


Материал помещен в архив

Алгоритм реорганизации в форме слияния
В алгоритме рассмотрена реорганизация в форме слияния унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ.
Материал состоит из разделов:
1. Общая характеристика реорганизации в форме слияния
2. Алгоритм реорганизации в форме слияния
Этап 1. Действия, предшествующие госрегистрации юрлица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния
Этап 2. Государственная регистрация юрлица, созданного в результате реорганизации в форме слияния
Этап 3. Действия после госрегистрации юрлица, созданного в результате реорганизации в форме слияния
Этап 4. Регистрация акций акционерного общества (в случае создания в результате реорганизации акционерного общества)
Общая характеристика реорганизации юрлица в форме слияния
Слияние хозяйственных обществ, хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм - создание нового хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы путем передачи создаваемому в результате слияния новому юридическому лицу всех прав и обязанностей участвующих в слиянии хозяйственных обществ, хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм с прекращением их деятельности в порядке, установленном Законом от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» и иными законодательными актами (ч.1 ст.16 Закона № 2020-XII).
При слиянии хозяйственных обществ, хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм все права и обязанности каждого из них переходят в соответствии с передаточным актом к хозяйственному обществу или юридическому лицу иной организационно-правовой формы, создаваемому в результате слияния (ч.8 ст.16 Закона № 2020-XII).
Хозяйственные общества, хозяйственные общества и юридические лица иных организационно-правовых форм, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния (ч.2 ст.16 Закона № 2020-XII).
Процесс реорганизации в форме слияния считается завершенным после государственной регистрации, так как только в момент государственной регистрации созданного в результате слияния лица реорганизуемые юридические лица прекращают свою деятельность и возникает новый субъект хозяйствования (ч.1 п.4 ст.53 ГК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.4 ст.53 ГК в ред. Закона от 13.11.2023 № 312-З. Комментарии см. здесь. |
Слияние может проводиться одновременно с любой другой формой реорганизации. Как правило, дополнительно проводится реорганизация в форме преобразования. Например, слияние двух и более ЧУП обязательно сопровождается преобразованием, так как учредителем ЧУП может быть только одно лицо, и в результате их слияния должно быть образовано юридическое лицо другого вида или организационно-правовой формы.
При слиянии деятельность реорганизуемых лиц прекращается. Это позволяет в некоторых случаях использовать подобную форму реорганизации как альтернативу ликвидации юридического лица. На сегодня ликвидация даже с учетом упрощения ее процедуры длится не менее 2 месяцев и требует выполнения определенных формальностей (в том числе проведения проверок), которых можно избежать с помощью реорганизации в форме слияния.
![]() |
Обратите внимание! Собственники имущества (учредители, участники) коммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) несут ответственность не только за соблюдение процедуры ее создания и внесения в учредительные документы изменений и (или) дополнений, но и за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации (ч.1 п.26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 № 1). |
Таким образом, в связи с тем, что слияние - достаточно сложная процедура, при создании юридического лица в результате реорганизации в форме слияния необходимо внимательно отнестись к каждому этапу данного процесса, чтобы исключить возникновение проблемных ситуаций в будущем.
![]() |
Обратите внимание! Реорганизация хозяйствующих субъектов - юридических лиц в форме слияния признается экономической концентрацией (подп.1.1 п.1 ст.32 Закона от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»). Поэтому реорганизация в форме слияния осуществляется с согласия антимонопольного органа (МАРТ), если: • балансовая стоимость активов одной из реорганизуемых организаций, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, указанного в п.2 ст.33 Закона № 94-З, превышает 200 000 БВ; • или объем выручки одной из реорганизуемых организаций от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации, превышает 400 000 БВ; • либо если один из хозяйствующих субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий (абз.2 ч.1 п.1 ст.33 Закона № 94-З).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июля 2024 г. следует руководствоваться абз.2 ч.1 п.1 и п.2 ст.33 Закона № 94-З с учетом изменений, внесенных Законом от 03.04.2024 № 364-З. |
Алгоритм реорганизации в форме слияния
В алгоритме рассмотрена реорганизация в форме слияния унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ. Все действия совершаются поэтапно.
![]() |
Обратите внимание! Так как слияние подразумевает объединение нескольких юридических лиц в одно, действия, указанные в алгоритме, должны выполнить собственники имущества (учредители, участники), уполномоченный орган всех юридических лиц, участвующих в реорганизации. |
![]() |
Необходимые формы документов приведены в материале «Реорганизация в форме слияния: документальное оформление». |
Этап 1. Действия, предшествующие госрегистрации юрлица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
Этап 2. Государственная регистрация юрлица, созданного в результате реорганизации в форме слияния
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
Этап 3. Действия после госрегистрации юрлица, созданного в результате реорганизации в форме слияния
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
Этап 4. Регистрация акций акционерного общества (в случае создания в результате реорганизации акционерного общества)
|
||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Примечание 1. Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
В решении о реорганизации должна быть отражена информация о (об):
• реорганизации юридического лица в форме слияния;
• возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации;
• определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется передаточный акт;
• размере вклада юридических лиц, участвующих в реорганизации, в уставный фонд юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния.
По общему правилу размер уставного фонда юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в реорганизации. Однако размер уставного фонда данного юридического лица может быть и больше указанной суммы, но в этом случае один, несколько или все участвующие в реорганизации субъекты должны заранее определить, за счет чьих вкладов произойдет увеличение уставного фонда.
В алгоритме рассмотрена ситуация, при которой уставный фонд юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в данной процедуре;
• предоставлении полномочий на заключение договора о слиянии;
• иные сведения по усмотрению учредителей либо предусмотренные законодательными актами.
Примечание 2. При реорганизации обязательно проведение инвентаризации активов и обязательств организации (абз.2 п.2 ст.13 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Форма приказа о назначении и проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств приведена в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (приложение 1).
Примечание 3. Письмо-уведомление произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано не позднее 10 рабочих дней со дня принятия такого решения. Организации, постановка на учет которой осуществлялась при ее государственной регистрации, уведомлять налоговый орган не нужно (подп.1.9.3 п.1 ст.22 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2024 г. следует руководствоваться подп.1.9.3 п.1 ст.22 НК в ред. Закона от 27.12.2023 № 327-З. Комментарии см. здесь. |
После получения налоговыми органами соответствующего уведомления деятельность реорганизуемого юридического лица может быть подвергнута выездной налоговой проверке (абз.9 подп.2.2 п.2 ст.72 НК).
![]() |
Обратите внимание! При реорганизации юридического лица в форме слияния общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в слиянии юридических лиц неоднократно принимают решение о реорганизации юридического лица, а именно: 1-й раз: решение, в котором непосредственно выражено намерение о реорганизации юридического лица в форме слияния; 2-й раз: на стадии подписания договора о слиянии; 3-й раз: на стадии утверждения договора о слиянии. Возникает вопрос: дата какого же решения о реорганизации считается той, от которой нужно отсчитывать срок, необходимый для уведомления государственных органов и кредиторов реорганизуемых юридических лиц? Так как законодательство не дает однозначного ответа, в юридической литературе можно встретить мнение, что в данном случае речь идет о последнем решении юридического лица, в рамках которого утверждается договор о слиянии. По мнению автора, такая точка зрения достаточно спорная, и во избежание возникновения проблемных ситуаций предлагаем отсчитывать указанный срок по аналогии с процедурой реорганизации в форме преобразования, то есть от даты принятия самого первого решения о реорганизации юридического лица в форме слияния. |
Примечание 4. Плательщики обязаны письменно информировать в течение 5 рабочих дней, если иное не установлено законодательными актами, органы ФСЗН по месту постановки на учет о принятых решениях о реорганизации, внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы. Юридическим лицам, постановка на учет которых осуществлялась при их государственной регистрации, уведомлять органы ФСЗН не нужно (абз.12 п.1 ст.21 Закона от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»).
Примечание 5. Страхователь обязан своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации (абз.12 п.323 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом от 25.08.2006 № 530).
Обязанность уведомления страховщика о завершении процедуры реорганизации, в результате которой юридическое лицо прекращает свою деятельность, в 10-дневный срок со дня, следующего за днем завершения процедуры реорганизации, предусмотрена только для юридических лиц, зарегистрированных на основании заявления о регистрации, указанных в абз.2-4 п.5 Положения о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Совмина от 29.08.2019 № 575.
Примечание 6. Статья 56 ГК обязывает орган, принявший решение о реорганизации юрлица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого предприятия, являющихся его кредиторами на дату принятия решения о реорганизации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться ст.56 ГК в ред. Закона № 312-З. Комментарии см. здесь. |
Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации последним из хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в присоединении. Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества при заключении с ними договоров.
Уведомление о реорганизации хозяйственного общества должно содержать:
• наименование, место нахождения реорганизуемого хозяйственного общества;
• форму реорганизации;
• порядок предъявления требований кредитора реорганизуемого хозяйственного общества, включая адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способы связи с реорганизуемым хозяйственным обществом;
• наименование, место нахождения каждого хозяйственного общества и (или) юридического лица иной организационно-правовой формы, участвующих в реорганизации, создаваемых в результате реорганизации (ч.2, 3 ст.23 Закона № 2020-XII).
Срок для уведомления кредиторов при реорганизации ЧУП и предъявления кредиторами требований законодательством не установлен, однако в такой ситуации можно по аналогии руководствоваться сроками, установленными ст.23 Закона № 2020-XII.
Исходя из разъяснения ВХС от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица» такое уведомление должно быть направлено каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Следовательно, под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации юридического лица в соответствующем печатном издании.
Способ отправки письменного уведомления законодательно не урегулирован. Предпочтительнее посылать заказным письмом с уведомлением о доставке с описью вложения.
Кредитор реорганизуемого хозяйственного общества вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это общество, и возмещения убытков.
Требования кредитора предъявляются хозяйственному обществу письменно в течение 30 дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации (ч.4, 5 ст.23 Закона № 2020-XII).
Примечание 7. При реорганизации юридического лица трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается по п.5 ч.2 ст.35 ТК с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка. Таким образом, реорганизация юридического лица может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия.
Законодательством не определено, что согласие на продолжение трудовых отношений обязательно должно быть выражено в письменной форме каждым работником индивидуально. Вместе с тем, чтобы получить согласие работника, наниматель обязан уведомить его о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления также не определена. Поэтому, полагаем, правильно будет, если наниматель проведет общее собрание работников либо вывесит решение о реорганизации юридического лица на доске объявлений. Получение согласия работника на продолжение трудовых отношений подразумевается, если работник не обратился к нанимателю с письменным заявлением об увольнении и продолжает выполнять работу.
В случае если трудовой коллектив реорганизуемого юридического лица малочисленный, рекомендуем ознакомить каждого работника с приказом о реорганизации под подпись.
Примечание 8. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) (п.5 Инструкции № 180).
К инвентаризируемым активам относятся: внеоборотные активы, оборотные активы, дебиторская задолженность, расчеты с учредителями, денежные средства, финансовые вложения, прочие оборотные активы.
К инвентаризируемым обязательствам организации относятся: долгосрочные кредиты и займы, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями, резервы предстоящих расходов, прочие виды обязательств.
Примечание 9. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п.1 ст.54 ГК).
Однако неуказание в передаточном акте налогов и экономических санкций не освобождает юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме слияния, от уплаты налогов и ответственности в виде уплаты экономических санкций. При исполнении налогового обязательства и уплате пеней правопреемник реорганизованной организации пользуется всеми правами плательщика и исполняет все обязанности, предусмотренные НК для плательщика налогов, сборов (пошлин) (пп.1, 5 ст.45 НК).
Передаточный акт утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица (п.2 ст.55 ГК).
Примечание 10. Юридические лица, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния (ч.2 ст.16 Закона № 2020-XII).
Договор о слиянии должен содержать:
• наименование, место нахождения каждого из хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии, а также наименование, место нахождения хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы, создаваемого в результате слияния;
• размер и порядок формирования уставного фонда хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы, создаваемого в результате слияния;
• порядок образования органов хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы, создаваемого в результате слияния;
• порядок, сроки созыва и проведения совместного общего собрания участников хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии, или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами;
• порядок голосования на совместном общем собрании участников хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии, или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, а также порядок определения количества голосов лиц, принимающих участие в таком собрании;
• сроки проведения реорганизации в форме слияния.
Договор о слиянии может содержать и иные условия (ч.3, 4 ст.16 Закона № 2020-XII).
Примечание 11. При слиянии хозяйственных обществ, хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм все права и обязанности каждого из них переходят в соответствии с передаточным актом к хозяйственному обществу или юридическому лицу иной организационно-правовой формы, создаваемому в результате слияния (ч.8 ст.16 Закона № 2020-XII).
Передаточный акт не является документом, подтверждающим факт завершения реорганизации юридического лица, а служит лишь необходимым основанием для ее проведения.
Передаточный акт не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы в связи с реорганизацией (п.16 Положения № 1), тем не менее он необходим для проведения процедуры реорганизации.
Передаточный акт утверждается общими собраниями участников хозяйственных обществ, собственниками имущества, учредителями (участниками) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в реорганизации, или органами управления таких юридических лиц, уполномоченными на то учредительными документами.
Решение общего собрания участников хозяйственного общества об утверждении передаточного акта принимается большинством (не менее 3/4) голосов лиц, принимающих участие в этом собрании (ч.3, 4 ст.22 Закона № 2020-XII).
![]() |
Обратите внимание! При составлении передаточного акта лица, принявшие решение о реорганизации, могут столкнуться с некоторыми сложностями в определении уполномоченного лица на подписание передаточных документов со стороны вновь создаваемой организации, которая на момент подписания официально еще не является юридическим лицом (не пройдена процедура государственной регистрации). На практике передаточные документы подписывают либо сами учредители, либо лица, которые, как предполагается, в дальнейшем будут исполнять обязанности руководителя, главного бухгалтера организации. При этом следует избегать ситуации, когда акт от обеих сторон будет подписан одними и теми же лицами и может возникнуть вопрос о его действительности. Нередко передаточный акт утверждают после подписания договора о слиянии. |
Примечание 12. Договор о слиянии утверждают: общее собрание участников каждого из участвующих в слиянии хозяйственных обществ, собственники имущества, учредители (участники) каждого из участвующих в слиянии юридических лиц иных организационно-правовых форм или органы управления таких юридических лиц, уполномоченные на то учредительными документами (ч.5 ст.16 Закона № 2020-XII).
Таким образом, общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в реорганизации юридических лиц должны признать или не признать условия договора о слиянии, который был совершен, например, исполнительным органом юридических лиц. При этом они вправе как признать заключенный договор о слиянии и, соответственно, его утвердить, так и отказать в указанном признании и, следовательно, не утвердить рассматриваемый договор, тем самым приостановив или прекратив процесс реорганизации.
Примечание 13. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому это юридическое лицо является, и возмещения убытков (п.2 ст.56 ГК).
Требования кредитора предъявляются хозяйственному обществу письменно в течение 30 дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества (ч.5 ст.23 Закона № 2020-XII).
Примечание 14. Форма заявления приведена в приложении к Положению о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утв. постановлением Совмина от 05.02.2009 № 154.
Примечание 15. Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций для их последующей государственной регистрации определен Положением № 154 и постановлением Минюста от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц».
До обращения в регистрирующий орган заявитель может проверить выбранное наименование с помощью перечня согласованных (зарезервированных) наименований юридических лиц, размещаемого на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.4 Положения № 154).
В регистрирующие органы для согласования наименования юридических лиц обращается учредитель (участник), на которого в соответствии с решением (протоколом) возложена данная обязанность, или его представитель.
Согласование наименования может быть осуществлено:
1) при личном обращении заявителя в регистрирующий орган с предъявлением документа, удостоверяющего его личность (в присутствии заявителя в день обращения) (временно приостановлено постановлением Совмина от 22.05.2020 № 305).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 декабря 2023 г. действие абз.2 п.3 Положения № 154 в части личного обращения заявителя за согласованием наименований коммерческих и некоммерческих организаций возобновлено постановлением Совмина от 22.12.2023 № 933; |
2) направлении заявителем документов по почте (в течение 2 рабочих дней);
3) представлении заявителем электронных документов в порядке, установленном Положением № 154 (не позднее следующего рабочего дня с даты получения заявления). При этом электронные документы для согласования наименования могут быть представлены учредителем - физическим или юридическим лицом - резидентом Республики Беларусь. Порядок такого обращения за согласованием наименования определен Положением № 154. Для согласования наименования электронные документы представляются посредством веб-портала ЕГР.
По результатам рассмотрения электронных документов уполномоченным сотрудником регистрирующего органа на веб-портал ЕГР направляются подписанные электронной цифровой подписью этого сотрудника подтверждение о согласовании наименования либо отказ в согласовании наименования - при наличии оснований для отказа в согласовании наименования. Формы указанных документов утверждены в приложениях 2 и 3 к постановлению № 20.
Срок действия справки о согласовании - 1 месяц (п.15 Положения № 154).
Примечание 16. Совместное общее собрание участников хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии, или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, утверждает учредительный документ и образует органы хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы, создаваемого в результате слияния (ч.6 ст.16 Закона № 2020-XII).
Таким образом, в протоколе совместного общего собрания должна содержаться информация о (об):
• подписании и утверждении устава юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния;
• образовании органов юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, и избрании их членов;
• утверждении решения о регистрации акций (в случае создания в результате реорганизации в форме слияния АО);
• иные вопросы.
Если в результате слияния хозяйственных обществ, хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм создается новое хозяйственное общество, решение на совместном общем собрании участников хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии, или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, по вопросу об утверждении устава создаваемого хозяйственного общества принимается большинством (не менее 3/4) голосов лиц, принявших участие в этом собрании, а по вопросам об избрании членов органов нового хозяйственного общества - простым большинством (более 50 %) голосов лиц, принявших участие в этом собрании, если большее число голосов не предусмотрено договором о слиянии (ч.7 ст.16 Закона № 2020-XII).
Примечание 17. В уставе юридического лица должны быть указаны:
• сведения о том, что данное юридическое лицо создано в результате реорганизации в форме слияния;
• наименование юридического лица;
• место его нахождения;
• цели деятельности;
• размер уставного фонда, порядок и источники его формирования;
• права и обязанности участников;
• структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция органов юридического лица;
• порядок управления деятельностью юридического лица;
• орган управления либо лицо (работник) хозяйственного общества, уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников в случае, установленном ч.4 ст.50 Закона № 2020-XII.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2023 г. следует руководствоваться ч.4 ст.50 Закона № 2020-XII с учетом изменений, внесенных Законом от 18.07.2022 № 197-З; |
• порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;
• условия и порядок распределения прибыли и убытков;
• перечень представительств и филиалов;
• ответственность юридического лица, его участников;
• порядок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов;
• порядок и объем предоставления участникам информации о юридическом лице;
• иные сведения (п.2 ст.48, ч.2 п.2 ст.113 ГК, ст.14 Закона № 2020-XII.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.2 ст.48 и ч.2 п.2 ст.113 ГК с учетом изменений, внесенных Законом № 312-З. Комментарии см. здесь. |
В уставе АО дополнительно предусматриваются сведения о (об):
• общем количестве акций, их номинальной стоимости, о категориях акций, эмитируемых юридическим лицом, количестве акций каждой категории;
• фиксированном размере дивиденда по привилегированным акциям (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций) либо о порядке его определения (в случае эмиссии привилегированных акций);
• фиксированной стоимости имущества (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций), подлежащего передаче владельцу привилегированной акции в случае ликвидации юридического лица, либо о порядке ее определения (в случае эмиссии привилегированных акций);
• очередности выплаты дивидендов по каждому типу привилегированных акций, а также распределения имущества между акционерами - владельцами этих акций в случае ликвидации юридического лица (в случае эмиссии привилегированных акций нескольких типов);
• иные сведения, если необходимость их включения в устав предусмотрена Законом № 2020-XII (ст.69 Закона № 2020-XII).
Виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, могут указываться в его уставе по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица осуществляемых им видов деятельности (п.20 Положения № 1).
Примечание 18. При реорганизации юридического лица в форме слияния в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации по форме, утв. постановлением Минюста от 27.01.2009 № 8 (приложение 1) (п.12 постановления № 8).
Примечание 19. К заявлению прилагаются документы, необходимые для государственной регистрации коммерческой организации (п.14 Положения № 1).
Примечание 20. Государственная пошлина за государственную регистрацию коммерческой организации - 1 БВ (подп.1.1 п.1 приложения 22 к НК).
Примечание 21. Государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, производится в день обращения в регистрирующий орган.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством (ч.1 п.23 Положения № 1).
![]() |
Справочно Государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения (п.4 Положения № 1). Перечень регистрирующих органов содержится в п.9 Положения № 1. На практике государственную регистрацию коммерческих организаций в г. Минске осуществляет Главное управление юстиции Минского горисполкома. |
Наряду с обычной процедурой регистрации (посредством личной подачи документов в регистрирующий орган) документы для государственной регистрации можно подать в электронном виде в соответствии с Инструкцией о порядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом, утв. постановлением Совмина от 31.08.2011 № 1164.
Электронная государственная регистрация проводится путем представления соответствующих документов в электронном виде через веб-портал ЕГР. Документы, подаваемые для государственной регистрации в электронном виде, должны содержать электронную цифровую подпись заявителя, который предварительно должен зарегистрироваться в качестве владельца личного ключа электронной цифровой подписи.
Дополнительная информация размещена на сайте ЕГР.
Примечание 22. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
• ставит на уставе юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр данных документов лицу, их представившему;
• вносит в ЕГР запись о государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния;
• представляет в Минюст необходимые сведения о юридическом лице, созданном в результате реорганизации в форме слияния, для включения их в ЕГР и для исключения из него сведений о реорганизованных юридических лицах (ч.2 п.23 Положения № 1).
Примечание 23. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, в случаях:
• непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
• оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
• представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается (ч.1, 4 п.24 Положения № 1).
Примечание 24. Устав со штампом регистрирующего органа выдается в день подачи документов для государственной регистрации; свидетельство о государственной регистрации - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации; документы, подтверждающие постановку юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, на учет в различных государственных органах, - в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГР (ч.5 п.23, ч.1 п.25 Положения № 1).
Примечание 25. С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
Таким образом, вновь созданное в результате слияния юридическое лицо может не использовать печать и, соответственно, не изготавливать ее.
Принятое решение (об использовании либо неиспользовании печати) необходимо закрепить в уставе, локальных правовых актах или распорядительной документации (положениях, приказах и т. д.), договорах.
Если вновь создаваемый субъект хозяйствования решит использовать печать, то он может обратиться в штемпельно-граверную мастерскую с заявлением на изготовление печати с приложением:
• копии титульной и первой страницы устава со штампом регистрирующего органа;
• доверенности на заказ и получение печати (для представителя).
Более подробную информацию о порядке, сроках и стоимости изготовления печати можно узнать в выбранной мастерской.
Примечание 26. Если происходит реорганизация, а трудовые отношения с согласия работника организации продолжаются, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки производится соответствующая запись, а в графе 4 указываются дата и номер приказа (распоряжения), на основании которого произведена реорганизация (п.57 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.06.2014 № 40).
Приказ о продолжении трудовых отношений издается новым нанимателем после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, и при согласии работника. Законодательством не предусмотрено заключение нового трудового договора (контракта) после реорганизации, вместе с тем стороны могут внести в трудовой договор изменения в части сведений о нанимателе.
Если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по п.5 ч.2 ст.35 ТК с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка.
Продолжение трудовых отношений при реорганизации юридического лица предполагает работу с сохранением всех условий трудового договора (контракта), действующего на момент реорганизации, в том числе трудовой функции. В случае невозможности сохранения хотя бы одного из условий трудового договора новый наниматель вправе уволить работника по п.1 ст.42 ТК. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников допускается только в том случае, если новый наниматель не имеет возможности сохранить прежние условия трудового договора с работником по объективным причинам (изменение основных видов деятельности, направленности оказываемых услуг и др.). Такое увольнение не обязанность нанимателя - возможен перевод работника на имеющиеся вакансии. При увольнении по п.1 ст.42 ТК наниматель должен соблюсти определенную процедуру и гарантии для работников, закрепленные в ст.43, 45, 46, 48, 268, 287, 325 ТК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.1 ст.42 ТК с изменениями, внесенными Законом № 312-З. Комментарии см. здесь. |
Примечание 27. Документы представляются в соответствии с подп.2.3 п.2 Декрета № 1. Банки вправе разрабатывать локальные акты, которые более детально регламентируют порядок открытия счетов юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Беларусь. В связи с этим список необходимых документов может быть иным. В частности, на практике некоторые банки требуют представить документы, подтверждающие полномочия директора и главного бухгалтера организации, созданной в результате реорганизации в форме слияния.
Примечание 28. Так как юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме слияния, является самостоятельным субъектом хозяйствования со своим УНП, отличным от регистрационных номеров реорганизованных юридических лиц, оно должно открыть новый текущий (расчетный) счет в банке.
Примечание 29. Так как после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, реорганизованные юридические лица исключаются из ЕГР и прекращают свою хозяйственную деятельность, они должны закрыть свои текущие (расчетные) и иные счета и перевести оставшиеся на них денежные средства на текущий (расчетный) счет юридического лица, созданного в результате реорганизации.
Примечание 30. Порядок и сроки уведомления банков устанавливаются внутренними локальными актами банка.
Банк самостоятельно определяет перечень документов, необходимых для закрытия счета.
С момента государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, по передаточному акту к данному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованных юридических лиц, в том числе право распоряжения расчетными счетами последних (п.1 ст.54 ГК, ч.8 ст.16 Закона № 2020-XII).
Таким образом, на основании письма-уведомления и документов о проведенной реорганизации текущие (расчетные) и иные счета реорганизованных юридических лиц следует сначала переоформить на юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме слияния, а затем закрыть. Решение о закрытии этих счетов полномочно принять руководство нового юридического лица уже как своих собственных расчетных счетов.
Примечание 31. Так как регистрирующий орган самостоятельно уведомляет налоговые органы о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, и выдает документы, подтверждающие его постановку на учет в налоговых органах, то на практике должностным лицам данного юридического лица остается лишь представить своему инспектору необходимые для формирования учетного дела документы.
Для формирования учетного дела необходимо представить:
• копию устава созданной организации со штампом регистрирующего органа;
• копию свидетельства о государственной регистрации;
• копию решения, в котором содержатся сведения о назначении директора юридического лица;
• копии приказов или трудовых контрактов с директором и главным бухгалтером;
• копию договора на оказание услуг по управлению организацией (если руководство будет осуществлять управляющая компания или ИП);
• копию договора на оказание бухгалтерских услуг (если осуществлять бухгалтерский учет будет сторонняя организация или ИП);
• другие документы по требованию налогового органа.
Примечание 32. При желании работать по УСН плательщик обязан подать в налоговый орган соответствующее уведомление в течение 20 рабочих дней со дня государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния (ч.2 п.3 ст.327 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» C 1 января 2023 г. гл.32 НК изложена в новой редакции Законом от 31.12.2021 № 141-З. Следует руководствоваться ст.327 НК. Комментарии см. здесь. |
![]() |
Справочно Форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения уст. постановлением МНС от 03.01.2019 № 2 (приложение 36).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 февраля 2023 г. следует руководствоваться приложением 36 к постановлению № 2 в ред. постановления МНС от 23.01.2023 № 2. |
Примечание 33. При желании работать по такой системе плательщик обязан подать в налоговый орган соответствующее информационное сообщение не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения (подп.3.2 п.3 ст.127 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2025 г. следует руководствоваться подп.3.2 п.3 ст.127 НК в ред. Закона от 13.12.2024 № 47-З. |
![]() |
Справочно Форма информационного сообщения об избрании вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями, организациями, вновь созданными, в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, отчетного периода по налогу на добавленную стоимость уст. постановлением № 2 (приложение 391). |
Примечание 34. В случае реорганизации в форме слияния организации не позднее 5 рабочих дней со дня государственной регистрации нового юридического лица представляют в ИМНС заявление произвольной формы о произошедшей реорганизации с указанием наименования реорганизованной организации и акт инвентаризации неиспользованных бланков с указанием типов, кодов, серий, номеров бланков и их количества. В заявлении о произошедшей реорганизации указываются также данные о правопреемнике организации, которому переданы бланки. Инспекция МНС передает соответствующие изменения в электронный банк данных в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах, совершаемых налоговыми органами. Впоследствии вновь созданные в результате разделения организации уведомляются о внесении изменений в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах. Остатки неиспользованных бланков реорганизуемой организации подлежат дальнейшему использованию ее правопреемником (п.19 Инструкции о порядке приобретения, использования, учета, хранения, возврата и уничтожения бланков документов с определенной степенью защиты, утв. постановлением МНС, Минфина и Минсвязи от 12.08.2011 № 33/77/17).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 января 2023 г. п.19 Инструкции № 96 на основании постановления МНС, Минфина и Минсвязи от 28.10.2022 № 30/47/21 исключен. |
Примечание 35. При реорганизации юридического лица в форме слияния нескольких юридических лиц вновь созданному юридическому лицу присваивается УНП, а прекратившие деятельность юридические лица исключаются из Государственного реестра, присвоенные им УНП признаются недействительными (абз.2 п.9 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утв. постановлением МНС от 31.12.2010 № 96).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 мая 2022 г. следует руководствоваться абз.2 п.9 Инструкции № 96 в ред. постановления МНС от 31.03.2022 № 14. |
Таким образом, реорганизованное юридическое лицо снимается с налогового учета путем его исключения из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц).
Примечание 36. Поскольку регистрирующий орган самостоятельно уведомляет ФСЗН о регистрации юридического лица, созданного в результате слияния, и выдает извещение о постановке на учет в ФСЗН, должностным лицам данного юридического лица остается лишь представить сведения о должностных лицах юридического лица и сроках выплаты заработной платы.
Для формирования учетного дела необходимо представить следующие документы:
• копию устава со штампом регистрирующего органа;
• копию свидетельства о государственной регистрации;
• копию приказов о назначении директора и главного бухгалтера;
• копию приказа о сроках выплаты заработной платы.
Примечание 37. Плательщики, прошедшие государственную регистрацию в соответствии с Декретом № 1, подлежат снятию с учета в органах ФСЗН на основании полученной органами ФСЗН от регистрирующего органа в установленном порядке информационной карты. Датой снятия с учета в органах ФСЗН является дата внесения сведений об их исключении из ЕГР. Остальные плательщики подлежат снятию с учета на основании полученного в произвольной форме соответствующего уведомления. Датой снятия с учета в органах ФСЗН является день реорганизации юридического лица (ч.1 п.7 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утв. постановлением Совмина от 10.07.2009 № 917).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. следует руководствоваться ч.1 п.7 Положения № 917 в ред. постановления Совмина от 30.09.2024 № 723. |
Примечание 38. Поскольку регистрирующий орган самостоятельно уведомляет Белгосстрах о регистрации юридического лица, созданного в результате разделения, и выдает страховое свидетельство, должностным лицам данной организации остается лишь представить сведения о должностных лицах юридического лица и сроках выплаты заработной платы.
Примечание 39. Основанием для начала процедуры снятия страхователя с регистрационного учета является получение сообщения о завершении процедуры реорганизации юридического лица, в результате которой это лицо прекращает свою деятельность (абз.2 п.16 Положения № 575).
После получения такого сообщения страховщик проводит камеральную проверку страхователя на предмет исполнения обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном страховщиком (подп.17.1 п.17 Положения № 575).
Страховщик принимает решение о снятии с регистрационного учета страхователя в течение 5 рабочих дней, следующих за днем получения сведений об исключении юридического лица из ЕГР (подп.18.1 п.18 Положения № 575).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 июля 2024 г. следует руководствоваться подп.18.1 п.18 Положения № 575 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 02.07.2024 № 465. |
Примечание 40. Порядок выдачи и ведения книги замечаний и предложений регулируется Положением о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утв. постановлением Совмина от 16.03.2005 № 285.
Книга замечаний и предложений приобретается в РУП «Издательство "Белбланкавыд"». Основанием для выдачи книги является наличие сведений об организации в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) (пп.3, 5 Положения № 285).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 января 2023 г. постановлением Совмина от 19.12.2022 № 877 п.3 Положения № 285 изложен в новой редакции. Комментарий см. здесь. |
Для приобретения книги замечаний и предложений необходимо представить:
• оригинал и копию платежного документа, подтверждающего оплату стоимости книги (книг) замечаний и предложений;
• оригинал и копию документа, удостоверяющего служебное положение руководителя (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления или иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор), а также оригинал документа, удостоверяющего его личность, - при получении книги (книг) замечаний и предложений руководителем организации;
• доверенность на получение книги замечаний и предложений и оригинал документа, удостоверяющего личность, - при получении книги (книг) иным представителем организации, кроме руководителя;
• сведения об адресе места нахождения книги замечаний и предложений;
• сведения об адресе места нахождения книги (книг) (п.7 Положения № 285).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 января 2023 г. постановлением № 877 п.7 Положения № 285 изложен в новой редакции. Комментарий см. здесь. |
Регистрация книги замечаний и предложений в инспекции МНС не требуется.
