Пособие от 25.09.2020
Автор: Штейнер А.

Обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями

Нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и другие), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение (часть первая ст.30 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).

При расчете площадей санитарно-бытовых помещений и их оборудования необходимо учитывать также лиц, проходящих производственную практику или временно привлекаемых к работе (п.96 Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.07.2016 № 85 (далее - СанПин № 85)).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 ноября 2023 г. действуют СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работающих, содержанию и эксплуатации производственных объектов», утв. постановлением Минздрава от 19.07.2023 № 114.

 

внимание

Обратите внимание!

Использование санитарно-бытовых помещений производственного объекта не по назначению не допускается (п.43 СанПин № 85).

 

Вид санитарно-бытового помещения Требования к помещению Норма
Гардеробные У входа в объект общественного питания оборудуются гардеробные с числом крючков, соответствующим числу посадочных мест.
Хранение домашней, рабочей одежды и (или) специальной одежды должно быть организовано раздельно
Пункты 88, 100 СанПин № 85
Душевые 1. Должны обеспечиваться кабинами с подводкой холодной и горячей воды питьевого качества.
2. Должны быть вешалки для одежды и полочки для банных принадлежностей, резиновые либо пластиковые коврики.
3. Использование деревянных трапов и решеток не допускается.
4. Резиновые коврики должны ежесменно подвергаться дезинфекции средствами дезинфекции в соответствии с инструкцией по их применению
Пункты 101-103 СанПин № 85
Умывальные При умывальниках должны быть дозаторы с жидким мылом, полотенца разового пользования или электрополотенца Пункт 104 СанПин № 85
Уборные (биотуалеты) Размещать на расстоянии не более 75 м от наиболее удаленных рабочих мест. Расстояние от уборных до рабочих мест вне зданий не должно превышать 150 м.
Допускается применение уборных, оборудованных баками, водой для смыва и герметическими емкостями для сбора нечистот или уборных с бетонными выгребами.
Уборные (биотуалеты) располагаются на расстоянии не менее 15 м от строящихся объектов и существующих административно-хозяйственных и жилых помещений и не менее 25 м от источников водоснабжения
Пункт 87 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, утвержденных от 31.05.2019 № 24/33 постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее - Правила № 24/33)
Помещения для приема пищи (столовые) Число посадочных мест рассчитывается с учетом количества работающих на производственном объекте в наиболее многочисленную смену.
У входа в объект общественного питания должны быть предусмотрены:
- вешалки для специальной одежды работающих организации;
- умывальные раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды через стационарный смеситель;
- дозатор с жидким мылом;
- полотенца разового использования или электрополотенца для рук.
Комната приема пищи оборудуется умывальником с подводкой горячей и холодной воды, нагревательными устройствами, холодильником, посудой, мебелью. При количестве работающих в наиболее многочисленной смене до 10 человек допускается совмещение мест приема пищи с гардеробным помещением.
Места для приема пищи, оборудованные в непосредственной близости от рабочих мест, должны быть обеспечены установками для соблюдения правил личной гигиены (доставка питьевой воды во флягах для мытья рук, мыла, разовых полотенец)
Пункты 87-89, 91 СанПин № 85
Помещения для обогревания и отдыха Расстояние от рабочих мест до помещений для обогрева работающих должно быть не более 150 м. В помещении для обогрева работающих устанавливаются мебель для временного отдыха, шкафы для верхней одежды, а также умывальник с подводкой горячей и холодной воды питьевого качества Пункт 98 СанПин № 85
Помещения для обработки, хранения и выдачи СИЗ Средства индивидуальной защиты хранятся в отдельных сухих помещениях изолированно от других предметов и материалов рассортированными по видам, ростам и защитным свойствам.
В случаях производственной необходимости в структурных подразделениях организации (в цехах, на участках) устраиваются сушилки для специальной одежды и специальной обуви, камеры для обеспыливания специальной одежды и установки для дегазации, дезактивации и обезвреживания средств индивидуальной защиты.
Помещения для сушки одежды и обуви целесообразно размещать смежно или рядом с гардеробной. Отопительные и вентиляционные установки в помещениях для сушки должны обеспечивать высушивание специальной одежды и специальной обуви в течение времени, не превышающего продолжительности одной рабочей смены.
Помещения для обеспыливания специальной одежды допускается размещать в пределах гардеробного блока или в централизованном пункте санитарной обработки специальной одежды
Пункты 40, 50 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209;
пп.85-86 Правил № 24/33
Помещение (место) для хранения моющих средств и средств дезинфекции Уборочный инвентарь, моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в специально выделенном помещении (месте), оборудованном полками и (или) стеллажами, имеющими гигиеническое покрытие, обеспечивающее их легкую очистку Пункт 106 СанПин № 85

 

В санитарно-бытовых помещениях после каждой смены работающих должна производиться влажная уборка и проветривание (п.105 СанПин № 85).

 

справочно

Справочно

Подробнее см.: «Какими нормативными актами регламентируется периодичность уборки санитарно-бытовых помещений (санузлы)? Какие требования устанавливаются к уборке таких помещений?».

 

25.09.2020

 

Алексей Штейнер, юрист, специалист в сфере трудового законодательства

 

список

Дополнительно по теме

Допустимы ли такие условия для работников в здании, когда мужской и женский гардероб совмещены, при этом комната приема пищи совмещена с гардеробом, а душевая отсутствует?