


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

Алгоритм реорганизации в форме присоединения
Материал состоит из разделов:
1. Общая характеристика реорганизации в форме присоединения.
2. Алгоритм реорганизации в форме присоединения:
этап 1. Действия до государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение;
этап 2. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение;
этап 3. Действия после государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение;
этап 4. Регистрация акций акционерного общества (в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к акционерному обществу).
Общая характеристика реорганизации в форме присоединения
Присоединением к хозяйственному обществу признается прекращение деятельности присоединяемых хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм с передачей всех прав и обязанностей последних хозяйственному обществу, к которому осуществляется присоединение (ч.1 ст.17 Закона от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»).
При присоединении к хозяйственному обществу других хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм все права и обязанности последних переходят в соответствии с передаточным актом к хозяйственному обществу, к которому осуществляется присоединение (ч.8 ст.17 Закона № 2020-XII).
Присоединяемые хозяйственные общества и (или) юридические лица иных организационно-правовых форм и хозяйственное общество, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, в котором определяются порядок и условия присоединения (ч.2 ст.17 Закона № 2020-XII).
Процесс реорганизации в форме присоединения считается завершенным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, так как в результате реорганизации в форме присоединения новый субъект хозяйствования не возникает и юридическое лицо, к которому произошло присоединение, продолжает свою деятельность с учетом произошедших изменений в составе его участников.
Таким образом, при реорганизации в форме присоединения свою деятельность прекращает лишь присоединяемое лицо, а новое юридическое лицо не образуется, то есть лицо, к которому произошло присоединение, продолжает свою обычную деятельность. При этом остаются прежними его фирменное наименование, учетный номер плательщика, счет в банке и, что самое главное, специальные разрешения (лицензии), сертификаты и т. д.
![]() |
Справочно В случае присоединения лицензиата - юридического лица к другому юридическому лицу, которое имеет лицензию на аналогичный вид деятельности, последнее из них вправе продолжить осуществление соответствующей лицензируемой деятельности на основании ранее выданной лицензии, если указанные в ней сведения не изменились. В случае если данные сведения изменились, реорганизованное юридическое лицо в месячный срок со дня внесения в ЕГР записи об исключении из него присоединенного юридического лица обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения. В случае присоединения лицензиата - юридического лица к другому юридическому лицу, которое аналогичной лицензии не имеет, последнее из них при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности присоединенного юридического лица в месячный срок со дня внесения в ЕГР записи об исключении из него присоединенного юридического лица обязано обратиться за выдачей новой лицензии (ч.2, 3 п.70 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом от 01.09.2010 № 450).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь. |
При реорганизации в форме присоединения деятельность присоединяемых лиц прекращается, что позволяет в некоторых случаях использовать такую форму реорганизации как альтернативу ликвидации юридического лица. На сегодня ликвидация даже с учетом упрощения ее процедуры длится не менее 2 месяцев и требует выполнения определенных формальностей (в том числе и проведения проверок), которые можно обойти, прибегнув к процедуре реорганизации в форме присоединения.
![]() |
Обратите внимание! Собственники имущества (учредители, участники) коммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) несут ответственность не только за соблюдение процедуры ее создания и внесения в учредительные документы изменений и (или) дополнений, но и за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации (ч.1 п.26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 № 1). |
Несмотря на то что в результате присоединения нового субъекта хозяйствования не возникает, эта форма реорганизации - достаточно сложная процедура, поэтому необходимо внимательно отнестись к каждому этапу данного процесса, чтобы избежать проблемных ситуаций в будущем.
![]() |
Обратите внимание! Реорганизация хозяйствующих субъектов - юридических лиц в форме присоединения признается экономической концентрацией (подп.1.1 п.1 ст.32 Закона от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»). Поэтому реорганизация в форме присоединения осуществляется с согласия антимонопольного органа (МАРТ), если балансовая стоимость активов одной из реорганизуемых организаций, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, указанного в п.2 ст.33 Закона № 94-З, превышает 200 000 БВ или объем выручки одной из реорганизуемых организаций от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации, превышает 400 000 БВ либо если один из хозяйствующих субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий (абз.2 ч.1 п.1 ст.33 Закона № 94-З). |
В алгоритме рассмотрена реорганизация в форме присоединения унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ. Все действия совершаются поэтапно.
![]() |
Необходимые формы документов приведены в пособии «Реорганизация в форме присоединения: документальное оформление». |
Алгоритм реорганизации в форме присоединения
Этап 1. Действия до государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
Этап 2. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
Этап 3. Действия после государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Этап 4. Регистрация акций акционерного общества (в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к акционерному обществу)
|
|
|
||||||||||
Примечание 1. Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
В решении о реорганизации должна быть отражена информация о (об):
• реорганизации юридического лица в форме присоединения;
• возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации (для присоединяемого юридического лица);
• определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется передаточный акт (для присоединяемого юридического лица);
• размере вклада присоединяемого юридического лица в уставный фонд юридического лица, к которому осуществляется присоединение (в случае увеличения размера уставного фонда юридического лица, к которому осуществляется присоединение).
По общему правилу размер уставного фонда юридического лица, к которому в результате реорганизации осуществляется присоединение, равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в реорганизации. Однако размер уставного фонда такого юридического лица может быть и больше, чем указанная сумма, но в этом случае один, несколько или все участвующие в реорганизации субъекты должны заранее определить, за счет чьих вкладов произойдет увеличение уставного фонда. Возможна также ситуация, когда размер уставного фонда юридического лица, к которому осуществляется присоединение, остается неизменным; то есть если договором о присоединении предусмотрено уменьшение уставного фонда юридического лица - правопреемника по сравнению с суммой уставных фондов реорганизуемых организаций, отражается величина уставного фонда, зафиксированная в договоре, а разница подлежит урегулированию в бухгалтерском балансе юридического лица - правопреемника.
В алгоритме рассмотрена ситуация, когда размер уставного фонда юридического лица, к которому осуществляется присоединение, становится равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в процедуре реорганизации;
• предоставлении полномочий на заключение договора о присоединении;
• порядке трансформации акций акционерного общества в доли в уставном фонде хозяйственного общества (при присоединении АО к обществу с ограниченной ответственностью или обществу с дополнительной ответственностью);
• иные сведения по усмотрению учредителей либо предусмотренные законодательными актами.
Примечание 2. При реорганизации проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно (абз.2 п.2 ст.13 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Форма приказа о проведении инвентаризации приведена в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (приложение 1).
Примечание 3. Письмо-уведомление произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 10 рабочих дней со дня принятия такого решения. Организации, постановка на учет которой осуществлялась при ее государственной регистрации, уведомлять налоговый орган не нужно (подп.1.9.3 п.1 ст.22 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2024 г. следует руководствоваться подп.1.9.3 п.1 ст.22 НК в ред. Закона от 27.12.2023 № 327-З. Комментарии см. здесь. |
После получения налоговыми органами соответствующего уведомления деятельность реорганизуемого юридического лица может быть подвергнута выездной налоговой проверке (абз.9 подп.2.2 п.2 ст.72 НК).
![]() |
Обратите внимание! При реорганизации юридического лица в форме присоединения общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в присоединении юридических лиц неоднократно принимают решение о реорганизации юридического лица, а именно: 1-й раз: когда непосредственно выражается намерение о реорганизации юридического лица в форме присоединения; 2-й раз: на стадии подписания договора о присоединении; 3-й раз: на стадии утверждения договора о присоединении. В этой связи возникает вопрос: дата какого решения о реорганизации считается той, от которой нужно отсчитывать срок, необходимый для уведомления государственных органов и кредиторов реорганизуемых юридических лиц? Так как законодательство не дает однозначного ответа на этот вопрос, некоторые юристы пришли к выводу, что речь идет о последнем решении юридического лица, которым утверждается договор о присоединении. По мнению автора, такая точка зрения достаточна спорная, и во избежание возникновения проблемных ситуаций предлагаем отсчитывать указанный срок по аналогии с процедурой реорганизации в форме преобразования, то есть от даты принятия самого первого решения. |
Примечание 4. Плательщики обязаны письменно информировать в течение 5 рабочих дней, если иное не установлено законодательными актами, органы ФСЗН по месту постановки на учет о принятых решениях о реорганизации, внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы. Юридическим лицам, постановка на учет которых осуществлялась при их государственной регистрации, уведомлять органы ФСЗН не нужно (абз.12 п.1 ст.21 Закона от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»).
Страхователь обязан своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации (абз.12 п.323 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом от 25.08.2006 № 530).
Обязанность уведомления страховщика о завершении процедуры реорганизации, в результате которой юридическое лицо прекращает свою деятельность, в 10-дневный срок со дня, следующего за днем завершения процедуры реорганизации, предусмотрена только для юридических лиц, зарегистрированных на основании заявления о регистрации, указанных в абз.2-4 п.5 Положения о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Совмина от 29.08.2019 № 575.
Примечание 5. Статья 56 ГК обязывает орган, принявший решение о реорганизации юрлица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого предприятия, являющихся его кредиторами на дату принятия решения о реорганизации.
Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации последним из хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в присоединении. Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества при заключении с ними договоров.
Уведомление о реорганизации хозяйственного общества должно содержать:
• наименование, место нахождения реорганизуемого хозяйственного общества;
• форму реорганизации;
• порядок предъявления требований кредитора реорганизуемого хозяйственного общества, включая адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способы связи с реорганизуемым хозяйственным обществом;
• наименование, место нахождения каждого хозяйственного общества и (или) юридического лица иной организационно-правовой формы, участвующих в реорганизации, создаваемых в результате реорганизации (ч.2, 3 ст.23 Закона № 2020-XII).
Срок для уведомления кредиторов при реорганизации ЧУП и предъявления кредиторами требований законодательством не установлен, однако в такой ситуации можно по аналогии руководствоваться сроками, установленными ст.23 Закона № 2020-XII.
Несмотря на то что в случае реорганизации в форме присоединения юридическое лицо, к которому осуществляется присоединение, продолжает свою деятельность с некоторыми изменениями, оно также должно уведомить своих кредиторов, так как участвует в процессе реорганизации и принимает соответствующее решение.
Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме присоединения каждое юридическое лицо, участвующее в этом процессе, должно уведомить об этом своих кредиторов.
Исходя из разъяснения ВХС от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица» такое уведомление должно быть направлено каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Следовательно, под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации юридического лица в соответствующем печатном издании.
Способ отправки письменного уведомления законодательно не урегулирован. Предпочтительнее посылать заказным письмом с уведомлением о доставке с описью вложения.
Кредитор реорганизуемого хозяйственного общества вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это общество, и возмещения убытков.
Требования кредитора предъявляются хозяйственному обществу письменно в течение 30 дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации (ч.4, 5 ст.23 Закона № 2020-XII).
Примечание 6. При реорганизации юридического лица трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается по п.5 ч.2 ст.35 ТК с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка. Таким образом, реорганизация юридического лица может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия.
Законодательством не определено, что согласие на продолжение трудовых отношений обязательно должно быть выражено в письменной форме каждым работником индивидуально. Вместе с тем, чтобы получить согласие работника, наниматель обязан уведомить его о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления также не определена. Поэтому, полагаем, правильно будет, если наниматель проведет общее собрание работников либо вывесит решение о реорганизации юридического лица на доске объявлений. Получение согласия работника на продолжение трудовых отношений подразумевается, если работник не обратился к нанимателю с письменным заявлением об увольнении и продолжает выполнять работу.
В случае если трудовой коллектив реорганизуемого юридического лица малочисленный, рекомендуем ознакомить каждого работника с приказом о реорганизации под подпись.
Примечание 7. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) (п.5 Инструкции № 180).
К инвентаризируемым активам относятся: внеоборотные активы, оборотные активы, дебиторская задолженность, расчеты с учредителями, денежные средства, финансовые вложения, прочие оборотные активы.
К инвентаризируемым обязательствам организации относятся: долгосрочные кредиты и займы, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями, резервы предстоящих расходов, прочие виды обязательств.
![]() |
Обратите внимание! При реорганизации организации путем присоединения одной организации к другой инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемой организации (ч.2 п.6 Инструкции № 180). |
Примечание 8. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п.2 ст.54 ГК).
Однако неуказание в передаточном акте налогов и экономических санкций не освобождает юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение, от уплаты налогов и ответственности в виде экономических санкций. При исполнении налогового обязательства и уплате пеней правопреемник реорганизованной организации пользуется всеми правами плательщика и исполняет все обязанности, предусмотренные НК для плательщика налогов, сборов (пошлин) (пп.1, 5 ст.45 НК).
Передаточный акт утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица (п.2 ст.55 ГК).
Примечание 9. Юридические лица, участвующие в присоединении, заключают договор о присоединении, в котором определяют порядок и условия данной процедуры (ч.2 ст.17 Закона № 2020-XII).
Договор о присоединении должен содержать:
• наименование, место нахождения каждого из хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в присоединении;
• размер и порядок формирования уставного фонда хозяйственного общества, к которому осуществляется присоединение;
• порядок, сроки созыва и проведения совместного общего собрания участников хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в присоединении, или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами;
• порядок голосования на совместном общем собрании участников хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в присоединении, или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, а также порядок определения количества голосов лиц, принимающих участие в таком собрании;
• сроки проведения реорганизации в форме присоединения.
Договор о присоединении может содержать и иные условия (ч.3, 4 ст.17 Закона № 2020-XII).
Примечание 10. При присоединении к хозяйственному обществу других хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм все права и обязанности последних переходят в соответствии с передаточным актом к хозяйственному обществу, к которому осуществляется присоединение.
Передаточный акт не является документом, подтверждающим факт завершения реорганизации юридического лица (письмо Минюста от 21.07.2004 № 05-05/1399-3 «О внесении изменений в учредительные документы юридического лица, к которому в рамках установленной формы реорганизации присоединяется иное юридическое лицо»), а служит лишь необходимым основанием для ее проведения.
Передаточный акт не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы в связи с реорганизацией (п.16 Положения № 1), тем не менее, он необходим для проведения процедуры реорганизации.
Передаточный акт утверждается общими собраниями участников хозяйственных обществ, собственниками имущества, учредителями (участниками) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в реорганизации, или органами управления таких юридических лиц, уполномоченными на то учредительными документами.
Решение общего собрания участников хозяйственного общества об утверждении передаточного акта принимается большинством (не менее 3/4) голосов лиц, принимающих участие в этом собрании (ч.3, 4 ст.22 Закона № 2020-XII).
Примечание 11. Общее собрание участников каждого из участвующих в присоединении хозяйственных обществ, собственники имущества, учредители (участники) каждого из участвующих в присоединении юридических лиц иных организационно-правовых форм или органы управления таких юридических лиц, уполномоченные на то учредительными документами, утверждают договор о присоединении (ч.5 ст.17 Закона № 2020-XII).
Примечание 12. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому это юридическое лицо является, и возмещения убытков (п.2 ст.56 ГК).
Требования кредитора предъявляются хозяйственному обществу письменно в течение 30 дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества (ч.5 ст.23 Закона № 2020-XII).
Примечание 13. Решение совместного общего собрания участников хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в присоединении, или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, по вопросу о внесении изменений и (или) дополнений в устав хозяйственного общества, к которому осуществляется присоединение, принимается большинством (не менее 3/4) голосов лиц, принявших участие в этом собрании, если большее число голосов не предусмотрено договором о присоединении (ч.7 ст.17 Закона № 2020-XII).
В протоколе общего собрания должна содержаться информация о (об):
• внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение, и их представлении в регистрирующий орган;
• образовании органов юридического лица, к которому осуществляется присоединение, и избрании их членов (в случае если образуются новые органы и (или) назначаются новые должностные лица);
• утверждении решения о регистрации акций (в случае присоединения к АО).
Примечание 14. Изменения и (или) дополнения могут быть как формальными, если предусматривают лишь указание в уставе на то, что юридическое лицо - правопреемник присоединенного к нему лица, на изменение состава участников и перераспределение долей в уставном фонде, так и существенными, если затрагивают структуру и органы управления юридического лица.
Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций, в том числе в связи с реорганизацией в форме присоединения, в регистрирующий орган представляются изменения и (или) дополнения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу. По желанию коммерческой, некоммерческой организации устав (учредительный договор) может быть представлен в новой редакции (абз.3 ч.1 п.16 Положения № 1).
Примечание 15. При реорганизации юридического лица в форме присоединения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений по форме, уст. постановлением Минюста от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1»
К заявлению о государственной регистрации изменений и (или) дополнений прилагаются документы, необходимые для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций (п.16 Положения № 1).
Примечание 16. Государственная пошлина за регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций, составляет 2 БВ (подп.1.3 п.1 приложения 22 к НК).
Примечание 17. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение, производится в день обращения в регистрирующий орган.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством (ч.1 п.23 Положения № 1).
![]() |
Справочно Государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения (п.4 Положения № 1). Перечень регистрирующих органов содержится в п.9 Положения № 1. На практике государственную регистрацию коммерческих организаций в г. Минске осуществляет Главное управление юстиции Минского горисполкома. |
Наряду с обычной процедурой регистрации (посредством личной подачи документов в регистрирующий орган) документы для государственной регистрации можно подать в электронном виде в соответствии с Инструкцией о порядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом, утв. постановлением Совмина от 31.08.2011 № 1164.
Электронная государственная регистрация проводится путем представления соответствующих документов в электронном виде через веб-портал ЕГР. Документы, подаваемые для государственной регистрации в электронном виде, должны содержать электронную цифровую подпись заявителя, который предварительно должен зарегистрироваться в качестве владельца личного ключа электронной цифровой подписи.
Дополнительная информация размещена на сайте ЕГР по адресу: http://egr.gov.by/egrn.
Примечание 18. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
• ставит на изменениях и (или) дополнениях, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение, или новой редакции устава штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр данных документов лицу, их представившему;
• вносит в ЕГР запись о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица, или новой редакции устава;
• представляет в Минюст необходимые сведения для внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенных юридических лиц (ч.2 п.23 Положения № 1).
Примечание 19. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение, в случаях:
• непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
• оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
• представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается (ч.1, 4 п.24 Положения № 1).
Примечание 20. Выдается в день подачи документов для государственной регистрации.
Примечание 21. Если происходит реорганизация, а трудовые отношения с согласия работника организации продолжаются, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки производится соответствующая запись, а в графе 4 указываются дата и номер приказа (распоряжения), на основании которого произведена реорганизация (п.57 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.06.2014 № 40).
Однако, если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по п.5 ч.2 ст.35 ТК с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка.
Продолжение трудовых отношений при реорганизации юридического лица предполагает работу с сохранением всех условий трудового договора (контракта), действующего на момент реорганизации, в том числе трудовой функции. В случае невозможности сохранения хотя бы одного из условий трудового договора новый наниматель вправе уволить работника по п.1 ст.42 ТК. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников допускается только в том случае, если новый наниматель не имеет возможности сохранить прежние условия трудового договора с работником по объективным причинам (изменение основных видов деятельности, направленности оказываемых услуг и др.). Такое увольнение не обязанность нанимателя - возможен перевод работника на имеющиеся вакансии. При увольнении по п.1 ст.42 ТК наниматель должен соблюсти определенную процедуру и гарантии для работников, закрепленные в ст.43, 45, 46, 48, 268, 287, 325 ТК.
Примечание 22. Поскольку после государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица, к которому было осуществлено присоединение, присоединенное юридическое лицо исключается из ЕГР и прекращает свою деятельность, оно должно закрыть свои текущие (расчетные) и иные счета и перевести оставшиеся на них денежные средства на текущий (расчетный) счет юридического лица, к которому присоединено.
Порядок и сроки уведомления банков, а также закрытия и переоформления текущих (расчетных) счетов устанавливаются локальными актами банка.
С момента государственной регистрации изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица, к которому осуществлено присоединение, к данному юридическому лицу переходят по передаточному акту все права и обязанности присоединенного юридического лица, в том числе право распоряжаться текущим (расчетным) счетом последнего (п.2 ст.54 ГК, ч.8 ст.17 Закона № 2020-XII).
Таким образом, на основании письма-уведомления и документов о реорганизации текущий (расчетный) счет присоединенного юридического лица может быть переоформлен на юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение. Решение о закрытии этого счета полномочно принять руководство этого юридического лица уже как своего собственного.
Примечание 23. В случае назначения новых директора и главного бухгалтера юридического лица дополнительно представляются следующие документы:
• копии протокола, в котором содержатся сведения о назначении директора юридического лица;
• копии приказов или трудовых контрактов с директором и главным бухгалтером;
• копии паспортов директора и главного бухгалтера;
• копии договора на оказание бухгалтерских услуг (если руководство бухгалтерским учетом будет осуществлять сторонняя организация или индивидуальный предприниматель);
• другие документы по требованию ИМНС.
Примечание 24. При реорганизации юридического лица в форме присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу за последним сохраняется ранее присвоенный учетный номер плательщика, а присоединенное юридическое лицо исключается из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), присвоенный ему УНП признается недействительным (п.9 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утв. постановлением МНС от 31.12.2010 № 96).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 мая 2022 г. следует руководствоваться п.9 Инструкции № 96 в ред. постановления МНС от 31.03.2022 № 14. |
Таким образом, присоединяемое юридическое лицо снимается с налогового учета путем его исключения из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц).
Примечание 25. Плательщики, прошедшие государственную регистрацию в соответствии с Декретом № 1, подлежат снятию с учета в органах ФСЗН на основании полученной органами ФСЗН от регистрирующего органа в установленном порядке информационной карты. Датой снятия с учета в органах ФСЗН является дата внесения сведений об их исключении из ЕГР. Остальные плательщики подлежат снятию с учета на основании полученного в произвольной форме соответствующего уведомления. Датой снятия с учета в органах ФСЗН является день реорганизации юридического лица (ч.1, абз.2 ч.2 п.7 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утв. постановлением Совмина от 10.07.2009 № 917).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться ч.1 п.7 Положения № 917 в ред. постановления Совмина от 24.05.2022 № 324. Комментарий см. здесь. |
Примечание 26. Основание для начала процедуры снятия страхователя с регистрационного учета - получение сообщения о завершении процедуры реорганизации юридического лица, в результате которой это лицо прекращает свою деятельность (абз.2 п.16 Положения № 575).
После получения такого сообщения страховщик проводит камеральную проверку страхователя на предмет исполнения обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном страховщиком (подп.17.1 п.17 Положения № 575).
Страховщик принимает решение о снятии с регистрационного учета страхователя в течение 5 рабочих дней, следующих за днем получения сведений об исключении юридического лица из ЕГР (подп.18.1 п.18 Положения № 575).
Примечание 27. Такая стадия возникает лишь в том случае, если присоединяемое юридическое лицо - акционерное общество.
При реорганизации АО в форме присоединения акции присоединяемого АО аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах (ч.3 ст.89 Закона № 2020-XII).
В свою очередь исключение ценных бумаг из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование выпуска ценных бумаг или его части) влечет снятие данных ценных бумаг с централизованного хранения в депозитарной системе.
Исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций или его части осуществляется Департаментом по ценным бумагам либо территориальными органами Минфина по ценным бумагам по территориальной принадлежности эмитента путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг в случае реорганизации АО в форме его присоединения к другому юридическому лицу (в отношении акций) (подп.99.4 п.99 Инструкции о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утв. постановлением Минфина от 31.08.2016 № 78).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 сентября 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 78 с учетом изменений, внесенных постановлением Минфина от 19.07.2024 № 39. |
Примечание 28. Форма заявления о государственной регистрации выпуска акций содержится в приложении 4 к Инструкции № 78.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. приложение 4 к Инструкции № 78 исключено постановлением Минфина от 15.12.2022 № 58. |
Примечание 29. Форма решения о выпуске акций не установлена. Требования к решению о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг содержатся в гл.3 Инструкции № 78.
Примечание 30. Размер платы составляет 0,2 % объема выпуска (дополнительного выпуска) акций, но не более 30 базовых величин (п.15.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |
Примечание 31. Процедура эмиссии акций акционерным обществом, к которому осуществлено присоединение, установлена в п.51 Инструкции № 78.
![]() |
Справочно Сведения об отделах по ценным бумагам главных управлений Минфина по областям и г. Минску размещены на сайте Минфина. |