Пособие от 25.10.2013
Автор: Хаданович А.

Административная ответственность работников банков за нарушение порядка анкетирования клиентов после 28 августа 2013 года


 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ БАНКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА АНКЕТИРОВАНИЯ КЛИЕНТОВ ПОСЛЕ 28 АВГУСТА 2013 ГОДА

Статистические данные

За нарушения законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (ПОД/ФТ) Национальным банком РБ (далее - Нацбанк РБ) в 2012 г. привлечены к административной ответственности 1 банк и 57 работников банков. К физическим лицам предупреждения и штрафы применялись по ст.23.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) за нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальном формуляре и (или) представления такого формуляра в орган финансового мониторинга. Банк как юридическое лицо привлечен к ответственности в виде штрафа по ст.11.72 КоАП за невыполнение мер, направленных на ПОД/ФТ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 января 2015 г. ст.11.72 КоАП на основании Закона РБ от 30.06.2014 № 165-З изложена в новой редакции.

Выполнение рекомендаций международных экспертов

Ежегодно Республика Беларусь направляет отчет в региональную межправительственную организацию «Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма» (ЕАГ) о прогрессе по выполнению рекомендаций международных экспертов, содержащихся в Отчете о взаимной оценке Республики Беларусь по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (декабрь 2008 г.).

 

Справочно

С отчетами ЕАГ можно ознакомиться здесь: http://www.eurasiangroup.org/ru/mers.php.

 

В п.440 названного Отчета содержится следующее: «В рамках КоАП необходимо предусмотреть иные санкции за несоблюдение требований ПОД/ФТ, вплоть до ликвидации организации. Виды санкций за несоблюдение мер ПОД/ФТ должны быть разнообразными и применяться ко всем финансовым секторам. Санкции должны применяться не только за нарушение порядка регистрации и информирования органа финансового мониторинга, но и должны охватывать нарушения всех требований ПОД/ФТ (идентификация клиентов, хранение документов и т.д.)».

Законом РБ от 12.07.2013 № 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» ст.11.72 КоАП дополнена частью второй, которой установлено, что неоднократное (2 и более раза в течение 1 года) нарушение установленного порядка анкетирования клиентов банка влечет предупреждение или наложение штрафа на работника банка, виновного в допущенном нарушении, в размере до 20 базовых величин (далее - БВ).

Данная норма вступила в силу с 28 августа 2013 г.

Порядок анкетирования клиентов банков

Порядок анкетирования (составления анкет клиентов) установлен постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 352 «Об общих требованиях к правилам внутреннего контроля», Инструкцией об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - Инструкция).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 января 2015 г. взамен постановления № 352 действует постановление Совета Министров РБ от 24.12.2014 № 1249 «Об установлении общих требований к правилам внутреннего контроля».

С 18 февраля 2015 г. взамен Инструкции действует Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.12.2014 № 818.

 

Справочно

Анкетирование - составление банком анкеты, содержащей установленные Инструкцией сведения о клиенте и его деятельности (абзац 10 части первой п.3 Инструкции).

 

Перечень обязательных сведений, указываемых в анкетах, приведен в приложении 1 к Инструкции. Дополнительные сведения, указываемые в анкетах, устанавливаются банком самостоятельно. Требования к содержанию раздела «Служебная информация» анкеты клиента определены п.15 Инструкции.

При проверках Нацбанком РБ часто выявляются нарушения банками процедуры идентификации и анкетирования клиентов. Так, устанавливаются:

• случаи незаполнения или неверного заполнения обязательных сведений в анкетах клиентов (физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, банков-корреспондентов);

• случаи несоставления анкет физических лиц, осуществивших финансовые операции без открытия счета, сумма которых равна или превышает 1 000 БВ;

• в отдельных анкетах клиентов отсутствует информация о финансовых операциях, равных или превышающих 1 000 БВ, а также сведения о подозрительных финансовых операциях;

• в некоторых анкетах отсутствуют степени риска по векторам модели распределения рисков работы с клиентом и (или) итоговая степень риска; не указана категория клиента (крупный, средний, малый).

 

Обратите внимание!

Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет (часть третья ст.1.5 КоАП). Поэтому административная ответственность за нарушение установленного порядка анкетирования клиентов банка будет применяться по нарушениям, допущенным после 28 августа 2013 г.

 

Работникам банка, ответственным за идентификацию и анкетирование клиентов, прежде всего следует уделять особое внимание таким процедурам, как:

• анкетирование новых клиентов;

• своевременное внесение в электронную базу данных анкет клиентов в соответствии с п.28 Инструкции:

- новых идентификационных сведений клиентов (в течение 3 рабочих дней после их предоставления клиентом и (или) получения банком);

- сведений о подозрительной финансовой операции клиента (в течение 3 рабочих дней после представления специального формуляра в орган финансового мониторинга);

- сведений о финансовой операции клиента без открытия счета, сумма которой равна или превышает 1 000 БВ (в течение 3 рабочих дней после ее осуществления).

Не стоит забывать и об обязательном периодическом обновлении (актуализации) анкет клиентов.

Право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.11.72 КоАП, предоставлено органам Комитета государственного контроля РБ и Нацбанка РБ (пп.16 и 27 части первой ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 августа 2016 г. п.16 части первой ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях на основании Закона РБ от 19.07.2016 № 407-З изложен в новой редакции.

 

Введение указанной ответственности позволит дисциплинировать работников банков, ответственных за заполнение анкет клиентов, и будет способствовать созданию полноценной и эффективной системы внутреннего контроля в банках.

 

25.10.2013

 

Анжелика Хаданович, главный специалист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь