Пособие от 27.08.2025
Автор: Белокопытов В.

Как пользоваться мобильными телефонами в школе


СОДЕРЖАНИЕ

 

Правила пользования мобильной связью в соответствии с Государственным школьным стандартом

Ответственность за нарушение правил пользования

Усиление контроля за использованием мобильных телефонов с 1 сентября 2025 г.

Актуальные вопросы

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Для всех отраслей

Как пользоваться мобильными телефонами в школе

Валерий Белокопытов

Валерий Белокопытов
юрист

27.08.2025

Постановлением коллегии Минобразования от 10.05.2022 № 4.11 одобрен Государственный школьный стандарт. Стандарт регламентирует вопросы, связанные с полномочиями и обязанностями учреждения образования, условиями реализации образовательного процесса, правилами пользования устройствами мобильной связи, организацией пропускного режима в учреждениях образования, правами и обязанностями учащихся, их законных представителей, учителей.

Кроме того, с 1 сентября 2025 г. вступят в силу изменения, внесенные в Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, утв. постановлением Минобразования от 03.08.2022 № 227. Изменяющий НПА - постановление от 01.08.2025 № 136.

 

В материале рассмотрим:

Правила пользования мобильной связью в соответствии с Государственным школьным стандартом

Глава 7 определяет правила пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи).

Так, пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении образования на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения) учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости.

Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.

В здании учреждения образования учащиеся обязаны ставить устройства мобильной связи (интернет-связи) в режим вибровызова или бесшумный режим.

Во время проведения учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий устройства мобильной связи (интернет-связи) должны находиться в предназначенном приспособлении (коробке) в состоянии бесшумного режима.

Ответственность за нарушение правил пользования

В случае однократного нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) учащийся должен написать объяснительную записку с указанием причины нарушения школьного стандарта. Классный руководитель (учитель) учащемуся делает запись в дневник (п.54 гл.7 Государственного школьного стандарта).

При повторном факте нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) производится изъятие телефона у учащегося. В учреждение образования приглашаются родители (законные представители), и после беседы с директором (членом администрации) им возвращают устройство мобильной связи (интернет-связи). На учащегося налагается взыскание, определяемое директором учреждения образования (п.56 гл.7 Государственного школьного стандарта).

Усиление контроля за использованием мобильных телефонов с 1 сентября 2025 г.

С 1 сентября 2025 г. Правила № 227 дополнены пп.171-173 следующего содержания:

«171. Использование обучающимися устройств мобильной связи (интернет-связи) в здании учреждения общего среднего образования, за исключением обучающихся, нуждающихся в использовании таких устройств по состоянию здоровья (мониторинг сахара в крови при сахарном диабете, иное), не допускается.

В отдельных случаях (оперативная связь с законными представителями, близкими родственниками) допускается использование устройств мобильной связи (интернет-связи) с разрешения дежурного администратора или лица, ответственного за хранение устройств мобильной связи (интернет-связи) обучающихся.

Использование педагогическими работниками учреждения общего среднего образования устройств мобильной связи (интернет-связи) в ходе образовательного процесса не допускается, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников, иных экстренных случаев.

172. При входе в учреждение общего среднего образования обучающиеся переводят устройство мобильной связи (интернет-связи) в состояние бесшумного режима и оставляют его в специально отведенном месте для хранения в течение учебного дня.

В качестве мест хранения устройств мобильной связи (интернет-связи) могут быть:

индивидуальные ячейки для хранения личных вещей обучающихся;

ячейки (кейсы) для хранения устройств мобильной связи (интернет-связи) обучающихся одного класса;

помещения гардероба (при наличии отдельных помещений для каждого класса);

отдельное помещение (шкаф) для хранения ячеек (кейсов) с устройствами мобильной связи (интернет-связи), запирающееся на ключ;

иные.

173. По завершении учебных занятий, внеклассных мероприятий обучающиеся под руководством педагогического работника, который проводил занятие, или лица, ответственного за хранение устройств мобильной связи (интернет-связи) обучающихся, забирают свои мобильные устройства (интернет-устройства).».

Актуальные вопросы

Вместе с тем реализация этого начинания на практике вызывает ряд правовых вопросов, которые требуют своего разрешения.

 

Вопрос 1: Как распределить ответственность за хранение телефонов, чтобы избежать юридических рисков для школы и педагогов?

Все будет зависеть от того, в каком месте будут находиться ячейки для хранения телефонов. Так как руководящих указаний на этот счет нет, они могут быть как в классе, так и в других местах на территории школы.

Оба варианта имеют как положительные, так и отрицательные стороны. При том что в силу экстренных обстоятельств ученику разрешено звонить родителям с разрешения учителя, удобнее и безопаснее для ученика хранить телефон в классе.

Но в этом случае на учителя будет возложена обязанность за его сохранность, что необходимо прописать в его должностной инструкции и (или) приказе по учреждению образования.

Если ячейки (шкафы) для хранения телефонов будут установлены за пределами класса, например, возле поста охраны (вахты), то за их сохранность будет отвечать специально назначенный работник школы.

Разумеется, что в этом случае администрация школы должна обеспечить необходимые условия сохранности телефонов (ячейки должны запираться на ключ, установлено видеонаблюдение и т. п.).

 

Вопрос 2: Можно ли на педагогов возложить материальную ответственность за хранение телефонов?

Возложить материальную ответственность возможно только на материально ответственное лицо, то есть работника, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Учитель к таким лицам не относится.

Здесь следует разграничить правовые последствия ответственности учителя: за сохранность телефона и за возмещение вреда в случае его утраты. В первом случае может наступить дисциплинарная ответственность, депремирование и другие формы ответственности, предусмотренные трудовым законодательством. Ответственности за возмещение вреда в случае утраты (кражи) телефона учитель нести не будет, так как не является материально ответственным лицом.

 

Вопрос 3: На какие НПА можно опираться при разработке должностных инструкций для ответственных лиц?

Только на НПА и ТНПА, к которым относится и упомянутый выше школьный стандарт.

Школьный стандарт принят во исполнение ряда НПА и ТНПА, на которые также можно ссылаться при разработке должностных инструкций. К сожалению, на момент создания этого материала положения школьного стандарта в части пользования мобильными телефонами не вошли в те изменения (дополнения) КоО, которые вступают в силу с 1 сентября 2025 г., поэтому ссылка на этот кодекс может быть опосредствованной.

Школьный стандарт разработан на основании положений Конституции, Закона от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка», КоО, иных актов законодательства.

В числе подзаконных актов следует отметить:

постановление № 227;

постановление Совмина от 29.02.2008 № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования».

 

Вопрос 4: В случае повреждения или кражи телефона из ячейки какую ответственность несет школа?

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п.1 ст.933 ГК).

Это правило будет действовать в случае установления лица, виновного в повреждении или краже телефона. Разумеется, что за несовершеннолетних детей будут отвечать их законные представители (родители, усыновители и т. п.). В этой связи администрации школ надо будет принять все возможные меры для предотвращения противоправных посягательств и установления всех обстоятельств происшествий, как технические (установка видеонаблюдения), юридические (организация порядка доступа к ячейкам с телефонами, назначения ответственного за сохранность и т. п.), так и информационные (предупреждение учеников о невозможности использования украденного телефона, постановку их на учет в ИДН в случае выявления фактов правонарушений и т. п.).

При организации процесса хранения телефонов отдельно от учеников необходимо также провести разъяснительную и информационную кампанию среди родителей и учеников, а также определить алгоритм их действий в случае повреждения или утраты телефона.

Реализация этих и иных мер позволит минимизировать риски предъявления претензий со стороны родителей (законных представителей) учеников.

 

Вопрос 5: Нужно ли заключать с родителями (законными представителями) договор хранения телефонов, или достаточно прописать соответствующие положения в правилах внутреннего распорядка школы? Какие пункты необходимо включить в такой договор?

Нормы ст.776 ГК дают понятие договора хранения и определяют обязанности стороны в этом договоре. Законодательного запрета на заключение такого договора с родителями школа не имеет. При заключении договора хранения в нем необходимо будет прописывать марку телефона, его характеристики, стоимость и другие параметры, влияющие на его оценку. Подтверждением этих данных могут быть заключения экспертиз, проведенных экспертными организациями по просьбе родителей. К этому надо будет прибавить заключение тысяч договоров (по числу учеников с телефонами). Все это значительно усложнит деятельность как учебного заведения, так и родителей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что основная функция образовательного учреждения - это обучение, а не обеспечение сохранности имущества учеников.

Заключив такой договор, школа будет обязана возместить причиненный ученику ущерб в виде стоимости украденного телефона, которому будет предшествовать экспертная оценка его и другие вопросы, связанные с определением размера ущерба. Следующим этапом будут суды о возмещении вреда, в которых погрязнет администрация школы.

И если в отношении организации, основной функцией которой является хранение вещей граждан (организаций), вышесказанное обоснованно, то учреждению образования эти дополнительные проблемы не нужны.

В любом случае по факту кражи, повреждения телефона будет проводиться служебная проверка, а также проверка органами внутренних дел, а в ряде случаев (в зависимости от стоимости ущерба) - подразделениями СК.

С учетом того, что посторонних лиц в школе не бывает, а возможные противоправные проявления в отношении телефонов, при надлежащей организации охраны и контроля за ними, будут сходить на нет, заключать договоры хранения нецелесообразно. Об этом свидетельствует опыт эксплуатации каршеринговых самокатов и другой техники в столице.

 

Вопрос 6: Какие возможные проблемы в правоприменении?

Желание родителей быть с ребенком на постоянной связи будет подталкивать некоторых на покупку второго телефона, который не будет сдаваться на хранение.

Некоторые ученики будут пользоваться смарт-часами с функцией телефонной связи и выходом в интернет или другими техническими приспособлениями с аналогичными функциями.

При выявлении таких средств связи учитель должен будет их изъять и поместить на хранение. Алгоритмы таких действий учителя и места для хранения должны быть определены в локальном правовом акте учреждения образования (приказе, должностных инструкциях).

 

Вопрос 7: В каких исключительных случаях можно ученикам использовать телефоны в школе?

Использовать мобильную связь могут обучающиеся, нуждающиеся в использовании таких устройств по состоянию здоровья (мониторинг сахара в крови при сахарном диабете, иное).

В отдельных случаях (оперативная связь с законными представителями, близкими родственниками) допускается использование устройств мобильной связи (интернет-связи) с разрешения дежурного администратора или лица, ответственного за хранение устройств мобильной связи (интернет-связи) обучающихся (п.171 Правил № 227).

 

справочно

Справочно

См. Памятку по использованию мобильных устройств в учреждениях общего среднего образования.