Горячая тема от 14.04.2025
Автор: Артемьева А.

Охрана окружающей среды: 10 основных изменений I квартала 2025 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Скорректирован порядок локального мониторинга ОС

2. Минлесхоз утвердил 7 регламентов административных процедур

3. Введен новый ТКП по коммунальным отходам

4. Изменен порядок ведения деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух

5. Установлены размеры компенсации за сбор отходов и упаковки на 2025 год

6. Внесены изменения в ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 об экологической безопасности

7. Указом № 439 преобразованы особо охраняемые природные территории

8. Скорректированы ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 об атмосферном воздухе

9. Утверждены ГеоНиП 17.05.01-010-2024 о проектной документации на скважины

10. Утверждены ГеоНиП 17.05.03-011-2025 по консервации, расконсервации и ликвидации буровых скважин

 Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии

Для всех отраслей

Охрана окружающей среды: 10 основных изменений I квартала 2025 года

Правовая платформа «Бизнес-Инфо»

Материал подготовлен аналитической редакцией Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

14.04.2025

В материале приведены основные изменения в законодательстве об охране окружающей среды и природопользовании за январь - март 2025 г.

 


Охрана окружающей среды: 10 основных изменений I квартала 2025 года

1. Скорректирован порядок локального мониторинга ОС

С 16 января 2025 г. постановлением Минприроды от 06.11.2024 № 60 скорректировано постановление от 01.02.2007 № 9, которым была ранее утверждена Инструкция о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды.

Теперь данная Инструкция имеет новое название - Инструкция о технологии работ по организации и проведению локального мониторинга окружающей среды.

В ней:

✓ определен состав работ при проведении природопользователем локального мониторинга (планирование проведения наблюдений; проведение наблюдений и получение первичных данных; оформление и передача результатов наблюдений в информационно-аналитический центр локального мониторинга);

✓ установлено, что областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды участвуют в формировании перечня пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, перечня параметров, периодичности наблюдений и перечня природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга путем предоставления сведений о наличии у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пунктов наблюдений локального мониторинга;

✓ определены пункты наблюдений локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, деятельность которых связана с обращением с отходами: от оборудования (установок) при обезвреживании и (или) использовании путем сжигания отходов, топлив из отходов, включая крематоры, инсинераторы;

✓ установлена периодичность проведения наблюдений 2 раза в месяц в отношении стационарных источников выбросов, подлежащих оснащению автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и ими не снащенных.

Также в Инструкции уточнены критерии пунктов наблюдений локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Минлесхоз утвердил 7 регламентов административных процедур

С 18 января 2025 г. постановлением Минлесхоза от 16.12.2024 № 43 утверждены следующие регламенты административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования:

Получение решения о предоставлении участка лесного фонда в аренду для заготовки живицы, второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования;

Получение решения о предоставлении участка лесного фонда для лесопользования в целях проведения культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных или спортивных мероприятий;

Получение решения о предоставлении участка лесного фонда в аренду для заготовки древесины юридическому лицу, производящему продукцию деревообработки и реализующему инвестиционный проект, отвечающий установленным Советом Министров Республики Беларусь критериям;

Получение лесорубочного билета;

Получение лесного билета;

Получение решения о предоставлении отсрочки на проведение рубок леса и (или) вывозку древесины;

Получение решения о предоставлении участка лесного фонда для осуществления лесопользования в научно-исследовательских и образовательных целях.

3. Введен новый ТКП по коммунальным отходам

С 24 января 2025 г. постановлением Минжилкомхоза и Минприроды от 16.09.2024 № 10/12-Т введен в действие новый ТКП 17.11-08-2024 «Охрана окружающей среды и природопользование. Технические требования к обращению с коммунальными отходами».

ТКП 17.11-08-2024 применяют:

1) юрлица, ИП, физлица, являющиеся производителями коммунальных отходов и осуществляющие обращение с коммунальными отходами;

2) юрлица, осуществляющие эксплуатацию жилфонда и (или) предоставляющие ЖКУ;

3) организации, оказывающие услуги по обращению с коммунальными отходами;

4) собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений, изолированных помещений и иных объектов;

5) потребительские кооперативы и садоводческие товарищества;

6) местные исполнительные и распорядительные органы.

В ТКП 17.11-08-2024 установлены общие требования к обращению с коммунальными отходами, а также требования к:

✓ контейнерам и контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов;

✓ центрам для раздельного сбора коммунальных отходов потребления;

✓ объектам сортировки коммунальных отходов;

✓ обращению с отдельными видами коммунальных отходов, подлежащих специальной системе сбора;

✓ обращению с растительными и строительными отходами;

✓ пунктам приема (заготовки);

✓ обращению с коммунальными отходами в садоводческих товариществах и потребительских кооперативах.

ТКП 17.11-08-2024 не распространяется на жидкие отходы, относящиеся к коммунальным отходам.

С даты введения в действие ТКП 17.11-08-2024 отменен ТКП 17.11-08-2020 «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами», утв. постановлением ведомств от 30.06.2020 № 13/4-Т.

4. Изменен порядок ведения деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух

С 24 января 2025 г. постановлением Минприроды от 30.12.2024 № 75 внесены изменения в постановление Минприроды от 27.12.2023 № 33 «О деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

Основные изменения:

1) скорректирован перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов. Ненормируемые объекты дополнены емкостями накопления навозосодержащих стоков;

2) изменено Положение о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В частности, установлено, что инвентаризацию выбросов проводит природопользователь или уполномоченная им проектная, научная, иная организация при переходе права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на объекты воздействия на атмосферный воздух, предоставлении в аренду или на ином законом основании объектов воздействия на атмосферный воздух - в течение 5 месяцев со дня возникновения таких обстоятельств;

3) изменено Положение о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Нормативы выбросов устанавливаются для каждого отдельно выделенного режима работы источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов в случае их определения по результатам учета нестационарности выбросов при проведении инвентаризации выбросов.

При заполнении в проекте нормативов раздела «Нормативы (временные нормативы) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» точность сведений о нормативах (временных нормативах) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 0,1 - при указании в миллиграммах в кубическом метре, но 0,001 - при указании значений, у которых целая часть, первый и (или) второй десятичные знаки равны нулю.

 

список

Дополнительно по теме

Порядок ведения деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, изменен с 24 января 2025 года. Комментарий к постановлению Минприроды от 30.12.2024 № 75.

5. Установлены размеры компенсации за сбор отходов и упаковки на 2025 год

С 9 февраля 2025 г. вступило в силу постановление Совмина от 06.02.2025 № 74, которым установлены на 2025 год размеры расходования средств и компенсации по сбору отходов и упаковки.

В постановлении № 74 определены:

1) общие размеры расходования денежных средств на реализацию мероприятий, указанных в п.3 приложения к Указу от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки»;

2) размеры компенсации и виды отходов, за которые выплачивается компенсация;

3) виды продукции и применяемые при производстве типы упаковки, за которые ежегодно выплачивается компенсация.

Размеры компенсации различаются в зависимости от вида отходов, условий и способов их сбора, условий и применяемых технологических процессов обезвреживания или использования, видов продукции и применяемых при ее производстве типов упаковки.

 

список

Дополнительно по теме

Как изменились размеры компенсации за сбор отходов на 2025 год. Комментарий к постановлению Совмина от 06.02.2025 № 74.

6. Внесены изменения в ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 об экологической безопасности

С 12 февраля 2025 г. постановлением Минприроды от 30.12.2024 № 16-Т внесены изменения в ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утв. постановлением от 18.07.2017 № 5-Т.

Уточнено, что субъект хозяйствования обеспечивает разработку методики (метода) измерений концентраций веществ в необходимом диапазоне или условиях:

✓ при эксплуатации оборудования, устройств в условиях, отличных от условий проведения отбора проб и измерений, указанных в утвержденных методиках (методах) измерений (например, высокая температура);

✓ при наличии в технологическом процессе субъекта хозяйствования специфических загрязняющих веществ, поступление которых возможно в окружающую среду, не обеспеченных соответствующими аттестованными методиками (методами) измерений для их определения (ч.3 п.117 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).

Также определено, что, если на действующих объектах отсутствует техническая возможность оборудовать места отбора проб и проведения измерений на организованных стационарных источниках выбросов, допускается их оборудовать на газоходах, в том числе от всех источников выделения загрязняющих веществ при условии обеспечения определения фактического выброса от источника выбросов как средневзвешенного значения по всем загрязняющим веществам в составе выбросов от такого источника.

Отбор проб и измерения при осуществлении производственных наблюдений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, подлежащих оснащению АСК и ими не оснащенных или оснащенных АСК, но не функционирующих по техническим причинам 1 год и более с момента выхода из строя АСК, проводятся не реже 1 раза в месяц с предоставлением в течение 15 календарных дней после проведения наблюдений копий протоколов проведения измерений в территориальные органы Минприроды.

Также изменения коснулись требований к расчету массы загрязняющих веществ, поступивших в компоненты природной среды, находящихся и (или) возникших в них, и иных показателей для целей исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

7. Указом № 439 преобразованы особо охраняемые природные территории

С 20 февраля 2025 г. вступили в силу основные положения Указа от 02.12.2024 № 439 «О преобразовании особо охраняемых природных территорий».

Документ уточняет границы, площади и состав земель Березинского биосферного заповедника, национальных парков «Браславские озера» и «Припятский» в связи с изменением границ районов и областей.

Из состава особо охраняемых природных территорий исключены земли, специальное назначение которых не отвечает природоохранным целям. Это земли населенных пунктов, земли под транспортными коммуникациями (нефтепроводы, линии электропередачи и связи, дороги общего пользования).

При этом в состав особо охраняемых природных территорий включены земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), примыкающие к границам данных территорий, и некоторые мелкоконтурные земельные участки, которые не могут эффективно использоваться в сельскохозяйственном производстве.

В целом в результате преобразования площади особо охраняемых природных территорий увеличены. Введение дополнительных ограничений и запретов на режим охраны и использования данных земель не предусматривается.

8. Скорректированы ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 об атмосферном воздухе

С 1 марта 2025 г. постановлением Минприроды от 30.12.2024 № 17-Т внесены изменения в ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха и озонового слоя», утв. постановлением от 29.12.2022 № 32-Т.

В частности, установлено, что ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 должны применять в том числе юрлица и ИП, осуществляющие лицензируемую деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, составляющими работами и (или) услугами которой являются операции с озоноразрушающими веществами, и (или) ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь гидрофторуглеродов.

Помимо этого, уточнены требования к заполнению:

✓ ПОД-1 «Журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов расчетным методом»;

✓ ПОД-2 «Журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов инструментальным или расчетно-инструментальным методом»;

✓ ПОД-3 «Журнал учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок».

Определено, что юрлица и ИП, осуществляющие лицензируемую деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, составляющими работами и (или) услугами которой являются операции с ОРВ, и (или) ввоз в Беларусь и (или) вывоз из Беларуси гидрофторуглеродов, ведут учет ОРВ с использованием журнала ПОД-5.

На каждое ОРВ или их смесь, в том числе рекуперированные и восстановленные ОРВ и их смеси, в ПОД-5 отводится отдельный лист. При обращении с рекуперированными и восстановленными ОРВ или их смесью к наименованию добавляется буква «Р». Для смеси ОРВ (за исключением гидрофторуглеродов) указывается процентно-компонентный состав.

ПОД-5 заполняют по мере осуществления операций с ОРВ или их смесями. При ведении ПОД-5 в виде электронного документа юрлицо или ИП обеспечивает распечатку форм по итогам учета за каждый календарный год (чч.1-3 п.29 ЭкоНиП 17.08.06-001-2022).

Также внесены иные изменения в ЭкоНиП 17.08.06-001-2022.

9. Утверждены ГеоНиП 17.05.01-010-2024 о проектной документации на скважины

С 10 марта 2025 г. постановлением Минприроды от 31.12.2024 № 19-Т утверждены ГеоНиП 17.05.01-010-2024 «Охрана окружающей среды и природопользование. Недра. Состав, содержание и порядок оформления проектной документации на геологическое изучение недр, связанное с бурением и оборудованием скважин, предназначенных для добычи подземных вод».

Определены требования к составу, содержанию и порядку оформления проектной документации на геологическое изучение недр, связанное с бурением и оборудованием скважин, предназначенных для добычи подземных вод.

Установлено, что проектная документация составляется с учетом геологических и гидрогеологических особенностей района (участка) расположения проектируемой буровой скважины, предназначенной для добычи подземных вод.

Если проектируемые буровые скважины располагаются на земельном участке, предоставленном недропользователю, и будут находиться на праве собственности у одного недропользователя, допускается описание буровых скважин в составе одной проектной документации.

Требования к составу, содержанию и оформлению проектной документации содержатся в гл.2 и 3 ГеоНиП 17.05.01-010-2024.

10. Утверждены ГеоНиП 17.05.03-011-2025 по консервации, расконсервации и ликвидации буровых скважин

С 26 марта 2025 г. постановлением Минприроды 14.02.2025 № 1-Т утверждены ГеоНиП 17.05.03-011-2025 «Охрана окружающей среды и природопользование. Недра. Правила осуществления деятельности, связанной с работами по консервации, расконсервации и ликвидации буровых скважин, предназначенных для добычи подземных вод».

Установлено, что до начала работ по консервации, расконсервации и ликвидации буровых скважин осуществляется их обследование с целью получения или уточнения сведений о состоянии, характеристиках и конструкции буровой скважины, качестве цементирования обсадных колонн, дефектов крепи, степени износа оборудования буровой скважины, наличия посторонних предметов в буровой скважине, по результатам которого оформляется акт обследования буровой скважины.

Требования к консервации, расконсервации и ликвидации буровых скважин содержатся в гл.2, 3 и 4 ГеоНиП 17.05.03-011-2025.

После консервации, расконсервации и ликвидации буровых скважин осуществляется рекультивация земель, нарушенных при проведении этих работ.

С периодичностью не менее одного раза в год с даты консервации буровой скважины проводится обследование ее технического состояния, а также с периодичностью не менее одного раза в течение 5 лет - прокачка буровой скважины с последующим выполнением работ.