


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

Создание трубопровода хозспособом: какие документы нужны
![]() |
Ситуация Организация создает трубопровод хозспособом (задействованы свои рабочие) за счет собственных средств. 1. Какой пакет документов необходим для бухгалтерии, чтобы подтвердить создание, сборку и дальнейший ввод в эксплуатацию этого основного средства? Необходима ли смета (если организация использует собственные средства) и акт израсходованных материалов (акт комплектации)? Можно ли данные о трудозатратах и об эксплуатации машин отразить в акте расходов материалов (акт комплектации)? 2. Необходимо ли в дальнейшем при текущем ремонте (хозспособом) трубопровода за счет собственных средств составлять смету? Или достаточно дефектного акта и акта расхода материалов? |
1. При возведении трубопровода хозяйственным способом у застройщика должны быть в наличии:
✓ утвержденная проектная, в том числе сметная, документация на объект;
✓ акты С-2а (приложение 4 к постановлению Минстройархитектуры от 29.04.2011 № 13) с прилагаемыми бухгалтерскими справками о суммах фактических расходов застройщика на выполнение работ в отчетных периодах;
✓ акт приемки объекта в эксплуатацию.
Возведение объекта осуществляют на основе утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка является обязательной, и проектной документации, в том числе сметы (сметной документации) (п.6 ст.51 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2024 г. действует Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З. Следует руководствоваться п.1 ст.72 Строительного кодекса. |
![]() |
Справочно Предпроектную (предынвестиционную) документацию на возведение объектов, относимых к 1-4-му классам сложности, разрабатывают и утверждают заказчики, застройщики в составе раздела обоснования инвестиций, задания на проектирование и иной документации (ч.4 подп.1.1 п.1 Указа от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»). |
Порядок отнесения затрат (прямых и косвенных) в бухгалтерском учете застройщика при хозяйственном способе строительства установлен в подп.14.1-14.6 п.14 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 № 10.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2024 г. действует Инструкция о порядке формирования фактической стоимости строительства объекта в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.05.2024 № 53. |
Обоснованность понесенных затрат подтверждается экономическими расчетами, произведенными соответствующими специалистами застройщика (инженерами, экономистами). Решение о включении в стоимость объекта учета затрат, превышающих сметные нормы расходования материальных и трудовых ресурсов, эксплуатации строительных машин и механизмов, принимает руководитель застройщика или иное уполномоченное им лицо (ч.2 подп.14.5 п.14 Инструкции № 10).
Обоснованность понесенных затрат застройщиком подтверждают оформленным актом сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2а.
При выполнении работ хозспособом в акт С-2а вносят информацию о фактически выполненных в отчетном периоде работах, их объемах и сметной стоимости прямых затрат в разрезе элементов затрат (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы, транспорт), а также трудозатраты рабочих. Акт подписывают уполномоченные лица, ответственные за выполнение и приемку работ. К акту С-2а прилагается бухгалтерская справка о сумме фактических расходов застройщика на выполнение работ, включенных в отчетном месяце в акт формы С-2а (абз.3 ч.1, ч.3 п.9 Инструкции о порядке применения актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, первичных учетных документов, оформленных при выполнении строительных работ за пределами Республики Беларусь, утв. постановлением Минстройархитектуры от 20.07.2018 № 29).
Акт приемки в эксплуатацию объекта строительства, в том числе очередей строительства, пусковых комплексов, законченного возведением утвержден в приложении 2 к постановлению Минстройархитектуры от 06.12.2018 № 40.
Этот акт заполняется при вводе в эксплуатацию объектов, законченных строительством, независимо от их класса сложности и способа выполнения строительных работ (подрядный либо хозяйственный).
После приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию и утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию в бухгалтерском учете формируются стоимость объекта (каждой части объекта) и стоимость оборудования путем суммирования прямых и косвенных затрат (доли косвенных затрат) (ч.1 п.40 Инструкции № 10).
Таким образом, при возведении трубопровода хозяйственным способом у застройщика должны быть в наличии следующие документы:
✓ утвержденная проектная, в том числе сметная, документация на объект;
✓ акты С-2а с прилагаемыми бухгалтерскими справками о суммах фактических расходов застройщика на выполнение работ в отчетных периодах;
✓ акт приемки объекта в эксплуатацию.
2. Смета необходима.
Строительно-монтажные работы по текущему ремонту выполняют на основании дефектного акта и сметы (п.9 ст.51 Закона № 300-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2024 г. следует руководствоваться ст.83 Строительного кодекса. |
Таким образом, при выполнении текущего ремонта смета нужна.
![]() |
Дополнительно по теме • Текущий ремонт: как организовать и оформить. • При выполнении строительных работ хозспособом казначейство требует приказ на выполнение работ: разбираемся, как он должен выглядеть. • Можно ли снести объект незавершенного строительства собственными силами (хозспособом). |