



Основания для снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
Порядок снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий определен ст.45 ЖК. Одновременно установлены случаи, когда за гражданами сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст.46-48 ЖК).
В материале рассмотрим порядок и основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данная тема изложена в разделах:
Снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий
Как правило, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий связано с улучшением ими своих жилищных условий. Вместе с тем законодательство не определяет понятия «улучшение жилищных условий». Улучшение жилищных условий наступает тогда, когда отпадают основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий приведен в ст.36 ЖК.
Под улучшением жилищных условий можно понимать:
• предоставление жилых помещений социального пользования, арендного жилья (при отсутствии иных оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий);
• приобретение жилого помещения путем заключения гражданско-правовых сделок, если в результате такого приобретения обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 15 м2 (для г. Минска - 10 м2) и более на одного проживающего и отсутствуют иные основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий;
• приобретение арендного жилья в собственность в случаях, установленных Президентом;
• строительство жилого помещения в составе организации застройщиков либо путем заключения договора создания объекта долевого строительства, если в результате такого строительства обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 15 м2 (для г. Минска - 10 м2) и более на одного проживающего и отсутствуют иные основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий;
• приобретение жилого помещения или его части в порядке наследования, если в результате такого наследования обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 15 м2 (для г. Минска - 10 м2) и более на одного проживающего и отсутствуют иные основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий;
• выбытие из жилого помещения члена семьи, если в результате такого выбытия обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 15 м2 (для г. Минска - 10 м2) и более на одного проживающего;
• выбытие самого гражданина в другой населенный пункт (при нахождении на учете по месту жительства).
Кроме того, принимая во внимание порядок улучшения жилищных условий, в результате которого основания нуждаемости отпадают, можно сказать, что, например, последствием расторжения брака граждан, впервые вступивших в брак и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, указанному в подп.1.11 п.1 ст.36 ЖК, также будет улучшение жилищных условий, а значит, снятие с учета.
![]() |
Справочно С 1 января 2020 г. вступила в силу новая редакция ЖК, согласно которой не могут быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, имеющие в собственности в г. Минске либо населенных пунктах Минского района жилые помещения, в которых они не проживают, за исключением случаев, если при вселении в это жилое помещение они станут нуждающимися (подп.1.10 п.1 ст.37 ЖК). При этом данное ограничение распространяется на все основания нуждаемости, предусмотренные ст.36 ЖК. |
Таким образом, проживающие, например, в г. Минске граждане, принятые на учет после 1 января 2020 г., в случае приобретения в собственность жилого помещения в населенном пункте Минского района также будут считаться улучшившими свои жилищные условия и подлежать снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий установлен п.1 ст.45 ЖК.
![]() |
Обратите внимание! Граждане подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет при условии представления ими документов, подтверждающих сохранение оснований для нахождения на учете (ч.2 п.1 ст.45 ЖК). |
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в следующих случаях.
1. Если отпали основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае добровольного волеизъявления на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо заключения договора, предусматривающего передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства (абз.2 п.1 ст.45 ЖК).
Что касается места постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то исходя из общего порядка, установленного в ст.38 ЖК, граждане принимаются на учет, как правило, в конкретном населенном пункте.
![]() |
Справочно Населенный пункт - компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, наименование и установленные в соответствующем порядке границы (абз.6 ст.1 Закона от 05.05.1998 № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь»). |
![]() |
Обратите внимание! Улучшение жилищных условий связано также с населенным пунктом, в котором гражданин принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае улучшения жилищных условий в другом населенном пункте гражданин может быть снят с учета только при наличии его добровольного волеизъявления. |
Под добровольным волеизъявлением на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте подразумевается следующее.
В частности, гражданам, осуществляющим строительство или приобретение жилых помещений в населенном пункте не по месту постановки на учет, льготный кредит предоставляется при условии добровольного волеизъявления таких граждан и членов их семей, состоящих на учете совместно с этими гражданами, на снятие с учета (п.31 Положения об условиях предоставления гражданам государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилых помещений, утв. Указом от 06.03.2025 № 95).
Кроме того, государственные органы, организации вправе организовать строительство жилых домов путем формирования организаций застройщиков либо привлечения дольщиков из числа работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы). Такое строительство может осуществляться в ином населенном пункте. Для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по данному основанию требуется добровольное волеизъявление работника на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте. При этом непосредственно снятие с учета гражданина, построившего жилое помещение в другом населенном пункте, осуществляется после государственной регистрации права собственности на это жилое помещение.
Особо следует отметить порядок снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае изменения законодательства.
![]() |
Пример 1 Молодая семья была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске до вступления в силу новой редакции ЖК (до 1 января 2020 г.). При этом в собственности семьи имелось жилое помещение, расположенное в населенном пункте Минского района. До вступления в силу новой редакции ЖК действовало основание, предусмотренное подп.3.1.11 п.3 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утв. Указом от 16.12.2013 № 563 (утратило силу с 11 апреля 2020 г.), согласно которому молодые семьи принимались на учет при условии отсутствия жилых помещений в собственности в населенном пункте по месту принятия на учет. Нормативные правовые акты, ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст.66 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»). Таким образом, молодая семья сохраняет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшать свои жилищные условия, несмотря на то, что новая редакция ЖК предусматривает отказ в принятии на учет граждан, имеющих в собственности в г. Минске либо населенных пунктах Минского района жилые помещения, в которых они не проживают. |
![]() |
Пример 2 Гражданин с составом семьи шесть человек, проживающий в г. Минске в квартире общей площадью 70 м2, с 1 января 2010 г. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения составляла менее 15 м2 на одного человека (на каждого члена семьи приходилось 11,7 м2 общей площади жилого помещения). В связи с выбытием в 2013 году члена семьи в квартире осталось проживать пять человек. Обеспеченность общей площадью жилого помещения составила 14 м2. Гражданин сохраняет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, действовавшему на дату принятия его на учет, поскольку Указом от 09.08.2011 № 346 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», изменившим обеспеченность общей площадью жилого помещения в г. Минске (10 м2 - с 11 августа 2011 г.), также было предусмотрено сохранение права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу названного Указа. |
2. Выезд на место жительства в иной населенный пункт, за исключением случаев, если граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации, расположенных в данном населенном пункте, и не прекратили с ними трудовых (служебных) отношений (абз.3 п.1 ст.45 ЖК).
По общему правилу учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по месту их жительства (п.1 ст.38 ЖК).
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих (проходящих службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству), ведется по месту работы (службы) этих граждан, а по их желанию - также и по их месту жительства (п.2 ст.38 ЖК).
![]() |
Обратите внимание! Выезжая в другой населенный пункт, гражданин теряет основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в данном населенном пункте. Исключение - гражданин состоит по месту работы (службы). |
3. Прекращение трудовых (служебных) отношений с государственным органом, другой организацией, в которых граждане состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением случаев, предусмотренных п.1 ст.47 ЖК (абз.4 п.1 ст.45 ЖК). Это основание снятия с учета по своему содержанию сходно с предыдущим основанием, связанным с выездом на место жительства в иной населенный пункт. Поскольку граждане вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), при прекращении трудовых отношений с организацией они утрачивают и право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в данной организации, за исключением особых случаев, определенных законодательством либо локальными актами организации, в том числе коллективным договором.
4. Представление не соответствующих действительности сведений либо неправомерные действия (бездействие) должностных лиц, послужившие основаниями для принятия этих граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (абз.5 п.1 ст.45 ЖК).
Основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий могут стать недействительные документы, поданные при постановке на учет, либо сведения, указанные в таких документах.
![]() |
Справочно Для принятия решения о принятии на учет (восстановлении на учете) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о внесении изменений в состав семьи, с которым гражданин состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о включении в отдельные списки учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о разделении (объединении) очереди, о переоформлении очереди с гражданина на совершеннолетнего члена его семьи в соответствии с подп.1.1.5 п.1 Перечня № 200 граждане обязаны представить: • заявление; • паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) состоявших (состоящих) на таком учете, - при принятии на учет (восстановлении на учете) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, внесении изменений в состав семьи (в случае увеличения состава семьи), с которым гражданин состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в отдельные списки учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, разделении (объединении) очереди, переоформлении очереди с гражданина на совершеннолетнего члена его семьи; • паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, остающихся состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий после уменьшения состава семьи, - при внесении изменений в состав семьи, с которым гражданин состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в случае уменьшения состава семьи); • документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, - в случае наличия такого права; • сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи - при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (восстановлении на учете) граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества; • заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина заболеваний, указанных в перечне, определяемом Минздравом, при наличии которых признается невозможным его совместное проживание с другими гражданами в одной комнате или однокомнатной квартире, - при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп.1.7 п.1 ст.36 ЖК; • согласие совершеннолетнего члена семьи, на которого производится переоформление очереди. Если гражданин представляет подложные сведения о доходе или не представляет реальных сведений об имуществе, впоследствии обнаружение факта представления недействительных сведений служит основанием для снятия с учета. |
5. Подача гражданином заявления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанного им и совершеннолетними членами его семьи, совместно состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (абз.6 п.1 ст.45 ЖК).
Процедура снятия с учета по данному основанию установлена в подп.1.1.7 п.1.1 Перечня № 200.
Для принятия решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданин представляет в местный исполнительный и распорядительный орган, организацию по месту работы (службы), сельскохозяйственную организацию, в которых он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление, подписанное гражданином и совершеннолетними членами его семьи, совместно состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, паспорта и иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан.
6. Непредставление в соответствии с п.2 ст.44 ЖК необходимых документов (абз.7 п.1 ст.45 ЖК).
Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на получение жилого помещения социального пользования в соответствии с подп.1.12 п.1 ст.105 ЖК, обязаны для уточнения данных, являющихся основанием для сохранения за ними права состоять на таком учете, ежегодно представлять в местный исполнительный и распорядительный орган сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи, а также документы, подтверждающие право на получение жилого помещения социального пользования (п.2 ст.44 ЖК).
Форма сведений о совокупном доходе и имуществе гражданина и членов его семьи для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, уст. постановлением Минтруда и соцзащиты от 31.03.2006 № 44.
7. Добровольное волеизъявление граждан и членов их семей на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 м2 (в г. Минске - менее 10 м2) на одного человека с использованием льготного кредита, субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выданными банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, субсидии на погашение основного долга по этим кредитам. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение (абз.8 п.1 ст.45 ЖК).
Гражданам, осуществляющим строительство или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 м2 (в г. Минске - менее 10 м2) на одного человека либо однокомнатной квартиры совместно с членом семьи независимо от его пола, кроме супругов, льготный кредит предоставляется при условии добровольного волеизъявления таких граждан и членов их семей, состоящих на учете совместно с этими гражданами, на снятие с учета (п.31 Положения об условиях предоставления гражданам государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилых помещений, утв. Указом от 06.03.2025 № 95).
Приобретение жилого помещения путем строительства (реконструкции) или с использованием государственной поддержки влечет отказ в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня государственной регистрации права на это жилое помещение как самого гражданина, так и членов его семьи, за исключением случаев увеличения состава семьи в связи с рождением (усыновлением, удочерением) детей, а также военнослужащих в случае переезда из другого населенного пункта при назначении на должность (подп.1.9 п.1 ст.37 ЖК). В связи с этим в случае снятия с учета нуждающихся по рассматриваемому основанию граждане даже при наличии у них оснований (как правило, при обеспеченности общей площадью менее установленной нормы) не могут быть восстановлены на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления.
8. Отчуждение с соблюдением требований законодательства земельного участка, предоставленного после 1 января 2011 г. гражданину в соответствии с законодательными актами как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (абз.11 п.1 ст.45 ЖК).
Основание и порядок предоставления земельных участков гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрены в ст.47 КоЗ.
При снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанному основанию эти граждане, если они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право в установленном порядке быть вновь принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления о принятии на такой учет (п.3 ст.45 ЖК).
9. Отказы (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемого в установленном порядке предоставления жилых помещений социального пользования (в случае наличия у граждан права на предоставление таких помещений) или отказы (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемых в установленном порядке вступления в организацию застройщиков либо заключения договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу (в случае отсутствия у граждан права на предоставление жилых помещений социального пользования), за исключением военнослужащих срочной военной службы в период ее прохождения (абз.12 п.1 ст.45 ЖК).
В отношении жилых помещений социального пользования порядок предоставления такого помещения, вступления в организацию застройщиков, заключения договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу, определен ст.106 ЖК: местный исполнительный и распорядительный орган извещает гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющего право на предоставление жилого помещения социального пользования, о предоставлении ему жилого помещения социального пользования заказным письмом с обратным уведомлением либо передает ему это извещение под подпись.
Гражданин, уведомленный о предоставлении ему жилого помещения социального пользования, либо его представитель, уполномоченный в установленном порядке, в течение 30 дней со дня получения такого извещения обязаны обратиться в исполком с заявлением о предоставлении предлагаемого жилого помещения социального пользования или письменно отказаться от предоставления.
Необращение гражданина (его представителя) в указанный срок в местный исполнительный и распорядительный орган рассматривается как его отказ от предоставления предлагаемого ему жилого помещения социального пользования.
Этот срок продлевается на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган (болезнь, нахождение за пределами населенного пункта, иная уважительная причина), при документальном подтверждении такой причины.
Для формирования организации застройщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, государственные организации, хозяйственные общества при наличии земельного участка, предоставленного для строительства объектов недвижимого имущества, или наличии не завершенного строительством объекта недвижимого имущества либо объекта недвижимого имущества, подлежащего капитальному ремонту или реконструкции либо продаже, определяют общее количество ее членов и письменно извещают о формировании организации застройщиков граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с очередностью принятия их на такой учет (ч.1 п.2 ст.161 ЖК).
При этом государственный орган, иная государственная организация извещает гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о формировании организации застройщиков заказным письмом с обратным уведомлением либо передает ему это извещение под подпись (п.3 ст.161 ЖК).
Гражданин, уведомленный о формировании организации застройщиков, либо его представитель, уполномоченный в установленном порядке, в 30-дневный срок со дня получения такого извещения обязаны подать в государственную организацию, хозяйственное общество заявление о вступлении в организацию застройщиков или письменно отказаться от вступления в нее. К заявлению о вступлении в организацию застройщиков прилагаются документы, указанные в подп.1.1.23 п.1.1 Перечня № 200.
Неподача заявления гражданином либо его представителем в государственную организацию, хозяйственное общество в 30-дневный срок, рассматривается как отказ от вступления в организацию застройщиков. Этот срок продлевается на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствовавшая подаче заявления в государственную организацию, хозяйственное общество (болезнь, нахождение за пределами населенного пункта, иная уважительная причина), при документальном ее подтверждении (п.5 ст.161 ЖК).
Порядок предложения о заключении договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу, определен Указом от 08.05.2013 № 215 «О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений».
В месячный срок со дня принятия решения о распределении жилых помещений, строительство которых осуществляется по госзаказу, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, иные организации, которым жилые помещения предоставлены для их продажи заказчиками гражданам, состоящим на учете по месту военной службы, службы в военизированных организациях, государственной гражданской службы, работы, письменно извещают граждан, состоящих на учете и имеющих право на получение государственной поддержки, в соответствии с их очередностью о наличии подлежащих продаже жилых помещений, строительство которых осуществляется по государственному заказу (подп.1.6 п.1 Указа № 215).
В извещении о наличии подлежащих продаже жилых помещений, строительство которых осуществляется по государственному заказу, должны быть указаны основания для приобретения жилого помещения (наличие права (внеочередного права) на получение государственной поддержки), место нахождения и предполагаемая дата окончания строительства жилого дома, его этажность и вид материала стен, количественный и качественный состав жилых помещений, уровень их благоустройства, стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилого помещения.
Извещение о наличии подлежащих продаже жилых помещений направляется гражданину заказным письмом с обратным уведомлением либо передается ему под подпись.
Гражданин в течение 10 рабочих дней после получения указанного извещения подает по месту принятия на учет заявление о направлении его для заключения договора купли-продажи жилого помещения и документы, подтверждающие наличие права (внеочередного права) на получение государственной поддержки в соответствии с законодательством об административных процедурах, либо заявление об отказе от приобретения жилого помещения.
Если гражданин, уведомленный в установленном порядке о наличии подлежащих продаже жилых помещений, не заявил о своем намерении, он считается отказавшимся от приобретения жилого помещения, о чем делается соответствующая отметка в учетном деле данного гражданина.
Указанный срок продлевается на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган, другой государственный орган, иную организацию (болезнь, нахождение за пределами населенного пункта, иная уважительная причина), при документальном подтверждении такой причины.
Таким образом, порядок направления предложений о предоставлении жилых помещений социального пользования, о вступлении в организацию застройщиков, о заключении договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществляется по государственному заказу, четко урегулирован законодательством. При условии соблюдения изложенных процедур отказа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В случае нарушения данного порядка решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть обжаловано в установленном порядке.
При снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанному основанию эти граждане, если они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право в установленном порядке быть вновь принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления о принятии на такой учет (п.3 ст.45 ЖК).
10. Выявление в ходе уточнения данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, фактов, подтверждающих непроживание граждан по месту их регистрации по месту жительства в общежитиях, жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения, договору финансовой аренды (лизинга) жилого помещения (за исключением случаев, когда у граждан имеются иные основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий) (абз.13 п.1 ст.45 ЖК).
Уточнение данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами ежегодно с 1 февраля по 1 мая, иными государственными органами, другими организациями, в которых граждане состоят на учете нуждающихся по месту работы (службы), - регулярно по истечении 5 лет с даты постановки конкретного гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - один раз в 5 лет (чч.1 и 2 п.1 ст.44 ЖК).
Аналогичное основание предусмотрено подп.1.8 п.1 ст.37 ЖК для отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилых помещениях в общежитиях или в жилых помещениях частного жилищного фонда на основании договора найма жилого помещения, договора финансовой аренды (лизинга) жилого помещения, в которых они фактически не проживают (подп.1.8 п.1 ст.37 ЖК).
Подтверждение фактического проживания гражданина в общежитии или в жилом помещении частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения, договору финансовой аренды (лизинга) жилого помещения осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом, государственным органом, другой организацией, в которые гражданин обратился с заявлением о принятии на учет (восстановлении на учете) нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем составления акта в произвольной письменной форме с указанием в нем сведений, подтверждающих фактическое проживание.
К таким сведениям могут быть отнесены письменное подтверждение заведующего (директора) общежитием и (или) соседей и иные документы (сведения) по усмотрению местного исполнительного и распорядительного органа, государственного органа, другой организации.
11. Передача гражданами, осуществляющими строительство в составе организации застройщиков, права на паенакопление членам семьи или другим лицам либо уступка гражданами, заключившими договоры создания объекта долевого строительства при строительстве жилых помещений в многоквартирных жилых домах с использованием государственной поддержки и (или) ограниченной прибылью застройщика, права требования по такому договору членам своей семьи, совместно осуществляющим строительство жилого помещения (абз.14 п.1 ст.45 ЖК).
При прекращении членства в организации застройщиков гражданина, имеющего в ней паенакопления и не являющегося собственником жилого помещения, предусматривается право на передачу этих паенакоплений иным лицам (п.1 ст.182 ЖК).
Право требования по договору долевого строительства также может быть передано другому лицу в силу положений п.1 ст.353 ГК: право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании акта законодательства.
12. Смерть гражданина, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением случаев, когда право состоять на таком учете сохраняется за членами семьи этого гражданина в соответствии со ст.48 ЖК.
Согласно ст.48 ЖК право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты принятия на учет сохраняется:
• по месту жительства - за членами семьи гражданина, проживавшими совместно с ним и состоявшими с ним на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случае смерти этого гражданина, расторжения брака или снятия его с учета при выезде на место жительства в другой населенный пункт, если у них имеются основания состоять на таком учете, без учета норм подп.1.4 и 1.6 п.1 ст.37 ЖК (ограничивающие сроки прибытия в г. Минск, населенные пункты Минского района);
• по месту работы (службы) - за работающими в одном государственном органе, другой организации членами семьи гражданина, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случае его смерти, а за членами семьи гражданина, умершего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, - независимо от места их работы, если у них имеются основания состоять на таком учете, без учета норм подп.1.4 и 1.6 п.1 ст.37 ЖК (ограничивающие сроки прибытия в г. Минск, населенные пункты Минского района).
Граждане подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального принятия на учет при условии представления ими документов, подтверждающих сохранение оснований для состояния на учете.
Порядок снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий
Снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится по решению местного исполнительного и распорядительного органа, руководителя (уполномоченного им лица) иного государственного органа, другой организации совместно с профсоюзным комитетом (при его наличии), принявших их на учет. О принятом решении гражданину сообщается в письменной форме в 10-дневный срок с даты его принятия с указанием оснований для снятия с учета (ч.1 п.2 ст.45 ЖК).
Форма выписки из решения о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и форма извещения о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий приведены в приложениях 10 и 11 к постановлению Минжилкомхоза от 25.11.2019 № 23.
Решение о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть обжаловано в судебном порядке.
При этом следует принимать во внимание сроки обжалования. Так, жалоба на действия местного исполнительного комитета, иного государственного органа, другой организации, связанные с постановкой на учет и снятием с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подается в суд в месячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Таким образом, месячный срок подачи жалобы исчисляется с момента, когда гражданин получил извещение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем пропуск установленного срока для обращения в суд с жалобой не является препятствием для возбуждения дела. По заявлению лица, подавшего жалобу, суд в предварительном судебном заседании или в судебном заседании выясняет причины нарушения срока обращения с жалобой. Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Обязанность доказывания уважительности причин пропуска срока лежит на заявителе.
Уважительными причинами могут быть признаны, в частности, тяжелая болезнь, беспомощное состояние заявителя, конкретные семейные обстоятельства, нахождение в командировке (пп.11, 12 постановления Пленума Верховного Суда от 24.12.2009 № 11 «О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц»).