Размер платы за книгу замечаний и предложений определен постановлением Минфина от 29.03.2005 № 37.
Книгу учета проверок необходимо приобрести не позднее 6 месяцев со дня постановки на налоговый учет в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», РУП «Издательство "Белбланкавыд"»
Для приобретения книги учета проверок необходимо представить следующие документы:
• документ, удостоверяющий служебное положение руководителя (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления или иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор, или удостоверение руководителя некоммерческой организации), а также оригинал документа, удостоверяющего его личность, - при получении книги учета проверок руководителем организации;
• документ, удостоверяющий личность, а также доверенности на получение книги учета проверок - при получении книги учета проверок представителем организации (кроме руководителя) (ч.2 п.2 Правил № 383).
Регистрация книги учета проверок в инспекции МНС не требуется. Порядок приобретения и ведения книги учета проверок регулируется Правилами № 383.
Примечание 41. Образцы заявлений на получение лицензии можно найти на сайтах соответствующих лицензирующих органов.
К заявлению о выдаче лицензии прилагаются следующие документы:
• копии устава со штампом регистрирующего органа;
• копии свидетельства о государственной регистрации;
• документ об уплате государственной пошлины.
![]() |
Справочно Размер госпошлины за выдачу лицензии зависит от осуществляемого вида деятельности и установлен в приложении 22 к НК; |
• другие документы, предусмотренные для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом.
Примечание 42. В случае реорганизации лицензиата - юридического лица в форме слияния вновь созданное юридическое лицо при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности реорганизованного юридического лица в месячный срок со дня своей государственной регистрации обязано обратиться за выдачей новой лицензии в порядке, установленном Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом от 01.09.2010 № 450 (п.69 Положения № 450).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь. |
В случае подачи в вышеуказанный срок заявления о выдаче новой лицензии лицензиат (соискатель лицензии) до получения новой лицензии осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии, что соответствующая деятельность осуществляется с соблюдением лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату.
При получении новой лицензии лицензиат обязан сдать в лицензирующий орган оригинал ранее выданной лицензии (ее дубликат) (пп.73, 74 Положения № 450).
Примечание 43. Данная стадия возникает лишь в том случае, если одно, несколько или все реорганизуемые юридические лица являются АО.
При реорганизации АО в форме слияния акции реорганизуемого АО аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах (ч.2 ст.89 Закона № 2020-XII).
В свою очередь, исключение ценных бумаг из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование выпуска ценных бумаг или его части) влечет снятие данных ценных бумаг с централизованного хранения в депозитарной системе.
Исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций или его части осуществляется Департаментом по ценным бумагам либо территориальными органами Минфина по ценным бумагам по территориальной принадлежности эмитента путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг в случае реорганизации АО в форме слияния (в том числе в случае создания в результате реорганизации нового акционерного общества) (в отношении акций) (подп.99.3 п.99 Инструкции о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утв. постановлением Минфина от 31.08.2016 № 78).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 сентября 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 78 с учетом изменений, внесенных постановлением Минфина от 19.07.2024 № 39. |
Примечание 44. Договор с депозитарием на депозитарное обслуживание эмитента должен быть заключен до государственной регистрации акций (подп.51.2 п.51 Инструкции № 78).
Примечание 45. В открытом акционерном обществе обязательно наличие работника с квалификационным аттестатом специалиста рынка ценных бумаг.
В ЗАО обязательно наличие работника с квалификационным аттестатом специалиста рынка ценных бумаг либо наличие заключенного с профессиональным участником рынка ценных бумаг договора, в том числе депозитарного договора с эмитентом, предусматривающего оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (п.6 Инструкции № 78).
Примечание 46. Форма заявления установлена в приложении 4 к Инструкции № 78.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. приложение 4 к Инструкции № 78 исключено постановлением Минфина от 15.12.2022 № 58. |
Примечание 47. Форма решения о выпуске акций не установлена. Требования к решению о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг содержатся в гл.3 Инструкции № 78.
Примечание 48. Размер платы установлен в п.15.19 Перечня № 156.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |
Примечание 49. Процедура эмиссии акций акционерным обществом, созданным в результате реорганизации в форме слияния, установлена в п.51 Инструкции № 78.
![]() |
Справочно Сведения об отделах по ценным бумагам главных управлений Минфина по областям и г. Минску размещены на сайте Минфина. |