


Материал помещен в архив
ВОПРОС
Учреждение здравоохранения планирует приобрести медицинское изделие (фибробронхоскоп) ориентировочной стоимостью 45 000 бел. руб. Подходящее оборудование есть в свободной реализации в УП «Белмедтехника».
В случае его приобретения в УП «Белмедтехника» необходимо ли проводить электронный аукцион? Подпадает ли данный случай под действие подп.1.3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. Указ № 494 утратил силу в связи с истечением срока действия. С 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г. действует постановление Совмина от 15.12.2022 № 869 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания». Комментарий см. здесь. |
ОТВЕТ
Указом № 494, вступившим в силу с 1 января 2021 г., в очередной раз введены особенности осуществления государственных закупок медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания.
При этом установлено, что государственные органы имеют право определять перечни медицинских изделий, запасных частей к ним, лекарственных средств и лечебного питания, а также минимальное значение ориентировочной стоимости годовой потребности в таких товарах, при превышении которого государственные закупки проводятся заказчиками с привлечением организатора (часть первая подп.1.1 п.1 Указа № 494).
![]() |
Справочно Медицинские изделия - изделия медицинского назначения, медицинская техника (абзац 15 части первой ст.1 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2021 г. медицинские изделия (изделия медицинского назначения, медицинская техника) - любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, которые применяются в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также с принадлежностями, необходимыми для применения медицинских изделий по назначению (включая специальное программное обеспечение), предназначены производителем для оказания медицинской помощи, в том числе мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций его организма, предотвращения или прерывания беременности, и функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека, однако может поддерживаться лекарственными средствами (абз.15 ч.1 ст.1 Закона № 2435-XII в ред. Закона от 11.12.2020 № 94-З). |
Соответственно, при необходимости приобретения медицинского изделия (фибробронхоскоп) учреждению здравоохранения необходимо ответить на следующие вопросы.
1. Имеется ли решение государственного органа, под которым согласно п.3 Указа № 494 понимаются Управление делами Президента Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком, обязательное для применения таким учреждением здравоохранения?
2. Включено ли планируемое к приобретению медицинское изделие (фибробронхоскоп) в перечень медицинских изделий, которые в обязательном порядке приобретаются с привлечением организатора, определенный решением государственного органа, которому подчинено учреждение здравоохранения?
3. Превышает ли ориентировочная стоимость годовой потребности в однородных товарах, к которым в годовом плане государственных закупок заказчика отнесено медицинское изделие (фибробронхоскоп), минимальное значение ориентировочной стоимости годовой потребности в таких товарах, определенное решением государственного органа, которому подчинено учреждение здравоохранения?
В случае если медицинское изделие (фибробронхоскоп) должно приобретаться заказчиком с привлечением организатора, выбор вида процедуры государственной закупки последним осуществляется по правилам, определенным ст.18 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
При этом заказчик (учреждение здравоохранения) вправе не проводить процедуры государственных закупок при приобретении медицинских изделий у УП «Белмедтехника» и его дочерних предприятий только в случае, если такие изделия приобретены в интересах заказчика по результатам процедур закупок, проведенных организаторами в соответствии с частью третьей подп.1.1 п.1 Указа № 494 (подп.1.3 п.1 Указа № 494).
Следовательно, заказчик (учреждение здравоохранения) не вправе осуществить закупку медицинского изделия в УП «Белмедтехника», если оно не было приобретено организатором для него по результатам соответствующих процедур закупок, о чем говорит указанное в вопросе отсутствие заявки.
В случае если медицинское изделие (фибробронхоскоп) может быть приобретено заказчиком самостоятельно, вид процедуры государственной закупки определяется по правилам, установленным ст.18 Закона № 419-З, в том числе принимая во внимание ориентировочную стоимость годовой потребности в однородных товарах, к которым в годовом плане государственных закупок заказчика отнесено медицинское изделие (фибробронхоскоп).
26.01.2021
Павел Жуковский, юрист