекса)).
На основании вышеуказанного сообщения налоговый орган в установленном порядке направит в адрес физического лица извещение на уплату подоходного налога.
![]() |
Ситуация 5 Согласно полученному свидетельству белорусская организация зарегистрирована в качестве резидента Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» с 1 февраля 2020 г. Данная организация с 1 февраля 2020 г. выплачивает дивиденды своим участникам. Выплата дивидендов осуществляется за счет прибыли предыдущих лет, хозяйственную деятельность организация планирует осуществлять на территории индустриального парка «Великий камень» с 1 апреля 2020 г. По какой ставке подоходного налога подлежат налогообложению подоходным налогом дивиденды? |
В соответствии с частью первой пункта 49 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 (далее - Положение № 166), ставка подоходного налога по дивидендам, начисленным резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» их учредителям (участникам, акционерам, собственникам их имущества), являющимся резидентами Республики Беларусь и нерезидентами Республики Беларусь - фактическими владельцами дохода, составляет 0 % в течение 5 календарных лет начиная с первого календарного года, в котором начислены дивиденды.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 сентября 2021 г. следует руководствоваться п.51 Положения № 166 в ред. Указа от 11.06.2021 № 215. Комментарий см. здесь. |
В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса при получении физическим лицом доходов в виде дивидендов дата фактического получения им дохода определяется как день принятия налоговым агентом решения о распределении прибыли путем объявления и выплаты дивидендов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации пониженная ставка подоходного налога, предусмотренная частью первой пункта 49 Положения № 166 в размере 0 %, может быть применена в отношении дивидендов, выплачиваемых из прибыли предыдущих лет, решение о распределении которой на выплату этих дивидендов было принято белорусской организацией с 1 февраля 2020 г., - с даты регистрации данной организации в качестве резидента Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».
В случае если решение о распределении прибыли предыдущих лет на выплату дивидендов своим участникам - физическим лицам было принято организацией до 1 февраля 2020 г., то в отношении дивидендов, выплачиваемых с 1 февраля 2020 г. на основании такого решения, пониженная ставка подоходного налога, установленная частью первой пункта 49 Положения № 166, не применяется.
Налоговые вычеты
Стандартный налоговый вычет
![]() |
Ситуация 6 У сотрудницы ребенок старше восемнадцати лет обучается в университете за границей. В целях получения установленного подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса стандартного налогового вычета на иждивенца сотрудницей была представлена в организацию по месту основной работы (нанимателю) справка, выданная иностранным учреждением образования, в которой сведений о получении ее ребенком старше восемнадцати лет в данном университете первого высшего образования не содержится. Вправе ли наниматель предоставить сотруднице стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса, на основании такой справки? |
Налоговые вычеты по подоходному налогу являются налоговыми льготами, и для того, чтобы воспользоваться этими льготами, физические лица обязаны на основании подпункта 1.11 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса представлять в налоговый орган либо налоговому агенту документы, подтверждающие их право на льготы.
Перечень документов, на основании которых физическому лицу предоставляется установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса стандартный налоговый вычет на детей в возрасте до восемнадцати лет и (или) иждивенцев, определен пунктом 3 статьи 209 Налогового кодекса.
Так, в целях получения стандартного налогового вычета на иждивенца родителю ребенка старше восемнадцати лет, получающему в дневной форме получения образования первое высшее образование, необходимо представить в организацию по месту основной работы справку (ее копию) учреждения образования о том, что его ребенок старше восемнадцати лет является обучающимся и получает в дневной форме получения образования первое высшее образование, с указанием в ней периода, в течение которого это лицо является обучающимся (абз.4 п.3 ст.209 Налогового кодекса).
Следовательно, если выданная учреждением образования (Республики Беларусь или иностранного государства) справка не содержит вышеперечисленных обязательных сведений, установленных Налоговым кодексом, то у нанимателя отсутствуют основания для предоставления своему работнику стандартного налогового вычета на иждивенца, т. е. его ребенка-обучающегося.
Учитывая изложенное, поскольку в представленной сотрудницей справке, выданной иностранным учебным заведением, сведений о получении ее ребенком старше восемнадцати лет в данном университете первого высшего образования не содержится, то наниматель не вправе предоставить ей стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса.
Имущественный налоговый вычет
![]() |
Ситуация 7 Работник организации, состоящий вместе со своей супругой и малолетними детьми на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобрел на территории Республики Беларусь квартиру в 2018 г. Для покупки квартиры работником был получен кредит в белорусском банке. В течение 2018-2019 гг. работнику в организации по месту основной работы предоставлялся имущественный налоговый вычет по суммам, направленным им на погашение банковского кредита. В 2018 г. в семье родился третий ребенок, и супруге работника был назначен семейный капитал. В подразделении открытого акционерного общества «Сберегательный банк "Беларусбанк"» ей был открыт счет по учету вклада (депозита) «Семейный капитал». Вправе ли работник либо его супруга в организациях по месту основной работы получить имущественный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса, по расходам на погашение кредита, предоставленного банком на покупку квартиры, фактически произведенным за счет средств семейного капитала? |
С 1 января 2015 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей»
С 1 января 2020 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 345 «О семейном капитале»
Порядок и условия назначения, финансирования (перечисления), распоряжения и использования средств семейного капитала, установленного Указом № 572 и Указом № 345, определены Положением о порядке и условиях назначения, финансирования (перечисления), распоряжения и использования средств семейного капитала, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2015 г. № 128 (далее - Положение № 128).
Финансирование расходов на выплату семейного капитала производится за счет средств республиканского бюджета.
Согласно пункту 13 Положения № 128 средства семейного капитала могут быть использованы досрочно (независимо от времени, прошедшего с даты назначения семейного капитала) в Республике Беларусь в полном объеме либо по частям в безналичном порядке, в том числе на строительство (реконструкцию) или приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, погашение задолженности по кредитам, предоставленным на эти цели, и выплату процентов за пользование ими членом (членами) семьи, состоящим (состоящими) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо состоявшим (состоявшими) на таком учете на дату заключения кредитного договора.
При таком досрочном использовании средств семейного капитала они могут быть направлены на:
• строительство (реконструкцию) одноквартирного жилого дома, квартиры в многоквартирном или блокированном жилом доме (далее - жилое помещение) в составе организации застройщиков;
• строительство (реконструкцию) жилого помещения на основании договора создания объекта долевого строительства;
• строительство (реконструкцию) одноквартирного жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме подрядным либо хозяйственным способом;
• приобретение жилого помещения, в том числе жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу;
• погашение задолженности по кредиту, в том числе льготному, предоставленному на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения, и выплату процентов за пользование им.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 января 2025 г. следует руководствоваться п.13 Положения № 128 в ред. постановления Совмина от 31.12.2024 № 1067. |
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса установлено, что при определении размера налоговой базы подоходного налога в соответствии с пунктами 3, 4 и 9 статьи 199 Налогового кодекса физическое лицо, состоящее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшее на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа, имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных им расходов:
• на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры;
• на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним), израсходованных на такое строительство либо приобретение жилья.
Таким образом, имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса, предоставляется физическому лицу только по расходам, которые были произведены им за счет собственных средств.
В связи с этим имущественный налоговый вычет не предоставляется по суммам вышеперечисленных расходов, оплата которых производится за счет средств семейного капитала, установленного Указом № 572 и Указом № 345, так как его выплата производится из средств республиканского бюджета в рамках мер государственной поддержки многодетных семей.
![]() |
Ситуация 8 В белорусский банк обратилось физическое лицо - клиент банка за получением имущественного налогового вычета по расходам, понесенным в 2018 г. на погашение кредита, израсходованного на строительство одноквартирного жилого дома, осуществляемое им самостоятельно без привлечения застройщика (подрядчика), в отношении доходов в виде процентов по банковскому вкладу (депозиту), облагаемых подоходным налогом и полученных физическим лицом от банка в 2019 г. Для получения вычета физическим лицом были представлены в банк копия кредитного договора, плохо читаемый карт-чек на погашение кредита и процентов по нему из инфокиоска, справка банка, выдавшего кредит, с указанием в ней информации, плохо читаемой в карт-чеке. Какие документы в рассматриваемой ситуации обязано представить физическое лицо в банк для получения имущественного налогового вычета? |
На основании пункта 9 статьи 199, пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса физические лица при определении размера налоговой базы подоходного налога в отношении подлежащих налогообложению доходов в виде процентов по банковским вкладам (депозитам), находящимся в банках Республики Беларусь, имеют право на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса.
Имущественный налоговый вычет предоставляется налоговым агентом - белорусским банком в отношении вышеуказанных доходов, выплачиваемых физическим лицам с 1 января 2019 г.
Перечень документов, на основании которых физическому лицу предоставляется имущественный налоговый вычет, установлен пунктом 2 статьи 211 Налогового кодекса. Налоговому агенту следует руководствоваться этим перечнем исходя из способа приобретения либо строительства одноквартирного жилого дома или квартиры, а также из вида произведенных расходов.
Так, в рассматриваемой ситуации физическому лицу для получения имущественного налогового вычета по расходам, произведенным им в 2018 г. на погашение кредита, предоставленного ему банком для строительства одноквартирного жилого дома, осуществляемого без привлечения застройщика (подрядчика), необходимо представить в банк следующие документы:
• справку (ее копию) местного исполнительного и распорядительного органа или иного государственного органа и других государственных организаций, организаций негосударственной формы собственности по месту работы (службы), подтверждающую, что физическое лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состояло на таком учете на момент заключения кредитного договора (абз.2 п.2 ст.211 Налогового кодекса).
![]() |
Справочно Форма вышеуказанной справки установлена до 16 января 2020 г. согласно приложению 14 к постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 28 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 октября 2010 г. № 552», с 17 января 2020 г. - приложению 12 к постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 25 ноября 2019 г. № 23 «Об установлении форм документов»; |
• заявление физического лица о стоимости строительства одноквартирного жилого дома, осуществляемого им самостоятельно без привлечения застройщика или подрядчика;
• копию кредитного договора о получении в банке кредита на строительство на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома;
• копию свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка и прав на него, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома;
• документы, подтверждающие фактическое погашение кредита (включая проценты по нему). К таким документам в данной ситуации относятся оригинал чека, подтверждающий осуществление физическим лицом платежей по погашению кредита, с приложением к нему справки банка, подтверждающей вышеуказанную информацию в чеке.
Представления гражданином иных документов и (или) дополнительной информации налоговому агенту - банку для получения имущественного налогового вычета по сумме расходов, направленных на погашение кредита, выданного ему на строительство одноквартирного жилого дома, не требуется.
27.03.2020
Л.М.Силивестрова, консультант управления налогообложения доходов и имущества физических лиц главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь