Пособие от 23.03.2015
Автор: Овсейко С.

Административная и уголовная ответственность в сфере строительства


СОДЕРЖАНИЕ

 

Виды санкций в сфере строительства

Административная ответственность

   Нарушения в области строительства, влекущие административную ответственность, установленную Указом № 26

   Нарушения в области строительства, влекущие административную ответственность, установленную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях

Уголовная ответственность

   Нарушения в области строительства, влекущие уголовную ответственность

 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

Виды санкций в сфере строительства

Большое число обязательных предписаний, действующих в строительной сфере, подкреплено санкциями за их неисполнение. Их можно разбить на три группы:

1) гражданско-правовые - обычно устанавливаются договором и чаще всего в виде неустойки (штрафа или пени) и уплачиваются в пользу контрагента.

Некоторые из таких санкций предусмотрены Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, причем они имеют важную особенность: применяются независимо от условий договора, а также могут быть изменены в сторону увеличения, но не уменьшения по сравнению с законодательством (п.87).

Кроме того, п.9 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359, установлен иной размер ответственности - пеня в размере 10/360 или 25/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь по предоплате за счет бюджетных средств;

2) административные - чаще всего устанавливаются в виде штрафа, налагаемого на физическое и (или) юридическое лицо, уплачиваемого в пользу государства;

3) уголовные - применяются только к физическим лицам в виде лишения свободы и т.п.

Административная ответственность

Существует единый нормативный правовой акт, в котором собраны составы административных правонарушений во всех сферах деятельности, - Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Исключение составляет сфера строительства: новые составы правонарушений, введенные Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26), пока не перенесены в КоАП.

Таким образом, административная ответственность в сфере строительства регулируется двумя нормативными правовыми актами:

Кодексом об административных правонарушениях;

Указом № 26.

Нарушения в области строительства, влекущие административную ответственность, установленную Указом № 26

№ п/п Состав административного правонарушения Вид и размер ответственности Норма Указа № 26, устанавливающая административную ответственность
1
Необеспечение должностным лицом заказчика, застройщика в строительной деятельности, индивидуальным предпринимателем (далее - ИП), являющимся заказчиком, застройщиком в строительной деятельности, исполнения обязательств, предусмотренных договором строительного подряда, при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемого в полном объеме за счет средств иностранных инвесторов), выразившееся в немотивированном (необоснованном) отказе от подписания документов, подтверждающих выполнение строительных, специальных, монтажных работ, или нарушении сроков проведения расчетов за выполненные и принятые в установленном порядке работы либо необоснованном нарушении сроков поставки материальных ресурсов, поставка которых договором возложена на заказчика, застройщика, и повлекшее превышение сроков выполнения работ или приемки выполненных работ Штраф от 2 до 10 базовых величин (далее - БВ) Пункт 4.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 1 ст.21.20 КоАП Законом Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З (далее - Закон № 351-З)

2
Необеспечение должностным лицом подрядчика в строительной деятельности, ИП, являющимся подрядчиком в строительной деятельности, исполнения обязательств, предусмотренных договором строительного подряда, при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемого в полном объеме за счет средств иностранных инвесторов), выразившееся в превышении установленных в договоре (графике производства работ) сроков сдачи строительных, специальных, монтажных работ или объекта в эксплуатацию Штраф от 2 до 10 БВ Пункт 5.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 2 ст.21.20 КоАП Законом № 351-З

Подписание должностным лицом заказчика, застройщика, подрядчика в строительной деятельности либо ИП, являющимся заказчиком или подрядчиком в строительной деятельности, акта сдачи-приемки строительных, специальных, монтажных работ, выполненных с нарушениями требований проектной документации, технических нормативных правовых актов, или акта приемки объекта в эксплуатацию с такими нарушениями Штраф от 2 до 10 БВ Пункт 6.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 5 ст.21.6 КоАП Законом № 351-З

3
Не предусмотренное законодательством отступление заказчиком, застройщиком, подрядчиком в строительной деятельности в заключенных договорах от существенных условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок, при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемого в полном объеме за счет средств иностранных инвесторов), повлекшее увеличение стоимости строительства объекта и (или) сроков выполнения строительных, специальных, монтажных работ либо сроков сдачи работ или объекта в эксплуатацию Штраф от 2 до 10 БВ, на ИП - от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ Пункт 7.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.21 КоАП Законом № 351-З

4
Невыполнение, несвоевременное выполнение подрядчиком в строительной деятельности обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта, если такие обязательства предусмотрены в договоре строительного подряда Штраф на ИП - от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ Пункт 8.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 3 ст.21.20 КоАП Законом № 351-З

5
Нарушение сроков выполнения проектных и изыскательских работ, предусмотренных договором на выполнение таких работ Штраф от 2 до 10 БВ, на ИП - от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ Пункт 9.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.22 КоАП Законом № 351-З

6
Невыполнение или ненадлежащее выполнение представителями технического и авторского надзора обязанностей, установленных техническими нормативными правовыми актами, заключаемым договором на оказание таких услуг Штраф от 2 до 10 БВ, а то же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания, - от 5 до 15 БВ Пункт 10.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.23 КоАП Законом № 351-З

7
Подписание должностным лицом эксплуатирующей организации при приемке в эксплуатацию объектов, законченных строительством, документа о возможности обеспечения объекта внешними наружными коммуникациями холодного и горячего водоснабжения, канализации, энергоснабжения, электросвязи, не соответствующего фактическому состоянию таких коммуникаций Штраф от 5 до 10 БВ Пункт 11.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 6 ст.21.6 КоАП Законом № 351-З

8
Подписание представителем государственного органа, иной государственной организации при приемке в эксплуатацию объекта строительства не соответствующего действительности заключения о соответствии такого объекта проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности Штраф от 5 до 10 БВ Пункт 12.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в часть 7 ст.21.6 КоАП Законом № 351-З

9
Предъявление должностным лицом государственного органа, иной государственной организации дополнительных требований к проектной документации при проведении ее согласования, если такая документация разработана в установленном порядке в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с техническим регламентом Республики Беларусь, устанавливающим требования к безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий, заключениями, техническими условиями на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства, выданными государственным органом, иной государственной организацией и включенными в состав разрешительной документации на проектирование и строительство объекта Штраф от 5 до 10 БВ Пункт 13.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.24 КоАП Законом № 351-З

10
Нарушение должностным лицом установленных актами законодательства сроков разработки градостроительной документации, обеспеченной финансированием Штраф от 5 до 10 БВ Пункт 14.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. указанная норма перенесена в ст.21.25 КоАП Законом № 351-З

 

По умолчанию (то есть если в конкретной статье не сказано иное) ответственность применяется к физическому должностному лицу, к юридическому лицу или ИП - только если прямо определено.

Административная ответственность не возникает сама по себе, для ее возникновения необходимо нарушить какое-либо предписание нормативного правового акта:

Указа № 26;

Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»;

Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297;

Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716;

• технического регламента Республики Беларусь ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748, и др.

В соответствии с п.15 Указа № 26 право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ним предоставлено уполномоченным должностным лицам:

а) районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах - по пп.4, 7-9 Указа № 26;

б) органов государственного строительного надзора - пп.5, 6, 10, 11 Указа № 26;

в) органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее - Комитет государственного контроля) - пп.4-14 Указа № 26.

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) районный (городской) суд - в случаях «а» и «б»;

2) органы Комитета государственного контроля - в случае «в».

Нарушения в области строительства, влекущие административную ответственность, установленную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях

Перечень административных правонарушений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями приведен в главе 21 КоАП.

Составление протоколов об административных правонарушениях

Составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере строительства вправе:

1) органы государственного строительного надзора - по ст.21.3-21.6, 21.9-21.12 КоАП;

2) Комитет государственного контроля - по ст.21.1-21.8, 21.12, 21.14, 21.15, 21.17-21.19 КоАП;

3) органы внутренних дел - по ст.21.14, 21.15 КоАП;

4) исполнительные комитеты (администрации) - по ст.21.1-21.6, 21.9, 21.11-21.16 КоАП;

5) органы государственного санитарного надзора - по части 1 ст.21.16 КоАП;

6) организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги, - по ст.21.12, 21.14-21.16 КоАП;

7) органы, осуществляющие государственный надзор в области промышленной безопасности, - по ст.21.4, 21.5, части 3 ст.21.6, ст.21.9, 21.10 КоАП;

8) органы Министерства финансов Республики Беларусь (далее - Министерство финансов) - по ст.21.7, 21.8, 21.17, 22.13 КоАП;

9) прокурор - по ст.21.9, 21.10 КоАП (по ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) суд - в отношении физического лица за правонарушения, предусмотренные частями 3 и 4 ст.21.6, ст.21.9-21.12, 21.16 КоАП;

2) экономический суд - за правонарушения, совершенные юридическими лицами и ИП, предусмотренные частью 4 ст.21.7, ст.21.17 КоАП;

3) Комитет государственного контроля - по ст.21.1-21.6, частям 1-3 ст.21.7, ст.21.8, 21.12, 21.14, 21.15, 21.17-21.19 КоАП;

4) органы внутренних дел - по ст.21.14, 21.15 КоАП;

5) сельский (поселковый) исполнительный комитет - по ст.21.14, 21.15 КоАП;

6) административная комиссия - по ст.21.1-21.5, частям 1 и 2 ст.21.6, ст.21.8, 21.13-21.15 КоАП;

7) органы Министерства финансов (части 1-3 ст.21.7 КоАП) и местные финансовые органы (части 1-3 ст.21.7, ст.21.17 КоАП).

Сроки наложения административного взыскания

Сроки наложения административного взыскания (ст.7.6 КоАП) составляют не позднее 2 месяцев со дня его совершения, а по ст.21.1-21.4, 21.6-21.8, 21.12, 21.17 КоАП - не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения.

 

Обратите внимание!

В соответствии с п.5 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» для проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности могут назначаться внеплановые проверки, минуя установленную названным Указом очередность.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376. Нормы п.5 Указа № 510 соответствуют нормам п.8 Указа № 510 в редакции Указа № 376.

Уголовная ответственность

Административная ответственность предусмотрена за правонарушения, не повлекшие тяжких последствий (так называемые правонарушения с формальным или усеченным составом).

Уголовная ответственность наступает в случае причинения вреда людям или экологии.

Нарушения в области строительства, влекущие уголовную ответственность

№ п/п Состав уголовного преступления Вид уголовной ответственности Норма Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК)
 1
Нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, консервации, демонтаже, сносе или в процессе эксплуатации промышленных, научных или иных объектов лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности смерть человека, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения Статья 265
2
То же деяние, если оно не повлекло, но заведомо создавало угрозу наступления последствий, названных в п.1 Штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
 3
Прием в эксплуатацию членами государственных комиссий объектов, при строительстве или реконструкции которых заведомо не соблюдены требования экологической безопасности, если это повлекло по неосторожности смерть человека, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения Статья 266
4
То же деяние, если оно не повлекло, но заведомо создавало угрозу наступления последствий, названных в п.3 Штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
5
Нарушение правил безопасности горных или строительных работ либо правил эксплуатации машин и механизмов при производстве таких работ, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в крупном размере Штраф, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения Статья 303
6
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения
7
Нарушение проектов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при производстве строительно-монтажных работ лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в крупном размере Штраф, или исправительные работы на срок до 2 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения Статья 305
8
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения
 9
Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере Арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2 лет, или лишение свободы на тот же срок Статья 320
10
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок.
11
Деяние, предусмотренное п.9, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц Лишение свободы на срок от 2 до 7 лет

Субъекты уголовной ответственности

Субъектами уголовной ответственности не могут быть юридические лица, поэтому, с одной стороны, уголовная ответственность более «персонифицированная». С другой стороны, она менее формальная, так как во внимание принимаются форма и степень вины и т.п., которые в случае административной ответственности (по крайней мере, применительно к юридическим лицам) носят более формальный характер.

Штрафные санкции

В отличие от КоАП отдельные статьи УК (ст.265, 266, 303, 305) не определяют размер штрафа, который устанавливается судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного в пределах от 30 до 1 000 БВ. Причем в случае невозможности взыскания штрафа (при отсутствии признаков уклонения от его уплаты) суд заменяет штраф общественными работами (ст.50 УК).

 

23.03.2015

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук