


Материал помещен в архив
АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
Виды санкций в сфере строительства
Большое число обязательных предписаний, действующих в строительной сфере, подкреплено санкциями за их неисполнение. Их можно разбить на три группы:
1) гражданско-правовые - обычно устанавливаются договором и чаще всего в виде неустойки (штрафа или пени) и уплачиваются в пользу контрагента.
Некоторые из таких санкций предусмотрены Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, причем они имеют важную особенность: применяются независимо от условий договора, а также могут быть изменены в сторону увеличения, но не уменьшения по сравнению с законодательством (п.87).
Кроме того, п.9 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359, установлен иной размер ответственности - пеня в размере 10/360 или 25/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь по предоплате за счет бюджетных средств;
2) административные - чаще всего устанавливаются в виде штрафа, налагаемого на физическое и (или) юридическое лицо, уплачиваемого в пользу государства;
3) уголовные - применяются только к физическим лицам в виде лишения свободы и т.п.
Административная ответственность
Существует единый нормативный правовой акт, в котором собраны составы административных правонарушений во всех сферах деятельности, - Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Исключение составляет сфера строительства: новые составы правонарушений, введенные Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26), пока не перенесены в КоАП.
Таким образом, административная ответственность в сфере строительства регулируется двумя нормативными правовыми актами:
• Кодексом об административных правонарушениях;
• Указом № 26.
Нарушения в области строительства, влекущие административную ответственность, установленную Указом № 26
№ п/п | Состав административного правонарушения | Вид и размер ответственности | Норма Указа № 26, устанавливающая административную ответственность |
1 |
Необеспечение должностным лицом заказчика, застройщика в строительной деятельности, индивидуальным предпринимателем (далее - ИП), являющимся заказчиком, застройщиком в строительной деятельности, исполнения обязательств, предусмотренных договором строительного подряда, при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемого в полном объеме за счет средств иностранных инвесторов), выразившееся в немотивированном (необоснованном) отказе от подписания документов, подтверждающих выполнение строительных, специальных, монтажных работ, или нарушении сроков проведения расчетов за выполненные и принятые в установленном порядке работы либо необоснованном нарушении сроков поставки материальных ресурсов, поставка которых договором возложена на заказчика, застройщика, и повлекшее превышение сроков выполнения работ или приемки выполненных работ | Штраф от 2 до 10 базовых величин (далее - БВ) | Пункт 4. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 1 ст.21.20 КоАП Законом Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З (далее - Закон № 351-З) |
2 |
Необеспечение должностным лицом подрядчика в строительной деятельности, ИП, являющимся подрядчиком в строительной деятельности, исполнения обязательств, предусмотренных договором строительного подряда, при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемого в полном объеме за счет средств иностранных инвесторов), выразившееся в превышении установленных в договоре (графике производства работ) сроков сдачи строительных, специальных, монтажных работ или объекта в эксплуатацию | Штраф от 2 до 10 БВ | Пункт 5. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 2 ст.21.20 КоАП Законом № 351-З |
Подписание должностным лицом заказчика, застройщика, подрядчика в строительной деятельности либо ИП, являющимся заказчиком или подрядчиком в строительной деятельности, акта сдачи-приемки строительных, специальных, монтажных работ, выполненных с нарушениями требований проектной документации, технических нормативных правовых актов, или акта приемки объекта в эксплуатацию с такими нарушениями | Штраф от 2 до 10 БВ | Пункт 6. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 5 ст.21.6 КоАП Законом № 351-З | |
3 |
Не предусмотренное законодательством отступление заказчиком, застройщиком, подрядчиком в строительной деятельности в заключенных договорах от существенных условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок, при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемого в полном объеме за счет средств иностранных инвесторов), повлекшее увеличение стоимости строительства объекта и (или) сроков выполнения строительных, специальных, монтажных работ либо сроков сдачи работ или объекта в эксплуатацию | Штраф от 2 до 10 БВ, на ИП - от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ | Пункт 7. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.21 КоАП Законом № 351-З |
4 |
Невыполнение, несвоевременное выполнение подрядчиком в строительной деятельности обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта, если такие обязательства предусмотрены в договоре строительного подряда | Штраф на ИП - от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ | Пункт 8. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 3 ст.21.20 КоАП Законом № 351-З |
5 |
Нарушение сроков выполнения проектных и изыскательских работ, предусмотренных договором на выполнение таких работ | Штраф от 2 до 10 БВ, на ИП - от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ | Пункт 9. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.22 КоАП Законом № 351-З |
6 |
Невыполнение или ненадлежащее выполнение представителями технического и авторского надзора обязанностей, установленных техническими нормативными правовыми актами, заключаемым договором на оказание таких услуг | Штраф от 2 до 10 БВ, а то же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания, - от 5 до 15 БВ | Пункт 10. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.23 КоАП Законом № 351-З |
7 |
Подписание должностным лицом эксплуатирующей организации при приемке в эксплуатацию объектов, законченных строительством, документа о возможности обеспечения объекта внешними наружными коммуникациями холодного и горячего водоснабжения, канализации, энергоснабжения, электросвязи, не соответствующего фактическому состоянию таких коммуникаций | Штраф от 5 до 10 БВ | Пункт 11. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 6 ст.21.6 КоАП Законом № 351-З |
8 |
Подписание представителем государственного органа, иной государственной организации при приемке в эксплуатацию объекта строительства не соответствующего действительности заключения о соответствии такого объекта проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности | Штраф от 5 до 10 БВ | Пункт 12. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 7 ст.21.6 КоАП Законом № 351-З |
9 |
Предъявление должностным лицом государственного органа, иной государственной организации дополнительных требований к проектной документации при проведении ее согласования, если такая документация разработана в установленном порядке в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с техническим регламентом Республики Беларусь, устанавливающим требования к безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий, заключениями, техническими условиями на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства, выданными государственным органом, иной государственной организацией и включенными в состав разрешительной документации на проектирование и строительство объекта | Штраф от 5 до 10 БВ | Пункт 13. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.24 КоАП Законом № 351-З |
10 |
Нарушение должностным лицом установленных актами законодательства сроков разработки градостроительной документации, обеспеченной финансированием | Штраф от 5 до 10 БВ | Пункт 14. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.25 КоАП Законом № 351-З |
По умолчанию (то есть если в конкретной статье не сказано иное) ответственность применяется к физическому должностному лицу, к юридическому лицу или ИП - только если прямо определено.
Административная ответственность не возникает сама по себе, для ее возникновения необходимо нарушить какое-либо предписание нормативного правового акта:
• Указа № 26;
• Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»;
• Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297;
• Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716;
• технического регламента Республики Беларусь ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748, и др.
В соответствии с п.15 Указа № 26 право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ним предоставлено уполномоченным должностным лицам:
а) районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах - по пп.4, 7-9 Указа № 26;
б) органов государственного строительного надзора - пп.5, 6, 10, 11 Указа № 26;
в) органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее - Комитет государственного контроля) - пп.4-14 Указа № 26.
Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) районный (городской) суд - в случаях «а» и «б»;
2) органы Комитета государственного контроля - в случае «в».
Нарушения в области строительства, влекущие административную ответственность, установленную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях
Перечень административных правонарушений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями приведен в главе 21 КоАП.
Составление протоколов об административных правонарушениях
Составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере строительства вправе:
1) органы государственного строительного надзора - по ст.21.3-21.6, 21.9-21.12 КоАП;
2) Комитет государственного контроля - по ст.21.1-21.8, 21.12, 21.14, 21.15, 21.17-21.19 КоАП;
3) органы внутренних дел - по ст.21.14, 21.15 КоАП;
4) исполнительные комитеты (администрации) - по ст.21.1-21.6, 21.9, 21.11-21.16 КоАП;
5) органы государственного санитарного надзора - по части 1 ст.21.16 КоАП;
6) организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги, - по ст.21.12, 21.14-21.16 КоАП;
7) органы, осуществляющие государственный надзор в области промышленной безопасности, - по ст.21.4, 21.5, части 3 ст.21.6, ст.21.9, 21.10 КоАП;
8) органы Министерства финансов Республики Беларусь (далее - Министерство финансов) - по ст.21.7, 21.8, 21.17, 22.13 КоАП;
9) прокурор - по ст.21.9, 21.10 КоАП (по ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) суд - в отношении физического лица за правонарушения, предусмотренные частями 3 и 4 ст.21.6, ст.21.9-21.12, 21.16 КоАП;
2) экономический суд - за правонарушения, совершенные юридическими лицами и ИП, предусмотренные частью 4 ст.21.7, ст.21.17 КоАП;
3) Комитет государственного контроля - по ст.21.1-21.6, частям 1-3 ст.21.7, ст.21.8, 21.12, 21.14, 21.15, 21.17-21.19 КоАП;
4) органы внутренних дел - по ст.21.14, 21.15 КоАП;
5) сельский (поселковый) исполнительный комитет - по ст.21.14, 21.15 КоАП;
6) административная комиссия - по ст.21.1-21.5, частям 1 и 2 ст.21.6, ст.21.8, 21.13-21.15 КоАП;
7) органы Министерства финансов (части 1-3 ст.21.7 КоАП) и местные финансовые органы (части 1-3 ст.21.7, ст.21.17 КоАП).
Сроки наложения административного взыскания
Сроки наложения административного взыскания (ст.7.6 КоАП) составляют не позднее 2 месяцев со дня его совершения, а по ст.21.1-21.4, 21.6-21.8, 21.12, 21.17 КоАП - не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения.
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с п.5 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» для проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности могут назначаться внеплановые проверки, минуя установленную названным Указом очередность.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376. Нормы п.5 Указа № 510 соответствуют нормам п.8 Указа № 510 в редакции Указа № 376. |
Административная ответственность предусмотрена за правонарушения, не повлекшие тяжких последствий (так называемые правонарушения с формальным или усеченным составом).
Уголовная ответственность наступает в случае причинения вреда людям или экологии.
Нарушения в области строительства, влекущие уголовную ответственность
№ п/п | Состав уголовного преступления | Вид уголовной ответственности | Норма Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) |
Нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, консервации, демонтаже, сносе или в процессе эксплуатации промышленных, научных или иных объектов лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности смерть человека, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере | Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения | Статья 265 | |
2 |
То же деяние, если оно не повлекло, но заведомо создавало угрозу наступления последствий, названных в п.1 | Штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. | |
Прием в эксплуатацию членами государственных комиссий объектов, при строительстве или реконструкции которых заведомо не соблюдены требования экологической безопасности, если это повлекло по неосторожности смерть человека, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере | Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения | Статья 266 | |
4 |
То же деяние, если оно не повлекло, но заведомо создавало угрозу наступления последствий, названных в п.3 | Штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью | |
5 |
Нарушение правил безопасности горных или строительных работ либо правил эксплуатации машин и механизмов при производстве таких работ, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в крупном размере | Штраф, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения | Статья 303 |
6 |
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека | Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения | |
7 |
Нарушение проектов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при производстве строительно-монтажных работ лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в крупном размере | Штраф, или исправительные работы на срок до 2 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения | Статья 305 |
8 |
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам | Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения | |
Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере | Арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2 лет, или лишение свободы на тот же срок | Статья 320 | |
10 |
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека | Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок. | |
11 |
Деяние, предусмотренное п.9, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц | Лишение свободы на срок от 2 до 7 лет |
Субъекты уголовной ответственности
Субъектами уголовной ответственности не могут быть юридические лица, поэтому, с одной стороны, уголовная ответственность более «персонифицированная». С другой стороны, она менее формальная, так как во внимание принимаются форма и степень вины и т.п., которые в случае административной ответственности (по крайней мере, применительно к юридическим лицам) носят более формальный характер.
Штрафные санкции
В отличие от КоАП отдельные статьи УК (ст.265, 266, 303, 305) не определяют размер штрафа, который устанавливается судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного в пределах от 30 до 1 000 БВ. Причем в случае невозможности взыскания штрафа (при отсутствии признаков уклонения от его уплаты) суд заменяет штраф общественными работами (ст.50 УК).
23.03.2015
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук