Пособие от 18.03.2016
Автор: Штейнер А.

Административная ответственность руководителя организации за нарушение пожарной безопасности


СОДЕРЖАНИЕ

 

Обеспечение пожарной безопасности руководителем организации

Административная ответственность

Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности

 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Пожарная безопасность обеспечивается приведением объектов и населенных пунктов в состояние, при котором исключается возможность возникновения пожара либо обеспечивается защита людей и материальных ценностей от пожара.

Обеспечение пожарной безопасности руководителем организации

Обеспечение пожарной безопасности является обязанностью руководителя организации. Такие обязанности должны быть отражены в его должностной инструкции (ст.14 Закона Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности», далее - Закон).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 мая 2020 г. раздел III (ст.14-20) и ниженазванная ст.46 Закона изложены в новой редакции Законом Республики Беларусь от 11.11.2019 № 251-З.

 

Справочно

Перечень обязанностей руководителей и должностных лиц организаций по обеспечению пожарной безопасности приведен в ст.17 Закона.

 

Персональную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в организациях несут их руководители (часть первая ст.46 Закона).

Лица, в том числе руководители организаций, нарушающие или не выполняющие Закон, требования технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, предписания, рекомендации, требования и заключения органов государственного пожарного надзора, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь (часть четвертая ст.46 Закона).

Ответственность устанавливается в зависимости от допущенных нарушений и последствий, к которым они привели.

Также обязанности руководителя организации по обеспечению пожарной безопасности установлены п.4 Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3 (далее - ППБ Беларуси 01-2014).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 мая 2020 г. ППБ Беларуси 01-2014 утратили силу постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25.03.2020 № 13.

С 26 февраля 2017 г. действуют Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7. Документы по пожарной безопасности, принятые в развитие Декрета № 7, см. здесь.

 

В п.5 ППБ Беларуси 01-2014 приведены обязанности руководителей и должностных лиц структурных подразделений объекта.

 

Справочно

В ППБ Беларуси 01-2014 используется более широкое понятие объекта.

Так, под объектом понимается территория, здание, сооружение, помещение, наружная установка, инженерная, технологическая и иная система, оборудование и другое имущество и (или) их совокупность, находящиеся в собственности, владении, пользовании, распоряжении физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц или их обособленных подразделений (абзац 2 п.3 ППБ Беларуси 01-2014).

Административная ответственность

Проводить проверки деятельности государственных органов, других организаций в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности, а также выносить обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности имеют право органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям (ст.16 Закона Республики Беларусь от 16.07.2009 № 45-З «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»).

В случае обнаружения в ходе проверки нарушений законодательства должностное лицо выдает проверяемому субъекту предписание на устранение выявленных в ходе проверки нарушений.

При неисполнении, ненадлежащем или несвоевременном исполнении требования (предписания) должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, либо непринятии мер к устранению указанных в нем нарушений руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности на основании ст.23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.

 

Административная ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности установлена ст.23.56 КоАП.

 

Административное правонарушение Вид и размер административной ответственности
Нарушение законодательства о пожарной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения требований ТНПА системы противопожарного нормирования и стандартизации Предупреждение или штраф в размере до 30 базовых величин (далее - БВ), а на юридическое лицо - предупреждение или штраф в размере до 200 БВ
Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара Штраф в размере от 30 до 50 БВ

 

Обязательными условиями для привлечения к административной ответственности являются наличие противоправного деяния, а также вины конкретного лица и иные условия, предусмотренные КоАП.

Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях по ст.23.56 КоАП вправе составлять должностные лица органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (пп.36 и 37 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь.

 

Дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 ст.23.56 КоАП, рассматриваются органами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в случае, если протоколы об административных правонарушениях составлены должностными лицами таких органов (часть 1 ст.3.9 ПИКоАП), в остальных случаях - судом (часть 1 ст.3.2 ПИКоАП).

 

Справочно

От имени органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать (часть 2 ст.3.9 ПИКоАП):

• Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору и его заместители;

• старшие государственные инспекторы Республики Беларусь по пожарному надзору;

• главные государственные инспекторы областей и г. Минска по пожарному надзору и их заместители;

• старшие государственные инспекторы областей и г. Минска по пожарному надзору;

• главные государственные инспекторы городов и районов по пожарному надзору;

• государственные инспекторы городов и районов по пожарному надзору.

 

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст.23.56 КоАП, рассматриваются административной комиссией районного (городского) исполнительного комитета или администрацией района в городе (ст.3.4 ПИКоАП).

Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником (часть 1 ст.12.1 ПИКоАП).

В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должны быть указаны сведения, перечисленные в части 1 ст.12.11 ПИКоАП, и проставлена подпись лица, подающего жалобу, либо его представителя.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, - не позднее 10 суток со дня получения копии постановления (часть 1 ст.12.4 ПИКоАП).

Жалоба рассматривается судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления (ст.12.7 ПИКоАП).

Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевший, их представители, защитник вправе присутствовать при рассмотрении жалобы, давать объяснения и представлять дополнительные материалы в обоснование своих требований (часть 2 ст.12.8 ПИКоАП).

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) выносится постановление.

 

18.03.2016

 

Алексей Штейнер, юрист, специалист в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда