Пособие от 28.11.2023
Автор: Киеня Р.

Ограничение для государственных должностных лиц по выполнению иной оплачиваемой работы


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общая характеристика ограничения

Госорганизация и организация с преобладающей долей государства в уставном фонде

Руководитель организации и его заместители, главный бухгалтер организации

Работа, служба, оплачиваемая работа

Место основной службы (работы)

Иная оплачиваемая работа, связанная с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы)

Педагогическая деятельность в части реализации содержания образовательных программ

Репетиторство

Научная деятельность

Культурная и творческая деятельность

Ремесленная деятельность

Медицинская практика

Общие условия выполнения иной оплачиваемой работы

Особые условия выполнения иной оплачиваемой работы

Иные виды оплачиваемой работы, которые разрешено выполнять государственным должностным лицам

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Для всех отраслейБюджетные организации

Ограничение для государственных должностных лиц по выполнению иной оплачиваемой работы

Руслан Киеня

Руслан Киеня
юрист

28.11.2023

Рассмотрели, какие запреты и ограничения установлены для государственных должностных лиц на выполнение оплачиваемой работы, какие виды оплачиваемой работы могут они выполнять, разобрались в терминах и понятиях, используемых в НПА, без толкования которых затруднительно правильное применение норм антикоррупционного законодательства.

 

Разделы:

 

По общему правилу любой гражданин, работая по трудовому договору (контракту), вправе заниматься по своему усмотрению другой деятельностью, не противоречащей законодательству, - выполнять работу по совместительству, договору подряда или поручения, заниматься предпринимательством, репетиторством, ремесленной деятельностью, оказанием услуг в сфере агроэкотуризма или волонтерством и т. п.

Ограничения конституционного права на труд допускаются только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст.23 Конституции).

Такие ограничения установлены, в частности, в ТК, УК, Законе от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», Законе от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе» и других законодательных актах.

 

справочно

Справочно

Законодательные акты - Конституция, законы, декреты и указы Президента (п.5 ст.2 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»).

Общая характеристика ограничения

Для некоторых государственных должностных лиц установлено ограничение, согласно которому такие лица не вправе, если иное не установлено Конституцией и иными законодательными актами, выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы), кроме:

✓ педагогической деятельности в части реализации содержания образовательных программ;

✓ научной деятельности;

✓ культурной деятельности,

✓ творческой деятельности;

✓ медицинской практики (ч.2 ст.17 Закона № 305-З).

 

справочно

Справочно

Исчерпывающий перечень государственных должностных лиц определен в абз.3, 4 ст.1 Закона № 305-З.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 апреля 2024 г. абз.3, 4 ст.1 Закона № 305-З после слов «Президент Республики Беларусь» дополнены словами «Председатель Всебелорусского народного собрания» Законом от 07.02.2023 № 248-З.

 

Перечислим, кто обязан соблюдать вышеуказанное ограничение (далее - ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы).

1. Государственные гражданские служащие, на которых распространяется действие законодательства о государственной службе (далее - гражданские служащие).

 

справочно

Справочно

Лица, которые являются гражданскими служащими, перечислены в ст.15 Закона № 175-З.

 

2. Сотрудники ГКСЭ.

 

справочно

Справочно

Лица, которые являются сотрудниками СК и ГКСЭ, перечислены в ст.15 Закона от 13.07.2012 № 403-З «О Следственном комитете Республики Беларусь» и ст.15 Закона от 15.07.2015 № 293-З «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь».

Помимо сотрудников в СК и ГКСЭ работают также лица гражданского персонала, часть из которых являются гражданскими служащими (ст.20 Закона № 403-З, ст.18 Закона № 293-З).

 

3. Лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, в том числе воинские, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, органах внутренних дел (далее - ОВД), органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (далее - органы по ЧС), органах финансовых расследований КГК и относящиеся в соответствии с законодательными актами к должностным лицам.

 

справочно

Справочно

В примечании к подп.1.1 п.1 Указа от 01.06.2007 № 251 «О некоторых вопросах деятельности воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь» определен исчерпывающий перечень:

• воинских формирований - Вооруженные Силы, внутренние войска МВД, органы государственной безопасности (далее - органы госбезопасности), транспортные войска и др.;

• военизированных организаций - СК, ГКСЭ, ОВД, органы финансовых расследований КГК, органы по ЧС.

В воинских формированиях:

• в численность входят военнослужащие (граждане, проходящие военную службу в воинских формированиях) и гражданский персонал;

• воинские должности (штатные должности, подлежащие замещению военнослужащими) могут в установленном порядке замещаться гражданским персоналом (ч.2 ст.5 Закона от 03.11.1992 № 1904-XII «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», абз.10 ст.1, ст.50 Закона от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе», п.21 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом от 25.04.2005 № 186; ч.1 ст.24 Закона от 10.07.2012 № 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» и др.).

В ОВД, органах по ЧС, органах финансовых расследований КГК:

• в численность входят сотрудники (работники) и гражданский персонал;

• должности рядового и начальствующего состава могут в установленном порядке замещаться лицами из числа гражданского персонала;

• некоторые лица из числа гражданского персонала являются гражданскими служащими (п.28 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь, утв. Указом от 15.03.2012 № 133; ст.22, 24 Закона от 16.07.2009 № 45-З «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», чч.3 и 4 п.24 Положения о прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, утв. Указом от 20.12.2007 № 660; п.2 ст.16 Закона № 175-З и др.).

Из положений ч.2 ст.17 Закона № 305-З следует, что они не распространяются на лиц, которые занимают должности, в том числе воинские, в воинских формированиях, ОВД, органах по ЧС и органах финансовых расследований КГК, однако не относятся к должностным лицам.

По мнению автора, лица из числа гражданского персонала указанных формирований и органов, являющиеся гражданскими служащими, обязаны соблюдать ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы независимо от занимаемой ими должности и наличия у них статуса должностного лица.

 

4. Заместители руководителей местных Советов депутатов.

 

справочно

Справочно

С учетом положений Закона № 175-З и Закона от 27.03.1992 № 1547-XII «О статусе депутата местного Совета депутатов» заместитель председателя местного Совета, выполняющий свои обязанности на непрофессиональной основе, не является гражданским служащим.

 

5. Руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций (далее - госорганизации) и организаций, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (далее - организации с преобладающей долей государства в уставных фондах).

Право государственных должностных лиц, перечисленных в ч.2 ст.17 Закона № 305-З, заниматься педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной и творческой деятельностью, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы), в ч.2 ст.17 Закона № 305-З сохранено не случайно и согласуется с требованиями ч.2 ст.51 Конституции, в которой гражданам гарантирована свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания.

Государственные должностные лица, не перечисленные в ч.2 ст.17 Закона № 305-З, а также лица, приравненные к государственным должностным лицам, не обязаны соблюдать ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы, если подобное ограничение не установлено для них другими законодательными актами.

 

справочно

Справочно

Исчерпывающий перечень лиц, приравненных к государственным должностным лицам, определен в абз.5 ст.1 Закона № 305-З.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 апреля 2024 г. абз.5 ст.1 Закона № 305-З после слова «лица) -» дополнить словами «делегаты Всебелорусского народного собрания (за исключением Председателя Всебелорусского народного собрания и его заместителей)» Законом № 248-З.

 

Для отдельных категорий государственных должностных лиц, проходящих государственную службу, ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы продублировано с некоторыми уточнениями в специальных законодательных актах, в том числе в:

подп.1.3 п.1 ст.26 Закона № 175-З - для гражданских служащих;

ч.3 ст.5 Закона № 1547-XII - для председателей местных Советов.

 

справочно

Справочно

С учетом положений Закона № 305-З, Закона № 175-З и Закона № 1547-XII председатель местного Совета осуществляет свои полномочия на профессиональной основе, является гражданским служащим и государственным должностным лицом.

Положения ч.3 ст.5 Закона № 1547-XII:

1) до настоящего времени не приведены в соответствие с ч.2 ст.17 Закона № 305-З и подп.1.5 п.1 ст.26 Закона № 175-З;

2) по-прежнему запрещают председателю местного Совета заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством, как это было предусмотрено до 2016 года в подп.1.5 п.1 ст.22 утратившего силу Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 января 2024 г. следует руководствоваться ч.3 ст.5 Закона № 1547-XII в ред. Закона от 12.07.2023 № 281-З;

 

ч.3 ст.32 Закона от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» - для сотрудников ОВД;

ч.3 ст.20 Закона от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» - для работников органов финансовых расследований КГК;

ч.6 ст.10 Закона от 04.01.2010 № 100-З «О статусе военнослужащих» - для военнослужащих;

ч.2 ст.25 Закона № 390-З - для военнослужащих органов госбезопасности;

абз.4 ч.1, ч.3 п.113 Положения о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утв. Указом от 11.01.2013 № 22, - для работников органов по ЧС.

 

справочно

Справочно

В вышеуказанных законодательных актах ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы (с некоторыми уточнениями) установлено для всех военнослужащих, сотрудников (работников) ОВД, органов финансовых расследований КГК и органов по ЧС независимо от того, относятся ли они к должностным лицам;

 

абз.2 ч.2 ст.16 Закона № 403-З - для сотрудников СК;

ч.2 ст.20 Закона № 293-З - для сотрудников ГКСЭ.

Кроме того, в ч.1 ст.255 ТК руководителю госорганизации и организации с преобладающей долей государства в уставном фонде запрещено выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. руководителю госорганизации и организации с преобладающей долей государства в уставном фонде запрещено выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами (ч.1 ст.255 ТК в ред. Закона от 29.06.2023 № 273-З).

 

Всесторонний анализ положений ч.2 ст.17 Закона № 305-З свидетельствует, что в них используются термины и понятия, без толкования которых правильное применение указанных положений окажется затруднительным:

✓ госорганизация и организация с преобладающей долей государства в уставном фонде;

✓ руководитель организации и его заместители;

✓ работа, служба, оплачиваемая работа;

✓ место основной службы (работы);

✓ иная оплачиваемая работа, не связанная с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы);

✓ педагогическая деятельность в части реализации содержания образовательных программ;

✓ научная деятельность;

✓ культурная деятельность и творческая деятельность;

✓ медицинская практика.

Далее рассмотрим указанные термины.

Госорганизация и организация с преобладающей долей государства в уставном фонде

Из требований ГК вытекает, что термин «организация» является собирательным и объединяет все виды юридических лиц - унитарные предприятия, хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, государственные объединения, учреждения, общественные объединения и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и др.

Государственные организации - унитарные предприятия, учреждения и иные юридические лица, имущество которых находится в собственности государства или его административно-территориальных единиц (далее - государство) и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: республиканские и коммунальные унитарные предприятия, государственные учреждения, государственные объединения и др. (абз.13 ст.1 Закона № 305-З).

Все иные организации являются негосударственными организациями - частные унитарные предприятия, хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, частные учреждения, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, республиканские государственно-общественные объединения и др.

 

справочно

Справочно

Термин «негосударственная организация» используется в абз.5 ст.1, абз.9 ч.1 ст.37 Закона № 305-З.

Системный анализ положений Закона № 305-З и ст.213, 276, 277 ГК позволяет утверждать, что в Законе № 305-З под негосударственными организациями понимаются юридические лица, имущество которых принадлежит им на праве собственности либо передано им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и принадлежит на праве собственности другим юридическим или физическим лицам.

 

Уставный фонд хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ, а также ряда других негосударственных организаций делится на доли (акции), которые являются самостоятельным объектом права собственности и иных вещных прав (например, права хозяйственного ведения) и могут принадлежать на праве собственности в том числе государству (п.1 ст.63, пп.2 и 3 ст.213, ст.276 и 277 ГК и др.).

 

справочно

Справочно

Не делится на доли уставный фонд, например, частных унитарных предприятий и производственных кооперативов.

Доли в уставном фонде некоторых негосударственных организаций, например крестьянских (фермерских) хозяйств, не могут принадлежать государству (ст.5, 6, п.1 ст.8 Закона от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и др.).

При создании некоммерческих негосударственных организаций, в том числе общественных объединений, уставный фонд не формируется.

 

С учетом изложенного требования ч.2 ст.17 Закона № 305-З распространяются на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров:

✓ республиканских и коммунальных унитарных предприятий;

✓ государственных учреждений;

✓ государственных объединений;

✓ акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью с преобладающей долей государства в уставных фондах;

✓ других государственных организаций и негосударственных организаций с преобладающей долей государства в уставных фондах.

Руководитель организации и его заместители, главный бухгалтер организации

В Законе № 305-З, ТК и иных актах законодательства о труде четко отграничиваются друг от друга термины:

✓ организация, структурное подразделение организации и обособленное подразделение организации;

✓ руководитель организации, руководитель структурного подразделения организации и руководитель обособленного подразделения организации.

При этом из вышеуказанных НПА следует, что:

1) структурные подразделения организации являются составной частью организации;

2) обособленные подразделения организации рассматриваются как разновидность ее структурных подразделений;

3) правовой статус руководителей организаций, руководителей обособленных подразделений организаций и руководителей других структурных подразделений организаций имеет существенные отличия (абз.8 и 18 ст.1, ч.2 ст.18 Закона № 305-З, абз.8 и 17 ч.1 ст.1, ст.27, ч.1 ст.31, п.1 ст.42, чч.1 и 2 ст.43, п.1 ч.1 ст.47 ТК, постановление Совмина от 15.05.2007 № 604 «О заключении контрактов с руководителями государственных организаций», Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.01.2012 № 1).

Хотя термин «структурное подразделение организации» в ТК и иных актах законодательства четко не определяется, системное изучение различных НПА позволяет рассматривать структурное подразделение организации как часть организации, которая создана для решения отдельных задач, стоящих перед организацией.

Перечень структурных подразделений организаций в ТК не приводится.

В то же время в ТК и Общих положениях ЕКСД упоминаются, например, такие структурные подразделения организации, как управление (служба), отдел, сектор (бюро, группа).

В ст.51 ГК и положениях ТК в качестве обособленных подразделений организаций упоминаются филиалы и представительства с указанием на то, что организации могут иметь и иные обособленные подразделения.

Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, указываются в уставах создавших их организаций и наделяются обособленным имуществом, которое учитывается отдельно на балансе этих организаций.

В соответствии с ч.3 п.6 Общих положений ЕКСД и иными НПА Минтруда и соцзащиты могут устанавливаться такие наименования должностей руководителей организаций, как генеральный директор, директор, заведующий, начальник, председатель, управляющий, глава, ректор, главный врач и др.

С учетом изложенного в государственных организациях и организациях с преобладающей долей государства в уставных фондах ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы не распространяется на руководителей структурных, в том числе обособленных, подразделений, а также на заместителей этих руководителей.

Ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы обязаны также соблюдать государственные должностные лица, занимающие должности:

✓ заместителя руководителя организации.

 

справочно

Справочно

Заместитель руководителя организации в силу занимаемой должности выполняет обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации, а также обязанности руководителя в случае его отсутствия (ч.7 п.10 Общих положений ЕКСД).

С 1 мая 2021 г. главный инженер организации не является заместителем руководителя организации (обособленного подразделения) (постановление Минтруда и соцзащиты от 22.03.2021 № 20 «Об изменении общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Занятия"» (ОКРБ 014-2017));

 

✓ главный бухгалтер организации.

 

справочно

Справочно

Исходя из требований ст.8 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» наличие в штате организации должности главного бухгалтера не всегда является обязательным, а руководство бухгалтерским учетом в организации в некоторых случаях может осуществлять руководитель организации, а также организация или ИП, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

 

Ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы не распространяется на заместителя главного бухгалтера.

Работа, служба, оплачиваемая работа

В Законе № 305-З неоднократно используется термин «работа», в том числе дважды - в ч.2 ст.17 в понятиях «иная оплачиваемая работа» и «место основной работы».

В общепринятом понимании работа - это физические и (или) интеллектуальные усилия человека для создания общественно полезных материальных и нематериальных ценностей, то есть таких ценностей, которые необходимы другим лицам и обществу.

В подобном понимании термин «работа» рассматривается как вид деятельности и зачастую как синоним термина «труд» и противопоставляется другим основным видам деятельности человека (игра, учение, общение и др.). Такая работа может выполняться в любых сферах деятельности как на добровольной, так и на принудительной основе, быть оплачиваемой или безвозмездной.

 

справочно

Справочно

В наиболее широком смысле деятельность человека - это форма активного отношения человека к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, в котором он живет. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей.

 

Однако в актах законодательства термин «работа» чаще всего толкуется более узко.

Например, в ТК работа рассматривается как совокупность трудовых обязанностей работника, которые он должен выполнять по поручению нанимателя.

Особенностью работы в трудовых правоотношениях является то, что она осуществляется работником на основании трудового договора (контракта) с нанимателем, является оплачиваемой и предполагает выплату работнику заработной платы. Такая работа четко отграничивается от предпринимательской деятельности и деятельности по гражданско-правовым договорам.

В НПА, определяющих правовой статус гражданских служащих, военнослужащих и лиц, проходящих службу в военизированных организациях (далее - служащие военизированных организаций), вместо термина «работа» используется термин «служба», обозначающий совокупность обязанностей, которые должны выполнять гражданские служащие (военнослужащие, служащие военизированных организаций). При этом прохождение ими службы осуществляется не только по трудовому договору (контракту), но и по другим основаниям (например, военная служба по призыву).

Налоговый кодекс определяет работу как деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (подп.2.21 п.2 ст.13 НК). При этом термин «работа» НК противопоставляет термину «услуга», под которым понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности либо по ее завершении (подп.2.30 п.2 ст.13 НК).

Понятие «оплачиваемая работа» в законодательстве четко не толкуется и на практике обозначает такую работу, за выполнение которой лицо, ее выполняющее, получает денежное и (или) неденежное вознаграждение (оплату, доход, заработную плату, гонорар и т. п.) от другого лица.

Системное толкование норм Закона № 305-З и иных актов законодательства, использующих термин «работа», с учетом общепринятого понимания этого термина позволяет констатировать, что в ч.2 ст.17 Закона № 305-З в понятиях «иная оплачиваемая работа» и «место основной работы» термин «работа» употребляется в различных значениях.

В понятии «иная оплачиваемая работа» в ч.2 ст.17 Закона № 305-З под работой подразумевается любая деятельность, направленная на создание общественно полезных материальных или нематериальных ценностей, за осуществление которой лицо, ее осуществляющее, получает вознаграждение. Такая оплачиваемая работа может выполняться на условиях трудового или гражданско-правового договора, в виде предпринимательской деятельности, по решению уполномоченного государственного органа и на других основаниях.

 

внимание

Обратите внимание!

Всем государственным должностным лицам занятие предпринимательской деятельностью запрещено (абз.2 ч.1 ст.17 Закона № 305-З).

 

При этом значение термина «работа» в понятии «иная оплачиваемая работа» не совпадает со значением этого термина по НК и ТК, о чем свидетельствует, например, следующее:

✓ в ч.2 ст.17 Закона № 305-З законодатель к иной оплачиваемой работе относит в том числе педагогическую (в части реализации содержания образовательных программ), научную, культурную, творческую деятельность и медицинскую практику, результаты которых могут иметь как материальное, так и нематериальное выражение (создание изобретения, передача знаний в процессе обучения, организация досуга населения, диагностика заболевания и т. д.);

✓ педагогическая, научная, культурная, творческая деятельность и медицинская практика могут осуществляться на основании не только трудового, но и гражданско-правового договора.

 

справочно

Справочно

В ч.6 ст.10 Закона № 100-З, ч.2 ст.25 Закона № 390-З прямо указано, что военнослужащим, в том числе органов госбезопасности, в качестве исключения из общего правила о запрете выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением обязанностей военной службы, разрешено осуществлять во внеслужебное время педагогическую (в части реализации содержания образовательных программ), научную, культурную, творческую деятельность и медицинскую практику на основании гражданско-правовых договоров.

 

Из требований Закона № 305-З вытекает, что государственные должностные лица, перечисленные в ч.2 ст.17 Закона № 305-З (далее - государственные должностные лица), вправе выполнять любую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы), если такая работа выполняется на безвозмездной (неоплачиваемой) основе и ее выполнение не противоречит другим требованиям законодательства.

 

справочно

Справочно

Например, выполнение такой неоплачиваемой работы не должно нарушать требования трудового законодательства, а если ее выполнение вызывает или может вызвать возникновение конфликта интересов, должны приниматься меры по его предотвращению или урегулированию в соответствии со ст.21 Закона № 305-З.

Место основной службы (работы)

Ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы включает в себя общее правило, согласно которому государственным должностным лицам запрещено выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением обязанностей по месту основной службы (работы).

Понятие «место основной работы» используется в ч.7 ст.320 и ч.4 ст.343 ТК, других актах трудового, налогового и иного законодательства, однако в этих актах чаще всего не толкуется.

При этом наряду с понятием «место основной работы» в актах законодательства широко используется понятие «основное место работы».

Системное толкование положений соответствующих актов законодательства свидетельствует, что два вышеуказанных понятия используются как синонимы и, как правило, означают нанимателя, которому предоставлено право заключения и прекращения трудового договора (контракта) и у которого ведется трудовая книжка работника (пп.4, 7, 14, 34, 77 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.06.2014 № 40, абз.5 ч.2 ст.195 НК, примечание к подп.1.1 п.1 Указа от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. ч.1 п.34 Инструкции № 40 исключена постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.11.2023 № 47.

 

Аналогичным образом следует толковать понятие «место основной работы» и в контексте ч.2 ст.17 Закона № 305-З.

Понятие «место основной службы», как правило, используется в законодательстве применительно к гражданским служащим и может толковаться так же, как и понятие «место основной работы» (подп.1.3 п.1 ст.26 Закона № 175-З).

 

справочно

Справочно

Хотя, например, в контексте НК под местом основной службы понимается организация, в которой физическое лицо в соответствии с законодательством проходит военную службу и службу в военизированных организациях (абз.6 ч.2 ст.195 НК).

 

В специальных НПА, определяющих правовой статус служащих военизированных организаций:

✓ вместо понятия «место основной службы» используется аналогичное по содержанию понятие «место службы»;

✓ ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы содержит общее правило о запрете выполнять:

- иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных обязанностей по месту службы, - применительно к сотрудникам (работникам) ОВД, органов финансовых расследований КГК, СК и ГКСЭ (ч.3 ст.32 Закона № 263-З, ч.3 ст.20 Закона № 414-З, абз.2 ч.2 ст.16 Закона № 403-З, ч.2 ст.20 Закона № 293-З);

- иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных обязанностей, - применительно к работникам органов по ЧС (абз.4 ч.1, ч.3 п.113 Положения № 22).

В специальных НПА, определяющих правовой статус военнослужащих:

✓ вместо понятия «место основной службы» используется понятие «место военной службы»;

✓ ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы содержит общее правило о запрете выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением обязанностей военной службы (ч.6 ст.10 Закона № 100-З, ч.2 ст.25 Закона № 390-З).

 

справочно

Справочно

Применительно к служащим военизированных организаций и военнослужащим вместо термина «наниматель» используется, например, термин «государственный орган, с которым заключается контракт».

Ведение трудовых книжек военнослужащим в период военной службы законодательством не предусмотрено, а все необходимые записи в этот период производятся в документах воинского учета (военный билет и др.).

Иная оплачиваемая работа, связанная с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы)

Иная оплачиваемая работа, связанная с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы), - понятие, которое не толкуется ни в Законе № 305-З, ни в других актах законодательства.

Из требований ТК и иных актов законодательства следует, что трудовые обязанности работника - это обязанности работника по ТК, тарифно-квалификационным справочникам и другим актам законодательства о труде, должностным инструкциям, правилам внутреннего трудового распорядка, приказам (распоряжениям) нанимателя и иным локальным правовым актам нанимателя, а также трудовому договору (контракту) (п.5 постановления Пленума Верховного Суда от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей», п.3 постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 № 4 «О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников»).

Вместо понятия «трудовые обязанности» в НПА, устанавливающих правовой статус:

✓ гражданских служащих, используется понятие «служебные обязанности»;

✓ военнослужащих и служащих военизированных организаций, используются понятия «служебные обязанности» и «должностные обязанности».

При этом понятия «служебные обязанности» и «должностные обязанности» означают совокупность обязанностей гражданских служащих, военнослужащих и служащих военизированных организаций, которые определены контрактами, должностными инструкциями и положениями, правилами внутреннего трудового распорядка, общевоинскими уставами Вооруженных Сил и др. (ст.3, 9, 15 и др. Закона № 175-З, ст.24 Закона № 100-З, ст.25, 28, 32 и др. Закона № 263-З, ст.8, 9, 14 и др. Закона № 414-З, ст.13, 15, 16 и др. Закона № 403-З).

Обращаем внимание, что термин «должностные обязанности» используется также:

✓ в Законе № 305-З - наряду с термином «служебные (трудовые) обязанности» (ч.4 ст.16 и ч.3 ст.21 Закона № 305-З);

✓ в некоторых актах трудового законодательства - для обозначения обязанностей служащих (ст.1 ТК, Общие положения ЕКСД и др.).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. абз.2 ч.1 ст.1 ТК после слов «должностей служащих» дополнен словами «профессиональных стандартов» Законом № 273-З.

 

Из Закона № 305-З усматривается, что ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы не распространяется на лиц, которые выполняют функции государственного должностного лица по совместительству.

Наиболее спорным является то, какая работа может быть признана связанной с исполнением государственным должностным лицом служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы).

Представляется, что в качестве таковой может рассматриваться работа, которая не входит в круг служебных (трудовых) обязанностей государственного должностного лица, однако связана с занимаемой им должностью по месту основной службы (работы) и выполняется по поручению или с согласия нанимателя (государственного органа, с которым заключен контракт, и т. п.).

При таких подходах к иной оплачиваемой работе, связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей государственного должностного лица по месту основной службы (работы), можно отнести, например, оплачиваемую работу государственного должностного лица:

✓ на условиях:

совмещения должностей (п.1 ч.2 ст.67 ТК);

выполнения обязанностей временно отсутствующего работника (п.3 ч.2 ст.67 ТК);

внутреннего совместительства (ч.1 ст.343 ТК);

временное исполнение военнослужащим (сотрудником ОВД, работником органа по ЧС) обязанностей по вакантной или невакантной (в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего (сотрудника ОВД)) равной или высшей должности, которую он не занимает (п.40 Положения № 186, п.51 Положения № 133, п.44 Положения № 22);

✓ в качестве представителя государства в органах управления хозяйственного общества, которую это лицо выполняет по решению органа, осуществляющего владельческий надзор (Указ от 19.02.2008 № 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора», постановление Совмина от 16.05.2008 № 694 «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам»);

✓ хозяйственного общества в качестве члена наблюдательного совета (совета директоров) этого общества (абз.2 подп.1.1 п.1 постановления Совмина от 28.02.2023 № 160 «Об участии в управлении хозяйственными обществами»);

✓ в совете директоров (наблюдательном совете) хозяйственного общества, акции (доли в уставном фонде) которого принадлежат на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) организации, с которой это лицо состоит в трудовых отношениях (абз.3 подп.1.1 п.1 постановления № 160);

✓ являющегося гражданским служащим, в виде выступлений и подготовки публикаций, связанных с исполнением служебных обязанностей, в порядке, установленном законодательством (ст.27 Закона № 175-З).

Педагогическая деятельность в части реализации содержания образовательных программ

Государственным должностным лицам разрешено осуществлять оплачиваемую педагогическую деятельность, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы), только в части реализации содержания образовательных программ.

 

справочно

Справочно

Образовательная программа - совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и требований к условиям, необходимым для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования, а также специального образования (подп.1.3, 1.20, 1.21, 1.24 п.1 ст.1 КоО).

 

Таким образом, государственным должностным лицам запрещена оплачиваемая педагогическая деятельность, не связанная с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы):

✓ в части:

реализации программ воспитания;

оказания коррекционно-педагогической помощи;

осуществления научно-методического обеспечения образования;

руководства образовательной деятельностью учреждения образования, его обособленных подразделений, структурных подразделений.

 

справочно

Справочно

Исчерпывающий перечень видов деятельности, относящихся к педагогической деятельности, определен в ч.1 п.1 ст.50 КоО;

 

✓ в сфере физической культуры и спорта.

 

справочно

Справочно

Содержание педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта определено в п.1 ст.69 Закона от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорта».

При этом в законодательстве педагогическая деятельность четко отграничивается от педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта (КоО, п.7 ч.1 ст.47 ТК, Закон № 125-З, ч.3 ст.27, чч.1 и 3 ст.271 Закона от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка» и др.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. п.7 ч.1 ст.47 ТК после слова «спорта» дополнен словами «а также занятию должностей служащих, связанных с выполнением воспитательных функций, и других должностей служащих (профессий рабочих), связанных с постоянной работой с детьми» на основании Закона № 273-З.

 

Осуществлять оплачиваемую педагогическую деятельность в части реализации содержания образовательных программ, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы), государственное должностное лицо может на основании трудового или гражданско-правового договора с учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность (далее - учреждения образования) (подп.1.20, 1.21 п.1 ст.1, ч.2 п.1 ст.50 КоО).

 

внимание

Обратите внимание!

Занятие любыми видами педагогической деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей государственным должностным лицам запрещено (абз.2 ч.1 ст.17 Закона № 305-З).

В практике правоприменения предпринимательской деятельностью не признается деятельность государственных должностных лиц, в том числе гражданских служащих, по участию в реализации содержания образовательных программ на основании заключаемых с учреждениями образования гражданско-правовых договоров (независимо от количества таких договоров), в соответствии с которыми обязанности по организации соответствующих образовательных мероприятий (подготовка и утверждение учебной программы, реклама мероприятия, поиск слушателей и заключение с ними договоров, аренда помещений, организация мероприятия в режиме онлайн и т. п.) возложены на учреждения образования.

 

Реализация содержания образовательных программ может включать в себя, в частности:

1) проведение учебных занятий, занятий;

2) проведение текущей, промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся, в том числе:

выставление поурочной отметки;

выставление отметки по контрольной работе;

принятие экзамена, в том числе в составе экзаменационной комиссии;

принятие зачета;

принятие курсовой работы и др. (ст.85, 150 КоО и др.).

Особый интерес представляет возможность осуществления государственными должностными лицами педагогической деятельности в части реализации образовательных программ обучающих курсов.

Порядок реализации таких образовательных программ определен КоО и Положением об обучающих курсах дополнительного образования взрослых, утв. постановлением Минобразования от 09.09.2022 № 296.

Освоение содержания образовательной программы обучающих курсов не направлено на приобретение профессии, переподготовку и повышение квалификации руководящих работников, специалистов, рабочих (служащих). Слушатели, осваивающие содержание такой образовательной программы, текущую, промежуточную и итоговую аттестацию, как правило, не проходят (ст.257, 258 КоО, ч.2 п.2, п.14 Положения № 296).

Законодательством не предусмотрено ни лицензирование деятельности по реализации образовательных программ обучающих курсов, ни государственная аккредитация организаций, реализующих такие образовательные программы (ст.28, 104 КоО, п.2 ст.212, п.2 ст.213 Закона от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании»).

Для проведения обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги и т. п.) на платной основе заинтересованная организация (индивидуальный предприниматель) должна (должен), в частности:

✓ утвердить учебную программу обучающих курсов;

✓ заключить со слушателями договор об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе по типовой форме, уст. постановлением Минобразования от 09.09.2022 № 297;

✓ прием (зачисление) слушателей на обучающие курсы оформить решением (приказом) руководителя организации (индивидуального предпринимателя);

✓ освоение каждым слушателем содержания образовательной программы обучающих курсов оформить сертификатом об обучении (ст.66, подп.2.9 п.2, подп.11.1 п.11, п.14 ст.91, п.8 ст.255, п.8 ст.260 КоО, пп.6, 11, 13, 15 Положения № 296, постановление Минобразования от 19.08.2022 № 274 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении»).

Государственное должностное лицо вправе принимать участие в проведении обучающих курсов, например, на основании заключаемых с учреждениями образования гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг.

Репетиторство

Репетиторство - платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (п.3 ст.53 КоО).

 

справочно

Справочно

В подп.1.27.4 п.1 ст.118, абз.7 ст.335 НК, абз.17 ч.4 п.1 ст.1 ГК термин «репетиторство» определен несколько иначе - консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2024 г. п.1 ст.1 ГК изложен в новой редакции Законом от 22.04.2024 № 365-З.

 

При этом централизованное тестирование является одной из форм вступительных испытаний (абз.2 п.2 Положения о порядке организации и проведения централизованного тестирования, утв. постановлением Совмина от 06.06.2006 № 714).

 

Термин «консультативные услуги» в КоО, НК и ГК и иных НПА не раскрывается.

В то же время в КоО широко используется термин «консультации», который толкуется применительно к организации образовательного процесса (ч.5 п.3 ст.81 КоО).

Комплексное толкование норм КоО свидетельствует, что репетиторство - это дача платных консультаций (платные консультативные услуги), направленных (направленные) на оказание помощи в освоении содержания образовательной программы (отдельных учебных предметов, модулей, учебных дисциплин, образовательных областей, тем), а также в подготовке к вступительным испытаниям.

Репетиторство может осуществляться любым способом, в том числе по радио, телевидению, через интернет, а также по переписке. При этом физическое лицо должно осуществлять репетиторство самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

Системный анализ положений законодательства позволяет констатировать следующее:

✓ репетиторство - это индивидуальная деятельность физического лица в виде оказания консультативных услуг, связанная с образовательной деятельностью, целью которой является создание условий для реализации права граждан на образование (оказание услуг, сопутствующих получению образования);

✓ репетиторство не является педагогической деятельностью;

✓ репетиторство не является предпринимательской деятельностью;

✓ государственные должностные лица не вправе заниматься репетиторством.

Научная деятельность

Научная деятельность - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения (абз.2 ст.1 Закона от 21.10.1996 № 708-XIII «О научной деятельности»).

К видам научной деятельности относятся:

✓ проведение фундаментальных научных исследований (теоретических и (или) экспериментальных исследований, направленных на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества, искусственно созданных объектов);

✓ проведение прикладных научных исследований (исследований, направленных на применение результатов фундаментальных научных исследований для достижения конкретных практических целей);

✓ подготовка и аттестация научных работников высшей квалификации (реализация образовательных программ научно-ориентированного образования);

✓ апробация результатов научных исследований (проведение проверки результатов научных исследований в целях установления их пригодности для достижения конкретных целей) (ст.1 и 3 Закона № 708-XIII).

Занятие научной деятельностью может осуществляться путем проведения наблюдений, экспериментов, опытов, подготовки и опубликования научных монографий, трудов, статей, обзоров, участия в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, открытых конкурсах научных работ и т. п.

Результатами научной деятельности признаются:

✓ новые знания, полученные теоретически или экспериментально и (или) изложенные в любой форме либо зафиксированные на любых материальных носителях информации, допускающих их воспроизведение и (или) практическое использование (подготовка научных монографий, трудов, статей, обзоров, учебников, книг (глав в книгах), статей, озвучивание научной информации на конференциях, симпозиумах, семинарах и т. п.);

✓ экспериментальные (лабораторные) образцы объектов и процессов, созданные на основе новых знаний, а также документация на эти объекты и процессы (образцы веществ, изделий, сортов растений, пород животных, технологических процессов и т. п.) (ч.1 ст.18 Закона № 708-XIII, п.6 Положения об оценке результатов научной деятельности, утв. постановлением Совмина от 21.07.1997 № 914).

Результаты научной деятельности могут быть (однако не обязательно) подтверждены соответствующими государственными или общественными формами признания (регистрация изобретения, выдача патента, издание монографии, опубликование статьи и т. п.) (ч.2 п.7 Положения № 914).

Примерный перечень результатов научной деятельности и некоторых показателей их новизны применительно к естественным, техническим и общественным наукам содержится в постановлении НАН Беларуси и Госкомитета по науке и технологиям от 29.10.2014 № 6/17 «О системе оценки уровня результатов фундаментальных исследований».

Субъектами научной деятельности могут быть в том числе физические лица, временные научные коллективы (ВНК) и научные организации (ч.2 ст.7 Закона № 708-XIII).

Из Закона № 708-XIII следует, что:

1) физическое лицо может заниматься научной деятельностью индивидуально, вне рамок каких-либо организаций и ВНК и без какой-либо государственной регистрации (в том числе без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя);

2) физическое лицо, занимающееся научной деятельностью, необязательно является научным работником (у такого лица необязательно наличие высшего образования, ученой степени, ученого звания, опубликованных научных работ, выполненных исследований и разработок и др.).

 

справочно

Справочно

Научный работник - физическое лицо, обладающее необходимой квалификацией и профессионально занимающееся научной деятельностью в соответствии с трудовым договором.

К научным работникам приравниваются лица, получающие в порядке, установленном законодательством, научно-ориентированное образование в дневной форме получения образования (чч.1 и 2 ст.9 Закона № 708-XIII).

 

Занятие государственными должностными лицами научной деятельностью не должно приобретать форму предпринимательской деятельности (абз.2 ч.1 ст.17 Закона № 305-З).

При этом следует учесть, что предпринимательской деятельностью не является деятельность в рамках ВНК, который:

✓ формируется по инициативе организации, для которой необходимо выполнение научных исследований и разработок, либо по инициативе физического лица;

✓ создается посредством заключения физическими лицами договора о ВНК, предметом которого является деятельность его членов по совместному выполнению научных исследований и разработок;

✓ осуществляет свою деятельность в соответствии с заключаемыми руководителями ВНК с заказчиками договорами на выполнение научных исследований и разработок за счет бюджетных и (или) внебюджетных средств (абз.9 ч.4 п.1 ст.1 ГК, абз.10 ст.1, ст.11, ч.4 ст.17, ст.18 Закона № 708-XIII, Положение о порядке создания и об условиях деятельности временных научных коллективов, утв. Указом от 26.06.2009 № 349, примерная форма договора о создании и деятельности временного научного коллектива, утв. постановлением Госкомитета по науке и технологиям от 14.09.2009 № 15).

Кроме того, не является предпринимательской деятельность государственного должностного лица по самостоятельному созданию по собственной инициативе произведений науки (статьи, научные лекции и доклады, диссертации и др.) с последующим предоставлением права использования таких произведений другим лицам на основании возмездных лицензионных договоров (ст.6, 44 Закона от 07.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах»).

 

справочно

Справочно

Такая деятельность не является предпринимательской, поскольку не сопряжена с получением прибыли от:

• пользования имуществом;

• продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанным лицом для продажи;

• выполнения работ или оказания услуг, предназначенных для реализации другим лицам и не используемых для собственного потребления (ч.2 п.1 ст.1 ГК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2024 г. следует руководствоваться ч.2 п.1 ст.1 ГК в ред. Закона № 365-З.

Культурная и творческая деятельность

Культурная деятельность - деятельность по созданию, обновлению (возрождению), сохранению, охране, изучению, использованию, распространению и (или) популяризации культурных ценностей, предоставлению культурных благ, эстетическому воспитанию граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, организации культурного отдыха (досуга) населения, оказанию методической помощи субъектам культурной деятельности (подп.1.7 п.1 ст.1 КоК).

Творческая деятельность - направление культурной деятельности, включающее художественное творчество и другую интеллектуальную деятельность, которая завершается появлением нового, ранее не существовавшего результата интеллектуальной деятельности в сфере культуры (подп.1.14 п.1 ст.1 КоК).

Нормы КоК и ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 05.12.2011 № 85, позволяют отнести к формам культурной деятельности, в частности:

✓ постановку и показ театральных представлений, концертов и прочих сценических выступлений (деятельность ансамблей, оркестров и музыкальных групп; деятельность театральных и цирковых трупп; деятельность актеров, танцоров, музыкантов; музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий и др.);

✓ деятельность скульпторов и художников;

✓ деятельность писателей, работающих в области художественной, технической литературы и иных жанров;

✓ деятельность композиторов;

✓ деятельность музеев (демонстрация, оформление экспозиций и выставок, проведение экскурсий и др.);

✓ деятельность библиотек (подбор, поиск и выдача документов, поиск информации в базах данных, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей из фондов библиотек, перевод документов на другой язык и др.).

Творческой может быть признана такая культурная деятельность, в результате которой создаются (получаются):

✓ литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);

✓ драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;

✓ музыкальные произведения с текстом и без текста;

✓ аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и др.);

✓ произведения изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика, литография и др.);

✓ произведения прикладного искусства и дизайна (роспись по дереву, по стеклу, по ткани; вышивка, вязание, кружевоплетение, валяние; керамика; произведения из соломки, лозы, бумаги, дерева, металла);

✓ иные новые, ранее не существовавшие результаты интеллектуальной деятельности в сфере культуры.

Из КоК вытекает ряд выводов, имеющих важное значение для правильного применения ч.2 ст.17 Закона № 305-З:

1) не всякая культурная деятельность является творческой;

2) творческая деятельность не является предпринимательской, за исключением случаев, когда она направлена на систематическое извлечение прибыли из ее результатов.

 

справочно

Справочно

Не обладает признаками предпринимательской деятельности самостоятельное создание государственным должностным лицом по собственной инициативе произведений литературы и искусства с последующим предоставлением права использования таких произведений другим лицам на основании возмездных лицензионных договоров (ч.2 п.1 ст.1 ГК, ст.6, 44 Закона № 262-З);

 

3) физическое лицо может заниматься творческой деятельностью:

- на профессиональной основе (как правило, в виде основного занятия, приносящего доход) или непрофессиональной (любительской) основе (как правило, в виде дополнительного занятия, которое может приносить доход);

- самостоятельно либо на основании трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора, либо на основании участия (членства) или приема (записи).

Ремесленная деятельность

Ремесленная деятельность - не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан (чч.3 и 4 п.1 ст.1 ГК, подп.1.1 п.1 Указа от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2024 г. действует Указ от 21.08.2024 № 328 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности».

 

справочно

Справочно

Вместе с тем физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность, вправе на безвозмездной основе осуществлять обучение ремесленной деятельности, а изготовленные при обучении ремесленной деятельности учеником ремесленника товары (их части) являются собственностью физического лица, осуществляющего ремесленную деятельность, если иное не предусмотрено договором договора об обучении ремесленной деятельности (абз.3 ч.1, чч.2-8 подп.1.5 п.1 Указа № 364).

 

Перечень видов ремесленной деятельности, которые могут осуществляться физическим лицом без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, определен в подп.1.2 п.1 Указа № 364, например:

✓ кузнечное дело;

✓ изготовление изделий ручного вязания, свечей, национальных музыкальных инструментов в нефабричных условиях, витражей, мыла;

✓ кружевоплетение, макраме.

Порядок осуществления ремесленной деятельности (постановка на учет в налоговом органе, уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности или налога на профессиональный доход и др.) определен в Указе № 364, ст.369-372, 378-3817 НК.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. следует руководствоваться ст.369-372, 378, 379, 381, 3813 НК с изменениями, внесенными Законом от 27.12.2023 № 327-З.

 

По мнению автора, ремесленная деятельность, как правило, не относится к видам деятельности, которые в соответствии с ч.2 ст.17 Закона № 305-З в порядке исключения разрешено осуществлять государственным должностным лицам.

В то же время представляется, что некоторые виды ремесленной деятельности обладают признаками творческой деятельности, которую указанным лицам разрешено осуществлять, например:

✓ художественная обработка и роспись дерева, камня, кости, рога, металла, жести, стекла, керамики, фанеры;

✓ изготовление художественных изделий из бумаги и папье-маше (абз.15 и 25 подп.1.2 п.1 Указа № 364).

Кроме того, из абз.32 подп.1.2 п.1 Указа № 364 следует, что к ремесленной относится иная деятельность, не перечисленная в абз.2-31 подп.1.2 п.1 Указа № 364, по созданию предметов творчества, а также осуществляемая с применением ручного труда, за исключением видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

В связи с изложенным, по мнению автора, требуются официальные разъяснения по вопросу о возможности осуществления государственными должностными лицами ремесленной деятельности, которая обладает признаками творческой деятельности.

Медицинская практика

Закон № 305-З, Закон от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении», другие акты законодательства в сфере здравоохранения используют термин «медицинская практика», однако не раскрывают его содержание.

В Законе № 2435-XII четко прослеживается противопоставление термина «медицинская практика» термину «медицинская наука».

Термин «наука» в актах национального законодательства четко не раскрывается.

В общепринятом понимании наука - это деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности (мире, природе, обществе и т. д.).

Под практикой чаще всего понимают:

✓ деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их;

✓ деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт;

✓ применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим (научным) путем.

При таких обстоятельствах под медицинской наукой можно понимать знания о медицинской деятельности, а под медицинской практикой - реальную медицинскую деятельность.

С учетом абз.12 и 13 ч.1 ст.1 Закона № 2435-XII термин «медицинская практика» можно определить как осуществляемую юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в установленном законодательством порядке деятельность по:

✓ организации и оказанию медицинской помощи (осуществляемый медицинскими работниками комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, изменение и поддержание эстетического вида пациента, включающий медицинскую профилактику, диагностику, лечение, медицинскую абилитацию, медицинскую реабилитацию и протезирование);

✓ обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения;

✓ проведению медицинской экспертизы.

В законодательстве медицинская деятельность четко отграничивается от фармацевтической деятельности, которая представляет собой деятельность в сфере обращения лекарственных средств и лекарственного растительного сырья, осуществляемую юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством (абз.33 ч.1 ст.1 Закона № 2435-XII).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 февраля 2024 г. из абз.33 ч.1 ст.1 Закона № 2435-XII слова «и лекарственного растительного сырья» исключены Законом от 25.10.2023 № 308-З.

 

Некоторые виды деятельности связаны с медицинской деятельностью, однако отнести их к медицинской практике затруднительно.

Например, возможны ситуации, когда фармацевтические компании рекламируют перед медицинскими работниками производимые этими компаниями лекарственные средства, стимулируя медицинских работников различными вознаграждениями и бесплатными услугами рекламировать данные лекарственные средства перед пациентами и выписывать рецепты именно на эти лекарственные средства.

Представляется, что соответствующая деятельность медицинских работников по рекламе лекарственных средств перед пациентами и выписке рецептов на эти лекарственные средства не может быть отнесена к медицинской практике, поскольку основной целью такой деятельности является получение вознаграждения за рекламу и продвижение лекарственных средств конкретной фармацевтической компании, а не организация и оказание медицинской помощи пациентам.

Общие условия выполнения иной оплачиваемой работы

По общему правилу государственные должностные лица во внерабочее (внеслужебное) время вправе осуществлять на оплачиваемой основе педагогическую (в части реализации содержания образовательных программ), научную, культурную, творческую деятельность и медицинскую практику, не связанные с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (далее - разрешенные виды деятельности), без согласия организации по месту основной службы (работы) (далее - наниматель) и не обязаны уведомлять его о намерении заниматься ими.

В рабочее (служебное) время государственные должностные лица вправе осуществлять на оплачиваемой основе разрешенные виды деятельности только в случаях и в порядке, предусмотренных актами законодательства.

Если время, в которое государственные должностные лица хотели бы осуществлять такие виды деятельности, попадает на их рабочее время по месту основной службы (работы), наниматели вправе, например:

1) предоставить этим лицам оплачиваемый отпуск или отпуск без сохранения заработной платы на планируемое время осуществления разрешенных видов деятельности;

2) установить этим лицам гибкий график работы с учетом планируемого времени осуществления разрешенных видов деятельности.

Если осуществление разрешенных видов деятельности вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, государственные должностные лица обязаны уведомить об этом в порядке, предусмотренном ст.21 Закона № 305-З, для принятия мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Большинство государственных должностных лиц обязаны также сообщать по месту основной службы (работы) о получении дополнительных доходов от осуществления разрешенных видов деятельности путем подачи деклараций о доходах и имуществе в соответствии со ст.26-34 Закона № 305-З.

Особые условия выполнения иной оплачиваемой работы

Гражданские служащие

Гражданские служащие вправе осуществлять разрешенные виды деятельности как во внерабочее, так и в рабочее время.

Во внерабочее время гражданский служащий может осуществлять такие виды деятельности без предварительного уведомления нанимателя и без согласования с ним, а в рабочее время - только по согласованию с руководителем государственного органа, в котором гражданский служащий занимает гражданскую должность, или уполномоченным им лицом (подп.1.3 п.1 ст.26 Закона № 175-З).

 

справочно

Справочно

Соответствующее согласие целесообразно давать в письменном виде и только в тех случаях, когда осуществление гражданским служащим разрешенных видов деятельности в рабочее время не влияет на надлежащее исполнение им своих служебных обязанностей по занимаемой гражданской должности.

 

При этом из Закона № 175-З следует, что осуществление гражданским служащим в вышеуказанном порядке разрешенных видов деятельности в рабочее время не является основанием для перерасчета (снижения) начисляемой ему его заработной платы.

Сотрудники ОВД, СК, ГКСЭ, работники органов финансовых расследований КГК

Сотрудники ОВД, СК и ГКСЭ, работники органов финансовых расследований КГК вправе осуществлять разрешенные виды деятельности:

• во внерабочее (внеслужебное) и в рабочее (служебное) время.

 

справочно

Справочно

В законодательстве применительно к сотрудникам указанных органов, как правило, используется термин «служебное время», однако в ряде нормативных правовых актов встречается и термин «рабочее время» (например, в Положении № 660 применительно к работникам органов финансовых расследований КГК);

 

• только по согласованию с руководителем подразделения (органа) ОВД, СК, ГКСЭ, органов финансовых расследований КГК, в котором сотрудник (работник) проходит службу (в отношении руководителя подразделения (органа) ОВД, СК, ГКСЭ, органов финансовых расследований КГК - по согласованию с его непосредственным начальником) (ч.3 ст.32 Закона № 263-З, абз.2 ч.2 ст.16 Закона № 403-З, ч.2 ст.20 Закона № 293-З, ч.3 ст.20 Закона № 414-З).

Лица гражданского персонала из числа судебных экспертов и судебных экспертов-стажеров не вправе выполнять в организациях, за исключением подчиненных ГКСЭ, у индивидуальных предпринимателей или самостоятельно иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы, кроме разрешенных видов деятельности, осуществляемых по согласованию с руководителем органа ГКСЭ, в котором они работают (ч.5 ст.20 Закона № 293-З).

 

справочно

Справочно

Такие лица гражданского персонала ГКСЭ не относятся к сотрудникам ГКСЭ, не являются гражданскими служащими, не имеют статуса государственного должностного лица и могут быть отнесены к лицам, приравненным к государственным должностным лицам, в связи с наличием у них полномочий на совершение юридически значимых действий (ст.18 Закона № 293-З, абз.5 ст.1 Закона № 305-З).

Работники органов по ЧС

Работники органов по ЧС вправе осуществлять разрешенные виды деятельности только:

✓ в свободное от службы время;

✓ по согласованию с Министром или другим начальником согласно компетенции, определяемой Министром (абз.3 ч.1 п.113 Положения № 22).

Обращаем внимание, что некоторые нормативные правовые предписания Положения № 22 сформулированы с учетом требований утратившего силу Закона от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» и до настоящего времени не приведены в соответствие с Законом № 305-З.

К примеру, нормативные правовые предписания абз.3 и 4 ч.1 п.113 Положения № 22 по-прежнему сформулированы с учетом требований абз.2 ч.1 ст.17 Закона № 165-З и:

✓ запрещают работникам органов по ЧС заниматься предпринимательской деятельностью лично либо «через доверенных лиц» (в соответствии с абз.2 ч.1 ст.17 Закона № 305-З - «через иных лиц»);

✓ разрешают работникам органов по ЧС заниматься «преподавательской деятельностью, не связанной с исполнением служебных обязанностей» (в соответствии с ч.2 ст.17 Закона № 305-З - «педагогической деятельностью (в части реализации содержания образовательных программ), не связанной с исполнением служебных обязанностей»).

 

справочно

Справочно

По мнению автора, с учетом ч.2 ст.85 Конституции вышеуказанные нормативные правовые предписания абз.3 и 4 ч.1 п.113 Положения № 22:

• следует применять с учетом положений абз.2 ч.1 и ч.2 ст.17 Закона № 305-З, поскольку термин «преподавательская деятельность» в КоО не используется, а понятие «занятие предпринимательской деятельностью через доверенных лиц» давно признано некорректным;

• должны быть приведены в соответствие с абз.2 ч.1 и ч.2 ст.17 Закона № 305-З.

 

Лица рядового и младшего начальствующего состава, не осуществляющие функции государственного надзора и контроля, кроме разрешенных видов деятельности, вправе также в свободное от службы время по согласованию с Министром или другим начальником согласно компетенции, определяемой Министром, выполнять на условиях совместительства или иных условиях любую другую оплачиваемую работу, которая не связана с исполнением служебных обязанностей и предпринимательской деятельностью (ч.3 п.113 Положения № 22).

 

справочно

Справочно

С учетом требований абз.3 ст.1 Закона № 305-З и Положения № 22 лица рядового и младшего начальствующего состава, указанные в ч.3 п.113 Положения № 22, не относятся к должностным лицам и не являются государственными должностными лицами.

Военнослужащие

Военнослужащие, в том числе являющиеся государственными должностными лицами, вправе осуществлять разрешенные виды деятельности только:

✓ во внеслужебное время;

✓ на основании гражданско-правовых договоров.

При этом военнослужащие органов госбезопасности вправе осуществлять такие виды деятельности, когда это вызвано служебной необходимостью.

Осуществление разрешенных видов деятельности:

1) военнослужащий обязан согласовать с командиром (начальником) воинской части, в которой он проходит военную службу, а сам командир (начальник) воинской части - со своим непосредственным командиром (начальником);

2) военнослужащий органов госбезопасности обязан согласовать с начальником органа госбезопасности, командиром воинской части, начальником организации, подчиненных органам госбезопасности, в которых военнослужащий проходит службу, а начальник территориального органа госбезопасности, командир воинской части, начальник организации, подчиненных органам госбезопасности, - с Председателем КГБ (ч.6 ст.10 Закона № 100-З, ч.2 ст.25 Закона № 390-З).

Иные виды оплачиваемой работы, которые разрешено выполнять государственным должностным лицам

Государственные должностные лица вправе:

✓ осуществлять разрешенные виды деятельности, если иное не установлено Конституцией и иными законодательными актами;

✓ выполнять иную оплачиваемую работу, кроме разрешенных видов деятельности, если это установлено Конституцией и иными законодательными актами.

Конституция

Нормативные правовые предписания ч.1 ст.86 Конституции разрешают Президенту получать помимо заработной платы денежные вознаграждения только в виде «авторского вознаграждения за произведения науки, литературы и искусства».

В соответствии с ч.1 ст.111 Конституции судьи не могут выполнять иную оплачиваемую работу, кроме «преподавательской и научно-исследовательской».

 

справочно

Справочно

По мнению автора, вышеуказанные нормативные правовые предписания ч.1 ст.111 Конституции следует применять с учетом положений ч.1 ст.70 КоССС, ч.2 ст.17 Закона № 305-З, которыми судьям разрешена педагогическая деятельность (в части реализации содержания образовательных программ).

 

В соответствии со ст.44 Конституции:

✓ государство гарантирует каждому право собственности;

✓ собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.

В результате государственным должностным лицам фактически разрешена иная оплачиваемая работа, которая:

✓ не связана с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы);

✓ не является предпринимательской деятельностью (ч.2 п.1 ст.1 ГК);

✓ не имеет признаков педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики;

✓ сопряжена с получением дохода от владения, пользования и распоряжения (сдача в аренду, продажа и др.) личным имуществом (имуществом, находящимся в собственности государственного должностного лица).

Например:

1) деятельность государственных должностных лиц, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции.

 

справочно

Справочно

Граждане осуществляют ведение личного подсобного хозяйства по своему усмотрению и под свою ответственность;

сельскохозяйственная продукция, произведенная гражданами, осуществляющими ведение личных подсобных хозяйств, используется ими по своему усмотрению, в том числе она может быть реализована юридическим и физическим лицам согласно заключенным с ними договорам;

деятельность граждан, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции не относится к предпринимательской деятельности (ст.3, 6 Закона от 11.11.2002 № 149-З «О личных подсобных хозяйствах граждан»);

 

2) деятельность государственных должностных лиц по использованию собственных ценных бумаг и банковских счетов в целях сохранения денежных средств и получения дохода;

3) сдача государственными должностными лицами внаем собственных жилых помещений;

4) совершение государственными должностными лицами иных сделок с личным имуществом.

Иные законодательные акты

Отдельными законодательными актами государственным должностным лицам предоставлено право осуществлять не только разрешенные, но и некоторые другие виды оплачиваемой деятельности, не связанные с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы).

Например, государственные должностные лица вправе:

1) выполнять обязанности народного заседателя.

 

справочно

Справочно

Народными заседателями могут быть любые граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками, за исключением лиц, перечисленных в ч.2 ст.117 КоССС (депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания, судей, прокурорских работников, сотрудников органов государственной безопасности, ОВД, СК и др.).

На время исполнения обязанностей народных заседателей в рабочее время работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка (абз.5 ч.3 ст.117, ч.1 ст.122 КоССС);

 

2) участвовать в работе комиссий по выборам, по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутата (далее - избирательные комиссии).

 

справочно

Справочно

Избирательные комиссии формируются из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также из представителей граждан, выдвинутых в состав комиссии путем подачи заявления:

• в состав избирательных комиссий не могут входить судьи, прокуроры, руководители местных исполнительных и распорядительных органов;

• по решению избирательной комиссии отдельные ее члены могут освобождаться в период подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва депутата от выполнения трудовых (служебных) обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума, отзыва депутата;

• оплата труда членов избирательной комиссии может также производиться исходя из фактически отработанного времени в комиссии (чч.1-3 ст.34, чч.9 и 10 ст.37 ИК);

 

3) участвовать в работе ликвидационной комиссии организации, выполнять функции ликвидатора (ст.58, п.4 ст.113 ГК, ст.25 Закона № 2020-XII, п.6 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 № 1, постановление Совмина от 24.04.2013 № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)» и др.).

 

справочно

Справочно

Члену ликвидационной комиссии (ликвидатору) вознаграждение может выплачиваться, например, в соответствии с заключенным с ним гражданско-правовым договором.

 

Руководитель, его заместители и главный бухгалтер управляющей компании холдинга с преобладающей долей государства в уставном фонде, а также иные работники такой компании, имеющие статус государственного должностного лица, вправе выполнять работу по совместительству на основании трудового договора (контракта) в других юридических лицах, являющихся участниками этого же холдинга, в том числе на руководящих должностях, при наличии согласия собственника имущества этих участников (общего собрания участников либо, если это предусмотрено учредительным документом, совета директоров (наблюдательного совета)) (чч.2 и 3 п.9 Указа от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов»).

 

список

Дополнительно по теме

Запрет на занятие предпринимательской деятельностью как инструмент борьбы с коррупцией.

Требования антикоррупционного законодательства: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо».

Участие государственного должностного лица в управлении коммерческой организацией в свете антикоррупционного законодательства.