Пособие - навигатор от 27.03.2025
Автор: Новиков А.

В каких случаях ответы на обращения заявителей не направляются


Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Для всех отраслей

В каких случаях ответы на обращения заявителей не направляются

Андрей Новиков

Андрей Новиков
юрист, член общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»

27.03.2025

В материале рассмотрены случаи, в которых согласно Закону от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» ответы на письменные и электронные обращения граждан и юридических лиц не направляются; могут не направляться по решению руководителя организации, ИП (уполномоченных ими должностных лиц), к которым поступило обращение.

 

Случай Пример Как поступить с обращением Норма Закона № 300-З
Обращение подано с нарушением установленного порядка Юридическое лицо направило обращение на электронную почту государственного органа. Однако электронные обращения в государственные органы подаются через систему учета и обработки обращений (обращения.бел) Обращение не подлежит регистрации. Ответ на него направлять не нужно Пункт 1 ст.10;
п.1 ст.25
Обращение содержит вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую оно поступило, в том числе если замечание и (или) предложение, внесенное в книгу замечаний и предложений, не относится к деятельности этой организации, ИП, не касается качества реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг Гражданин подал обращение в территориальный орган государственного контроля с просьбой разъяснить отдельные положения акта законодательства о труде. Однако разъяснение данных положений относится к компетенции Минтруда и соцзащиты Обращение в течение 5 рабочих дней необходимо направить для рассмотрения организации в соответствии с ее компетенцией и уведомить заявителя в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном Законом № 300-З, либо оставить обращение без рассмотрения по существу и уведомить об этом (за исключением случая оставления без рассмотрения по существу замечания и (или) предложения, внесенного в книгу замечаний и предложений) заявителя с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении Часть 1 п.3 ст.10; абз.4 п.1, п.4 ст.15;
ч.4 п.1 ст.24;
ч.1 п.1 ст.25
В обращении обжалуется судебное постановление Юридическое лицо посредством системы учета и обработки обращений направило апелляционную жалобу в суд, рассматривающий экономические дела Обращение не позднее 5 рабочих дней возвращается заявителю с разъяснением ему порядка обжалования судебных постановлений Часть 2 п.3 ст.10; ч.1 п.1 ст.25
Обращение содержит информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении В организацию поступило обращение гражданина, в котором сообщается о систематическом хищении отдельными работниками материальных средств организации Обращение не позднее 5 рабочих дней направляется организацией, в которую оно поступило, в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы Пункт 5 ст.10;
ч.1 п.1 ст.25
Обращение не соответствует требованиям к оформлению, требованиям, установленным законодательством о конституционном судопроизводстве Гражданин подал в организацию письменное обращение, в котором отсутствует его личная подпись Обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу. При этом заявитель в течение 5 рабочих дней письменно уведомляется об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения и ему возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению Пункты 1-6 ст.12; абз.2 п.1, п.3, ч.1 п.4 ст.15; ч.1 п.1 ст.25
Обращение подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращение является обращением работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения такого обращения Работник направил нанимателю письмо, в котором сообщил о неравномерном распределении нагрузки между работниками в организации Абзац 4 п.1, п.3, ч.1 п.4 ст.15; ч.1 п.1 ст.25
Пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы Гражданин направил в суд жалобу на ответ организации на обращение спустя 4 года со дня, когда получил данный ответ Абзац 5 п.1, п.3, ч.1 п.4 ст.15;
ч.1 п.1 ст.25
Заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу Юридическое лицо подало обращение оператору информационной системы, указав на некорректную работу сервиса обратной связи. Спустя неделю подало такое же по содержанию обращение в ту же организацию Обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу.
При этом заявитель в течение 5 рабочих дней письменно уведомляется:
- об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения;
- что повторное обращение необоснованно и переписка с ним по этому вопросу прекращается.
Заявителю возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению
Абзац 6 п.1, п.3, ч.1 п.4 ст.15;
п.1 ст.21, ч.1 п.1 ст.25
С заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам После оставления повторного обращения юридического лица без рассмотрения по существу и прекращения с ним переписки данное юридическое лицо вновь подало обращение по ранее поднимаемым вопросам Обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу. Уведомлять об этом заявителя и возвращать ему оригиналы документов, приложенных к обращению, не требуется Абзац 7 п.1, п.3, ч.1 п.4 ст.15;
п.2 ст.21, ч.1 п.1 ст.25
Обращение содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение Гражданин, неудовлетворенный качеством оказания услуг сотовой связи, еженедельно направляет оператору сотовой связи обращения, в которых сообщает о якобы ненадлежащем исполнении работниками оператора трудовых обязанностей, хотя эти сведения не соответствуют действительности Обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу. При этом заявитель в течение 5 рабочих дней письменно уведомляется об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения и ему возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению Абзац 8 п.1, п.3, ч.1 п.4 ст.15, ч.1 п.1 ст.25
Для решения изложенных в обращении вопросов совершены определенные действия (выполнены работы, оказаны услуги) в присутствии заявителя Гражданин подал заявление в поликлинику с просьбой об ознакомлении с материалами рассмотрения его предыдущего обращения. Руководство поликлиники в помещении административного корпуса предоставило гражданину необходимые документы Результаты рассмотрения обращения по существу оформляются посредством совершения заявителем соответствующей записи на обращении либо в книге замечаний и предложений, заверяемой подписью заявителя, или составления отдельного документа, подтверждающего совершение этих действий (выполнение работ, оказание услуг).
Ответ заявителю не направляется
Часть 3 п.1 ст.14, ч.1 п.1 ст.25
В обращении отсутствуют какие-либо рекомендации, требования, ходатайства, сообщения о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций Гражданин подал в местную администрацию обращение, в котором привел примеры застройки в городе иностранного государства. Обращение носит информативный характер и не содержит просьб, рекомендаций, требований и т. д. Обращение принимается к сведению и ответ на него не направляется Абзац 2 п.3 ст.14, ч.1 п.1 ст.25
Обращение содержит только благодарность Гражданин подал в расчетно-справочный центр обращение, в котором поблагодарил работника центра за своевременное и качественное осуществление административной процедуры Абзац 3 п.3 ст.14, ч.1 п.1 ст.25
Обращение содержит просьбу заявителя не направлять ответ на обращение Гражданин подал в местный исполком обращение, в котором попросил принять меры по уборке мусора возле многоквартирного жилого дома. В конце обращения он указал, что ответ не требуется, так как ему будут наглядно видны результаты рассмотрения обращения Абзац 4 п.3 ст.14, ч.1 п.1 ст.25
Заявитель отозвал свое обращение до рассмотрения его по существу Гражданин подал в территориальный орган Минприроды обращение, в котором попросил разъяснить отдельные положения природоохранного законодательства. Однако спустя несколько дней он самостоятельно разобрался в вопросе и направил в тот же орган заявление об отзыве своего обращения Рассмотрение обращения по существу прекращается без уведомления об этом заявителя. Заявителю возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению Статья 16, ч.1 п.1 ст.25
Обращение является анонимным В организацию поступило письменное обращение, в котором отсутствуют фамилия, имя, отчество гражданина Обращение не подлежит рассмотрению по существу, заявитель об этом не уведомляется.
Если обращение содержит сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, его не позднее 5 рабочих дней необходимо направить в соответствующий правоохранительный или другой государственный орган
Пункт 5 ст.10, ч.1 ст.23, ч.1 п.1 ст.25
Поступающие письменные и (или) электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более 10 обращений) В адрес застройщика поступило 20 письменных обращений граждан-дольщиков с требованием о предоставлении информации о конкретном сроке окончания строительства жилого дома Ответы на такие обращения по решению руководителя организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном интернет-сайте организации без направления ответов (уведомлений) заявителям.
После размещения на официальном интернет-сайте организации данной информации последующие письменные и (или) электронные обращения аналогичного содержания не подлежат рассмотрению и ответы (уведомления) на них заявителям не направляются
Статья 251, ч.1 п.1 ст.25

 

список

Дополнительно по теме

Обращения граждан и юрлиц: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо».

Всё по одной теме. Работа с обращениями граждан и юридических лиц.

 

Материал подготовлен по результатам обсуждения в Сообществе

задать вопрос

Вы тоже можете задать свой вопрос экспертам.