Пособие от 26.01.2014
Автор: Денисевич А.

Административная ответственность в сфере обращения с отходами. Особенности ведения административного процесса и практика проведения проверок


 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА И ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

Справочно (об авторе)

Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ.

 

К административным правонарушениям в сфере обращения с отходами относятся нарушения, предусмотренные ст.15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Субъекты доказывания

К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере обращения с отходами относятся:

• органы Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК);

• органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - Минприроды),

которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) на основании Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента РБ от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь», постановления Совета Министров РБ от 20.06.2013 № 503 «О некоторых вопросах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь» (далее - постановление № 503) и соответственно Закона РБ от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды».

Территориальными органами КГК являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля.

В систему Минприроды входят:

• территориальные органы: областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды, городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• государственные организации, подчиненные Минприроды, согласно перечню, утверждаемому Советом Министров РБ.

 

Справочно

Перечень государственных организаций, подчиненных Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержден постановлением № 503.

 

Процессуальная компетенция органов КГК определена ст.3.7 и п.16 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП); органов Минприроды - ст.3.20 и п.28 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановлением Минприроды РБ от 27.02.2007 № 17 «О наделении должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению».

Кроме того, к субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренным частью 2 ст.15.63 КоАП, относятся органы внутренних дел, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие коммунальные услуги.

Предмет доказывания

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере обращения с отходами составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в основном в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности в ходе проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон об обращении с отходами), постановления Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами» (далее - постановление № 1104), постановлений Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 «Об утверждении классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь» (далее - Классификатор отходов), от 09.12.2008 № 112 «Об утверждении формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкции о порядке его оформления», от 22.10.2010 № 45 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства» (далее - Инструкция № 45) и др.).

Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства:

1) обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с несоблюдением порядка обращения с отходами).

Сущность и характер действий (бездействия) определяется объектом посягательства (экологическая безопасность и окружающая среда) и объективной стороной состава преступления, описанной в соответствующей норме законодательства (диспозиции ст.15.63 КоАП), способом нарушения правил обращения с отходами (где, в каком месте было деяние совершено? когда (время, дата) это деяние было совершено? как действовало лицо? нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства? какие средства и орудия (инструменты) были применены?);

2) обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).

Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с обращением отходов.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), влекущих нарушение требований законодательства об обращении с отходами:

• невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары;

• нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами (неведение книги учета отходов, отсутствие инструкции по обращению с отходами производства, нарушения порядка сбора и размещения отходов и т.д.).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства об обращении с отходами юридическим лицом.

Субъектами правонарушения являются физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение требований законодательства об обращении с отходами), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.

При применении ст.15.63 КоАП необходимо учитывать, что:

частью 3 ст.11.4 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка осуществления деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в т.ч. с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими;

статьей 11.78 КоАП - за нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства об обращении с отходами средств, поступивших в виде платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары;

статьей 12.2 КоАП - за нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов;

статьей 12.3 КоАП - за отказ должностного лица или индивидуального предпринимателя от заключения в установленном порядке контракта на поставку (сдачу) лома черных и цветных металлов и их отходов, а равно несдачу в установленные сроки или в предусмотренном объеме неделового металлолома, лома черных и цветных металлов и их отходов, подлежащих поставке;

частью 1 ст.12.29 КоАП - за нарушение установленного порядка вывоза из Республики Беларусь бывших в употреблении технологического оборудования, транспортных средств, машин и механизмов, узлов и агрегатов, а также полуфабрикатов, заготовок или иных изделий из цветных металлов, лома и отходов черных и цветных металлов, а равно покушение на такой вывоз;

частью 1 ст.15.4 КоАП - за нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения или иного обращения с генно-инженерными организмами, радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами или отходами;

статьей 15.5 КоАП - за нарушение порядка захоронения радиоактивных отходов;

3) обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков наложения административного взыскания (ст.7.6 КоАП).

Согласно п.3 части 1 ст.7.6 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.15.63 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения; за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.15.63 КоАП, - не позднее шести месяцев со дня его совершения. В связи с этим необходимо надлежащим образом учитывать дату вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под подпись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с п.69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510, а также дату совершения нарушения законодательства об обращении с отходами.

Юридическая основа дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением требований законодательства об обращении с отходами

Юридическая основа дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением требований законодательства об обращении с отходами, строится на том, что в соответствии с п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:

• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами;

• представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;

• предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;

• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;

• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 августа 2016 г. подп.1.7 п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами исключен Законом РБ от 13.07.2016 № 397-З.

 

Согласно п.1 ст.18 Закона об обращении с отходами требования к обращению с отходами производства устанавливаются актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства, по согласованию с территориальными органами Минприроды.

Инструкция по обращению с отходами

Инструкцией № 45 определен порядок разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства. Так, инструкция по обращению с отходами разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства (п.3 Инструкции № 45). Разработанная и утвержденная инструкция по обращению с отходами согласовывается соответствующим территориальным органом Минприроды в порядке, установленном постановлением № 1104 (п.7 Инструкции № 45).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. индивидуальные предприниматели и микроорганизации при осуществлении экономической деятельности, включенной в перечень, утвержденный Декретом Президента РБ от 23.11.2017 № 7, вправе не разрабатывать (не утверждать) инструкции по обращению с отходами производства (абзац 5 подп.5.14 п.5 названного Декрета).

С 27 апреля 2018 г. отдельные юридические лица и индивидуальные предприниматели, определенные законодательными актами, вправе не разрабатывать (не утверждать) инструкции по обращению с отходами (часть вторая п.3 Инструкции № 45, в редакции постановления Минприроды РБ от 28.02.2018 № 2).

 

Согласование инструкций по обращению с отходами осуществляется территориальными органами Минприроды по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства. Инструкция по обращению с отходами должна быть представлена для согласования в течение 60 дней со дня государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего обращение с отходами производства (пп.2, 3 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением № 1104).

Согласно п.2 Положения о порядке утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденного постановлением № 1104 (далее - Положение о порядке утверждения нормативов), нормативы разрабатываются и утверждаются производителем отходов производства по форме, устанавливаемой Минприроды.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2018 г. п.2 Положения о порядке утверждения нормативов и пп.2 и 3 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства на основании постановления Совета Министров РБ от 06.04.2018 № 265 изложены в новой редакции.

 

Нормативы разрабатываются на основе сведений, полученных при инвентаризации отходов производства, технологических регламентов, удельных норм расходов сырья и материалов, материально-сырьевого баланса и иной нормативно-технической и технологической документации, а также технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг.

Нормативы не подлежат расчету, если:

• отходами производства являются утратившие свои потребительские свойства бытовая техника, оргтехника, мебель;

• отходы производства образуются при уничтожении:

- товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения;

- товаров, обращенных в доход государства;

- орудий рыболовства и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденными Указом Президента РБ от 08.12.2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 января 2018 г. следует руководствоваться Правилами № 580 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 11.07.2017 № 247.

Ведение учета отходов

Учет отходов представляет собой систему непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними (пп.2 и 5 Правил ведения учета отходов, утвержденных постановлением Минприроды РБ от 26.11.2001 № 27 (далее - Правила № 27)).

Система ведения учета отходов включает в себя:

• ведение первичного учета отходов в местах их образования;

• ведение единого учета отходов в организации;

• инвентаризацию отходов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 июля 2014 г. Правила № 27 на основании постановления Минприроды РБ от 09.07.2014 № 32 утратили силу. С 28 августа 2014 г. взамен их действует постановление Минприроды РБ от 20.06.2014 № 27.

 

Образование отходов должно отражаться в книге первичного учета отходов. Единый учет отходов в организации отражается в общей книге учета отходов (пп.13, 14 Правил № 27). Формы книг учета отходов утверждены постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33 (далее - постановление № 33). Книга учета отходов по форме ПОД-9 (далее - книга по форме ПОД-9) применяется для ведения учета отходов производства в местах их образования (поступления) (п.41 Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды, утвержденной постановлением № 33 (далее - Инструкция № 33)). Книга общего учета отходов по форме ПОД-10 (далее - книга по форме ПОД-10) используется для ведения учета образования и поступления отходов в целом от всех источников образования отходов производства в организации и поступления отходов от других организаций и заполняется ежемесячно (пп.46, 47 Инструкции № 33).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 августа 2014 г. постановление № 33 на основании постановления Минприроды РБ от 20.06.2014 № 27 утратило силу. С 1 июня 2014 г. введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденный постановлением Минприроды РБ от 03.03.2014 № 2-Т.

 

Согласно части первой п.2 Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением № 1104 (далее - Положение о порядке выдачи разрешений), разрешения на хранение и захоронение отходов производства получают заявители - собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами. Выдача разрешений производится территориальными органами Минприроды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов, в т.ч. (п.3 Положения о порядке выдачи разрешений):

• Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае хранения, захоронения отходов производства в г.Минске;

• областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случаях, если среди отходов производства, заявляемых к хранению, захоронению на территории области, имеются отходы первого-второго класса опасности, третьего класса опасности свыше 5 т в год или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 т в год;

• районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в абзаце 3 данного пункта.

В соответствии с подп.1.2 п.1 Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее - Указ № 313) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров согласно приложению 1, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары, путем:

• применения собственной системы сбора отходов товаров и тары из отходов потребления, включающей находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и тары;

• заключения с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары и внесения на текущий (расчетный) счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (размер платы и форма договора утверждаются Советом Министров РБ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2016 г. следует применять подп.1.2 п.1 Указа № 313 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 28.09.2016 № 350.

С 20 сентября 2017 г. следует руководствоваться приложением 1 к Указу № 313 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 14.09.2017 № 326.

Примеры из практики привлечения к ответственности по статье 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Справочно

Санкции по ст.15.63 КоАП:

• при невыполнении установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары - наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары;

• при нарушении иных требований законодательства об обращении с отходами - предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до 200 базовых величин, а на юридическое лицо - до 1 000 базовых величин.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 февраля 2015 г. невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (часть 1 ст.15.63 КоАП в редакции Закона РБ от 10.01.2015 № 243-З).

 

Пример 1

В ходе инвентаризации установлено, что в соответствии с Классификатором отходов в кооперативе образовались следующие отходы: изношенные шины с металлокордом (код 5750201) в количестве 6 т, свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом (код 3532201) в количестве 5 ед., масло дизельное отработанное (код 5410203) в количестве 5 т, отработанные масляные фильтры (код 5492800) в количестве 17 шт.

Согласно п.1 Инструкции № 33 формы учетной документации в области охраны окружающей среды подлежат применению юридическими лицами, их обособленными структурными подразделениями и индивидуальными предпринимателями (далее - организации) для последовательного учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учета иных видов вредного воздействия на окружающую среду, представления статистических данных и налоговых деклараций (расчетов) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу) в порядке, установленном законодательством РБ.

В нарушение п.1 ст.35 Закона об обращении с отходами, пп.6, 13-15 Правил № 27, пп.1, 41, 46 и 47 Инструкции № 33 в кооперативе на момент проверки не было обеспечено отражение первичного учета отходов в книге по форме ПОД-9, а также единого учета отходов, образующихся в целом по кооперативу, в книге по форме ПОД-10: изношенных шин с металлокордом в количестве 6 т, свинцовых аккумуляторов отработанных неповрежденные с неслитым электролитом в количестве 5 ед., масла моторного отработанного в количестве 5 т, отработанных масляных фильтров в количестве 17 шт.

 

Пример 2

Установлено, что в нарушение подп.1.6 п.1 ст.17, п.2 ст.35 Закона об обращении с отходами, п.9 Правил № 27, пп.2, 6 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17 (далее - Инструкция № 17), унитарным предприятием «В» в 2012 г. не была проведена инвентаризация отходов. Во время проверки приказом директора предприятия от 14.08.2013 была назначена комиссия по проведению инвентаризации и проведена досрочная инвентаризация отходов по состоянию на 14 августа 2013 г., в ходе которой установлено наличие отходов производства в количестве 47,4 кг и 5 единиц люминесцентных трубок.

Кроме того, в нарушение подп.1.6 п.1 ст.17, п.1 ст.35 Закона об обращении с отходами, пп.2, 5, 13 и 14 Правил № 27, пп.41, 46, 47 Инструкции № 33 предприятием в проверяемом периоде и на момент проверки (16 сентября 2013 г.) не были обеспечены учет отходов производства в книге по форме ПОД-9 и ведение учета образования и поступления отходов в целом в книге по форме ПОД-10.

 

Пример 3

В соответствии с нормативами в обществе ежегодно образуются следующие отходы производства: люминесцентные трубки отработанные; ртутные лампы отработанные; свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом; изношенные шины с металлокордом; полиэтилен (пленка, обрезки); зола от сжигания быстрорастущей древесины, зола от сжигания дров; зола от сжигания торфобрикетов; смесь окалины и сварочного шлака; отходы абразивных материалов в виде пыли и порошка; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; отходы упаковочного картона незагрязненные; опилки и стружка при изготовлении столярных и фрезерованных деталей; кусковые отходы от производства столярных и фрезерованных деталей; железный лом; прочие лом и отходы цветных металлов, не вошедшие в группу II Б; абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов; стеклобой при использовании стекла 4 мм в строительстве; отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций; отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения; отходы (смет) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами; уличный и дворовый смет.

В нарушение подп.1.6, 1.11 п.1 ст.17, п.1 ст.35 Закона об обращении с отходами, части второй п.50 Инструкции № 33 в графе 2 книги по форме ПОД-10 в период с августа 2012 г. по апрель 2013 г. не указывались наименования образовавшихся в обществе отходов.

 

Пример 4

Согласно пп.3, 4, абзацам 1 и 2 п.5 Инструкции № 17 инвентаризация отходов производства - деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования.

Источник образования отходов производства - технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства.

Для определения источников образования отходов производства рассматриваются все виды деятельности, как основные, так и вспомогательные, осуществляемые организацией, в т.ч. прием, хранение, затаривание (растаривание), упаковка (распаковка), транспортировка в пределах производственной площадки сырья, материалов и продукции, при которых образуются утратившие потребительские свойства сырье, материалы, препараты, готовая продукция, остатки из вагонов, контейнеров, поддонов, тара и упаковка, грунт, загрязненный при россыпях, разливах, переливах и другие виды отходов.

В соответствии с актом уничтожения продукции с истекшим сроком годности от 03.01.2013 в магазине 3 января 2013 г. образовались отходы продуктов питания (пива) объемом 4,5 л и ПЭТ-бутылок в количестве 3 шт.

В нарушение подп.1.6, 1.11 п.1 ст.17, п.1 ст.35 Закона об обращении с отходами, пп.6, 7, 13, 14 Правил № 27, пп.1, 41, 46 Инструкции № 33 по магазину не велся первичный и общий учет отходов просроченных продуктов питания и ПЭТ-бутылок.

В нарушение подп.1.6 п.1 ст.17, п.2 ст.35 Закона об обращении с отходами, п.3, абзацев 1 и 2 п.5 Инструкции № 17 при проведении инвентаризации отходов производства за период с 3 января 2012 г. по 2 января 2013 г. в магазине не были учтены отходы просроченных продуктов питания и ПЭТ-бутылок.

 

Пример 5

В ходе проверки открытого акционерного общества (ОАО) «Ч» была представлена инструкция по обращению с отходами производства (далее - инструкция), которая устанавливает организацию и порядок работы по сбору отходов, их учету, хранению, захоронению, перевозке, нормированию, установлению лимитов хранения и захоронения отходов, производственному и экологическому контролю в области обращения с отходами. В приложении 1 к инструкции приведен перечень отходов, образующихся в ОАО «Ч».

В ходе проведенного осмотра территории ОАО 16 июля 2013 г. было установлено наличие на территории иных отходов, не указанных в инструкции: земляные выемки, грунт, образовавшиеся при проведении землеройных работ, не загрязненные опасными веществами, в количестве 18 куб.м, которые располагались возле молочно-товарного комплекса ОАО, и сучья, ветви, вершины в количестве 30 куб.м, образовавшиеся в процессе хозяйственной деятельности, которые располагались возле здания мастерских.

В соответствии с разделом «Группа VI. Древесные отходы» Классификатора отходов сучья, ветви, вершины (код 1730200) являются древесными отходами.

В соответствии с разделом «Группа III. Отходы минерального происхождения» Классификатора отходов земляные выемки, грунт, образовавшиеся при проведении землеройных работ, не загрязненные опасными веществами (код 3141101), являются отходами минерального происхождения.

Таким образом, в инструкции указан не полный перечень отходов, фактически имеющихся в ОАО, что является нарушением абзаца 4 части первой п.13 Инструкции № 45.

В разделе «Сбор и хранение отходов производства» инструкции был отражен порядок сбора отходов производства, который не соответствует перечню образующихся отходов. В перечень образующихся отходов не включены такие отходы, как земляные выемки, грунт, образовавшиеся при проведении землеройных работ, не загрязненные опасными веществами, сучья, ветви, вершины.

Таким образом, были нарушены пп.18, 19 Инструкции № 45.

Инструкция требует доработки в соответствии с требованиями Инструкции № 45.

Также в ходе проведенного осмотра территории молочно-товарного комплекса ОАО по состоянию на 16 июля 2013 г. было установлено, что бой кирпича керамического (код 3140705 по Классификатору отходов) в количестве 1 куб.м, отходы бетона (код 3142701) в количестве 2 куб.м, бой газосиликатных блоков (код 3144203) в количестве 1 куб.м хранились вне санкционированных и обозначенных мест, определенных картой-схемой мест хранения отходов (приложение 2 к инструкции), чем были нарушены требования подп.1.3 и 1.4 п.1 ст.17, п.1, частей первой-второй п.2 ст.25 Закона об обращении с отходами, подп.5.1.18 п.5 инструкции. Согласно инструкции и карте-схеме указанные отходы, предназначенные для дальнейшего использования, должны храниться ОАО на территории склада стройматериалов. Хранение указанных отходов на территории молочно-товарного комплекса картой-схемой мест образования отходов производства и потребления не предусмотрено.

Кроме того, в нарушение подп.1.6 п.1 ст.17, п.1 ст.35 Закона об обращении с отходами, части первой п.41, пп.46 и 47 Инструкции № 33, пп.13-16 Правил № 27 без соблюдения требований абзацев 1, 5 подп.4.3, подп.4.4 п.4 инструкции в ОАО по состоянию на 15 июля 2013 г. отсутствовал учет всех образовавшихся отходов (книга по форме ПОД-9 и книга по форме ПОД-10 отсутствовали и не велись).

 

26.01.2014

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук