Пособие от 29.01.2021
Автор: Третьякова А.

Правовое регулирование государственных закупок товаров (работ, услуг) в условиях их цифровизации


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Правовое регулирование государственных закупок товаров (работ, услуг) в условиях их цифровизации

Проведение государственных закупок в электронном формате

Основной нормативный правовой акт, регулирующий государственные закупки товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь, - Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З). Его нормы базируются в том числе на положениях Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС), который предусматривает проведение процедур государственных закупок в электронном формате на электронных торговых площадках.

Пунктом 29 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение 25 к Договору о ЕАЭС) закреплена обязанность государств - членов ЕАЭС обеспечить информационную открытость и прозрачность закупок.

С учетом этого одним из основных принципов в сфере государственных закупок является принцип гласности и прозрачности при их осуществлении (ст.4 Закона № 419-З), реализуемый, в частности, проведением процедур государственных закупок на электронных торговых площадках (ст.23, 24, 32, 38, 45 и др. Закона № 419-З).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. следует руководствоваться Законом № 419-З с изменениями, внесенными Законом от 31.01.2024 № 354-З. Комментарий см. здесь.

 

Положения о необходимости проведения государственных закупок в электронном формате содержатся также в Указе Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 590). Так, подп.1.5 п.1 Указа № 590 предусмотрено проведение процедуры запроса ценовых предложений, за исключением процедур запроса ценовых предложений, проводимых в случаях, когда сведения о государственных закупках составляют государственные секреты, на электронной торговой площадке.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 июня 2023 г. подп.1.5 п.1 Указа № 590 исключен Указом от 22.06.2023 № 178.

 

Таким образом, в основном все виды процедур государственных закупок в Республике Беларусь проводятся на электронной торговой площадке. Исключение составляют «закрытые процедуры» (закрытый конкурс, закрытая процедура запроса ценовых предложений) и процедура закупки из одного источника.

 

справочно

Справочно

Электронные торговые площадки в Республике Беларусь: электронная торговая площадка информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (http://goszakupki.by) и электронная торговая площадка открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (http://zakupki.butb.by).

Кроме того, госзакупки с применением биржевых торгов осуществляются на товарной бирже (ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа») (подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»).

Информационное и аналитическое обеспечение государственных закупок

Для информационного и аналитического обеспечения государственных закупок создана государственная информационно-аналитическая система (далее - ГИАС). Порядок ее функционирования определен Положением о порядке функционирования государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.11.2019 № 812 (далее - Положение № 812).

В ГИАС должна содержаться вся информация о государственных закупках, начиная с плана государственных закупок и заканчивая информацией об исполнении договора (ст.6 Закона № 419-З) (https://gias.by/gias).

Сайт https://gias.by содержит: акты законодательства о государственных закупках; годовые планы государственных закупок; список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок; документы, предоставляемые для подготовки предложения; реестр жалоб; реестр договоров; реестр лиц, аккредитованных на электронных торговых площадках; разъяснения уполномоченного государственного органа по вопросам, связанным с применением законодательства о государственных закупках; реестр справок о проведении процедур закупок из одного источника и иную информацию, определенную Законом № 419-З и Положением № 812.

Положением № 812 определен также перечень государственных органов (организаций), которые имеют право размещать информацию в ГИАС. Размещение информации в ГИАС осуществляется ее оператором, уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь), товарной биржей, операторами электронных торговых площадок и Автоматизированной системы финансовых расчетов Министерства финансов (часть вторая п.6 Положения № 812).

Конкретные полномочия указанных выше органов (организаций) по наполнению ГИАС содержатся в пп.8-11 Положения № 812, а ответственность таких органов (организаций) за достоверность, полноту и своевременность размещения (направления) информации в ГИАС установлена п.15 Положения № 812.

Цель ГИАС - обеспечение формирования, обработки, анализа, контроля, хранения и предоставления информации о государственных закупках (абзац 3 ст.1 Закона № 419-З).

Информация, содержащаяся в ГИАС, является общедоступной, размещается и предоставляется безвозмездно с использованием официального сайта. Вместе с тем при размещении информации в ГИАС обязательно должны учитываться требования законодательства об информации, информатизации и защите информации (п.3 ст.6 Закона № 419-З).

Аккумулирование информации в ГИАС позволяет всем субъектам государственных закупок (заказчикам (организаторам), участникам, уполномоченному государственному органу по государственным закупкам) оперативно найти необходимую информацию о государственных закупках и использовать ее для своих целей.

Особенности осуществления государственных закупок некоторых товаров (работ, услуг)

Несмотря на закрепленное в Законе № 419-З общее правило об открытости осуществления государственных закупок, законодательством Республики Беларусь предусмотрены также особенности осуществления государственных закупок, установленные:

Указом Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 марта 2024 г. действует Указ от 29.11.2023 № 381 «О цифровом развитии»;

 

Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. Указ № 494 утратил силу в связи с истечением срока действия.

С 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г. действует постановление Совмина от 15.12.2022 № 869 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания». Комментарий см. здесь;

 

Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» и др.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. Указ № 16 изложен в новой редакции Указом от 30.12.2022 № 469. Комментарий см. здесь.

 

Из сферы действия законодательства о государственных закупках исключены закупки товаров (работ, услуг) при строительстве. Такие закупки регулирует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2021 г. Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь.

 

Кроме того, в целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации, связанной с распространением COVID-19, Правительству Республики Беларусь предоставлено право устанавливать специальный порядок для осуществления государственных закупок (п.13 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»). Эта норма действует до особого решения Президента Республики Беларусь (п.27 названного Указа).

 

29.01.2021

 

Анна Третьякова, главный советник управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь