Пособие от 30.11.2015
Автор: Навойчик Ю.

Административная ответственность в сфере обращения ценных бумаг


СОДЕРЖАНИЕ

 

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 11.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 11.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 11.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 11.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

С 1 января 2016 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 231-З). С этой даты утратит силу Закон Республики Беларусь от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» (далее - Закон № 1512-XII).

В Законе № 231-З дано определение эмиссионных ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, размещаемые выпусками, имеющие равные объем и сроки осуществления прав в рамках одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги этого выпуска (абзац 40 ст.1 Закона № 231-З). Эмиссионными ценными бумагами являются акции, государственные облигации, облигации, иные виды ценных бумаг (в том числе производные ценные бумаги), отнесенные к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах (часть первая ст.9 Закона № 231-З). Обязательные реквизиты эмиссионных ценных бумаг перечислены в ст.10 Закона № 231-З. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг установлена ст.12 Закона № 231-З.

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг установлена ст.12 Закона № 231-З.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг - юридический акт признания и подтверждения государством факта существования выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, сопровождаемый внесением соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг (часть первая ст.14 Закона № 231-З).

Проспект эмиссии составляется в случае: эмиссии акций, размещаемых путем проведения открытой подписки (продажи); эмиссии облигаций; допуска эмиссионных ценных бумаг к торгам на фондовой бирже.

Проспект эмиссии должен быть подготовлен при участии профессионального участника рынка ценных бумаг, за исключением случаев подготовки проспекта эмиссии эмитентом, являющимся профессиональным участником рынка ценных бумаг.

При размещении эмиссионных ценных бумаг путем проведения открытой подписки (продажи) эмитентом будут осуществляться подготовка краткой информации об эмиссии и ее размещение на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг, а также раскрытие иным образом, определенным республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, в порядке и сроки, установленные этим органом.

Проспект эмиссии, изменения и (или) дополнения, вносимые в проспект эмиссии, подлежат регистрации, а краткая информация об эмиссии - заверению республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь об административных процедурах (части первая-четвертая ст.16 Закона № 231-З).

Проспект эмиссии должен содержать сведения, установленные частью шестой ст.16 Закона № 231-З.

Краткая информация об эмиссии должна содержать общие сведения об эмитенте, эмитируемых эмиссионных ценных бумагах, сведения о месте, времени и способе ознакомления с проспектом эмиссии, а также иные сведения, установленные республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, и (или) определенные эмитентом (часть седьмая ст.16 Закона № 231-З).

Сделки с эмиссионными ценными бумагами могут совершаться на организованном либо неорганизованном рынках.

Сделки с эмиссионными ценными бумагами, совершаемые на организованном рынке, оформляются протоколом о результатах торгов, содержащим информацию, определяемую организатором торговли ценными бумагами.

Сделки с эмиссионными ценными бумагами, за исключением эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, на неорганизованном рынке совершаются в простой письменной форме путем заключения договора (части первая-третья ст.24 Закона № 231-З). Требования к существенным условиям договора содержатся в части третьей ст.24 Закона № 231-З.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг (дилеры, брокеры, доверительные управляющие) осуществляют куплю-продажу эмиссионных ценных бумаг между собой только на организованном рынке, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь о ценных бумагах (ст.26 Закона № 231-З). Требования, предъявляемые к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, установлены частью первой ст.28 Закона № 231-З.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2017 г. профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе осуществлять деятельность, не относящуюся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, в случаях, предусмотренных частью второй ст.28 Закона № 231-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 № 52-З).

 

Профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам включает следующие виды работ и услуг, составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам: брокерскую деятельность; дилерскую деятельность; деятельность по доверительному управлению ценными бумагами; клиринговую деятельность; депозитарную деятельность; деятельность по организации торговли ценными бумагами (часть первая ст.30 Закона № 231-З).

К профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам не относятся: приобретение ценных бумаг в целях получения дохода в виде процента и (или) дисконта либо дивиденда; покупка и продажа юридическими лицами, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ценных бумаг при посредничестве профессионального участника рынка ценных бумаг (в соответствии с договором поручения, комиссии или доверительного управления); эмиссия юридическими лицами эмиссионных ценных бумаг; совершение Национальным банком Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с возложенными на них функциями в пределах их компетенции, определенной в установленном порядке, сделок с ценными бумагами, а также осуществление работ и услуг, связанных с такими сделками и (или) реализацией прав, удостоверенных ценными бумагами; совершение иных действий с ценными бумагами, определенных республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг (часть третья ст.30 Закона № 231-З).

Действия в рамках осуществления работ и услуг, составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, вправе совершать только работник профессионального участника рынка ценных бумаг, состоящий с ним в трудовых отношениях и имеющий квалификационный аттестат специалиста рынка ценных бумаг (часть четвертая ст.30 Закона № 231-З).

Административная ответственность за нарушения в сфере обращения ценных бумаг до настоящего времени предусмотрена тремя статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП): 11.9, 11.10 и 11.23. Рассмотрим основные нарушения, которые могут допускать субъекты хозяйствования в этой сфере.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 11.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Иные нарушения установленного порядка эмиссии и размещения ценных бумаг влекут наложение штрафа на юридическое лицо до 200 базовых величин (далее - БВ) (часть 3 ст.11.9 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. размер штрафа по части 3 ст.11.9 КоАП - до 4 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З, далее - Закон № 95-З).

 

Пример 1

Порядок выпуска облигаций установлен Инструкцией о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146 (далее - Инструкция № 146), и включает в том числе принятие и утверждение эмитентом решения о выпуске облигаций путем проведения открытой (закрытой) продажи, а при размещении облигаций путем проведения открытой продажи - также утверждение проспекта эмиссии облигаций. Решение о выпуске облигаций должно содержать сведения, предусмотренные п.3 ст.6 Закона № 1512-XII, а также абзацем 7 п.34, п.36 (за исключением сведений, содержащихся в подп.36.22 п.36) Инструкции № 146, а в случае принятия решения о выпуске облигаций путем проведения закрытой продажи данное решение должно содержать также перечень лиц, среди которых размещаются облигации. Решение о выпуске облигаций составляется эмитентом с использованием услуг профучастника. Использование услуг профучастника при составлении решения о выпуске облигаций не требуется в случае, если эмитентом ценных бумаг является профучастник, открытое акционерное общество (ОАО) «Банк развития Республики Беларусь» (абзац 2 п.65 Инструкции № 146).

Таким образом, согласно требованиям абзаца 2 п.65 Инструкции № 146 решение о выпуске облигаций в случае принятия решения о выпуске облигаций путем проведения закрытой продажи должно содержать перечень лиц, среди которых размещаются облигации.

Закрытая продажа облигаций - размещение именных облигаций среди заранее индивидуально определенного круга лиц, число которых не превышает ста, путем заключения договоров купли-продажи на внебиржевом рынке (п.2 Инструкции № 146).

В нарушение требований абзаца 2 п.65 Инструкции № 146 решение о выпуске облигаций, размещение которых производится путем проведения закрытой продажи, не содержало перечня лиц, среди которых размещаются облигации.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 ноября 2017 г. вместо Инструкции № 146 действует Инструкция о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 78.

 

Пример 2

Данные, излагаемые в проспекте эмиссии и публикуемые в объявлениях о ценных бумагах, должны быть достоверными и пригодными для оценки хозяйственно-финансового положения эмитента (п.1 ст.9 Закона № 1512-XII, п.32 Инструкции № 146).

В нарушение требований п.1 ст.9 Закона № 1512-XII, п.32 Инструкции № 146 закрытое акционерное общество (ЗАО) «Т» указало недостоверные данные о кредиторских задолженностях и стоимости чистых активов общества в проспектах эмиссии облигаций.

Раздел «Финансово-хозяйственная деятельность эмитента» проспекта эмиссии должен содержать:

• показатели финансово-хозяйственной деятельности эмитента на 1-е число месяца (нарастающим итогом с начала года), предшествующего дате принятия решения о проведении открытой подписки (продажи) (абзац 1 подп.37.1 п.37 Инструкции № 146);

• динамику финансово-хозяйственной деятельности за последние 3 года, в том числе стоимость чистых активов, нормативного (собственного) капитала акционерного общества, приходящегося на одну акцию, а также среднесписочную численность работников (подп.37.2 п.37 Инструкции № 146).

В нарушение требований абзаца 1 подп.37.1 п.37 Инструкции № 146 в проспекте эмиссии первого выпуска облигаций содержались показатели финансово-хозяйственной деятельности общества не на 1-е число месяца (нарастающим итогом с начала года), предшествующего дате принятия решения о проведении открытой подписки (продажи), в нарушение требований подп.37.2 п.37 Инструкции № 146 ЗАО «Т» указало недостоверные данные о стоимости нормативного (собственного) капитала банка, приходящегося на одну акцию, и среднесписочной численности работников в проспекте эмиссии.

 

Пример 3

В проспект эмиссии должны быть включены следующие сведения (п.3 ст.9 Закона № 1512-XII):

• полное наименование и юридический адрес; дата учреждения; предмет деятельности эмитента; дата и номер протокола принятия решения о выпуске ценных бумаг; цель использования финансовых ресурсов, приобретенных от эмиссии; планируемый объем эмиссии; вид ценных бумаг, связанные с ними права; по акциям - учредители и возможные права, предоставляемые владельцам привилегированных акций; количество и номинальная стоимость и стоимость эмиссии ценных бумаг; число серий и порядковые номера; место, дата начала и прекращения продажи; информация о возможных привилегиях владельцев ценных бумаг; наименование профессионального участника рынка ценных бумаг (если эмитент пользуется его услугами); действия, совершаемые в случае превышения или недостижения уровня подписки; метод исчисления и срок выплаты доходов; адреса мест выплаты доходов, осуществления операций и депонирования; иные сведения, полный перечень которых устанавливается центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг;

• для эмитентов, действующих свыше года, дополнительно предоставляются удостоверенные ревизором (аудитором) бухгалтерский баланс и счет прибылей и убытков, численность служащих, а также данные о руководящих работниках; перечень и результаты прежних эмиссий ценных бумаг, а также распределение ценных бумаг по видам; количество выпущенных акций, находящихся в собственности руководящих работников эмитента.

В нарушение требований п.3 ст.9 Закона № 1512-XII ОАО «Б» не включило в проспект эмиссии облигаций сведения о предыдущих выпусках облигаций и результатах их эмиссии.

 

Пример 4

Проведение открытой подписки (продажи) осуществляется после регистрации проспекта эмиссии, заверения краткой информации и ее публикации в периодическом печатном издании не ранее 1 месяца до даты начала проведения открытой подписки (продажи) и не позднее чем за 1 день до даты начала проведения открытой подписки (продажи) (п.9 Инструкции № 146).

В нарушение требований п.9 Инструкции № 146 ЗАО «Т» опубликовало краткую информацию о проведении открытой продажи облигаций с нарушением соответствующих сроков.

Публикуемая краткая информация должна содержать основные сведения об эмитенте и об условиях выпуска ценных бумаг, месте, времени и способе ознакомления с более подробной информацией (в проспекте) (часть вторая п.8 ст.9 Закона № 1512-XII).

Проспект эмиссии и краткая информация составляются в порядке, предусмотренном главой 3 Инструкции № 146 (п.9 Инструкции № 146).

В соответствии с требованиями части первой п.41 Инструкции № 146 краткая информация должна содержать сведения, установленные абзацами 2-10 п.34 Инструкции № 146, а также сведения о месте, времени и способе ознакомления с проспектом эмиссии.

В нарушение требований части второй п.8 ст.9 Закона № 1512-XII, части первой п.41 Инструкции № 146 в краткой информации об открытой продаже облигаций ЗАО «Т» не содержались сведения о месте нахождения эмитента, об основных видах деятельности эмитента, о наименовании периодического печатного издания, в котором будет публиковаться бухгалтерская отчетность эмитента, размере его уставного фонда.

 

Пример 5

В соответствии с п.1 ст.5 Закона № 1512-XII облигация - это ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Если иное не установлено решением о выпуске облигаций и проспектом эмиссии облигаций:

• дисконтные облигации продаются по стоимости ниже номинальной и погашаются по номинальной стоимости;

• процентные облигации продаются по номинальной стоимости и погашаются по номинальной стоимости с выплатой причитающегося процента (п.72 Инструкции № 146).

В соответствии с требованиями части первой п.67 Инструкции № 146 исполнение обязательств по облигациям обеспечивается в порядке, установленном подп.1.7 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» (далее - Указ № 277).

Исполнение обязательств по облигациям обеспечивается залогом, или (и) поручительством, или (и) банковской гарантией, или (и) договором страхования ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств эмитента облигаций, или (и) правом требования по кредитам, выданным банками на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости, за исключением случаев, установленных в подп.1.8, 1.10 и 1.11 п.1 Указа № 277 (часть первая подп.1.7 п.1 Указа № 277).

В нарушение требований части первой подп.1.7.п.1 Указа № 277, части первой п.67 Инструкции № 146 исполнение обязательств по облигациям обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Б» по уплате процентного дохода в период их размещения и обращения обеспечено не было.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 июля 2016 г. п.1 Указа № 277 изложен в новой редакции на основании Указа Президента Республики Беларусь от 18.07.2016 № 272. Комментарий см. здесь.

 

Пример 6

Владелец жилищных облигаций при погашении (досрочном погашении) облигаций имеет право получить номинальную стоимость жилищных облигаций либо жилое помещение, общая площадь которого соответствует эквиваленту номинальной стоимости принадлежащих ему жилищных облигаций, выраженному в квадратных метрах, принадлежащих ему жилищных облигаций (часть первая п.19 Инструкции о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных облигаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.09.2009 № 115, далее - Инструкция № 115).

В нарушение требований части первой п.19 Инструкции № 115 порядок окончательного расчета за квартиры при погашении жилищных облигаций, установленный договорами (соглашениями) организации строительства жилых помещений, заключенными ЗАО «Т» с гражданами - покупателями жилищных облигаций, не обеспечивал получение владельцами жилищных облигаций жилого помещения соответствующей общей площади.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 октября 2016 г. взамен Инструкции № 115 действует Инструкция о порядке эмиссии, обращения и погашения жилищных облигаций, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 54.

 

Справочно

Общая площадь жилого помещения - сумма жилой площади, площадей подсобных и летних помещений, встроенных шкафов и холодных кладовых в многоквартирном, блокированном или одноквартирном жилом доме, определяемая в соответствии со строительными нормами Республики Беларусь (п.2 Инструкции № 115).

 

В то же время договорами было установлено, что окончательный расчет за квартиру производится исходя из общей площади квартиры по санитарным нормам и правилам, определенной по результатам обмера, произведенного органами государственной регистрации недвижимости, и указанной в технической документации, но не менее площади, указанной в проектной документации.

 

Пример 7

Договор с эмитентом должен содержать описание объекта жилищного строительства в соответствии с проектной документацией с указанием особенностей строительства, а также описание жилого помещения, являющегося предметом договора, с указанием о полном или частичном выполнении отделочных работ и гарантийного срока на жилое помещение (абзац 2 части второй п.5 Инструкции № 115).

В нарушение требований абзаца 2 части второй п.5 Инструкции № 115 общие и жилые площади квартир, указанные ООО «Б» в договорах организации строительства жилых помещений, не соответствовали проектной документации.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 11.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Совершение сделок с ценными бумагами с нарушением требований законодательства, в том числе порядка и условий их совершения, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо - в размере от 50 до 200 БВ (часть 1 ст.11.10 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. размер штрафа по части 1 ст.11.10 КоАП - от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ (в редакции Закона № 95-З).

 

Пример 8

В нарушение требований части второй п.32 Инструкции о порядке осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006 № 112 (далее - Инструкция № 112, постановление № 112), ЗАО «Б» не отказало комитентам - физическим лицам, имеющим доступ к закрытой информации эмитента покупаемых акций, в выполнении работ и предоставлении услуг на покупку акций по их поручениям, которые влекли нарушение законодательства о ценных бумагах, и совершило сделки на биржевом рынке во исполнение данных поручений. В указанных поручениях срок исполнения был установлен «на один день», что противоречит требованиям пп.17 и 19 Инструкции о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением № 112 (далее - Инструкция о порядке совершения сделок).

В соответствии с п.17 Инструкции о порядке совершения сделок эмитент, а также лица, имеющие доступ к закрытой информации эмитента, до покупки простых (обыкновенных) акций данного эмитента обязаны опубликовать в средствах массовой информации либо объявить иным образом, делающим доступным неопределенному кругу лиц, в том числе путем подачи заявки на покупку акций в Белорусской котировочной автоматизированной системе биржи, текст предложения о покупке акций.

В случае если в тексте предложения о покупке (скупке) акций указано, что сделки купли-продажи совершаются на бирже, текст опубликованного (объявленного) предложения о покупке (скупке) акций не позднее чем за 3 рабочих дня до даты начала покупки акций также представляется на биржу (часть вторая п.19 Инструкции о порядке совершения сделок).

В то же время банк исполнил данные поручения с учетом указанных выше требований пунктов Инструкции о порядке совершения сделок - после трехдневного срока представления предложений о покупке акций в Белорусской котировочной автоматизированной системе биржи. Однако тем самым ЗАО «Б» нарушило требования подп.31.4 п.31, абзаца 5 п.10 Инструкции № 112 (в редакции от 13.10.2011).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 ноября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 76 утверждены новые Инструкция о порядке обращения ценных бумаг на территории Республики Беларусь и Инструкция о требованиях к условиям и порядку осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам.

 

Пример 9

В соответствии с требованиями абзаца 5 п.10 Инструкции № 112 (в редакции от 13.10.2011) брокер обязан исполнять поручения клиента в порядке их поступления в полном соответствии с полученными от него указаниями.

В соответствии с требованиями подп.31.4 п.31 Инструкции № 112 профучастник обязан обеспечивать выполнение работ и предоставление услуг юридическим и физическим лицам, обратившимся к профучастнику для выполнения работ и предоставления услуг, в соответствии с документами, указанными в подп.31.1, 31.2 п.31 Инструкции № 112.

В нарушение требований подп.31.4 п.31, абзаца 5 п.10 Инструкции № 112 (в редакции от 13.10.2011) ЗАО «Б» не обеспечило исполнение соответствующих поручений в полном соответствии с полученными указаниями.

Согласно договорам комиссии поручения классифицировались по срокам действия:

• «до отмены» (открытое поручение) - поручение комиссионеру, действующее до исполнения или отмены;

• на определенный срок - поручение, исполнение которого должно быть осуществлено в течение этого срока;

• если в поручении не обозначен срок его действия, предполагается, что оно дается на 1 день.

Данное условие было установлено также в разработанном и утвержденном банком примерном договоре комиссии на комплексное обслуживание на рынке ценных бумаг.

В поручениях комитентов - физических лиц сроки их действия не были обозначены, что предусматривает обязанность банка исполнить их в течение 1 дня.

Однако при совершении сделок покупки акций по данным поручениям ЗАО «Б» исполняло их не в течение 1 дня, а на условиях «до отмены» (открытого поручения), что стало неисполнением указаний клиентов в отношении существенных условий договоров комиссии.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 11.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Отсутствие либо нарушение установленного порядка учета сделок с ценными бумагами, совершаемых или регистрируемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, или регистрация сделок с ценными бумагами, оформленных либо совершенных с нарушением законодательства, а равно нарушение установленных законодательством ограничений на осуществление профессиональной деятельности по ценным бумагам влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 200 БВ (часть 3 ст.11.10 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. размер штрафа по части 3 ст.11.10 КоАП равен до 20 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ (в редакции Закона № 95-З).

 

Пример 10

В соответствии с абзацем 5 п.5 Инструкции о порядке совершения сделок (в редакции от 13.10.2011) договор должен содержать сведения об отсутствии (наличии) ограничений и запретов на совершение сделки.

Исходя из п.9 Инструкции о порядке совершения сделок обращение акций на внебиржевом рынке осуществляется с обязательной регистрацией совершаемой сделки профучастником, осуществляющим депозитарную и (или) брокерскую деятельность.

Абзацем 3 п.13 Инструкции о порядке совершения сделок предусмотрена обязанность профучастника при регистрации сделки проверить соответствие договора требованиям законодательства.

В нарушение абзаца 5 п.5 и абзаца 3 п.13 Инструкции о порядке совершения сделок (в редакции от 13.10.2011) ООО «А» зарегистрировало договоры купли-продажи акций, несмотря на то, что они не содержали сведений об отсутствии (наличии) ограничений и запретов на совершение сделки.

 

Пример 11

При осуществлении лицензиатом нескольких видов работ и услуг, составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, минимальный размер собственного капитала (чистых активов) должен соответствовать наибольшей сумме, установленной в части второй подп.1.1 п.1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11.11.2009 № 139 «Об установлении финансовых требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и квалификационных требований к их руководителям и сотрудникам» (далее - постановление № 139) для одного из видов работ и услуг, указанных в специальном разрешении (лицензии) (часть четвертая подп.1.1 п.1 постановления № 139).

Минимальный размер собственного капитала (чистых активов) устанавливается в сумме, эквивалентной:

• дилерская деятельность - 3 000 БВ;

• брокерская деятельность - 3 000 БВ (часть вторая подп.1.1 п.1 постановления № 139).

В нарушение требований части четвертой подп.1.1 п.1 постановления № 139 ООО «А» в период с 1 января по 30 июня 2015 г. осуществляло дилерскую и брокерскую деятельность, в то время как размер его собственного капитала (чистых активов) был меньше 3 000 БВ.

При этом согласно журналам учета сделок, совершенных профучастником, в указанный период ООО «А» осуществляло и брокерскую, и дилерскую деятельность. Таким образом, обществом не соблюдались установленные законодательством ограничения на осуществление профессиональной деятельности по ценным бумагам в части минимального размера собственного капитала (чистых активов).

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 11.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка заключения и исполнения договоров банковского вклада (депозита), страхования, договоров, заключаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, предусматривающих привлечение денежных средств граждан, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ (часть 1 ст.11.23 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. ст.11.23 КоАП исключена Законом № 95-З.

 

Пример 12

Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан заключить с физическими лицами договоры в письменной форме и определить в этих договорах кроме условий, определенных законодательством Республики Беларусь, следующие существенные условия:

• размер и порядок внесения денежных средств физическими лицами;

• срок исполнения обязательства;

• основания для досрочного расторжения договора;

• порядок возврата денежных средств в случае неисполнения обязательства или досрочного расторжения договора;

• ответственность за неисполнение обязательства (часть вторая п.2 ст.12 Закона № 1512-XII).

Существенными условиями договора поручения или комиссии являются также наименование ценных бумаг с указанием их вида, категории и типа, предельные уровни (минимальный и (или) максимальный) цены и (или) доходности сделок либо порядок их определения, при которых возможно исполнение сделок, а также иные условия, относительно которых по заявлению сторон должно быть достигнуто соглашение (п.7 Инструкции № 112 (в редакции от 13.10.2011)).

В нарушение требований части второй п.2 ст.12 Закона № 1512-XII, п.7 Инструкции № 112 в договорах комиссии, заключенных ЗАО «Б» с физическими лицами, отсутствовали указания на категорию покупаемых акций (простая или привилегированная), тип покупаемых акций.

 

30.11.2015

 

Юрий Навойчик, юрист