Материал помещен в архив
АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
Виды санкций в сфере строительства
Большое число обязательных предписаний, действующих в строительной сфере, подкреплено санкциями за их неисполнение. Их можно разбить на три группы:
1) гражданско-правовые - обычно устанавливаются договором и чаще всего в виде неустойки (штрафа или пени) и уплачиваются в пользу контрагента.
Некоторые из таких санкций предусмотрены Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, причем они имеют важную особенность: применяются независимо от условий договора, а также могут быть изменены в сторону увеличения, но не уменьшения по сравнению с законодательством (п.87).
Кроме того, п.9 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359, установлен иной размер ответственности - пеня в размере 10/360 или 25/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь по предоплате за счет бюджетных средств;
2) административные - чаще всего устанавливаются в виде штрафа, налагаемого на физическое и (или) юридическое лицо, уплачиваемого в пользу государства;
3) уголовные - применяются только к физическим лицам в виде лишения свободы и т.п.
Административная ответственность
Существует единый нормативный правовой акт, в котором собраны составы административных правонарушений во всех сферах деятельности, - Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Исключение составляет сфера строительства: новые составы правонарушений, введенные Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26), пока не перенесены в КоАП.
Таким образом, административная ответственность в сфере строительства регулируется двумя нормативными правовыми актами:
• Кодексом об административных правонарушениях;
• Указом № 26.
Нарушения в области строительства, влекущие административную ответственность, установленную Указом № 26
| № п/п | Состав административного правонарушения | Вид и размер ответственности | Норма Указа № 26, устанавливающая административную ответственность |
|
1 |
Необеспечение должностным лицом заказчика, застройщика в строительной деятельности, индивидуальным предпринимателем (далее - ИП), являющимся заказчиком, застройщиком в строительной деятельности, исполнения обязательств, предусмотренных договором строительного подряда, при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемого в полном объеме за счет средств иностранных инвесторов), выразившееся в немотивированном (необоснованном) отказе от подписания документов, подтверждающих выполнение строительных, специальных, монтажных работ, или нарушении сроков проведения расчетов за выполненные и принятые в установленном порядке работы либо необоснованном нарушении сроков поставки материальных ресурсов, поставка которых договором возложена на заказчика, застройщика, и повлекшее превышение сроков выполнения работ или приемки выполненных работ | Штраф от 2 до 10 базовых величин (далее - БВ) | Пункт 4. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 1 ст.21.20 КоАП Законом Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З (далее - Закон № 351-З) |
|
2 |
Необеспечение должностным лицом подрядчика в строительной деятельности, ИП, являющимся подрядчиком в строительной деятельности, исполнения обязательств, предусмотренных договором строительного подряда, при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемого в полном объеме за счет средств иностранных инвесторов), выразившееся в превышении установленных в договоре (графике производства работ) сроков сдачи строительных, специальных, монтажных работ или объекта в эксплуатацию | Штраф от 2 до 10 БВ | Пункт 5. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 2 ст.21.20 КоАП Законом № 351-З |
| Подписание должностным лицом заказчика, застройщика, подрядчика в строительной деятельности либо ИП, являющимся заказчиком или подрядчиком в строительной деятельности, акта сдачи-приемки строительных, специальных, монтажных работ, выполненных с нарушениями требований проектной документации, технических нормативных правовых актов, или акта приемки объекта в эксплуатацию с такими нарушениями | Штраф от 2 до 10 БВ | Пункт 6. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 5 ст.21.6 КоАП Законом № 351-З | |
|
3 |
Не предусмотренное законодательством отступление заказчиком, застройщиком, подрядчиком в строительной деятельности в заключенных договорах от существенных условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок, при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемого в полном объеме за счет средств иностранных инвесторов), повлекшее увеличение стоимости строительства объекта и (или) сроков выполнения строительных, специальных, монтажных работ либо сроков сдачи работ или объекта в эксплуатацию | Штраф от 2 до 10 БВ, на ИП - от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ | Пункт 7. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.21 КоАП Законом № 351-З |
|
4 |
Невыполнение, несвоевременное выполнение подрядчиком в строительной деятельности обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта, если такие обязательства предусмотрены в договоре строительного подряда | Штраф на ИП - от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ | Пункт 8. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 3 ст.21.20 КоАП Законом № 351-З |
|
5 |
Нарушение сроков выполнения проектных и изыскательских работ, предусмотренных договором на выполнение таких работ | Штраф от 2 до 10 БВ, на ИП - от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ | Пункт 9. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.22 КоАП Законом № 351-З |
|
6 |
Невыполнение или ненадлежащее выполнение представителями технического и авторского надзора обязанностей, установленных техническими нормативными правовыми актами, заключаемым договором на оказание таких услуг | Штраф от 2 до 10 БВ, а то же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания, - от 5 до 15 БВ | Пункт 10. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.23 КоАП Законом № 351-З |
|
7 |
Подписание должностным лицом эксплуатирующей организации при приемке в эксплуатацию объектов, законченных строительством, документа о возможности обеспечения объекта внешними наружными коммуникациями холодного и горячего водоснабжения, канализации, энергоснабжения, электросвязи, не соответствующего фактическому состоянию таких коммуникаций | Штраф от 5 до 10 БВ | Пункт 11. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 6 ст.21.6 КоАП Законом № 351-З |
|
8 |
Подписание представителем государственного органа, иной государственной организации при приемке в эксплуатацию объекта строительства не соответствующего действительности заключения о соответствии такого объекта проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности | Штраф от 5 до 10 БВ | Пункт 12. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 7 ст.21.6 КоАП Законом № 351-З |
|
9 |
Предъявление должностным лицом государственного органа, иной государственной организации дополнительных требований к проектной документации при проведении ее согласования, если такая документация разработана в установленном порядке в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с техническим регламентом Республики Беларусь, устанавливающим требования к безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий, заключениями, техническими условиями на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства, выданными государственным органом, иной государственной организацией и включенными в состав разрешительной документации на проектирование и строительство объекта | Штраф от 5 до 10 БВ | Пункт 13. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.24 КоАП Законом № 351-З |
|
10 |
Нарушение должностным лицом установленных актами законодательства сроков разработки градостроительной документации, обеспеченной финансированием | Штраф от 5 до 10 БВ | Пункт 14. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.25 КоАП Законом № 351-З |
По умолчанию (то есть если в конкретной статье не сказано иное) ответственность применяется к физическому должностному лицу, к юридическому лицу или ИП - только если прямо определено.
Административная ответственность не возникает сама по себе, для ее возникновения необходимо нарушить какое-либо предписание нормативного правового акта:
• Указа № 26;
• Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»;
• Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297;
• Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716;
• технического регламента Республики Беларусь ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748, и др.
В соответствии с п.15 Указа № 26 право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ним предоставлено уполномоченным должностным лицам:
а) районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах - по пп.4, 7-9 Указа № 26;
б) органов государственного строительного надзора - пп.5, 6, 10, 11 Указа № 26;
в) органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее - Комитет государственного контроля) - пп.4-14 Указа № 26.
Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) районный (городской) суд - в случаях «а» и «б»;
2) органы Комитета государственного контроля - в случае «в».
Нарушения в области строительства, влекущие административную ответственность, установленную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях
Перечень административных правонарушений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями приведен в главе 21 КоАП.
Составление протоколов об административных правонарушениях
Составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере строительства вправе:
1) органы государственного строительного надзора - по ст.21.3-21.6, 21.9-21.12 КоАП;
2) Комитет государственного контроля - по ст.21.1-21.8, 21.12, 21.14, 21.15, 21.17-21.19 КоАП;
3) органы внутренних дел - по ст.21.14, 21.15 КоАП;
4) исполнительные комитеты (администрации) - по ст.21.1-21.6, 21.9, 21.11-21.16 КоАП;
5) органы государственного санитарного надзора - по части 1 ст.21.16 КоАП;
6) организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги, - по ст.21.12, 21.14-21.16 КоАП;
7) органы, осуществляющие государственный надзор в области промышленной безопасности, - по ст.21.4, 21.5, части 3 ст.21.6, ст.21.9, 21.10 КоАП;
8) органы Министерства финансов Республики Беларусь (далее - Министерство финансов) - по ст.21.7, 21.8, 21.17, 22.13 КоАП;
9) прокурор - по ст.21.9, 21.10 КоАП (по ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) суд - в отношении физического лица за правонарушения, предусмотренные частями 3 и 4 ст.21.6, ст.21.9-21.12, 21.16 КоАП;
2) экономический суд - за правонарушения, совершенные юридическими лицами и ИП, предусмотренные частью 4 ст.21.7, ст.21.17 КоАП;
3) Комитет государственного контроля - по ст.21.1-21.6, частям 1-3 ст.21.7, ст.21.8, 21.12, 21.14, 21.15, 21.17-21.19 КоАП;
4) органы внутренних дел - по ст.21.14, 21.15 КоАП;
5) сельский (поселковый) исполнительный комитет - по ст.21.14, 21.15 КоАП;
6) административная комиссия - по ст.21.1-21.5, частям 1 и 2 ст.21.6, ст.21.8, 21.13-21.15 КоАП;
7) органы Министерства финансов (части 1-3 ст.21.7 КоАП) и местные финансовые органы (части 1-3 ст.21.7, ст.21.17 КоАП).
Сроки наложения административного взыскания
Сроки наложения административного взыскания (ст.7.6 КоАП) составляют не позднее 2 месяцев со дня его совершения, а по ст.21.1-21.4, 21.6-21.8, 21.12, 21.17 КоАП - не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения.
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с п.5 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» для проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности могут назначаться внеплановые проверки, минуя установленную названным Указом очередность.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376. Нормы п.5 Указа № 510 соответствуют нормам п.8 Указа № 510 в редакции Указа № 376. |
Административная ответственность предусмотрена за правонарушения, не повлекшие тяжких последствий (так называемые правонарушения с формальным или усеченным составом).
Уголовная ответственность наступает в случае причинения вреда людям или экологии.
Нарушения в области строительства, влекущие уголовную ответственность
| № п/п | Состав уголовного преступления | Вид уголовной ответственности | Норма Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) |
| Нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, консервации, демонтаже, сносе или в процессе эксплуатации промышленных, научных или иных объектов лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности смерть человека, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере | Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения | Статья 265 | |
|
2 |
То же деяние, если оно не повлекло, но заведомо создавало угрозу наступления последствий, названных в п.1 | Штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. | |
| Прием в эксплуатацию членами государственных комиссий объектов, при строительстве или реконструкции которых заведомо не соблюдены требования экологической безопасности, если это повлекло по неосторожности смерть человека, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере | Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения | Статья 266 | |
|
4 |
То же деяние, если оно не повлекло, но заведомо создавало угрозу наступления последствий, названных в п.3 | Штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью | |
|
5 |
Нарушение правил безопасности горных или строительных работ либо правил эксплуатации машин и механизмов при производстве таких работ, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в крупном размере | Штраф, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения | Статья 303 |
|
6 |
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека | Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения | |
|
7 |
Нарушение проектов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при производстве строительно-монтажных работ лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в крупном размере | Штраф, или исправительные работы на срок до 2 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения | Статья 305 |
|
8 |
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам | Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения | |
| Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере | Арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2 лет, или лишение свободы на тот же срок | Статья 320 | |
|
10 |
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека | Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок. | |
|
11 |
Деяние, предусмотренное п.9, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц | Лишение свободы на срок от 2 до 7 лет |
Субъекты уголовной ответственности
Субъектами уголовной ответственности не могут быть юридические лица, поэтому, с одной стороны, уголовная ответственность более «персонифицированная». С другой стороны, она менее формальная, так как во внимание принимаются форма и степень вины и т.п., которые в случае административной ответственности (по крайней мере, применительно к юридическим лицам) носят более формальный характер.
Штрафные санкции
В отличие от КоАП отдельные статьи УК (ст.265, 266, 303, 305) не определяют размер штрафа, который устанавливается судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного в пределах от 30 до 1 000 БВ. Причем в случае невозможности взыскания штрафа (при отсутствии признаков уклонения от его уплаты) суд заменяет штраф общественными работами (ст.50 УК).
23.03.2015
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль
