


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь



Алгоритм проведения процедуры закупки из одного источника как процедуры государственных закупок
В алгоритме рассмотрен порядок действий заказчика по проведению процедуры закупки из одного источника без привлечения организатора.
Процедура закупки из одного источника - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки, при которой заказчик предлагает заключить договор государственной закупки только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (п.1 ст.49 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Следует руководствоваться Законом с учетом изменений, внесенных Законом от 31.01.2024 № 354-З. Порядок вступления в силу изменений указан в ст.4 Закона № 354-З. Комментарии см. здесь. |
Участником процедуры закупки из одного источника признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, получившее от заказчика предложение о заключении договора.
![]() |
Обратите внимание! Содержание предложения заказчика о заключении договора государственной закупки, направляемого выбранному им потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), Законом не регламентировано. |
Алгоритм проведения процедуры закупки из одного источника предусматривает организационный и процедурный этапы.
Организационные действия заказчика
Шаг 1 | ||||
Принятие решения о самостоятельном осуществлении государственных закупок, в том числе процедуры закупки из одного источника (вариант 1) либо с привлечением организатора (вариант 2) (примечание 1) | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Назначение ответственных за выполнение функций по организации и проведению процедур госзакупок (примечание 2) | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Формирование комиссии по государственным закупкам (по решению заказчика) (ст.14 Закона) (примечание 3) |
Процедурные действия заказчика, комиссии по государственным закупкам
Шаг 1 | ||||
Разработка, утверждение, размещение на электронной торговой площадке (далее - ЭТП) годового плана государственных закупок (ст.19 Закона) (примечание 4) | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Выбор вида процедуры госзакупки (в нашем случае - процедуры закупки из одного источника) (примечание 5) | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Принятие решения о проведении процедуры закупки из одного источника (компетенция руководителя или иного уполномоченного лица заказчика), определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки (примечание 6) | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Разработка проекта договора государственной закупки (ст.24, 49 Закона), если заказчик примет такое решение (примечание 7) | ||||
| ||||
Шаг 5 | ||||
Изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (примечание 8), в том числе формирование текста запроса о предоставлении сведений | ||||
| ||||
Шаг 6 | ||||
Заключение договора государственной закупки в порядке, определенном гражданским законодательством (примечание 9) | ||||
| ||||
Шаг 7 | ||||
Составление и утверждение справки о проведении процедуры закупки из одного источника (примечание 10) | ||||
| ||||
Шаг 8 | ||||
Размещение заказчиком справки о проведении процедуры закупки из одного источника в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем ее утверждения, на ЭТП (ч.3 п.3 ст.49 Закона) | ||||
| ||||
Шаг 9 | ||||
Формирование дела по процедурам государственных закупок (ст.28 Закона) |
Примечание 1. При использовании варианта 2 необходимо передать функции по организации и проведению процедур государственных закупок организатору (ст.13 Закона).
Далее рассмотрен вариант 1.
![]() |
Обратите внимание! Даже если привлекается организатор для организации и проведения процедуры закупки из одного источника, то только заказчик определяет: • потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики) предмета государственной закупки; • требования к участникам; • существенные условия договора. Только заказчик заключает договор. Данные функции не могут быть переданы организатору. |
Примечание 2. При назначении ответственных заказчик может:
• определить или создать структурное подразделение, ответственное за выполнение функций по организации и проведению процедур государственных закупок;
• назначить работника (работников), обладающего (обладающих) соответствующей квалификацией в сфере государственных закупок, и распределить между работниками функции по организации и проведению процедур государственных закупок (ст.12 Закона) (при необходимости).
Примечание 3. Необходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры закупки из одного источника определяет заказчик самостоятельно (ч.1 п.1 ст.14 Закона).
![]() |
Обратите внимание! Заказчик вправе не создавать комиссию по государственным закупкам для проведения процедуры закупки из одного источника. |
Примечание 4. Наличие размещенного на ЭТП годового плана государственных закупок наряду с решением заказчика о проведении процедуры закупки из одного источника является основанием для проведения процедуры государственной закупки. В государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (ГИАС) годовой план размещается операторами ЭТП и ГИАС после его размещения на ЭТП заказчиком.
![]() |
Справочно Государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о государственных закупках (абз.3 ст.1 Закона). |
Исключение: годовой план государственных закупок, размещенный в ГИАС, - основание для проведения процедуры государственной закупки, за исключением случая, установленного п.5 приложения к Закону. В частности, речь идет об одном из оснований для проведения процедуры закупки из одного источника: возникновение потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Примечание 5. Процедура закупки из одного источника применяется в случаях, указанных:
• в приложении к Закону;
• п.13 Указа от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»;
• подп.1.6 п.1 Указа от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2025 г. действует постановление Совмина от 27.12.2024 № 1034 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания»; |
• подп.1.9 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»;
• п.1 Указа от 24.09.2021 № 366 «О закупках при строительстве объектов, включенных в инвестиционные программы областей и г. Минска»
• подп.1.1 п.1 Указа от 03.03.2022 № 80 «О строительстве объектов по проектам, рекомендованным для повторного применения»
Примечание 6. Решение принимается руководителем или иным уполномоченным лицом. Порядок принятия заказчик (организатор) может установить самостоятельно в локальном правовом акте. Такое решение не требуется размещать в открытом доступе. Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется в порядке, предусмотренном постановлением МАРТ от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 мая 2024 г. действует постановление МАРТ от 30.04.2024 № 34 «О порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки». |
• учесть описание предмета государственной закупки (ст.21 Закона), включая:
- наличие условий допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок, если они применяются к закупке из одного источника;
- наличие дополнительных требований к товарам (работам, услугам), являющимся предметом государственной закупки, если они установлены Совмином и применяются к закупке из одного источника;
• соблюсти требования к участникам (ст.16 Закона), дополнительные требования к участникам, если они установлены Совмином для процедуры закупки из одного источника.
Примечание 8. По результатам изучения конъюнктуры рынка заказчик определяет поставщика (подрядчика, исполнителя).
Порядок изучения конъюнктуры рынка, который обязателен для заказчиков (организаторов) при организации и проведении процедуры закупки из одного источника, установлен в постановлении МАРТ от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника».
![]() |
Справочно Примерная форма справки о проведении процедуры закупки из одного источника утверждена постановлением МАРТ от 26.08.2020 № 56 (приложение 14). Примерная форма справки содержит раздел «Сведения об изучении конъюнктуры рынка приобретаемых товаров (работ, услуг)», в котором должны быть отражены: • наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дата выдачи, орган, выдавший документ), - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя); • место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) каждого потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя); • цены предлагаемых ими товаров (работ, услуг). |
Примечание 9. Договор заключается в письменной форме, допускается так называемый бумажный вариант. При этом возможно проведение переговоров между заказчиком и потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
![]() |
Обратите внимание! Сведения о заключении договора отражаются в справке о проведении процедуры закупки из одного источника. Размещать сведения об изменении и исполнении договора на ЭТП не требуется. Не допускается изменение условий проекта договора, кроме случаев, установленных Законом. |
Срок, на который возможно заключение договора, зависит от особенностей финансирования заказчика. Поскольку финансирование заказчика из бюджета осуществляется в течение календарного года, то договор государственной закупки заключается в пределах данного календарного года. Возможно заключение договора на необходимый срок, то есть более календарного года, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более календарного года. Однако исполнение такого договора должно осуществляться в пределах выделенных годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей (п.3 ст.24 Закона). При необходимости сумма уточняется ежегодно в договоре.
Допускается заключение договора с двумя и более потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), если предмет государственной закупки разделен на части (лоты).
Примечание 10. По результатам проведения процедуры закупки из одного источника заказчиком в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора составляется и утверждается справка о проведении процедуры закупки из одного источника, которая должна содержать:
• наименование вида процедуры государственной закупки и основание для его выбора;
• наименование предмета государственной закупки, его объем (количество);
• наименование и код предмета государственной закупки в соответствии с ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»;
• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) заказчика (организатора);
• сведения о результатах изучения конъюнктуры рынка;
• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дату выдачи, орган, выдавший документ), - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор;
• иную информацию, установленную уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (ч.2 п.3 ст.49 Закона).
В частности, постановлением № 30 к таким требованиям отнесены:
• сведения о соответствии поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор государственной закупки, требованиям к участникам, установленным заказчиком в соответствии с п.2 ст.16 Закона;
• указание источника финансирования государственной закупки;
• ориентировочная стоимость предмета государственной закупки;
• наименование страны происхождения товара (работы, услуги);
• дата заключения договора государственной закупки и его номер (при наличии);
• цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), являющегося предметом договора государственной закупки, в том числе цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству и тариф за единицу работы или услуги, если при описании предмета государственной закупки заказчик руководствовался правилами абз.3 п.4 ст.21 Закона;
• цена договора государственной закупки в белорусских рублях (в отношении договоров государственных закупок, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок в иностранной валюте, - в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату заключения договора государственной закупки).
![]() |
Дополнительно по теме • Нужно ли проводить процедуру закупки на покупку билета на проезд и проживание при направлении в командировку? |