



Предоставление займов работникам. Разбираем ситуацию
![]() |
Ситуация Государственная организация, не являющаяся бюджетной, намерена предоставлять денежные ссуды своим работникам на потребительские нужды. Вправе ли она это делать? Какими нормами законодательства урегулирован данный вопрос? |
По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п.1 ст.643 ГК).
По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Актами законодательства могут устанавливаться особенности предоставления займов в сумме, не превышающей 15 000 БВ на одного заемщика на день заключения договора (п.1 ст.760 ГК).
![]() |
Справочно Деятельность по предоставлению трех и более займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 БВ на одного заемщика на день заключения договора, признается микрофинансовой (п.1 Указа от 23.10.2019 № 394 «О предоставлении и привлечении займов»). При этом действие Указа № 394 не распространяется на займы (независимо от суммы денежных средств) между физическими лицами, не выступающими при заключении данных сделок в качестве индивидуальных предпринимателей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению микрозаймов лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях (абз.6 п.7 Указа № 394). |
Если в качестве заимодавца денежных средств выступает государственная организация или хозяйственное общество с долей государства в уставном фонде, то при заключении договора займа должны учитываться особенности, установленные Положением о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах, утв. Указом от 05.05.2006 № 296.
Государственное предприятие может предоставить заем работнику, состоящему в его штате, при условии, что данный работник признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и целевое назначение предоставляемого займа - для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений (подп.4.2 п.4 Положения № 296).
Договор займа о предоставлении финансовых ресурсов, подлежащий согласованию в соответствии с Положением № 296, считается заключенным с момента его согласования в порядке, установленном Положением № 296.
Государственные организации и хозяйственные общества, предоставляющие взаем финансовые ресурсы, осуществляют контроль за их целевым использованием (пп.8, 9 Положения № 296).
Однако нормы Положения № 296 распространяются лишь на случаи предоставления госорганизациями займов для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений работникам, состоящим в штатах этих госорганизаций и признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Таким образом, при предоставлении госорганизациями своим работникам займов на иные цели нормы Положения № 296 не применяются.
Законодательство в общем случае не содержит запретов или ограничений по предоставлению организацией-нанимателем денежных займов своим работникам, в том числе в части предельного размера или установления срока предоставления и возврата таких займов.
Кроме того, законодательство не определяет специфики выдачи займов государственными организациями своим работникам на иные цели, не связанные с приобретением, строительством или реконструкцией жилых помещений.
Однако госорганизации необходимо учитывать внутренние ЛПА, в том числе коллективный договор и устав и др., так как, например, собственник имущества госорганизации (если имущество госорганизации принадлежит ей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) может ограничить возможность предоставления такой организацией займов своим работникам.
Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц) (п.1 ст.215 ГК).
Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст.216 ГК).
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью этого имущества, а также имеет право на получение части прибыли от его использования.
Юридические лица не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника, если иное не установлено Президентом.
Остальным имуществом, принадлежащим юридическим лицам на праве хозяйственного ведения, они распоряжаются самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества (ч.2 п.2, п.3 ст.276 ГК).
Казенное предприятие, учреждение, государственное объединение или религиозная организация, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (п.1 ст.277 ГК).
Договор займа с работником должен быть заключен в письменной форме независимо от суммы займа, поскольку заимодавцем является юридическое лицо (п.1 ст.761 ГК).
Выдача займов регулируется гл.42 ГК.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, если иное не установлено законодательными актами (п.2 ст.760 ГК).
Если договор заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенную цель (целевой заем), то заемщик обязан обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием суммы займа (п.1 ст.767 ГК).
Таким образом, если ЛПА организации или учредительные документы (устав) не содержат запрета или ограничений на предоставление займов работников на потребительские нужды, то, по мнению автора, государственная организация вправе предоставить такие денежные займы.
При этом, как уже упоминалось, важно учитывать особенности конкретной организации, а также ее внутренние ЛПА, включая коллективный договор, устав и другие документы. Например, собственник имущества государственной организации (в случае, если оно находится в праве хозяйственного ведения или оперативного управления) может установить ограничения на возможность предоставления займов работникам или потребовать предварительного согласования таких операций.
Как правило, в государственных организациях имеются разработанные ЛПА, регламентирующие условия предоставления займов. В них обычно предусмотрены основания и порядок выдачи займов, порядок их согласования (при необходимости), а также указано, что такие займы могут предоставляться только при наличии прибыли у организации, и др.
![]() |
Дополнительно по теме • Удержание из заработной платы работника выданного займа: разбираем ситуацию. • Отражение в бухгалтерской отчетности займов, выданных работникам. • Выдача (предоставление) займов работникам организации. |